ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1465/12 от 13.04.2012 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

  Дело №2-1465/12

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

 Ленинский районный суд <адрес> края в составе:

 председательствующего судьи Тельнова Е.А.

 при секретаре Ширяевой Т.И.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 ФИО9 к администрации <адрес>, третье лицо Избирательная комиссия <адрес>, о признании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1» незаконным и его отмене,

 УСТАНОВИЛ:

 ФИО1 обратилась в суд с иском, в обоснование заявленных требований указав, что решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № сформирована территориальная избирательная комиссия <адрес>. ФИО1 вошла в состав членов указанной комиссии с правом решающего голоса. Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1» истице объявлено замечание. Основанием послужило то обстоятельство, что ФИО1 выполняла иную оплачиваемую работу в составе территориальной избирательной комиссии <адрес> и не направила представителю нанимателя (работодателю) предварительное письменное уведомление. ФИО1 полагает распоряжение незаконным, поскольку Избирательная комиссия <адрес> ДД.ММ.ГГГГ письмом № проинформировала главу <адрес> о том, что решением от ДД.ММ.ГГГГ № сформирована территориальной избирательной комиссии <адрес>, в состав которой, с правом решающего голоса вошла ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ до издания оспариваемого распоряжения ФИО1 письменно пояснила работодателю о том, что она как член территориальной избирательной комиссии с правом решающего голоса дополнительную оплату не получала. Предварительное уведомление требуется в случае выполнения иной платной работы, поскольку нет оплаты, то нет события нарушения закона. Просит признать незаконным распоряжение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1» и подлежащим его отмене.

 В судебном заседании истец поддержала заявленные требования. Суду пояснила, что заместитель главы администрации ФИО2 является членом Избирательной комиссии <адрес> с правом решающего голоса. Он принимал участие в заседании комиссии ДД.ММ.ГГГГ, лично голосовал за утверждение кандидатуры ФИО1 в составе Территориальной избирательной комиссии <адрес>. Именно это решение было направлено главе <адрес> ФИО3 и было опубликовано в Приморской газете № (507) от ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О создании рабочей группы по содействию избирательным комиссиям в подготовке и проведении в 2011г. на территории Владивостокского городского округа выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Законодательного <адрес>» утвержден состав рабочей группы, председателем которой является ФИО2, заместителем – ФИО4 заместитель главы администрации <адрес>. ФИО4 подписала распоряжение о наказании истицы. Кроме того, дисциплинарное взыскание наложено ДД.ММ.ГГГГ, то есть спустя 11 месяцев. Работодатель пропустил, предусмотренный законом, срок для наложения дисциплинарного взыскания. Более того, ответчик не оспаривает, что истец оплату за работу, выполненную в период избирательной компании не получала.

 В судебном заседании представитель администрации <адрес> заявленные требования не признала. Суду пояснила, что в соответствии с ФЗ «О муниципальной службе в РФ» и <адрес> «О муниципальной службе в <адрес>» муниципальный служащий вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу. Закон не устанавливает обязанность муниципального служащего сообщать только о работе на условиях договора, не делает исключений для выполнения иной платной работы для государственных нужд. Осуществление полномочий члена Территориальной избирательной комиссии <адрес> относится к сфере политической жизни гражданина, сбор и обработка таких сведений запрещена законом. Пока ФИО1 не сообщила свои персональные данные о полномочиях члена избирательной комиссии, они не могут быть приняты работодателем к обработке. Избирательная комиссия <адрес> не принимала и не могла принять решение направить главе <адрес> сведения о выполнении муниципальным служащим ФИО1 иной платной работы для целей учета персональных данных. Письмо от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением было передано заместителю главы администрации <адрес> ФИО2 для целей обеспечения деятельности управления информационно-программного обеспечения администрации <адрес>. Формирование территориальной избирательной комиссии <адрес> не совпадает с моментом начала выполнения иной платной работы, поскольку дополнительная оплата труда (вознаграждение) производится только за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума, то есть в период избирательной компании. Закон различает получение статуса, и выполнение в связи с этим статусом обязанностей члена избирательной комиссии в период избирательной компании. Пока органы и организации, в интересах которых проводится избирательная компания, не выделили денежные средства – работа в составе территориальной избирательной комиссии не оплачивается, не является платной. С момента выделения средств работа в составе территориальной избирательной комиссии становится платной для тех членов территориальной избирательной комиссии, которые принимают непосредственное участие в избирательной компании. Работа в составе Территориальной избирательной комиссии для ФИО1 стала платной с момента выделения средств на подготовку и проведение выборов, включения истицы в график дежурств по подготовке и проведению выборов ДД.ММ.ГГГГ Согласно сведениям о фактической отработке ФИО1 отработала для целей дополнительной оплаты труда в сентябре 2011 г. 11 часов; в октябре 2011 г. 70 часов; в ноябре 2011 г. 142 часа; в декабре 2011 г. 59 часов. Платный характер работы не зависит от волеизъявления ФИО1, которая отказалась от получения уже заработанных денежных средств. Дисциплинарное взыскание объявлено истице в течение одного месяца с момента обнаружения, в пределах шестимесячного срока с момента совершения. Порядок наложения дисциплинарного взыскания работодателем не нарушен. Просила в иске отказать.

