Дело №2-1464/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 марта 2019 года город Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р., при секретаре Ахметзяновой Э.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ТСЖ «Содружество» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ «Содружество» обратилось в суд с иском в суд к ФИО1 о взыскании задолженности за коммунально-жилищные услуги, указав в обоснование иска, что решением Кировского районного суда г. Уфы РБ от 14.11.2017 г. по делу №2-5618/2017 исковые требования ТСЖ «Содружество» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворены полностью. Апелляционным определением Верховного Суда РБ от 05.02.2018 г. решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 14.11.2017 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ФИО1-ФИО2, - без удовлетворения. ФИО1 с 19 августа 2011 года является собственником квартиры №124, расположенной по адресу: <...>, общей площадью 99,4 кв. м. ТСЖ «Содружество» на основании решения общего собрания собственников помещения многоквартирного дома от 30 октября 2015 года, является управляющей организацией многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <...>, осуществляет функции по его управлению, эксплуатации и техническому обслуживанию, обеспечивает предоставление жильцам дома коммунальных услуг. С августа 2017 г. и по настоящее время ответчику своевременно оказываются услуги по холодному и горячему водоснабжению, обеспечению электроэнергией, отоплением, вывозу мусора, видеонаблюдение и т.д. Определением мирового судьи с/у №4 по Кировскому району г. Уфы РБ от 10.08.2018 г. по делу № 2-1262/18 судебный приказ мирового судьи с/у № 5 по Кировскому району г. Уфы РБ от 23.07.2018 г. о взыскании задолженности, пени, расходов на оплату госпошлины в пользу ТСЖ «Содружество» с ответчика, отменен. В адрес ответчика направлено уведомление о необходимости погашения текущей задолженности и претензия с требованием погасить задолженность, которые были вручены, однако долг до настоящего времени не погашен.
Согласно уточнённых исковых требований истец просит взыскать с ФИО1 в пользу ТСЖ «Содружество» задолженность по оплате коммунальных услуг за период с 01.08.2017г. по 31.01.2019г. в размере 49 532,04 руб., пени в размере 10 226,04 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 976,18 руб.
На судебном заседании представители истца ТСЖ «Содружество» – ФИО3 по доверенности от 09.01.2019г., ФИО4 по доверенности от 28.02.2019г., ФИО5 по доверенности от 25.02.2019г., председатель ТСЖ «Содружество» ФИО6 уточненные исковые требования поддержали, просили удовлетворить по доводам, изложенным в иске.
На судебном заседании ответчик ФИО1 иск не признала, просила отказать в удовлетворении требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Выслушав представителей истца, ответчика, изучив и оценив материалы настоящего гражданского дела, представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с части 3 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Статьей 39 ЖК РФ определено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
При этом доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (ч. 1 ст. 37 ЖК РФ).
Положениями части 1, пункта 5 части 2 статьи 153 ЖК РФ установлена обязанность граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги, которая возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1. плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2. взнос на капитальный ремонт;
3. плату за коммунальные услуги.
Частью 4 ст. 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
В силу статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится управляющей организации ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем.
В соответствии со 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Согласно ст. ст. 155 - 157 ЖК РФ граждане, занимающие жилое помещение, обязаны вносить плату за жилье и коммунальные услуги ежемесячно не позднее 10 числа следующего за прожитым месяца.
Из материалов дела следует, что протоколом общего собрания домовладельцев учредителей от 05.11.1997 г. создано ТСЖ «Содружество».
Сведения о ТСЖ внесены в Единый государственный реестр юридических лиц ИНН <***>.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ (ред. от 21.03.2002) "О товариществах собственников жилья", действовавшего на период создания ТСЖ и до 01.03.2005 г., товарищество собственников жилья - некоммерческая организация, форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом.
В силу ст. 5 указанного Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ, в состав кондоминиума могут входить следующие объекты: одно здание, или его часть, или несколько зданий, в которых помещения принадлежат различным (не менее чем двум) домовладельцам, с прилегающим земельным участком в установленных границах, пешеходными и транспортными дорогами, бассейнами, водоемами, многолетними зелеными насаждениями и другими подобными объектами; несколько компактно расположенных зданий или сооружений - односемейных, садовых или дачных домов с приусадебными участками или без них, гаражей и других объектов, объединенных общим земельным участком и элементами инфраструктуры.
