Дело № 2-1463/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 апреля 2019 года г. Ижевск
Октябрьский районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе судьи Шешукова Д.А.,
при секретаре Костылевой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Товарищества собственников жилья «Ниагара» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирного дома, пени,
у с т а н о в и л:
Товарищество собственников жилья «Ниагара» (далее – истец) обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 (далее – ответчик) о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирного дома, пени.
Истец предоставляет коммунальные услуги в необходимых количествах в соответствии с требованиями законодательства. С 15.09.2015 по настоящее время собственником ? машиноместа <номер>, машиноместа <номер> и квартиры <номер>, расположенных по адресу: <адрес>, является ответчик. Размер платы ответчика за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, текущему ремонту общего имущества и взносы на капитальный ремонт (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ) рассчитываются на основании смет содержания жилищного комплекса ТСЖ «Ниагара», утвержденных протоколами общего собрания членов ТСЖ «Ниагара». Ответчик обязательства по оплате коммунальных услуг и платы за содержание общего имущества многоквартирного дома не исполняет. За период с сентября 2015 года по июль 2017 года задолженность составила 614 700,35 рублей. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жалом помещении, определяется в соответствии с формулой 3 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии. При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги. Размер расходов и тарифы на «услуги охраны машиноместа», «эксплуатационные расходы Дом», «эксплуатационные расходы Машиноместо», а также на содержание иного общего имущества многоквартирного дома определяется по формулам, указанным в исковом заявлении. Размеры тарифов указаны в расчетной ведомости. Ответчик сведения о месте регистрации не представляет, от заключения договора предоставления коммунальных услуг уклоняется. Истец просит взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества многоквартирного дома в размере 499 473 рублей 26 копеек, пени за несвоевременную оплату коммунальных услуг в размере 115 227 рублей 09 копеек.
При рассмотрении настоящего дела истец изменил исковые требования и увеличил их размер, просил взыскать с ответчика задолженность по оплате коммунальных услуг и содержанию общего имущества многоквартирного дома в размере 590 524 рублей 21 копейки, пени в размере 180 971 рубля 09 копеек.
Истец и ответчик, надлежащим образом уведомленные о дате и времени судебного разбирательства, в суд не явились.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон в соответствии с требованиями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).
Ранее в судебных заседаниях представители ответчика ответчик исковые требования не признали, полагали, что доказательства оказания услуг за теплоэнергию, электроэнергию, водоснабжение истцом не представлены, документы, подтверждающие показания коллективных приборов учета, законность дифференциации тарифа, отсутствуют, не указано количество потребленного ресурса в каждой квартире, доказательства оказания услуг охраны дома, гаража, сбора и вывоза ТБО, технического обслуживания дома и гаража, эксплуатации и содержания дома и гаража, ремонта полового покрытия в гараже, ремонта водостока в гараже истцом не представлены. Протоколы общих собраний не могут быть приняты во внимание, так как самих собраний никогда не происходило. Сметы, которые представил истец, могут быть также подложными, т.е. эти сметы могут оказаться не теми сметами, которые действительно утверждались (в самих протоколах общих собраний никакие конкретные сумы не указаны), смети никем не утверждались, договоров на оказание услуг не имеется, актов приемки услуг ответчик не подписывал. Другие жильцы, по сведениям ответчика, соответствующих расходов не несли. Документы, подтверждающие общую площадь помещения, используемого под машино-места, и документы об установке отдельных приборов учета для данного помещения истцом не представлены. Истцом не доказан тот факт, что денежные средства в качестве взносов на капитальный ремонт должны быть уплачены именно ему. К рассматриваемым отношениям возможно применение цены за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений, принадлежащих на праве собственности городу Москве и предоставленных в пользование по договору социального найма жилого помещений, утвержденные Приложением 5 к постановлению Правительства Москвы от 19.05.2015 № 280-ПП, Приложением 5 к постановлению Правительства Москвы от 15.12.2015 № 889-ПП, Приложением 5 к постановлению Правительства Москвы от 13.12.2016 № 848-ПП. из текста искового заявления нельзя однозначно определить, за какие именно услуги водоснабжения и электроэнергии просит взыскать задолженность истец. Электроэнергия и водоснабжение в квартире не потребляются в связи с отключением, и плата за них не может быть взыскана. Ответчик членом ТСЖ не является, никогда заявление о вступлении в ТСЖ не писал. Поэтому решения ТСЖ не имеют для ответчика юридического значения. Для содержания машино-мест применяется п. 43 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. С учетом изложенного просили в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из документов, представленных истцом, следует, что жилое помещение – квартира, назначение: жилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м, этаж <данные изъяты>, кадастровый номер <номер>, расположенная по адресу: <адрес>, в период с 15.09.2015 по 29.11.2017 принадлежала на праве собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе прав на объект недвижимости <номер> от <дата>.
