Дело №2-1463/15
Строка №27
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
председательствующего судьи Щербининой Г.С.,
при секретаре: Савенковой Е.Ю.,
с участием истца ФИО1,
представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующей на основании доверенности ФИО2,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Воронежской дистанции пути структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры Юго –Восточной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД», действующего на основании доверенности ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО7 к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ года ФИО1 обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от ДД.ММ.ГГГГ года в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» истцу было отказано, из-за отсутствия необходимого специального стажа продолжительностью 12 лет 6 месяцев.
Не согласившись с указанным решением, ФИО1 обратился в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, просит суд:
1) Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже включить в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ периоды работы в Воронежской дистанции пути Юго – Восточной железной дороги:
с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ) – в качестве <данные изъяты>;
с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ – в качестве <данные изъяты>;
2) Признать право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с ДД.ММ.ГГГГ года;
3) Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже назначить и выплачивать трудовую пенсию по старости досрочно в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - с ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании истец ФИО1 заявленные исковые требования поддержала, просит суд их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже, действующая на основании доверенности ФИО2, в судебном заседании исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. Представила суду письменные возражения относительно заявленных исковых требований (л.д.29-30).
Представитель третьего лица Воронежской дистанции пути структурного подразделения Центральной дирекции инфраструктуры Юго-Восточной дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД», действующий на основании доверенности ФИО3, требования истца полагает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, обозрев материалы отказного пенсионного дела истца, суд приходит к следующим выводам.
С 1 января 2002 года введен в действие Федеральный Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, который одновременно предусматривает право граждан отдельных категорий на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28). Ранее такой порядок регулировался Законом РФ от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
При исчислении специального стажа в соответствии с п.п. 5 п.1 ст.27 Закона от 17.12.2001 года применяется «Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.1992 года №272.
Работники будут иметь право на досрочную трудовую пенсию по старости, если выполняют работы на участках магистральных железных дорог с интенсивным или особо интенсивным движением поездов. К ним относятся, например, бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, монтеры пути, ремонтники текущих сооружений и др.
Магистральные железные дороги – это комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, входящих в систему Министерства путей сообщения РФ. Особо интенсивное движение – это размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 100 пар и на однопутном участке – более 48 пар в сутки. Интенсивное движение – соответственно более 50 пар в сутки.
Интенсивность движения поездов определяется по графикам движения поездов, ежегодно утвержденным МПС России. График является одним из важнейших качественных показателей работы железных дорог, основой организации движения поездов и объединяет деятельность всех подразделений, выражая заданный объем эксплуатационной работы железных дорог.
При исчислении специального стажа руководствуются правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением правительства РФ от 11.07.2002 года №516.
Согласно пункту 5 вышеуказанных правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня.
В соответствии с п.4 Правил от 11.07.2002 года в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по стрости, засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течении полного рабочего дня. Понятие полного рабочего дня закреплено в пункте 5 Разъяснений Министерства труда РФ от 22.05.1996 года №5 О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Министерства труда от 22.05.1996 года № 29: под полным рабочим днем понимается выполнение работ в особых условиях труда не менее 80 % рабочего времени.
При определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости необходимо документально (справка, уточняющая особый характер работы) подтвердить постоянную занятость в особых условиях труда.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ (л.д.34-37).
Решением УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ истцу отказано из-за отсутствия специального стажа, необходимого для назначения данного вида пенсии продолжительностью 12 лет 6 месяцев.
В соответствии с Приложением к решению УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-12), истцу в специальный стаж в соответствии со Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с п. «д» ст. 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (утвержден постановлением Правительства РФ от 24.04.1992 года №272) не включены периоды работы в Воронежской дистанции пути Юго – Восточной железной дороги:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 3 дня),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 1 день) – в качестве <данные изъяты> так как заявителем не представлена справка, уточняющая особый характер работы, а архивная справка не подтверждает занятость по текущему ремонту, содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных работ с интенсивным движением поездов;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 10 дней),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней) – в качестве <данные изъяты>, так как заявителем не представлена справка, уточняющая особый характер работы, а архивная справка не подтверждает работу заявителя в качестве <данные изъяты>, занятого на участках магистральных железных работ с интенсивным движением поездов.
На основании объяснений лиц, участвующих в деле, копии справки, уточняющей особый характер работы (л.д.13), копии архивной справки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), копии трудовой книжки (л.д.19-25), судом установлено, что истец ФИО1 работал полный рабочий день при пятидневной рабочей неделе на участке магистральных железных дорог <адрес>, <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ ( приказ о приеме от ДД.ММ.ГГГГ №17) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №№) - в качестве <данные изъяты>, занятого на текущем содержании и ремонте пути и искусственных сооружений, на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов ; с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №№ в качестве <данные изъяты> занятого на текущем содержании и ремонте пути и искусственных сооружений, на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Профессия «бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений», код 11241 8 56 7511, предусмотрена «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016-94, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367 с 1 января 1996 г.
В соответствии с тарифно - квалификационными характеристиками Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 56 раздел «Железнодорожный транспорт и метрополитен», утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 06.12.1983 № 283/24-82, на рабочем месте «бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений» должны выполняться работы по организации выполнения работ по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений; руководство рабочими, выполняющими эти работы в пределах обслуживаемого участка; содержание пути и искусственных сооружений в исправном состоянии, обеспечивающем бесперебойное и безопасное движение поездов; осмотр пути и искусственных сооружений в установленные сроки. Выявление неисправностей, появляющихся в элементах верхнего строения пути, земляном полотне, искусственных сооружениях, проведение работ по их предупреждению, а также по продлению сроков службы верхнего строения пути; обеспечение безопасности движения поездов при проведении путевых работ и др.