Кондоминиум может состоять из отдельной части здания размером не менее одной блок-секции, имеющей изолированный от других частей здания вход и межквартирный лестнично-лифтовой узел. Отдельная часть здания может быть выделена в отдельный кондоминиум при условии, что надстройка, реконструкция, перестройка либо снос этой блок - секции не нарушает целостность других частей здания, не входящих в состав данного кондоминиума.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ, для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и общим имуществом жилого дома домовладельцы вправе самостоятельно выбрать способ управления недвижимым имуществом. Управление кондоминиумом может осуществляться путем: непосредственного управления домовладельцами при незначительных размерах кондоминиума и ограниченном числе домовладельцев; передачи домовладельцами функций по управлению кондоминиумом уполномоченной государством или органами местного самоуправления службе заказчика на жилищно - коммунальные услуги; образования домовладельцами товарищества собственников жилья для самостоятельного управления кондоминиумом либо для последующей передачи по договору части или всех функций по управлению уполномоченному физическому лицу - индивидуальному предпринимателю либо уполномоченной организации той формы собственности (управляющему), а также иным способом, установленным федеральными законами и законами субъектов РФ.
Согласно п. 3 ст. 21 Федерального закона от 15.06.1996 N 72-ФЗ, выбор способа управления кондоминиумом осуществляется на общем собрании домовладельцев. Общее собрание домовладельцев может быть собрано по инициативе любого числа домовладельцев, застройщика, предприятия, учреждения, организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится имущество, органов местного самоуправления либо иного заинтересованного лица.
ФИО1 является собственником жилого помещения – квартиры №124 жилого многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>.
Управляющей организацией многоквартирного дома по вышеуказанному адресу на основании решения общего собрания собственников помещения многоквартирного дома от 30 октября 2015 года является ТСЖ «Содружество».
01 августа 2016 года между ТСЖ «Содружество» и ФИО1 заключен договор на управление многоквартирным домом №140/1.
Решением Кировского районного суда г. Уфы от 14.11.2017 года иск Товарищества собственников жилья «Содружество» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг удовлетворен, с ответчика ФИО1 в пользу Товарищества собственников жилья «Содружество» взысканы: задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг за период с 01 ноября 2015 года 30 июля 2017 года в размере 41 459,73 руб., пени в размере 2 069,49 руб., судебные расходы на оплату юридических услуг в размере 5 000 руб., расходы по уплате госпошлины в размере 2 403,16 руб.
Апелляционным определением Верховного Суда РБ от 05.02.2018 г. решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 14.11.2017 г. оставлено без изменения, апелляционная жалоба представителя ФИО1-ФИО2 - без удовлетворения.
Согласно расчету истца задолженность ФИО1 за жилое помещение и коммунальные услуги за период с 01.08.2017 г. по 31.01.2019 г. составляет 49 532,04 руб., пени в размере 10 226,04 руб.
На основании ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Вопреки положению приведенной правовой нормы ответчиком не представлены доказательства надлежащего исполнения обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Суд приходит к выводу, что ответчиком возложенная на него законом обязанность по оплате коммунальных услуг надлежащим образом не исполняется.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (часть 1 статьи 158 ЖК РФ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2018 N 5-П "По делу о проверке конституционности положений статей 181.4 и 181.5 Гражданского кодекса Российской Федерации и части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина ФИО7" (далее - Постановление N 5-П) указал следующее.
Исходя из общего принципа гражданского законодательства о несении собственником бремени содержания принадлежащего ему имущества Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает для всех собственников жилых помещений в многоквартирном доме обязанность не только нести расходы на содержание принадлежащих им помещений, но и участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения, во-первых, платы за содержание жилого помещения, т.е. за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, и, во-вторых, взносов на капитальный ремонт (часть 3 статьи 30, часть 1 статьи 39, пункты 1 и 2 части 2 статьи 154, часть 1 статьи 158); при этом доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется его долей в праве общей собственности на общее имущество, которая, в свою очередь, пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения в этом доме (часть 1 статьи 37, часть 2 статьи 39); расходы по содержанию общего имущества в многоквартирном доме возлагаются не только на собственников жилых помещений в таком доме, но и на лиц, в собственности которых находятся расположенные в нем нежилые помещения и которые также заинтересованы в поддержании дома в надлежащем состоянии, а потому лица данной категории наряду с собственниками жилых помещений обязаны вносить соответствующие платежи соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество.
