ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1465/16 от 21.06.2016 Белореченского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1465/16

З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Белореченск 21 июня 2016 года

Судья Белореченского районного суда Краснодарского края Кириенко А.С.,

с участием:

прокурора - помощника Белореченского транспортного прокурора Пословского А.А.,

при секретаре Горбатовой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Харитонову В о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем,

У С Т А Н О В И Л:

Белореченский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Харитонову В.Н. и просит запретить ответчику использовать (эксплуатировать) воздушное судно СХС-1 «Кайра» (Т-10 «Кайра») серийный (идентификационный) номер б/н, бортовой номер отсутствует, в том числе путем передачи его другим лицам во временное пользование с целью его использования (эксплуатации), до получения на него документации, предусмотренной ч. 1 ст. 67 Воздушного кодекса РФ, а именно: свидетельства о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); соответствующих документов на каждого члена экипажа - сертификата (свидетельства) пилота (летчика).

В судебном заседании участвующий в деле прокурор поддержал исковые требования и пояснил, что на основании информации, полученной от УФСБ России по Краснодарскому краю и поступившего обращения жителя г. Белореченска, Белореченской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности. Установлено, что на территории земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край Белореченский район, справа от автодороги между населенными пунктами г. Белореченск Краснодарский край и с. Белое Красногвардейского района Республики Адыгея, принадлежащего агрофирме «Весна», базируется воздушное судно СХС-1 «Кайра» (Т-10 «Кайра») серийный (идентификационный) номер б/н, бортовой номер отсутствует, собственником которого в соответствии с договором купли-продажи от 22.08.2007 года является гражданин Харитонов В.Н. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19.03.1997 года № 60 «Воздушный кодекс РФ», воздушное законодательство Российской Федерации состоит из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации, и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. В развитие указанной нормы закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 27.03.1998 года № 360 «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах», которым утверждено Положение о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил. Пунктом 1 Положения установлено, что Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства РФ и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами. Согласно ст. 67 ВК РФ, каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию: свидетельство о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); соответствующие документы на каждого члена экипажа. В соответствии со ст. 36 ВК РФ, гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Пунктами 1, 2 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 года № 132 установлено, что экземпляр гражданского воздушного судна допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности. При этом под сертификатом летной годности понимается - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра воздушного судна установленным требованиям. Согласно пюп. 1.1 Положения о порядке выдачи и продления сертификатов летной годности на экземпляр воздушного судна гражданской авиации, утвержденного приказом Федеральной авиационной службы от 01.12.1998 года № 345, постоянный сертификат летной годности - документ, удостоверяющий соответствие экземпляра воздушного судна типовой конструкции, указанной в сертификате типа и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации этого экземпляра воздушного судна с установленными для него ограничениями. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 396 утверждено Положение о Федеральном агентстве воздушного транспорта, в соответствии с которым на Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию) возложены следующие полномочия: выдача лицензий и сертификатов; государственная регистрация гражданских воздушных судов, ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации; выдача разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах. Таким образом, органом, полномочным в соответствии с требованием ст. 36 ВК РФ на выдачу свидетельства о государственной регистрации воздушного судна, сертификата летной годности является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта РФ. В соответствии с 4.1 ст. 57 Воздушного кодекса РФ командиром воздушного судна (далее - КВС) является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа. Командир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества. В соответствии с п. 2.2, 2.8 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 года № 128, КВС знает и соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила и процедуры тех государств, в воздушном пространстве которых он выполняет полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта. КВС перед полетом в целях выполнения авиационных работ или АОН обязан убедиться в том, что воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в п. 2.20 Правил. В соответствии со п. 2.20 Правил, при полете в целях выполнения авиационных работ или АОН, на борту воздушных судов должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц: свидетельство о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы, подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в пункте 2.21 Правил. В ходе проверки установлено, что в нарушении требований действующего законодательства 23, 24, 25 марта 2016 года Харитоновым В.Н. осуществлялись полеты на принадлежащем ему воздушном судне СХС-1 «Кайра» (Т-10 «Кайра») серийный (идентификационный) номер б/н, бортовой номер отсутствует, в районе ст. Еленовской Красногвардейского района Республики Адыгея и с. Архиповское Белореченского района Краснодарского края, с целью испытания воздушного судна после проведенного ремонта, в отсутствие документации предусмотренной воздушным законодательством, а именно: свидетельства о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); сертификата (свидетельства) пилота (летчика). Кроме того, 23 и 30 апреля 2016 года, а также 2 мая 2016 года Харитонов В.Н. по устной договоренности, на безвозмездной основе, передавал указанное воздушное судно во временное пользование гражданину Нартову А.В., для выполнения последним авиационно-химических работ в районе ст. Гиагинской, ст. Еленовской Республики Адыгеи и пос. Комсомольского Белореченского района Краснодарского края. Опрошенный Харитонов В.Н. пояснил, что на указанное воздушное судно им не получена предусмотренная Воздушным кодексом РФ документация в связи с тем, что получение её требует значительных финансовых затрат. При этом в дальнейшем он планирует его эксплуатацию, в том числе для выполнения авиахимических работ. Таким образом, использование воздушного судна СХС-1 «Кайра» (Т-10 «Кайра») серийный (идентификационный) номер б/н, бортовой номер отсутствует, Харитоновым В.Н. и другими лицами без документации, предусмотренной воздушным законодательством, а именно: свидетельства о государственной регистрации; сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам); сертификата (свидетельства) пилота (летчика), является незаконным и угрожает безопасности полетов. Указанные нарушения требований воздушной безопасности являются недопустимыми и влекут запрет на эксплуатацию воздушных судов. В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. Настоящее исковое заявление подается в защиту неопределенного круга физических и юридических лиц, количество которых определить не представляется возможным, так как в случае дальнейшей эксплуатации Харитоновым В.Н. воздушного судна СХС-1 «Кайра» (Т-10 «Кайра») и передачи его другими лицам во временное пользование с целью его эксплуатации, в нарушение требований ст.ст. 36, 57, ч. 1 ст. 67 ВК РФ, то есть выполнение в воздушном пространстве данным воздушным судном дальнейших полетов, могут наступить негативные последствия, в результате возможного падения самолета на городской или сельский жилой массив, а также организации и предприятия, что создает реальную угрозу для жизни и здоровья населения. В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Выявленные нарушения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности, могут негативно сказаться на безопасности полетов, привести к последствиям в виде возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе крушения воздушного судна, вред от которых будет причинен неопределенному кругу лиц.