Профессия «бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений» была введена постановлением Минтруда РФ от 19.12.1996 №18, заменив применявшейся до указанного периода «бригадир пути». Профессия и характер работы «бригадира пути» полностью соответствует профессии «бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений».
Профессия «монтер пути», код 14668 3 03 7150 2-6 1222, предусмотрена «Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» ОК 016-94, принятым и введенным в действие постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 № 367 с 1 января 1996 г.
В соответствии с единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, выпуск 03, раздел «Строительные, монтажные и ремонтно- строительные работы», утв. Постановлением Госкомтруда СССР, Госстроя СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.07.85 № 226/125/15-88 на рабочем месте «монтера пути» должны выполняться работы при монтаже, демонтаже и ремонте конструкций верхнего строения пути: раскладка шпал и скреплений вручную, завертывание и вывертывание шурупов в шпалах, антисептирование шпал и брусьев вручную, демонтаж рельсовых стыков, установка и перестановка путевых знаков и снегозащитной ограды, очистка путей от снега в ручную.
В соответствии с Инструкцией по текущему содержанию железнодорожного транспорта от 01.07.2000г. N ЦП-774 в задачу текущего
содержания пути входят систематический надзор за комплексом сооружений пути и путевых устройств и содержание их в состоянии, гарантирующем безопасное и бесперебойное движение поездов с максимальными допускаемыми (установленными приказом начальника железной дороги) скоростями. Текущее содержание пути осуществляется круглогодично и на всем протяжении пути, включая участки, находящиеся в ремонте.
Характер работы и условия труда на рабочем месте «монтер пути» и «бригадир (освобожденный) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений» (бригадир пути) станции Воронеж-1 Воронежской дистанции пути, соответствуют работе во вредных и опасных условиях труда из-за наличия следующих вредных факторов производственной среды:
Напряженность трудового процесса, связанная с постоянным обеспечением безопасности движения железнодорожного транспорта.
Наличие в воздухе рабочей зоны оксида азота, фенола, диоксида серы (вещества 2-3 класса опасности).
Поражение электрическим током.
Шум.
Травмирование движущимися предметами и механизмами.
Работники должны быть обеспечены в установленном порядке средствами индивидуальной защиты, спецодеждой, спецобувью и другими средствами.
Для рабочего места «монтер пути» Воронежской дистанции пути установлено право на дополнительный отпуск продолжительностью 6 рабочих дней по п. 10 раздела XXXIII «Транспорт» Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день», утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР от 25.10.1974 года № 298/П-22.
Постановлением Правительства РФ от 24.4.1992г. №272 утвержден Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте, пользующихся правом на пенсионное обеспечение.
Право на досрочное назначение пенсии по статье 27 (подпункт 5 пункта 1) Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 17Э-ФЗ предусмотрено:
монтерам пути, занятым на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением.
бригадирам (освобожденным) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений (бригадир пути), имеющим право на досрочное назначение пенсии при непосредственной занятости на участках магистральных дорог с интенсивным движением.
Магистральные железные дороги - комплекс сооружений и технических средств общего пользования, предназначенных для перевозки пассажиров и грузов, входящих в систему путей сообщений РФ.
Интенсивность движения поездов - размеры движения пассажирских и грузовых поездов (в сумме) по графику на двухпутных участках более 50 пар и однопутных - более 24 пар в сутки (Правила технической эксплуатации железных дорог РФ, утвержденных Министерством путей сообщений РФ от 26.05.2000г. ЦРБ- 756). Интенсивность участков дороги определяется Службой перевозок ежегодно.
Околотки - линейные производственные подразделения структурных подразделений железных дорог, обслуживающих железнодорожную инфраструктуру.
Интенсивность движения поездов подтверждена справкой от 20.07.2012 года «ДГДП-10/54 (л.д. 101), согласно которой, движение пар поездов в сутки на указанных участках составило более 50 пар поездов.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценивая представленные истцом доказательств в совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права истца на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение Федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Рассматривая требование истца о признании за ним права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд принимает во внимание расчет стажа с учетом включения спорных периодов работы, представленный ответчиком (л.д.31-33), согласно которому, специальный стаж ФИО1 составит 12 лет 6 месяцев 28 дней, что является достаточным для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в случае, если в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования отсутствуют необходимые для назначения трудовой пенсии сведения и (или) к заявлению приложены не все необходимые документы, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за трудовой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представит дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за трудовой пенсией считается день приема заявления о назначении трудовой пенсии.
Вместе с тем п. 1 ст. 19 вышеуказанного Федерального закона установлено, что трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение трудовой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Таким образом, поскольку суд пришел к выводу о включении спорных периодов в специальный стаж, и, учитывая, что истец обратился в УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ДД.ММ.ГГГГ (л.д.34-35), право на назначение пенсии в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ у истца возникло ДД.ММ.ГГГГ (по достижении возраста 55 лет), суд считает возможным удовлетворить требование истца о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ года.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 ФИО8 к УПФ РФ в г. Воронеже Воронежской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ года – удовлетворить.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже включить ФИО1 ФИО9 в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости досрочно в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года №173-ФЗ, периоды работы в Воронежской дистанции пути Юго – Восточной железной дороги:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (3 месяца 3 дня),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 месяцев),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 1 день) – в качестве <данные изъяты>;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (11 месяцев 10 дней),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней),
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней) – в качестве <данные изъяты>;
Признать за ФИО1 ФИО10 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ года.
Обязать УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже назначить и выплачивать ФИО1 ФИО11 досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с ДД.ММ.ГГГГ года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья: Щербинина Г.С.
В окончательной форме решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.