Таким образом, из приведенных положений статей 210, 249 ГК РФ, части 3 статьи 30, статей 36, 37, 39, 154, 158 ЖК РФ следует, что собственник помещения в многоквартирном доме, в том числе собственник нежилого помещения, обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и текущий ремонт общего имущества, коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества и взносов на капитальный ремонт.
Указанный вывод подтвержден пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" (далее - Постановление N 22).
Правительство Российской Федерации во исполнение полномочий, возложенных на него частью 3 статьи 39 и частью 1.2 статьи 161 ЖК РФ, Постановлением от 13.08.2006 N 491 утвердило Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), устанавливающие, в частности, порядок определения состава общего имущества в многоквартирном доме и исчисления размера расходов на его содержание, а Постановлением от 03.04.2013 N 290 - Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и минимальный перечень таких услуг и работ.
Конкретная форма участия собственников помещений в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме зависит от способа управления многоквартирным домом; один из таких способов - управление товариществом собственников жилья, который выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть изменен в любое время его же решением (пункт 4 части 2 статьи 44, части 2 и 3 статьи 161 ЖК РФ).
Исходя из этого Правила N 491 закрепляют обязанность собственников помещений нести бремя соответствующих расходов соразмерно их долям в праве общей собственности на это имущество в случае управления многоквартирным домом товариществом собственников жилья путем внесения обязательных платежей и взносов (пункт 28); размер же обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, а также размер платы за содержание жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами указанных организаций, определяются органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной этими органами сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (пункт 33); при этом размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (пункт 35).
Таким образом, при избранном способе управления многоквартирным домом размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, для собственников жилых и нежилых помещений определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной этим собранием сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год.
Протоколом общего собрания членов ТСЖ от 29.06.2017 г. подтверждается проведение годового собрания в форме очно-заочного голосования членов ТСЖ «Содружество», на котором принято решение об утверждении с 01.07.2017. размера платы за содержание помещения и коммунальные услуги 24, 54 руб. за 1 кв.м. общей площади.
Протоколом общего собрания членов ТСЖ от 28.06.2018 г. подтверждается проведение годового собрания в форме очно-заочного голосования членов ТСЖ «Содружество», на котором принято решение об утверждении с 01.07.2018. размера платы за содержание помещения и коммунальные услуги 24, 50 руб. за 1 кв.м. общей площади.
В соответствии с ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество собственников жилья вправе, в том числе: заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом и иные обеспечивающие управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, договоры; определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные настоящей главой и уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме; выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и предоставлять им услуги.
В случае неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме своих обязанностей по участию в общих расходах товарищество собственников жилья в судебном порядке вправе потребовать принудительного возмещения обязательных платежей и взносов. Товарищество собственников жилья может потребовать в судебном порядке полного возмещения причиненных ему убытков в результате неисполнения собственниками помещений в многоквартирном доме обязательств по уплате обязательных платежей и взносов и оплате иных общих расходов (чч. 3, 4 ст. 137 ЖК РФ).
В подтверждение выполнения функций управления многоквартирным домом ТСЖ в материалы дела представлены договоры по оказанию услуг на транспортирование, приему и размещению отходов производства и потребления, поставки коммунального ресурса - теплоснабжения, электроснабжения, на комплексное обслуживание и ремонт лифтов, на проведение работ и технического освидетельствованию лифта, отпуск питьевой воды и прием сточных вод, на техническое обслуживание замочно-переговорного устройства.
Доказательств, что ТСЖ оспариваемые услуги не оказывались либо оказаны ненадлежащим образом, а также признания недействительным указанного решения общего собрания членов товарищества в установленном законом порядке ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Более того, из обстоятельств дела следует, что членами товарищества ранее неоднократно ставился вопрос об определении размера обязательных платежей и в последнем решении было вновь выражено волеизъявление, направленное на принятие решений по содержанию имущества соответствующих ранее принятым. Доказательств, свидетельствующих об отказе собственников от предоставления каких-либо услуг, не представлено.
Согласно расчету истца размер платы за содержание помещения и коммунальные услуги за период с 01.08.2017 г. по 01.07.2018. составлял 2341, 12 руб. (24, 54 руб.*95, 4кв.м.), за период с 01.07.2018 г. по 31.01.2019. составлял 2337, 30 руб. (24, 50 руб.*95, 4кв.м.), что соответствует размеру платы, утвержденной решениями общего собрания членов ТСЖ от 29.06.2017 г., от 28.06.2018 г. соответственно.