Машино-место <номер>, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м, этаж: подвал, кадастровый <номер>, расположенное по адресу: <адрес>, в период с <дата> принадлежит на праве общей долевой собственности (доля в праве ?) ФИО1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества <номер> от <дата>.
Машино-место <номер>, назначение: нежилое, общей площадью <данные изъяты> кв.м, этаж: подвал, кадастровый <номер>, расположенное по адресу: <адрес>, в период с <дата> принадлежит на праве собственности ФИО1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества <номер> от <дата>.
В вышеуказанном жилом помещении с 30.08.2012 зарегистрирована по месту жительства ФИО2, что подтверждается выпиской из домовой книги <номер>.
Истец в спорный период осуществлял управлением многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, что подтверждается уставом истца, протоколами общих собраний членов ТСЖ «Ниагара», актами приема-передачи оказанных услуг со стороны ресурсоснабжающих организаций, актами поверки узлов учета, не оспаривается ответчиком.
Кроме того, факт управления указанным многоквартирным домом истцом подтверждается и апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 05.09.2016 по делу № 33-3824/2016.
Сведений и доказательств наличия недостатков в исполнении обязательств по управлению многоквартирным домом, в том числе ненадлежащего оказания коммунальных услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества, в материалы дела не представлено.
За период с сентября 2015 года по ноябрь 2017 года истцом начислена плата за коммунальные услуги и содержание общего имущества многоквартирного дома в общем размере в общем размере 590 524 рублей 21 копейки без учета пени, в том числе за:
Сентябрь 2015 года – 18 775,77 руб.,
Октябрь 2015 года – 21 005,90 руб.,
Ноябрь 2015 года – 21 752,67 руб.,
Декабрь 2015 года – 21 663,71 руб.,
Январь 2016 года – 25 172,26 руб.,
Февраль 2016 года – 22 726,96 руб.,
Март 2016 года – 22 678,73 руб.,
Апрель 2016 года – 21 222,58 руб.,
Май 2016 года – 19 452,32 руб.,
Июнь 2016 года – 19 200,14 руб.,
Июль 2016 года – 18 986,84 руб.,
Август 2016 года – 19 449,75 руб.,
Сентябрь 2016 года – 19 999,01 руб.,
Октябрь 2016 года – 22 305,20 руб.,
Ноябрь 2016 года – 23 689,32 руб.,
Декабрь 2016 года – 23 928,57 руб.,
Январь 2017 года – 26 114,09 руб.,
Февраль 2017 года – 24 999,78 руб.,
Март 2017 года – 24 004,87 руб.,
Апрель 2017 года – 23 273,86 руб.,
Май 2017 года – 22 159,25 руб.,
Июнь 2017 года – 20 892,33 руб.,
Июль 2017 года – 19 861,19 руб.,
Август 2017 года – 19 925,08 руб.,
Сентябрь 2017 года – 20 214,41 руб.,
Октябрь 2017 года – 23 081,15 руб.,
Ноябрь 2017 года – 23 988,47 руб.
Указанные выше обстоятельства следуют из содержания искового заявления, объяснений, расчетов, приложенных к исковому заявлению.
Согласно ч. 1, 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ в редакции, действовавшей с 26.12.2012, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
С 30.06.2015 п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ изложен в следующей редакции: «1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
С 04.07.2016 п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ изложен в следующей редакции: «1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме».
С 10.08.2017 п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ изложен в следующей редакции: «1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме».
В силу ч. 5 ст. 155 ЖК РФ, члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 ЖК РФ.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со ст. 171 ЖК РФ (ч. 6 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 10 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Согласно ч. 11 ст. 10 ЖК РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно апелляционному определению судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики от 05.09.2016 по делу № 33-3824/2016, имеющему преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, а также протоколов общих собраний собственников, представленных истцом, последний осуществляет функции управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>
Указанное обстоятельство не оспаривается ответчиком.
Исходя из буквального толкования норм статей 153 и 155 ЖК РФ, отсутствие подписанного сторонами договора не освобождает ответчика от обязанности по оплате содержания жилого помещения и коммунальных услуг, фактически предоставленных ответчику.
В соответствии с ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Исходя из содержания представленных истцом протоколов, иной срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен не был.
Согласно ч. 1, 2 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 1). Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
В материалах дела отсутствуют сведения о том, что в принадлежащем ответчику жилом помещении в спорном периоде, за который взыскивается задолженность, имелись введенные в установленном порядке в эксплуатацию и допущенные к учету индивидуальные приборы учета потребления коммунальных ресурсов по холодному, горячему водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению.
Из содержания искового заявления и расчетов долга, в состав задолженности ответчика истец включает расходы на следующие услуги: охрана дома и гаража, сбор и вывоз ТБО, техническое обслуживание дома и гаража, эксплуатация и содержание дома и гаража, по подаче тепловой энергии, электрической энергии, по водоснабжению и водоотведению, а также взносы на капитальный ремонт, целевые сборы на ремонт полового покрытия и водостока в гараже.