Ответчик Харитонов В.Н., будучи надлежащим образом, уведомленным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, оправдательных причин своей неявки суду не представил и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.

Выслушав в судебном заседании пояснение участвующего в деле прокурора, исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 19.03.1997 года № 60 «Воздушный кодекс РФ», воздушное законодательство Российской Федерации состоит из ВК РФ, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации, и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 36 Воздушного кодекса РФ, гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации при наличии сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам). Сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам) выдается на основании сертификата типа (аттестата о годности к эксплуатации) или акта оценки конкретного воздушного судна на соответствие конкретного воздушного судна требованиям к летной годности гражданских воздушных судов и природоохранным требованиям. Органом, полномочным в соответствии с требованием на выдачу свидетельства о государственной регистрации воздушного судна, сертификата летной годности является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) Министерства транспорта РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Воздушного кодекса РФ, командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа. Командир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасности находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества.

В соответствии со ст. 67 Воздушного кодекса РФ, каждое гражданское воздушное судно должно иметь на борту следующую документацию: свидетельство о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); соответствующие документы на каждого члена экипажа.

В соответствии с п. 1 Положения о подготовке федеральных правил использования воздушного пространства и федеральных авиационных правил, утвержденного Постановлением от 27.03.1998 года № 360 «О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах», Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила являются частью воздушного законодательства РФ и обязательны для исполнения гражданами и юридическими лицами.

В соответствии с п. 1, 2 Федеральных авиационных правил «Экземпляр воздушного судна. Требования и процедуры сертификации», утвержденных приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 года № 132, экземпляр гражданского воздушного судна допускается к эксплуатации только при наличии сертификата летной годности. При этом под сертификатом летной годности понимается - документ, выдаваемый уполномоченным органом в области гражданской авиации или его территориальным органом для подтверждения соответствия летной годности экземпляра воздушного судна, установленным требованиям.

В соответствии с п.п. 1.1 Положения о порядке выдачи и продления сертификатов летной годности на экземпляр воздушного судна гражданской авиации, утвержденного приказом Федеральной авиационной службы от 01.12.1998 года № 345, постоянный сертификат летной годности - документ, удостоверяющий соответствие экземпляра воздушного судна типовой конструкции, указанной в сертификате типа и являющийся необходимым условием допуска к летной эксплуатации этого экземпляра воздушного судна с установленными для него ограничениями.

В соответствии с Положением о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 года № 396, на Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиацию) возложены следующие полномочия: выдача лицензий и сертификатов; государственная регистрация гражданских воздушных судов, ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов Российской Федерации; выдача разрешений на бортовые радиостанции, используемые на гражданских воздушных судах.

В соответствии с п. 2.2, 2.8 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 года № 128, командир воздушного судна знает и соблюдает имеющие отношение к исполнению его обязанностей законы, правила и процедуры тех государств, в воздушном пространстве которых он выполняет полеты, а также государства регистрации воздушного судна и государства эксплуатанта. КВС перед полетом в целях выполнения авиационных работ или АОН обязан убедиться в том, что воздушное судно пригодно к полетам и на борту находятся документы, указанные в п. 2.20 Правил.