Установление размера обязательных платежей и взносов членов ТСЖ, утверждение годового плана содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме, утверждение смет доходов и расходов товарищества на год относится к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья (п. 4, п. 8, п. 8.1 ч. 2 ст. 145 Жилищного кодекса Российской Федерации). Таким образом, указанные выше решения об установлении тарифов приняты уполномоченным органом, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Указанные решения общих собраний недействительными не признаны и являются действующими.
Также подлежат отклонению доводы ответчика об исключении из расчета расходов на содержание придомовой территории.
В соответствии с п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491, собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
В силу подпункта "ж" п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, содержание общего имущества включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действующей на момент рассмотрения дела) устанавливает, что если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, он переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 2); в случае, если такой земельный участок не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в данном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании соответствующего земельного участка (часть 3); с дня проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в данном доме (часть 5).
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 мая 2010 года N 12-П "По делу о проверке конституционности ч. ч. 2, 3 и 5 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", ч. ч. 1 и 2 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ в связи с жалобами граждан ФИО8, М. и П." указал, что любой собственник помещения в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, вправе самостоятельно обратиться в соответствующие органы с заявлением о формировании этого земельного участка.
Принимая во внимание, что в соответствии с п. 4.2 указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П заявление о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений, юридически значимым обстоятельством по данному делу является факт использования собственниками квартир в многоквартирном доме придомовой территории и ее обслуживания ответчиком, а не наличие или отсутствие постановки земельного участка под многоквартирным домом на кадастровый учет и регистрация права собственности.
Как следует из фотоматериалов дела, земельный участок, необходимый для обслуживания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <...>, отгорожен оградой, имеет отдельный вход и въезд на его территорию.
Графические границы и расчет дворовой территории, необходимый для обслуживания многоквартирного дома, подтверждается планом благоустройства, составленного ИАЦ ТАФ «Архпроект».
Доводы ответчика о необходимости исключения из расчета коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды в многоквартирном доме (электроэнергия, ХВС, ХВС на ГВС, отведение сточных вод на СОИ) не основаны на законе.
В силу части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, раздел VI которых регламентирует порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги.
В соответствии с абзацем первым пункта 44 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам.
В качестве одного из сомножителей в данной формуле указан объем коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение. Данный показатель подлежит расчету в соответствии с формулами, установленными для определенного вида коммунальной услуги.
Так, для определения объема коммунального ресурса на общедомовые нужды, предоставляемого в отношении соответствующей коммунальной услуги в доме, оснащенном коллективным (общедомовым) прибором учета, используется формула 12 приложения N 2 к Правилам.
Данная формула распространяется на случаи, если исполнителем соответствующей коммунальной услуги является любое лицо (управляющая организация, ТСЖ, ресурсоснабжающая организация).
В частности, объем (количество) электрической энергии, приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, равен разности объема (количества) электрической энергии, потребленной за расчетный период в многоквартирном доме, определенного по показателям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса, и сумм объемов потребленной электрической энергии во всех жилых и нежилых помещениях на основании как фактического учета, так и нормативного потребления многоквартирного дома, включая объемы электроэнергии, рассчитываемые в соответствии с пунктом 54 Правил.
ТСЖ представило необходимые сведения, в том числе сведения о начислениях по общедомовым приборам учета и размерах площадей общего пользования (включая лестницы, чердаки, технические подвалы), что подтверждается материалами дела и не опровергнуто ответчиком в судебном заседании.
При этом суд учитывает, что изменение общей площади помещений многоквартирного дома в определенные периоды возможно в связи с актуализацией площади отдельных помещений в указанном доме при совершении сделок и технической инвентаризации помещений.
Вопреки доводам ответчика для определения правильности начислений сведений от поставщиков коммунальных ресурсов не требуется, поскольку вся необходимая информация находится у ТСЖ, соответственно, отсутствует необходимость запрашивать данные документы у поставщиков коммунальных ресурсов.
Возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК Российской Федерации), не предусмотрена Законом.