Истец предъявляет к взысканию с ответчика задолженность по оплате коммунальной услуги по электроснабжению в размере 20 767,42 руб.
Как указывает истец, размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила), исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Согласно п. 42 Правил при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и отсутствии технической возможности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, газоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулами 4 и 5 приложения № 2 к Правилам исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В соответствии с пп. а) п. 4 Приложения № 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту Правил определяется по формуле 4:
Pi = ni x Nj x Tкр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По указанной формуле определяется размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению в отдельном жилом помещении, то есть в спорной квартире, поскольку в материалы дела не представлены доказательства наличия в спорной квартире индивидуального прибора учета.
При этом истец предъявляет к взысканию задолженность по оплате коммунальной услуги, рассчитанную по времени суток.
Согласно п. 44 Правил в случае если общедомовый (коллективный) и все индивидуальные (квартирные) приборы учета имеют одинаковые функциональные возможности по определению объемов потребления коммунальной услуги дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, то объемы коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяются раздельно по каждому времени суток или иному критерию и размер платы за каждый из таких объемов коммунальной услуги распределяется между потребителями в соответствии с абзацем первым настоящего пункта. В иных случаях объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, определяется и распределяется между потребителями в многоквартирном доме без учета дифференциации этого объема по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Истцом представлены акты приема-передачи электрической энергии (мощности) ПАО «Мосэнергосбыт», согласно содержанию которых потребление электрической энергии рассчитывается дифференцировано по времени суток.
У суда отсутствуют основания не доверять представленным актам приема-передачи.
Соответственно, задолженность за коммунальную услугу необходимо исчислять дифференцировано по времени суток.
В силу п. 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению рассчитывается по ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность), установленным для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх такой социальной нормы.
В соответствии с Постановлением РЭК г. Москвы от 18.12.2014 № 486-ээ «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей города Москвы на 2015 год» с 01.07.2015 по 31.12.2015 установлены тарифы: пиковая зона – 3,91 руб./кВт*ч, полупиковая зона – 3,23 руб./кВт*ч, ночная зона – 1 руб./кВт*ч (приложение № 1).
В соответствии с Постановление РЭК г. Москвы от 18.12.2015 № 426-ээ «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей города Москвы на 2016 год» с 01.01.2016 по 30.06.2016 установлены тарифы: пиковая зона – 3,91 руб./кВт*ч, полупиковая зона – 3,23 руб./кВт*ч, ночная зона – 1 руб./кВт*ч; с 01.07.2016 по 31.12.2016 установлены тарифы: пиковая зона – 4,49 руб./кВт*ч, полупиковая зона – 3,71 руб./кВт*ч, ночная зона – 1,15 руб./кВт*ч (приложение № 1).
В соответствии с Постановлением РЭК г. Москвы от 29.11.2016 № 212-ТР «Об установлении цен (тарифов) на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей города Москвы на 2017 год» с 01.01.2017 по 30.06.2017 установлены тарифы: пиковая зона – 4,49 руб./кВт*ч, полупиковая зона – 3,71 руб./кВт*ч, ночная зона – 1,15 руб./кВт*ч; с 01.07.2017 по 31.12.2017 установлены тарифы: пиковая зона – 4,85 руб./кВт*ч, полупиковая зона – 4,04 руб./кВт*ч, ночная зона – 1,26 руб./кВт*ч (приложение № 1).
Суд приходит к выводу, что истцом при расчете задолженности тариф применен верно, что также подтверждается представленными актами ПАО «Мосэнергосбыт».
Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики вынесено апелляционное определение от 05.09.2016 по делу № 33-3824/2016, которым установлен факт приостановления коммунальной услуги электроснабжения в спорной квартире с 07.12.2015 в связи с отсутствием технической возможности ее ограничения, основанием для которого явилось наличие подтвержденной при рассмотрении дела задолженности ответчика перед истцом.
Доказательства подачи приостановленной электрической энергии после 07.12.15 суду не представлены, напротив, в заявлении от 04.02.2019 истец подтверждает отсутствие электроснабжения в спорной квартире.
Суд считает установленным то обстоятельство, что подключение спорной квартиры к электрической энергии в период с 07.12.15 по ноябрь 2017 года не осуществлялось.
Поскольку установлено отсутствие электроснабжения спорной квартиры, суммы, включенные в размер задолженности по оплате коммунальной услуги по электроснабжению, подлежат исключению из расчета задолженности.
Таким образом, выставление истцом к оплате коммунальной услуги по электроснабжению спорной квартиры за период с 07.12.2015 по ноябрь 2017 года является неправомерным, сумма, начисленная за указанный период, подлежит исключению из размера задолженности.
Кроме того, учитывая, что 15.09.2015 ответчик приобрел в собственность спорную квартиру, машино-место № 15 и ? доли в праве общей долевой собственности на машино-место <номер>, начисление платы ответчику за сентябрь 2015 года как за полный месяц является неправомерным и подлежит перерасчету исходя из дней фактического владения – 16 дней в сентябре 2015 года.