 Представитель третьего лица - Избирательной комиссии <адрес> суду пояснила, что работа члена избирательной комиссии с правом решающего голоса является, как правило, платной в период проведения выборов. Работа в составе избирательной комиссии является исполнением государственных обязанностей и поэтому не подпадает под действие п.2 ст.11 ФЗ «О муниципальной службе в РФ». Поскольку оплата работы членов избирательных комиссий осуществляется на основании закона, то работодателю стало известно, что муниципальный служащий ФИО1 может получать такую оплату в момент формирования состава территориальной избирательной комиссии <адрес>. Полагает заявленные требования обоснованными.

 Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО5- заместитель начальника управления службы и кадров администрации <адрес> суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ в управление службы и кадров администрации <адрес> поступили уведомления семи муниципальных служащих администрации <адрес> о намерении вести иную оплачиваемую деятельность в составе территориальных избирательных комиссий.

 Суд, выслушав пояснения стороны, третьего лица, исследовав представленные материалы дела в совокупности, полагает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

 Судом установлено, что распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 назначена с ДД.ММ.ГГГГ начальником управления образования. Согласно сведениям личной карточки муниципального служащего ФИО1, должность, замещаемая истицей, является муниципальной.

 Решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № была сформирована территориальная избирательная комиссия <адрес>, в состав которой, с правом решающего голоса вошла ФИО1 Кандидатура ФИО1 предложена политической партией «<данные изъяты>».

 Согласно протоколу от ДД.ММ.ГГГГ № в заседании Избирательной комиссии <адрес> принимал участие заместитель главы администрации <адрес> ФИО2.

 Решение от ДД.ММ.ГГГГ № было опубликовано в периодической печати, в «Приморской газете» ДД.ММ.ГГГГ № (№).

 Письмом № от ДД.ММ.ГГГГ Избирательная комиссия <адрес> проинформировала главу <адрес> о формировании территориальной избирательной комиссии <адрес> и направила копию решения от ДД.ММ.ГГГГ №.

 Согласно информации администрации <адрес> письмо от ДД.ММ.ГГГГ № с приложением было передано заместителю главы администрации <адрес> ФИО2.

 В соответствии с п. 2.9. Положения об управлении к задачам управления относится: организация и осуществление регистрации (учета) избирателей, участников референдума, проживающих на территории Владивостокского городского округа.

 Согласно п. 3 ст. 86 Трудового кодекса РФ все персональные данные работника следует получать только у него самого.

 В соответствии с п.1 ч.1 ст. 6 ФЗ «О персональных данных» обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных.

 Пункт 4 ст. 86 Трудового кодекса РФ определяет, что работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни.

 ФИО1 осуществляла полномочия члена территориальной избирательной комиссии <адрес> от политической партии «<данные изъяты>».

 Для целей персонального учета решение от ДД.ММ.ГГГГ № главе <адрес> не передавалось.

 Суд установил, что доводы истицы о надлежащем уведомлении работодателя о членстве ФИО1 в составе Территориальной избирательной комиссии <адрес>, обязанности работодателя учитывать сведения о ее членстве, полученные от Избирательной комиссии <адрес>, противоречат требованиям действующего законодательства РФ.

 В соответствии с ч.2 ст. 165 ТК РФ органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

 В соответствии с п. 17 ст. 29 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» члену комиссии с правом решающего голоса может производиться дополнительная оплата труда (вознаграждение) за работу в комиссии по подготовке и проведению выборов, референдума.

