УИД 78RS0011-01-2020-000857-06
Дело № 2-1464/2020 22 июня 2020 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Совхоз Ф.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО5 к Некоммерческой организации «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах» об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома,
у с т а н о в и л:
ФИО1 ФИО6 обратилась в суд с иском к Некоммерческой организации «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества многоквартирных домах» (далее – Фонд) об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
В обоснование исковых требований истец указала, что 10.12.2018 года собственники квартир и помещений многоквартирного жилого дома <адрес> на общем собрании в порядке ст.173 Жилищного кодекса Российской Федерации приняли решение об изменении способа формирования фонда капитального ремонта на формирование фонда капитального ремонта на специальном счете, установлении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного правовым актом субъекта Российской Федерации, выборе владельцем специального счета регионального оператора – Некоммерческую организацию «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» с подписанием с ним договора на открытие специального счета, выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет – Северо-Западный банк ОАО «Сбербанк России». Протокол с данным решением был направлен ответчику, который уведомил, что решение об изменении способа формирования счета принято к предварительному учету и потребовал дополнительно принять решение по вопросу указанному в п.3.1 ст.175 Жилищного кодекса Российской Федерации. 22.01.2019 года собственники приняли с учетом замечаний ответчика дополнительное решение по вопросам функционирования специального счета. 22.02.2019 года Фонд уведомил собственников, что не давал согласия на выбор его уполномоченным лицом. 26.03.2020 года председатель Совета дома обратился в Фонд за согласием на заключение договора об информационно-техническом взаимодействии в целях представления платежных документов. 30.04.2019 года ответчиком был направлен проект Договора об информационно-технологическом взаимодействии. 21.05.2019 года было проведено очередное Общее собрание собственников, на котором принято решение с учетом полученного ответа, в котором отсутствовал отказ согласовать выбор Фонда уполномоченным лицом на оказание услуг по предоставлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. Письмом от 17.06.2019 года Фонд сообщил о принятии протокола с оговорками о процедуре начисления платежей и запросил копию протокола подтверждающего полномочия председателя Совета многоквартирного дома, копия паспорта председателя Совета многоквартирного дома. Данные сведения были направлены 19.06.2019 года. 11.07.2019 года ответчик сообщил о принятии документов, однако 19.11.2019 года Фонд направил собственникам письмо в котором уведомил об отказе в переводе на специальный счет, поскольку у собственников имеется задолженность по оплате оказанных услуг. Полагая данное решение об отказе принятым с нарушением сроков и в нарушение требований законодательств, указывая, что информация о наличии задолженности ни разу не была предоставлена собственникам, в виду просрочки сроков выполнения капитального ремонта подрядчиком Фонд должен был получить штраф сумма которого погашала задолженность собственников по уплате взносов на капитальный ремонт, истец как уполномоченное собственниками лицо, будучи председателем Совета многоквартирного дома просила обязать Фонд совершить определенные действия – изменить существующий способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного жилого дома Зверинская улица дом 33 литера А, на формирование фонда капитального ремонта на способ формирования фонда капитального ремонта специальном счете, владельцем которого является региональный оператор – Некоммерческая организация «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» с 13.12.2019 года.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, направила в суд ходатайство об отложении дела в связи с необходимостью представления дополнительных доказательств и уточнения исковых требований, в удовлетворении которого судом было отказано в виду неуказания дополнительных доказательств которые намерена представить истец для подтверждения каких обстоятельств, а также возможности представить уточненное исковое заявление с учетом сроков предоставления возражений ответчиком и предыдущего судебного заседания, где ответчик выразил свои возражения на исковые требования.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебное заседание явился, исковые требования не признал, представил письменные возражения в соответствии, с которыми реализация решения собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта невозможна в виду наличия задолженности и отсутствия согласия Фонда на оказание услуг по предоставлению платежных документов, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд, выслушав ответчика, изучив материалы дела, полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Истец является сособственником ..... расположенной по адресу: <адрес> избрана председателем Совета дома.
Дом включен в Региональную программу капитального ремонта Санкт-Петербурга, утвержденную постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 18.02.2014 №84 «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» (пункт 7864).
В силу части ч. 3 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта:
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете;
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта денежные средства собственников помещений многоквартирного дома аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Как следует из ч. 5 ст. 170 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также разъяснений жилищного законодательства, изложенных в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2016 года N 10-П "По делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 169, ч. 4 и ч. 7 ст. 170 и ч. 4 ст. 179 ЖК Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы" решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете реализуется в следующем порядке: собственники помещений в многоквартирном доме должны уведомить потенциального владельца специального счета о принятом ими решении, открыть специальный счет в кредитной организации, а владелец специального счета - направить в орган государственного жилищного надзора уведомление об избранном собственниками способе формирования фонда капитального ремонта, документы, подтверждающие принятие соответствующего решения собственниками и открытие специального счета; если собственники помещений в многоквартирном доме принимают решение о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, или на счете регионального оператора, то они направляют в адрес регионального оператора копии протокола общего собрания, которым оформлено это решение.