Однако за период с 15.09.2015 по 06.12.2015 с ответчика в пользу истца подлежит взысканию плата за электроснабжение спорной квартиры в размере 1 235,48 руб.
При этом необходимо учитывать, что при приостановлении электроснабжения спорной квартиры, ответчику оказывалась услуга по электроснабжению принадлежащих последнему машино-мест.
В соответствии с пп. б) п. 4 Приложения № 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в i-м нежилом помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 43 Правил определяется как произведение расчетного объема потребленной холодной воды, горячей воды, сточных вод, электрической энергии и тарифа на соответствующий коммунальный ресурс, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п. 43 Правил объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5.
Рассмотрев расчет истца, суд находит его верным, за исключением периода начисления платы в сентябре 2015 года и ноябре 2017 года.
Поскольку ответчик приобрел собственность в указанном многоквартирном доме 15.09.2015, то начисление указанных платежей за полный месяц неправомерно, платежи подлежат уплате с учетом владения ответчиком недвижимым имуществом в течение 16 дней в сентябре 2015 года, что составляет 129,23 руб. (= общая сумма платежей / 30 дней в сентябре * 16 дней владения).
Поскольку в материалы дела не представлены доказательства прекращения права собственности ответчика на два машино-места, платежи за ноябрь 2017 года подлежат начислению в полном объеме в размере 272,58 руб.
Суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию следующие суммы в общем размере 8 001,90 руб.:
с сентября 2015 года по декабрь 2015 года – 2 066,90 руб.,
с января 2016 года по декабрь 2016 года – 2 958,41 руб.,
с января 2017 года по ноябрь 2017 года – 2 976,59 руб.
Также Истец вправе взыскать с ответчика плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Согласно п. 10 Приложения № 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44-48 Правил определяется по формуле 10:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
Tкр - тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 Приложения № 2 к Правилам приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) горячей воды, газа, сточных вод и электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12:
,
где:
VД - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59(1) Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пункта 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
Vкр - определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В силу п. 14 приложения № 2 к Правилам объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется:
а) для горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - по формуле:
,
где:
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
nv - количество граждан, постоянно и временно проживающих в v-м жилом помещении (квартире).
Суд принимает во внимание возражения ответчика в данной части и приходит к выводу, что для расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, необходимо обладать информацией об объеме потребленного коммунального ресурса в каждой из квартир, оборудованной индивидуальным прибором учета электроэнергии, в каждой из квартир, не оборудованной индивидуальным прибором учета электроэнергии.
Между тем, в материалах дела указанные сведения отсутствует, что не позволяет произвести расчет платы.
Истец предъявляет к взысканию с ответчика задолженность по оплате расходов на ремонт водостока в гараже в размере 416 579,35 руб., в том числе начисленные в 2015 году – 58 056,76 руб., начисленные в 2016 году – 183 828,03 руб., начисленные в 2017 году – 174 694,56 руб.
Протоколом общего собрания <номер> от 23.12.2014 было утверждено проведение ремонта полового покрытия в подземном гараже и нанесение разметки на машино-место в подземном гараже, а также утверждены сроки внесения целевых взносов на проведение указанного ремонта – до 01.03.2015. При этом установлен размер целевых взносов: 42 рубля 80 копеек с 1 кв.м собственности в гараже.
Согласно расчету истца в сентябре-декабре 2015 ответчику выставлялись к оплате денежные суммы в размере 82 рублей 57 копеек ежемесячно.
Учитывая, что срок внесения таких платежей был установлен протоколом и на дату приобретения ответчиком права собственности истек, начисление ответчику платы за ремонт полового покрытия не является правомерным.
Истец предъявляет к взысканию с ответчика задолженность по оплате расходов на ремонт водоотвода в подземном гараже в размере 5 762,79 руб.
Протоколом общего собрания собственников <номер> от 21.12.2016 было утверждено проведение ремонта водоотвода в подземном гараже со сметой на 348 965,60 руб., а также утвержден размер платежей – 248,93 руб. с 1 кв.м. указанный протокол не был оспорен ответчиком, доказательства обратного не представлены.
Применительно к площади машино-мест, принадлежащих ответчику, последний был обязан оплатить расходы на ремонт в размере 5 762,73 руб.
Суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма в размере 5 762,73 руб.
Истец предъявляет к взысканию с ответчика задолженность по оплате расходов на охрану дома и гаража, сбор и вывоз ТБО, техническое обслуживание дома и гаража, эксплуатацию и содержание дома и гаража коммунальной услуги по отоплению в размере 416 579,35 руб., в том числе начисленные в 2015 году – 58 056,76 руб., начисленные в 2016 году – 183 828,03 руб., начисленные в 2017 году – 174 694,56 руб.
