ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1464/2012 от 23.04.2012 Тверской районного суда (Город Москва)

  РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 23 апреля 2012 года город Москва.

 Тверской районный суд города Москвы в составе:

 председательствующего судьи Комиссарова Е.В.,

 при секретаре Захарове В.К.,

 с участием:

 истца ФИО1,

 представителя ответчика Правительства Москвы ФИО2,

 в открытом судебном заседании, в помещении суда, рассмотрев граждан­ское дело по иску ФИО1 к Правительству Москвы, управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северо-Восточном административном округе (далее - управление) о восстановлении на жилищном учете и компенсации морального вреда,

 установил:

 ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просила:

 - восстановить их семью на учете по улучшению жилищных условий в управлении;

 - взыскать с Правительства Москвы в пользу ее семьи компенсацию за потерю нескольких лет жизни и надежды; за отнятую выгоду – возможность жить в лучших условиях; за моральный, физический и материальный ущерб – обман, хождение по мукам – в размере 10000000 рублей.

 В судебном заседании истец заявленные требования поддержала, дала объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске.

 Представитель Правительства Москвы иск ФИО1 не признала, пояснив, что ее семья в составе трех человек была снята с жилищного учета в 2007 году в связи с имеющейся в собственности трехкомнатной квартирой по <адрес> общей площадью 75кв.м. Заявила о пропуске срока исковой давности.

 Управление, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыло.

 Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 Так, из материалов дела следует, что распоряжением Главы управы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № МБ/147р семья ФИО1 в составе трех человек снята с жилищного учета по мотивам обеспеченности жилой площадью.

 Согласно статье 5 ЖК РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и состоит из настоящего Жилищного кодекса Российской Федерации, принятых в соответствии с этим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

 Таким нормативным правовым актом в городе Москве является Закон города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

 Частью 1 статьи 51 ЖК РФ уста­новлено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предостав­ляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нани­мателями жи­лых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанима­теля жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; яв­ляющиеся нанимателями жилых помещений по договорам со­циального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по дого­вору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собствен­ника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жи­лого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требова­ниям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социально­го найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору соци­ального найма или соб­ственниками жилых помещений, членами семьи собст­венника жилого помеще­ния, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболева­ния, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социаль­ного найма или принадлежащего на праве собственности.

 Основания для снятия с жилищного учета указаны в части 1 статьи 56 ЖК РФ.

 В силу части 2 статьи 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.

 Основания для снятия с жилищного учета граждан, жителей города Москвы указаны в статье 15 Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

 В силу Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным исполнительным органом государственной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность подведомственных ему органов исполнительной власти города Москвы и правомочно решать все вопросы, отнесенные к ведению органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы.

 Отраслевыми и функциональными органами исполнительной власти города Москвы являются департаменты, комитеты, главные управления, управления и инспекции (пункт 2 статьи 3 указанного Закона). Правительство Москвы руководит деятельностью департаментов, комитетов, главных управлений, управлений инспекций, префектур и т.д. (пункт 8 статьи 3 Закона).

 Частью 3 статьи 9 Закона установлено, что Правительство Москвы осуществляет свои полномочия непосредственно или через подведомственные ему органы исполнительной власти города Москвы. В статье 10 Закона определены полномочия Правительства Москвы по руководству органами исполнительной власти города Москвы.

 Постановлением Правительства Москвы от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о Департаменте жилищной политики и жилищного фонда города Москвы (далее – Положение о департаменте).

 В силу пункта 1 Положения о департаменте, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы является отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище, а также по распоряжению и управлению государственным имуществом города Москвы в виде жилых помещений, входящих вимущественную казну города Москвы, в том числе по безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов) города Москвы в федеральную собственность, собственность других субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность и безвозмездной передаче жилых помещений (жилых домов), находящихся в федеральной собственности, собственности других субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, в собственность города Москвы (далее - установленная сфера деятельности).

 Согласно пунктам 4.1.2., 4.1.3 Положения о департаменте Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы осуществляет полномочия в сфере признания граждан малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Москвы, принятия на жилищный учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Москвы, а также снятия граждан с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, нуждающихся в жилых помещениях и с учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках жилищных программ города Москвы и граждан - участников жилищных программ.

 По смыслу пункта 24.7 Положения о департаменте, решения департамента по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимаются в форме правовых актов, в виде приказов и распоряжений.

 Статьей 5 Закона города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что к компетенции органов исполнительной власти города Москвы по обеспечению права жителей города Москвы на жилые помещения относятся: признание жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы; признание жителей города Москвы нуждающимися в жилых помещениях.