 Размеры и порядок выплаты компенсации и дополнительной оплаты труда (вознаграждения) устанавливаются комиссией, организующей соответствующие выборы, референдум, за счет и в пределах бюджетных средств, выделенных на проведение этих выборов, референдума.

 Решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями внесенными решением от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждено распределение средств федерального бюджета на подготовку и проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

 Территориальной избирательной комиссии <адрес> на компенсацию и дополнительную оплату труда выделено <данные изъяты>.

 Решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями внесенными решением от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждено распределение средств краевого бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов депутатов Законодательного <адрес>.

 Территориальной избирательной комиссии <адрес> на компенсацию и дополнительную оплату труда было выделено <данные изъяты>.

 Решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, с изменениями, внесенными решением от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждена смета расходов территориальных избирательных комиссий на подготовку и проведение выборов Законодательного <адрес>, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ

 Сметой расходов территориальной избирательной комиссии <адрес>, в том числе расходов на дополнительную оплату труда (вознаграждения) предусмотрено <данные изъяты>.

 Решением Избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № установлен порядок определения размера и выплаты вознаграждения членов территориальных и участковых избирательных комиссий, освобожденных от основной работы, размер и порядок выплаты дополнительной оплаты труда председателя, заместителя председателя и членов с правом решающего голоса и граждан, привлекаемым к работе территориальных и участковых комиссий.

 В соответствии с приложением № к решению от ДД.ММ.ГГГГ № определена форма учета фактической отработки времени членами избирательной комиссии для целей выплаты компенсации и дополнительной оплаты.

 Решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена смета расходов территориальной избирательной комиссии на подготовку выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

 Решением Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена смета расходов территориальной избирательной комиссии на подготовку выборов депутатов Законодательного собрания <адрес>.

 В соответствии с протоколом Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 принимала участие в заседании комиссии и голосовала по всем вопросам повестки дня.

 Из анализа решений Избирательной комиссии <адрес> и Территориальной избирательной комиссии <адрес> суд установил, что момент формирования Территориальной избирательной комиссии <адрес> не совпадает с моментом начала выполнения иной платной работы членами комиссии. Закон не устанавливает возможность оплаты работы членов территориальной избирательной комиссии в период между избирательными компаниями.

 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ стало известно о выделении средств на оплату работы в избирательной комиссии по подготовке и проведению выборов, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ. Согласно графикам работы членов Территориальной избирательной комиссии <адрес>, работа ФИО1 по подготовке и проведению выборов, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, была запланирована.

 Согласно сведениям о фактической отработке времени членами территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО1 отработала для целей дополнительной оплаты труда в сентябре 2011 г. 11 часов, в октябре 2011 г. 70 часов, в ноябре 2011 г. 142 часа, в декабре 2011 г. 59 часов.

 Судом установлено и подтверждено материалами дела, что представителю нанимателя (работодателю) не было известно о том, что ФИО1 как член Территориальной избирательной комиссии <адрес> с правом решающего голоса принимает участие в избирательной компании по выборам, назначенным на ДД.ММ.ГГГГ, и работа является оплачиваемой.

 В соответствии с п. 2 ст. 11 ФЗ «О муниципальной службе в РФ» муниципальный служащий вправе с  предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу.

 В соответствии с п. 2 ст. <адрес> «О муниципальной службе в <адрес>» муниципальный служащий, за исключением муниципального служащего, замещающего должность главы местной администрации по контракту, вправе с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя) выполнять иную оплачиваемую работу, если это не повлечет за собой конфликт интересов и если иное не предусмотрено Федеральным законом.

 Обязанность сообщать представителю нанимателя (работодателю) о выполнении иной оплачиваемой работы закон возлагает на муниципального служащего.

 Получение информации о выполнении муниципальным служащим иной платной работы от третьих лиц, суд признает ненадлежащим уведомлением работодателя.

 В целях решения вопроса о соблюдении муниципальными служащими администрации <адрес> требований ст. 11 Закона ПК «О муниципальной службе в <адрес>», заместитель главы администрации <адрес> ФИО4 обратилась в Избирательную комиссию <адрес> за получением информации об участии муниципальных служащих администрации <адрес> в работе избирательных комиссий. Так же просила разъяснить является ли данная работа для членов избирательных комиссий платной.