Расходы на охрану дома и гаража, сбор и вывоз ТБО, техническое обслуживание дома и гаража, эксплуатацию и содержание дома и гаража утверждались ежегодно, что подтверждается протоколами общего собрания <номер> от 23.12.2014 (смета содержания жилищного комплекса на 2015 год), <номер> от 23.12.2015 (смета содержания жилого комплекса на 2016 год), <номер> от 21.12.16 (смета содержания жилого комплекса на 2017 год).
Размер расходов на оплату вышеуказанных услуг, используемых в целях содержания общего имущества, определяется путем суммирования размера расходов по каждому виду услуги, который определяется соответственно площади помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме, на 1 квадратный метр площади жилых и нежилых помещений в каждом многоквартирном доме, иными словами: соотношение общей площади многоквартирного дома и общей площади помещений, находящихся в собственности ответчика.
Согласно техническому паспорту на жилой дом <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, общая площадь составляет <данные изъяты> кв.м, согласно экспликации по машино-местам общая площадь всех машино-мест составляет 1 401,9 кв.м.
Как установлено выше, общая площадь спорной квартиры, принадлежащей ответчику составляет 126,4 кв.м, общая площадь всех машино-мест – 23,15 кв.м.
Истец рассчитывает тариф в следующем порядке:
Размер платы = тариф х площадь спорной квартиры,
где тариф = статья расходов / общую площадь квартир.
За период с сентября 2015 года по ноябрь 2017 года истец начислил ответчику следующие суммы к оплате:
1. с сентября 2015 года по декабрь 2015 года:
- охрана дома – 1 709,73 руб. в месяц,
- охрана гаража – 2 353,15 руб. в месяц,
- сбор и вывоз ТБО – 165,57 руб. в месяц,
- техническое обслуживание дома – 651,35 руб. в месяц,
- техническое обслуживание гаража – 151,92 руб. в месяц,
- эксплуатация и содержание дома – 7 385,54 руб. в месяц,
- эксплуатация и содержание гаража – 2 096,93 руб. в месяц.
2. с января 2016 года по декабрь 2016 года:
- охрана дома – 1 709,73 руб. в месяц,
- охрана гаража – 2 353,15 руб. в месяц,
- сбор и вывоз ТБО – 165,57 руб. в месяц,
- техническое обслуживание дома – 666,13 руб.,
- техническое обслуживание гаража – 197,71 руб. в месяц,
- эксплуатация и содержание дома – 7 390,61 руб. в месяц,
- эксплуатация и содержание гаража – 2 836,11 руб. в месяц.
Суд приходит к выводу о том, что расчет истца является верным, за исключением размера платы в сентябре 2015 года и ноябре 2017 года, и соответствует законодательству, стоимость услуг утверждена не оспоренными протоколами общих собраний.
Поскольку ответчик приобрел собственность в указанном многоквартирном доме 15.09.2015, то начисление указанных платежей за полный месяц неправомерно, платежи подлежат уплате с учетом владения ответчиком недвижимым имуществом в течение 16 дней в сентябре 2015 года, что составляет 7 740,90 руб. (= общая сумма платежей / 30 дней в сентябре * 16 дней владения).
Поскольку ответчик прекратил право собственности на спорную квартиру в указанном многоквартирном доме 30.11.2017, то начисление платежей в отношении квартиры за полный месяц неправомерно, платежи подлежат уплате с учетом владения ответчиком недвижимым имуществом в течение 29 дней в ноябре 2017 года, что составляет 10 012,74 руб. (= общая сумма платежей, относимых к дому / 30 дней в ноябре * 29 дней владения), а в отношении двух машино-мест платежи подлежат начислению в полном объеме, поскольку суду не представлены доказательства прекращения права собственности, и составляют 5 523,32 руб.
Суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию следующие суммы в общем размере 409 460,80 руб.:
с сентября 2015 года по декабрь 2015 года – 51 283,47 руб.,
с января 2016 года по декабрь 2016 года – 183 828,03 руб.,
с января 2017 года по ноябрь 2017 года – 174 349,30 руб.
Истец предъявляет к взысканию с ответчика задолженность по оплате коммунальной услуги по отоплению в размере 75 371,40 руб., в том числе начисленные за 2015 год – 11 240,35 руб., начисленные за 2016 год – 34 260,34 руб., начисленные за 2017 год – 29 870,72 руб.
Как следует из содержания искового заявления, согласно п. 20 Приложения № 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную за расчетный период в i-м жилом помещении (квартире) или нежилом помещении в многоквартирном доме, согласно пункту 54 Правил определяется по формуле 18:
,
где:
- объем (количество) v-го коммунального ресурса (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованного за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, определенный при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение отопительного периода в порядке, установленном пунктом 54 Правил, а при оплате равномерно в течение календарного года установленный исходя из среднемесячного объема расхода такого коммунального ресурса, использованного при производстве коммунальной услуги по отоплению за предыдущий год;
Si - общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
Sоб - общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме;
- тариф (цена) на v-й коммунальный ресурс (тепловая энергия, газ или иное топливо, электрическая энергия, холодная вода), использованный за расчетный период при производстве коммунальной услуги по отоплению, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Материалами дела подтверждается факт оборудования многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии.