Довод о неправомерном отдельном включении в расчет ХВС при СОИ, ГВС при СОИ, электроэнергии при СОИ, водоотведение при СОИ, поскольку эти платежи включаются в плату за содержание жилого помещения и не могут рассчитываться и взыскиваться дополнительно, судом отклоняется, как основанный на неверном применении и понимании положений ст. 154 и Раздела VIII ЖК РФ.
Руководствуясь положениями статей 154 156, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, суд пришел к выводу о доказанности факта законного включения ТСЖ в состав платы за содержание общего имущества многоквартирного дома платы за тепловую энергию для нужд горячего водоснабжения и холодное водоснабжение для нужд водоснабжения.
Суд исходит из того, что многоквартирный дом не имеет центрального горячего водоснабжения, подогрев воды производится двумя тепловыми пунктами, обсуживающими секции А.Б,В, и секции В,Г, его конструктивные особенности не предусматривают возможность потребления коммунальной услуги по горячему водоснабжению при содержании общего имущества в данном многоквартирном доме. Данное обстоятельство предусматривает возможность применения двухкомпонентного тарифа при расчете платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ТСЖ правомерно произведен расчет размера платы за потребление коммунальных услуг на общедомовые нужды, с учетом площади квартиры в размере 95, 4 кв.м, соразмерно принадлежащей истцу доли в праве общей долевой собственности.
В расчете истца также учтены платежи ответчика за спорный период, произведенные напрямую в ресурсоснабжащие организации – МУП УИС г. Уфа на сумму 37 249, 74 руб., в МУП «Уфаводоканал» на сумму 10825, 62 руб.
Вопреки доводам ответчика размер платы за услуги по обслуживанию домофонного оборудования отдельно от платы за содержание и ремонт жилых помещений установлен их собственниками на годовых общих собраниях членов ТСЖ «Содружество».
Так, истцом представлен протокол общего годового собрания №18 членов ТСЖ «Содружество» от 29.06.2017 г., пунктом 5 повестки дня которого рассматривался вопрос «Утверждение размера платы за содержание помещения и коммунальные услуги с 01.07.2017 г.». Приложение №5. Размер платы за содержание помещения и коммунальные услуги с 01.07.2017 г.(5 листов). В свою очередь, приложение № 5 включает в себя 7 приложений, где в Приложении №4, озаглавленном «Размер тарифа по техническому обслуживанию замочно-переговорных устройств в месяц» определен тариф для домофона (общего подъездного оборудования и квартирного оборудования - переговорных устройств) 29,49 руб./кварт.
Также истцом представлен протокол общего годового собрания №19 членов ТСЖ «Содружество» от 28.06.2018 г., пунктом 5 повестки дня которого рассматривался вопрос «Утверждение размера платы за содержание помещения и коммунальные услуги с 01.07.2018 г.». Приложение № 5. Размер платы за содержание помещения и коммунальные услуги с 01.07.2018 г. (5 листов). В свою очередь, приложение № 5 включает в себя 7 приложений, где в Приложении №4, озаглавленном «Размер тарифа по техническому обслуживанию замочно-переговорных устройств в месяц» определен тариф для домофона (общего подъездного оборудования и квартирного оборудования - переговорных устройств) 29,49 руб./кварт.
При таких обстоятельствах, подлежит взыскать с ФИО1 в пользу ТСЖ «Содружество» задолженность по жилищно-коммунальным услугам за период с 01.08.2017г. по 31.01.2019г, в размере 49532,04 руб.
В соответствии с п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2000 г. следует, что именно законодатель устанавливает основания и пределы необходимых ограничений прав и свобод конкретного лица в целях защиты прав и законных интересов других лиц (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации). Это касается и свободы договора при определении на основе федерального закона такого его условия, как размера неустойки. Они должны быть соразмерны указанным в этой конституционной норме целям.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки. Именно поэтому в части 1 статьи 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а, по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Критериями для установления несоразмерности неустойки в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательств, длительность неисполнения обязательств и другие. На основании изложенного, в соответствии со ст. 333 ГК РФ суд считает необходимым уменьшить размер пени до 5 000 руб.
Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Таким образом, с ответчика подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере 1 976,18 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ТСЖ «Содружество» к ФИО1 о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг удовлетворить частично.
Взыскать с ФИО1 в пользу ТСЖ «Содружество» задолженность по жилищно-коммунальным услугам за период с 01.08.2017г. по 31.01.2019г. в размере 49 532,04 руб., пени в размере 5 000 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 1 976,18 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Уфы.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 13.03.3019.