 Таким образом, отраслевым органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации государственной политики в жилищной сфере, предоставлению государственных услуг гражданам в сфере реализации их права на жилище является Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы.

 Между тем, ФИО1 настаивала на требованиях к Правительству Москвы и управлению, которые не являются полномочными органами по решению поставленных ею вопросов.

 В пункте 3 статьи 10 ГК РФ закреплена норма презумпции добросовестности и разумности действий участников гражданских правоотношений: в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.

 Не сомневаясь в добросовестности и разумности действий ФИО1 как участника гражданских правоотношений избравшей способ защиты нарушенных прав, изложенный в описательной части настоящего решения, суд с учетом приведенных законоположений при разрешении данного спора руководствуется исключительно нормами подраздела II ГПК РФ, именуемого как «Исковое производство» и рассматривает дело только по заявленным требованиям к Правительству Москвы и управлению, что соответствует предписаниям части 3 статьи 196 ГПК РФ.

 Судом неоднократно предлагалось истцу в рамках рассмотрения дела уточнить заявленные требования, выбрать надлежащий способ защиты нарушенных прав, избрать надлежащего ответчика, однако этого сделано не было ни в стадии подготовки дела к рассмотрению, ни при рассмотрении его по существу.

 В силу пункта 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

 Таких оснований, которые бы повлекли безусловную обязанность у Правительства Москвы или управления по восстановлению семьи ФИО1 на жилищном учете, стороной истца суду не представлено.

 Согласно приведенному выше Положению о департаменте, именно Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы принимает решения о постановке на жилищный учет, снятии с жилищного учета, а, следовательно, и о восстановлении на жилищном учете и оформляет свои решения в виде распоряжения.

 Каких-либо конкретных распоряжений отраслевых органов власти ФИО1 не оспаривалось.

 По смыслу действующего гражданского процессуального законодатель­ства истец может предъявить иск к ненадлежащему ответчику, т.е. лицу, кото­рое не несет перед ним ответственности.

 В этом случае суд, согласно части 2 статьи 41 ГПК РФ, рассматривает дело по предъявленному иску и при подтверждении в судебном заседании факта предъявления исковых требований к ненадлежащему ответчику выносит решение об отказе в иске.

 В судебном заседании сторона истца настаивала на рассмотрении дела с данными ответчиками,- Правительством Москвы и управлением. На замену ненадлежащего ответчика, надлежащим – Департаментом жилищной политики и жилищного фонда города Москвы категорически не согласна. Возражала относительно привлечения назван­ного юридического лица и в качестве третьего лица по делу.

 При таких данных суд, рассмотрев дело по заявленным требованиям к ненадлежащему ответчику, отказывает в удовлетворении иска ФИО1 в части требований о восстановлении на жилищном учете.

 Разрешая иск ФИО1, в части требований о компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

 По общему правилу, установленному пунктами 1 и 2 статьи 1064 ГК РФ, ответственность за причинение ущерба возлагается на лицо, причинившее ущерб, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 ГК РФ презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт причинения ущерба, его размер, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред. При этом, по общему правилу, лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064).

 В соответствии с частью 1 статьи 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

 Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

 В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон; каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В связи с этим обязанность доказать факт причинения вреда личным неимущественные правам и другим нематериальные благам именно Правительством Москвы и управлением в рассматриваемом случае возлагается на истца. Более того истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между действиями, бездействием и возникшим у истца моральным вредом.

 Однако таких доказательств суду ФИО1 не представлено.

 Ходатайств об истребовании дополнительных доказательствах не заявлялось. Оснований для освобождения обстоятельств иска судом не установлено.

 Учитывая изложенное, оценив доказательства в их совокупности, суд признает иск ФИО1 необоснованным и отказывает в его удовлетворении в полном объеме заявленных требований.

 Поскольку суд отказал в удовлетворении иска по существу заявленных требований, то ходатайство представителя Правительства Москвы об отказе в удовлетворении иска ФИО1 в связи истечением сроков исковой давности значения для дела не имеет.

 Руководствуясь статьями 194-198, 199 ГПК РФ, суд

 решил:

 в удовлетворении иска ФИО1 к Правительству Москвы, управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в Северо-Восточном административном округе о восстановлении на жилищном учете и компенсации морального вреда, - отказать.

 На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский го­родской суд через Тверской районный суд города Москвы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

 Председательствующий

 Е.В. Комиссаров