Как указано выше, Согласно техническому паспорту на жилой дом <номер>, расположенный по адресу: <адрес>, общая площадь составляет <данные изъяты> кв.м, согласно экспликации по машино-местам общая площадь всех машино-мест составляет 1 401,9 кв.м.
Как установлено выше, общая площадь спорной квартиры, принадлежащей ответчику составляет 126,4 кв.м, общая площадь всех машино-мест – 23,15 кв.м.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 19.05.2015 № 280-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» и Постановлением РЭК г. Москвы от 19.12.2014 № 502-тэ «Об установлении тарифов на тепловую энергию и на услуги по передаче тепловой энергии ОАО «Московская объединенная энергетическая компания» на 2015 год» с 01.07.2015 установлен тариф на тепловую энергию для населения в размере 1 451,77 руб./Гкал.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 15.12.2015 № 889-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» и Постановлением РЭК г. Москвы от 18.12.2015 № 468-тэ «Об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, и на услуги по передаче тепловой энергии публичного акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания» на 2016-2018 годы» с 01.07.2016 установлен тариф на тепловую энергию для населения в размере 1 569,36 руб./Гкал.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 13.12.2016 № 848-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» и Приказом Департамента экономической политики и развития города Москвы от 09.12.2016 № 325-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, и на услуги по передаче тепловой энергии публичного акционерного общества «Московская объединенная энергетическая компания» на 2017-2018 годы» с 01.07.2017 установлен тариф на тепловую энергию для населения в размере 1 742,92 руб./Гкал.
Исходя из представленных истцом актов приемки-передачи энергоресурсов ПАО «МОЭК» и расчета задолженности, истец верно применил тарифы на коммунальную услугу по отоплению.
Суд приходит к выводу о том, что расчет истца является верным, за исключением размера платы в сентябре 2015 года и ноябре 2017 года, и соответствует законодательству.
Поскольку ответчик приобрел собственность в указанном многоквартирном доме 15.09.2015, то начисление указанных платежей за полный месяц неправомерно, платежи подлежат уплате с учетом владения ответчиком недвижимым имуществом в течение 16 дней в сентябре 2015 года, что составляет 387,57 руб. (= общая сумма платежей / 30 дней в сентябре * 16 дней владения).
Поскольку ответчик прекратил право собственности на спорную квартиру в указанном многоквартирном доме 30.11.2017, то начисление платежей в отношении квартиры за полный месяц неправомерно, платежи подлежат уплате с учетом владения ответчиком недвижимым имуществом в течение 29 дней в ноябре 2017 года, что составляет 3 254,34 руб. (= общая сумма платежей / 30 дней в ноябре * 29 дней владения), а в отношении двух машино-мест – за полный месяц в размере 1 158,39 руб.
Суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию следующие суммы в общем размере 74 894,70 руб.:
с сентября 2015 года по декабрь 2015 года – 10 875,86 руб.,
с января 2016 года по декабрь 2016 года – 34 260,34 руб.,
с января 2017 года по ноябрь 2017 года – 29 758,50 руб.
Истец предъявляет к взысканию с ответчика задолженность по оплате коммунальной услуги по холодному водоснабжению в размере 11 188,33 руб., в том числе начисленная за 2015 год – 1 743,69 руб., начисленная за 2016 год – 4 846,78 руб., начисленная за 2017 год – 4 597,86 руб.
Согласно п. 4 приложения № 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению:
а) в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4:
Pi = ni x Nj x Tкр,
где:
ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;
Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;
Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как установлено выше, в спорной квартире в указанны период была зарегистрирована по месту жительства только ФИО2, что подтверждается выпиской из домовой книги <номер>.
Сторонами не представлены доказательства оборудования спорной квартиры индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 19.05.2015 № 280-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» и Постановлению РЭК г. Москвы от 19.12.2014 № 505-в «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), технологическую воду, транспортировку воды и водоотведение для потребителей акционерного общества «Мосводоканал» на 2015 год» с 01.07.2015 установлен тариф на отпуск питьевой воды в размере 30,87 руб./куб.м. и на водоотведение в размере 21,90 руб./куб.м.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 15.12.2015 № 889-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» и Постановлению РЭК г. Москвы от 18.12.2015 № 432 «Об установлении тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), технологическую воду и водоотведение для потребителей акционерного общества «Мосводоканал» на 2016-2018 годы» с 01.07.2016 установлен тариф на отпуск питьевой воды в размере 33,03 руб./куб.м. и на водоотведение в размере 23,43 руб./куб.м.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 13.12.2016 № 848-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» и Приказу Департамента экономической политики и развития города Москвы от 09.12.2016 № 329-ТР «О корректировке долгосрочных тарифов на питьевую воду (питьевое водоснабжение), техническую воду и водоотведение для потребителей акционерного общества «Мосводоканал» на 2017 год» с 01.07.2017 установлен тариф на отпуск питьевой воды в размере 35,40 руб./куб.м. и на водоотведение в размере 25,12 руб./куб.м.