В соответствии со п. 2.20 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 года № 128, при полете в целях выполнения авиационных работ или АОН, на борту воздушных судов должны находиться следующие документы, которые члены экипажа воздушного судна предъявляют по требованию уполномоченных должностных лиц: свидетельство о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); свидетельства членов экипажа воздушного судна и документы, подтверждающие соответствие членов экипажа требованиям к состоянию их здоровья; список находящихся на борту воздушного судна лиц, указанный в пункте 2.21 Правил.

В соответствии со ст. 1065 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. Выявленные нарушения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности, могут негативно сказаться на безопасности полетов, привести к последствиям в виде возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций, в том числе крушения воздушного судна, вред от которых будет причинен неопределенному кругу лиц.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

В судебном заседании с достоверностью установлено, что в нарушении требований действующего законодательства 23, 24, 25 марта 2016 года Харитоновым В.Н. осуществлялись полеты на принадлежащем ему воздушном судне СХС-1 «Кайра» (Т-10 «Кайра») серийный (идентификационный) номер б/н, бортовой номер отсутствует, в районе ст. Еленовской Красногвардейского района Республики Адыгея и с. Архиповское Белореченского района Краснодарского края, с целью испытания воздушного судна после проведенного ремонта, в отсутствие документации предусмотренной воздушным законодательством, а именно: свидетельства о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); сертификата (свидетельства) пилота (летчика). Кроме того, 23 и 30 апреля 2016 года, а также 2 мая 2016 года Харитонов В.Н. по устной договоренности, на безвозмездной основе, передавал указанное воздушное судно во временное пользование гражданину Нартову А.В., для выполнения последним авиационно-химических работ в районе ст. Гиагинской, ст. Еленовской Республики Адыгеи и пос. Комсомольского Белореченского района Краснодарского края /л.д. 8-60/. Таким образом, использование воздушного судна СХС-1 «Кайра» (Т-10 «Кайра») Харитоновым В.Н. и другими лицами без документации, предусмотренной воздушным законодательством, а именно: свидетельства о государственной регистрации; сертификата летной годности (удостоверения о годности к полетам); сертификата (свидетельства) пилота (летчика), является незаконным и угрожает безопасности полетов. Суд находит обоснованными, аргументированными, основанными на нормах законов, подлежащих применению, доводы прокурора, изложенные в судебном заседании. Вышеизложенные доводы участвующего в деле прокурора полностью подтверждаются исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: полученными в ходе прокурорской проверки письменными объяснениями Нартова А.В. (л.д. 26), Лымарь А.Н. (л.д. 30-31), Нерсесяна С.С. (л.д. 34-35), Леушина О.В. (л.д. 39-40), Харитонова В.Н. (л.д. 48-49)., а также договором купли-продажи от 22.08.2007 года, согласно которого Харитонов В.Н. приобрел у Черкова С.М. воздушное судно СХС-1 «Кайра», 2003 года выпуска (л.д. 45). Согласно акта проверки исполнения законодательства о безопасности полетов и авиационной безопасности от 06.06.2016 года в ходе проведения такой проверки имеют место вышеуказанные нарушения данного законодательства (л.д. 55-60). При таких обстоятельствах, суд считает, что указанные нарушения требований воздушной безопасности являются недопустимыми и влекут запрет на эксплуатацию воздушных судов.

В соответствии с ч. 1 ст. 113 ГПК РФ, лица участвующие в деле извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

В соответствии со статьей 115 ГПК РФ, судебные повестки и иные судебные извещения доставляются по почте или лицом, которому судья поручает их доставить.

В соответствии со ст. 233 ГПК РФ, в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Согласно материалов дела /л.д. 62-63/, ответчик своевременно и надлежащим образом, был уведомлен о месте и времени слушания дела, однако в судебное заседание не явился, оправдательных причин своей неявки в суд не представил и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Участвующий в деле прокурор не возражает на рассмотрение гражданского дела в заочном производстве. Таким образом, у суда имеются достаточные основания для рассмотрения дела в порядке заочного производства.

В соответствии со ст. 98, 100 ГПК РФ, с ответчика Харитонова В.Н. подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 233-238ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Иск Белореченского транспортного прокурора Южной транспортной прокуратуры, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Харитонову В о запрете деятельности, создающей опасность причинения вреда в будущем, удовлетворить в полном объеме.

Запретить Харитонову В использовать (эксплуатировать) воздушное судно СХС-1 «Кайра» (Т-10 «Кайра») серийный (идентификационный) номер б/н, бортовой номер отсутствует, в том числе путем передачи его другим лицам во временное пользование с целью его использования (эксплуатации), до получения на него документации, предусмотренной ч.1 ст. 67 Воздушного кодекса РФ, а именно: свидетельства о государственной регистрации; сертификат летной годности (удостоверение о годности к полетам); соответствующих документов на каждого члена экипажа - сертификата (свидетельства) пилота (летчика).

Взыскать с Харитонова В в доход муниципального образования Белореченский район государственную пошлину в размере 300 /трехсот/ рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Белореченский районный суд в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда.

Судья А.С.Кириенко