 Кадровая служба администрации <адрес> установила, что ФИО1 принимала участие в подготовке и проведении выборов, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, и эта работа являлась платной. Работодателю не было известно, что член территориальной избирательной комиссии <адрес> ФИО1 включена в график работы комиссии по подготовке и проведению выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Законодательного <адрес>. Истец не сообщила работодателю, что на дополнительную оплату труда членов территориальной избирательной комиссии выделены бюджетные средства.

 Как установлено судом представителю нанимателя (работодателю) решения Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и № об утверждении сметы расходов на подготовку и проведение выборов, в том числе на дополнительную оплату труда (вознаграждение) не направлялись.

 О том, что муниципальные служащие администрации <адрес> - члены избирательных комиссий в период подготовки и проведения выборов, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, вели иную оплачиваемую деятельность, работодателю стало известно ДД.ММ.ГГГГ.

 Согласно документам, предоставленным Избирательной комиссией <адрес>, Территориальная избирательная комиссия <адрес> вела учет отработанных истицей часов для целей дополнительной оплаты.

 В соответствии с письменным пояснением председателя Территориальной избирательной комиссии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, комиссии вела учет фактически отработанного времени каждым членом Территориальной избирательной комиссии <адрес> с правом решающего голоса. Работа ФИО1 предполагалась платной. Выплаты производились по итогам всей работы.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 устно отказалась от получения дополнительной оплаты.

 Как установлено судом и подтверждается материалами дела, работа ФИО1 - члена Территориальной избирательной комиссии <адрес> с правом решающего голоса по подготовке и проведению выборов, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, была платной.

 ФИО1, как муниципальный служащий, была вправе выполнять иную оплачиваемую работы только с предварительным письменным уведомлением представителя нанимателя (работодателя). Императивное требование закона заключается в предварительном уведомлении представителя нанимателя (работодателя) о выполнении иной оплачиваемой работы, но не о фактической ее оплате. Последующий отказ от получения заработанных денежных средств и причины такого отказа юридического значения не имеют.

 В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

 Дисциплина труда это обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с Трудовым кодексом РФ, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

 В соответствии со статьей 193 Трудового кодекса РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение.

 ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 было истребовано объяснение о причинах повлекших нарушение действующего законодательства.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 письменно пояснила работодателю, что работу члена Территориальной избирательной комиссии <адрес> с правом решающего голоса она выполняла исключительно вне рабочего времени и дополнительную оплату за работу не получала.

 Суд установил, что работодатель при назначении дисциплинарного взыскания учел степень вины истицы, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, предшествующие отношение ФИО1 к труду, обстоятельство того, что ФИО1 не привлекалась к дисциплинарной ответственности, однако и ранее выполняла иную платную работу сведения о которой работодателю не подавала, отсутствие последствий допущенного нарушения.

 Суд пришел к выводу, что ответчик, выбирая из возможных к применению дисциплинарных взысканий, исходил из общих принципов дисциплинарной ответственности, обоснованно пришел к выводу о виновном неисполнении истицей, возложенных на нее обязанностей, применил к ФИО1 одно из возможных дисциплинарных взысканий - замечание.

 Дисциплинарное взыскание применяется работодателем не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, и не позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

 Дисциплинарное взыскание объявлено истице в течение одного месяца с момента обнаружения, в пределах шестимесячного срока с момента совершения. Моментом совершения дисциплинарного проступка суд признает дату, следующую за датой проведения заседания Территориальной избирательной комиссии <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ протокол №) на котором было принято решение об утверждении сметы расходов, в том числе на дополнительную оплату труда (вознаграждение).

 Суд установил, что администрация <адрес> порядок наложения дисциплинарного взыскания не нарушила. Доводы истицы о том, что работодатель пропустил срок привлечения ФИО1 к дисциплинарной ответственности, суд признает не обоснованными.

 Суд не находит оснований для удовлетворения требований ФИО1 о признании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1» незаконным и отмене его.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Исковые требования ФИО1 ФИО10 к администрации <адрес>, третье лицо Избирательная комиссия <адрес>, о признании распоряжения администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-рк «О привлечении к дисциплинарной ответственности ФИО1» незаконным и его отмене, оставить без удовлетворения.

 Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

 Судья Е.А. Тельнов