Как следует из представленных истцом актов о сдаче-приемке услуг АО «Мосводоканал» и расчета задолженности ответчика, истец производил расчет задолженности за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, применяя следующие тарифы:
- за период с сентября 2015 года по июнь 2016 года: тариф на отпуск питьевой воды – 26,16 руб./куб.м, на водоотведение – 18,56 руб./куб.м,
- за период с июля 2016 года по июнь 2017 года: тариф на отпуск питьевой воды – 27,99 руб./куб.м, на водоотведение – 19,86 руб./куб.м,
- за период с июля 2017 года по ноябрь 2017 года: тариф на отпуск питьевой воды – 30 руб./куб.м, на водоотведение – 21,29 руб./куб.м.
Суд считает, что истец применил тарифы на коммунальную услугу по холодному водоснабжению, не превышающие установленные вышеуказанными актами.
Постановлением Правительства Москвы от 28.07.1998 № 566 «О мерах по стимулированию энерго- и водосбережения в г. Москве» утвержден норматив водопотребления на 1 человека в месяц – 11,68 куб.м/месяц.
Проанализировав представленные истцом акты, суд приходит к выводу, что суммы задолженности по оплате водоснабжения и водоотведения не превышают пределов, установленных законодательством, расчет истца принимается судом, соответствует законодательству и сложившимся между сторонами отношениям, за исключением размера платы в сентябре 2015 года и ноябре 2017 года.
Поскольку ответчик приобрел собственность в указанном многоквартирном доме 15.09.2015, то начисление указанных платежей за полный месяц неправомерно, платежи подлежат уплате с учетом владения ответчиком недвижимым имуществом в течение 16 дней в сентябре 2015 года, что составляет 228,28 руб. (= общая сумма платежей / 30 дней в сентябре * 16 дней владения).
Поскольку ответчик прекратил право собственности на спорную квартиру в указанном многоквартирном доме 30.11.2017, то начисление платежей в отношении квартиры за полный месяц неправомерно, платежи подлежат уплате с учетом владения ответчиком недвижимым имуществом в течение 29 дней в ноябре 2017 года, что составляет 456,47 руб. (= общая сумма платежей / 30 дней в ноябре * 29 дней владения).
Суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию следующие суммы в общем размере 10 972,85 руб.:
с сентября 2015 года по декабрь 2015 года – 1 543,95 руб.,
с января 2016 года по декабрь 2016 года – 4 846,78 руб.,
с января 2017 года по ноябрь 2017 года – 4 582,12 руб.
Истцом предъявлена к взысканию сумма взносов на капитальный ремонт за период с сентября 2015 года по ноябрь 2017 года из расчета 2 243,25 руб./мес., то есть 15 рублей за 1 кв.м площади, находящейся в собственности ответчика., что составило 60 567,75 руб., в том числе начисленные за 2015 год – 8 973 руб., начисленные за 2016 год – 26 919 руб., начисленные за 2017 год – 24 675,75 руб.
Суд находит данное требование подлежащим удовлетворению в части.
Согласно ч. 1 ст. 169 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за исключением ряда случаев, предусмотренных в ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, взносы на капитальный ремонт, пени, уплаченные собственниками помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст. 191 ЖК РФ, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в многоквартирном доме на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, образуют фонд капитального ремонта.
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет (формирование фонда капитального ремонта на специальном счете регионального оператора);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора (формирование фонда капитального ремонта на счете регионального оператора).
Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 175 ЖК РФ, владельцем специального счета могут быть: товарищество собственников жилья, жилищный кооператив или управляющая организация, осуществляющие управление многоквартирным домом, или региональный оператор, когда собственниками на общем собрании принято решение о выборе его владельцем специального счета.
Согласно ч. 3 ст. 174 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме вправе осуществлять формирование фонда капитального ремонта только на одном специальном счете. На специальном счете могут аккумулироваться средства фонда капитального ремонта собственников помещений только в одном многоквартирном доме.
Взносы на капитальный ремонт имеют целевой характер, предназначены для проведения капитального ремонта и не поступают в собственность ТСЖ, управляющей организации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Москвы от 29.12.2014 № 833-ПП «Об установлении минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы», установлен минимальный размер взноса на капитальный ремонт:
- с 01.01.2015 в размере 15 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц,
- с 01.01.2016 в размере 16 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц,
- с 01.07.2017 в размере 17 рублей на квадратный метр общей площади жилого (нежилого) помещения в многоквартирном доме в месяц.
Протоколом общего собрания собственников помещений <номер> от 24.03.2015 размер взноса на капитальный ремонт установлен на уровне 15 руб. за 1 кв.м, что не превышает указанный выше размер, не ведет к нарушению прав ответчика.