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регламентируется разделом 9 Жилищного кодекса РФ, в отношении многоквартирных домов, расположенных на территории Санкт-Петербурга, установлен Законом Санкт-Петербурга от 11 декабря 2013 года №690-120 «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах в Санкт-Петербурге» (далее - Закон о капитальном ремонте), а также постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 25 августа 2014 года №764 «О реализации Закона Санкт-Петербурга «О капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме в Санкт-Петербурге».
В Санкт-Петербурге в целях реализации обеспечения организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Санкт-Петербурга, реализации функций регионального оператора, в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 167 Жилищного кодекса РФ создана Некоммерческая организация «Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах».
10.12.2018 года собственники жилых и нежилых помещений многоквартирного <адрес> на общем собрании приняли ряд решений, в том числе:
- изменить способ формирования фонда капитального ремонта на формирование фонда капитального ремонта на специальном счете
- установить размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации
- выбрать владельцем специального счета регионального оператора – Некоммерческую организацию «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»
- уполномочить председателя Совета дома ФИО1 ФИО7 подписать договор с региональным оператором на открытие специального счета.
- выбрать кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет – Северо-Западный банк ОАО «Сбербанк России».
Данное решение было оформлено протоколом ..... внеочередного Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> проведенного в очной форме от 13.12.2018 года (л.д.18-33). Протокол был направлен ответчику в этот же день.
Письмом № от 27.12.2018 года Фонд уведомил о принятии решения к предварительному учету и необходимости принятия решений о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по предоставлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет по согласованию с ним, о порядке предоставления платежных документов и размере расходов, связанных с предоставлением платежных документов, определении условий оплаты этих услуг (л.д. 93-95).
22.01.2019 года собственники многоквартирного дома приняли решение:
- выбрать лицом, уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, Некоммерческую организацию «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»,
- согласиться с Порядком предоставления платежных документов, указанном в Приложении №1 к Письму Некоммерческой организации «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» №2-5371/2015 от 05.05.2015 года, посредством направления квитанций на адрес электронной почты ....., принадлежащий председателю Совета дома, для дальнейшей передачи всем собственникам (в связи с наличием собственников преклонного возраста – квартира №, оба собственника старше 80 лет – не пользующихся услугами телекоммуникационных сетей). Определить размер расходов, связанных с предоставлением платежных документов, в соответствии с тарифами, установленными Региональным оператором, а размер услуг Банка – в соответствии с тарифами, установленными Банком. Информация о стоимости услуг указывается отдельной строкой в платежном документе. Платежные документы должны предоставляться в разумные сроки, позволяющие их своевременно оплатить. Данное решение было оформлено протоколом № внеочередного Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> проведенного в очной форме от 25.01.2019 года (л.д.34-40).
22.02.2019 года ответчик уведомил собственников, что протокол №№) от 25.01.2019 года принят к учету, Фонд не давал согласие о выборе его уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов, выразил согласие только на заключение договора об информационно-технологическом взаимодействии, который будет заключен лишь после вступления в силу решения о прекращении формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора и формировании фонда капитального ремонта на специальном счете (л.д. 96).
30.04.2019 года ответчиком на обращение истца были даны разъяснения, что Фондом разработаны два варианта договоров об информационно-технологическом взаимодействии, были представлены проекты данных договоров (л.д. 97-98).
21.05.2019 года собственники приняли решение:
- изменить способ формирования фонда капитального ремонта на формирование фонда капитального ремонта на специальном счете,
- установить размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (минимальный размер установлен постановлением Правительства Санкт-Петербурга №824 от 23.10.2018 года),
- выбрать владельцем специального счета регионального оператора – Некоммерческую организацию «Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»,
- уполномочить председателя Совета дома ФИО1 ФИО8 подписать договор с региональным оператором на открытие специального счета,
- выбрать лицом, уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на капитальный ремонт на специальный счет – Некоммерческую организацию «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах»,
- согласиться с Порядком предоставления платежных документов, указанном в Приложении №1 к письму Некоммерческой организации «Фонд – региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» №2-5371/2015 от 05.05.2015 года, посредством направления квитанций на адрес электронной почты ....., принадлежащий председателю Совета дома, для дальнейшей передачи всем собственникам (в связи с наличием собственников преклонного возраста – квартира №, оба собственника старше 80 лет – не пользующихся услугами телекоммуникационных сетей),
- определить размер расходов, связанных с предоставлением платежных документов, в соответствии с тарифами, установленными Региональным оператором, а размер услуг Банка – в сответствии с тарифами, установленными Банком. Информация о стоимости услуг указывается отдельной строкой в платежном документе. Платежные документы должны предоставляться в разумные сроки, позволяющие их своевременно оплатить.