В качестве доказательств того, что истец является владельцем специального счёта по формированию фонда капитального ремонта, последним представлен протокол общего собрания собственников помещений <номер> от 24.03.2015, а также выписка по счету истца, подтверждающая факт наличия расчетного счета в АО «ГЛОБЭКСБАНК».
Следовательно, исходя из материалов дела, у истца имеются основания для получения от собственников многоквартирного дома взносов на капитальный ремонт.
Поскольку ответчик приобрел собственность в указанном многоквартирном доме 15.09.2015, то начисление указанных платежей за полный месяц неправомерно, платежи подлежат уплате с учетом владения ответчиком недвижимым имуществом в течение 16 дней в сентябре 2015 года, что составляет 1 196,40 руб. (= 15 руб. х (площадь квартиры + площадь машино-мест) / 30 дней в сентябре * 16 дней владения).
Поскольку ответчик прекратил право собственности на спорную квартиру в указанном многоквартирном доме 30.11.2017, то начисление платежей в отношении квартиры за полный месяц неправомерно, платежи подлежат уплате с учетом владения ответчиком недвижимым имуществом в течение 29 дней в ноябре 2017 года, что составляет 2 168,48 руб. (=15 руб. х (площадь квартиры + площадь машино-мест) / 30 дней в ноябре * 29 дней владения).
Суд приходит к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежат взысканию следующие суммы в общем размере 59 446,13 руб.:
с сентября 2015 года по декабрь 2015 года – 7 926,15 руб.,
с января 2016 года по декабрь 2016 года – 26 919 руб.,
с января 2017 года по ноябрь 2017 года – 24 600,98 руб.
Доводы ответчика, изложенные в письменных пояснениях и возражениях на исковое заявление, подлежат отклонению, поскольку не нашли подтверждение при рассмотрении настоящего дела, не подтверждены относимыми и достаточными доказательствами.
Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Исходя из содержания представленных истцом протоколов, иной срок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги установлен не был.
Материалами подтверждается, что ответчик не вносил плату за жилое помещение и коммунальные услуги, чем допустил нарушение сроков.
Частями 14 и 14.1 ст. 155 ЖК РФ установлена ответственность лица, нарушившего сроки внесения платы.
Учитывая периодический характер возникновения задолженности, в периоды нарушения сроков внесения платежей действовали разные нормы права, устанавливающие размер и порядок исчисления пени.
Так, согласно ч. 14 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.12 № 271-ФЗ, действовавшей до 31.12.2015), лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
В силу ч. 14 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ, действующей с 01.01.2016), лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
При этом, поскольку условие о пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования ухудшает положение плательщика, при расчете пени за нарушение сроков внесения платежей, срок уплаты которых наступил до 01 января 2016 года, надлежит применять редакцию ч. 14 ст. 155 ЖК РФ, действовавшую до 31.12.2015.
Кроме того, при расчете пени за нарушение срока внесения платежей за капитальный ремонт такие пени начисляются исключительно на задолженность по оплате взносов за капитальный ремонт и исчисляются отдельно.
В период просрочки внесения взносов размер пени не изменялся и составлял одну трехсотую ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 176-ФЗ, действовавшей с 30.06.2015) «собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере, установленном в порядке, предусмотренном частью 14 настоящей статьи. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт».
Согласно ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.11.2015 № 307-ФЗ, действовавшей с 01.01.2016) собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
В силу ч. 14.1 ст. 155 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 355-ФЗ, действующей с 29.12.2016), собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.
Рассмотрев расчет пени, представленный истцом, суд находит его неверным, поскольку истцом применены неправильные периоды расчета пени (дата начала исчисления пени).
На 21 февраля 2018 года сумма пени составила 135 786,18 руб. и подлежит удовлетворению в указанной сумме.
Исходя из периода просрочки внесения платежей, отказа ответчика нести возложенную законодательством Российской Федерации обязанность, а также размера пени, суд не усматривает оснований для снижения размера пени. Доводы ответчика в этой части подлежат отклонению.
Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии со ст. 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Поскольку исковые требования истца подлежат удовлетворению частично в сумме 704 325,28 руб., т.е. на 91,29%, то с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные судебные расходы по оплате госпошлины пропорционально удовлетворенной части требований, т.е. в размере 9 964,69 руб.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Товарищества собственников жилья «Ниагара» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирного дома, пени, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу Товарищества собственников жилья «Ниагара» задолженность по оплате коммунальных услуг и содержания общего имущества многоквартирного дома за период с сентября 2015 года по июль 2017 года в размере 568 руб. 10 коп., пени в размере 135 786 руб. 18 коп., расходы по оплате государственной пошлины в размере 9 964 руб. 69 коп.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение месяца со дня вынесения решения.
В окончательной форме решение изготовлено 15.04.2019.
Судья Д.А. Шешуков