Данное решение было оформлено протоколом № очередного Общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> проведенного в очной форме (л.д.51-66).
17.06.2019 года Фонд уведомил собственников, что не давал согласия о назначении его уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> в том числе с использованием системы на оплату взносов на капитальный ремонт на капитальный ремонт на специальный счет регионального оператора, о чем уже сообщалось председателю Совета дома письмом от 22.02.2019, также просил направить копию протокола, подтверждающего полномочия председателя Совета МКД, его копию паспорта, сверить площади помещений в многоквартирном доме с данными ТСЖ (л.д.117-120).
Письмом от 11.07.2019 года ответчик очередной раз сообщил о том, что не давал согласия о назначении его уполномоченным на оказание услуг по предоставлению платежных документов собственникам помещений в многоквартирном доме, в том числе с использованием системы на оплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет регионального оператора, также сообщил, что по результатам сверки площадей помещений имеются разночтения с данными содержащими в Управлении Росреестра (л.д.122-123).
19.11.2019 года Фонд направил истцу письмо в котором сообщил, что в 2016 и 2017 годах Фондом были заключены договоры и произведена оплата за оказание услуг по разработке проектной документации на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и за выполнение работ по капитальному ремонту фасадов многоквартирного дома по адресу: <адрес> на сумму 6 415 687 руб. 89 коп., собственниками помещений в данном многоквартирном доме были оплачены взносы на капитальный ремонт и пени на сумму 1 619 443 руб. 90 коп., в связи с чем, Фонд просил собственником помещений для открытия специального счета для формирования фонда капитального ремонта собственниками помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес> и осуществления перевода денежных средств, аккумулирующихся на счете регионального оператора, погасить имеющуюся задолженность по оплате оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в размере 4 796 243 руб. 99 коп. (л.д. 100-101).
Данная задолженность собственниками помещений многоквартирного лома не погашена.
В соответствии с частью 2 статьи 173 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме предоставлены и не возвращены кредит, заем или имеется подлежащая погашению за счет фонда капитального ремонта задолженность по оплате оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, принятие собственниками помещений в многоквартирном доме решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта в отношении этого многоквартирного дома допускается при условии полного погашения такой задолженности.
По данным предоставленным ответчиком в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес> за счет фонда капитального ремонта проведены и оплачены работы по разработке проектной документации на ремонт фасада по договору № с ..... на сумму 540 211 руб. 98 коп., по ремонту фасада по договору от 21.07.2017 № с ..... на сумму 5 875 475 руб. 91 коп., всего на сумму 6 415 687 руб. 89 коп.
По состоянию на 09.06.2020 года собственниками помещений данного дома оплачены взносы на капитальный ремонт и пени на сумму 1 933 484 руб. 08 коп.
Следовательно по данному дому имеется задолженность по оплате капитального ремонта, которая должна быть погашена до принятия решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта. Истцом не оспаривается факт проведения Фондом работ по капитальному ремонту фасадов дома, что подтверждается также представленной истцом перепиской с Фондом.
До настоящего времени данная задолженность не погашена, в связи с чем, ответчик правомерно не может исполнить решение собственников об изменении способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома.
Довод истца о том, что размер задолженности должен быть пересмотрен за счет штрафных санкций наложенных на подрядчика ООО «Реставратор» за нарушение сроков капитального ремонта, не может служить основанием для возложения на ответчика обязанности изменить способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирного дома. Денежные средства, взысканные региональным оператором с порядных организаций в виде неустоек и штрафов по договорным обязательствам в соответствии со статьей 170 Жилищного кодекса Российской Федерации не могут быть источником формирования фонда капитального ремонта.
Пунктом 3.1. статьи 175 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете должно содержать также решение о выборе лица, уполномоченного на оказание услуг по представлению платежных документов, в том числе с использованием системы, на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, об определении порядка представления платежных документов и о размере расходов, связанных с представлением платежных документов, об определении условий оплаты этих услуг. При этом выбор уполномоченного лица, указанного в настоящем пункте, осуществляется по согласованию с ним.
Собственники помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве уполномоченного лица на оказание услуг по предоставлению платежных документов на уплату взносов на капитальный ремонт на специальный счет, однако согласие Фонда на оказание данных услуг не получили. Ответчик данное согласие собственникам не давал, о чем неоднократно уведомлял в своих письмах от 22.02.2019, 17.06.2019, 11.07.2019.
Поскольку собственниками не были выполнены требования предусмотренные жилищным законодательством, оснований для возложения на ответчика обязанности по изменению способа формирования фонда капитального ремонта многоквартирного лома не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
ФИО1 ФИО9 в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья
.....