ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1465/19ИМ от 23.07.2019 Орловского районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ Дело № 2-1465/2019 Именем Российской Федерации

г. Орел «23» июля 2019 года

Орловский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Лядновой Э.В.,

при секретаре Леюшкиной К.А.,

с участием истца - помощника прокурора Орловского района Орловской области Федосовой В.С.,

представителя ответчика - администрации Орловского района Орловской области ФИО1,

ответчика - заведующей МБДОУ «Детский сад № 7 пос. Вятский Посад» ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Орловского районного суда Орловской области гражданское дело по иску прокурора Орловского района Орловской области к администрации Орловского района Орловской области, МБДОУ «Детский сад №7 пос. Вятский Посад» Орловского района Орловской области о возложении обязанности по совершению действий,

у с т а н о в и л а:

Прокурор Орловского района Орловской области обратился в Орловский районный суд Орловской области с исковым заявлением к администрации Орловского района Орловской области, МБДОУ «Детский сад № 7 пос. Вятский Посад» о возложении обязанности по совершению действий, в котором просил обязать администрацию Орловского района Орловской области обеспечить финансирование соответствующих мероприятий, а МБДОУ установить систему охранного телевидения и телевизионной системы видеонаблюдения в здании и на территории детского сада.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Орловского района Орловской области Федосова В.С. поддержала заявенные требования.

Представитель ответчика - администрации Орловского района Орловской области по доверенности ФИО1 считает требования истца неправомерными, поскольку здание МБОУ «Детский сад № 7 пос. Вятский Посад» уже существует, то есть не является вновь проектируемым, реконструкция и капитальный ремонт указанного здания не планируется.

Заведующая МБОУ «Детский сад № 7 пос. Вятский Посад» ФИО2 не возражала против удовлетворения исковых требований прокурора.

Суд, выслушав в судебном заседании стороны, исследовав материалы дела, считает, что исковые требования прокурора Орловского района Орловской области подлежат удовлетворению.

В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

При этом в ст. 38 Конституции Российской Федерации особо отмечено, что детство находится под защитой государства, что коррелирует с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, об обеспечении государством - участником конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Дошкольные образовательные учреждения - детские сады являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Поэтому процитированная бланкетная норма об обязательности системы видеонаблюдения может быть применена в силу п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 № 272 в рамках предоставленных ему п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» полномочий по установлению обязательных для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Согласно п. 23 указанных Требований, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения, системой оповещения и управления эвакуацией, системой освещения.

Отсутствие системы видеонаблюдения в дошкольных образовательных учреждениях отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в них, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данных учреждений, может способствовать совершению противоправных действий в отношении воспитанников, в силу возраста нуждающихся в особой защите.

Осуществление деятельности образовательных учреждений при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу. Наличие утвержденного паспорта антитеррористической защищенности спорного здания, предусматривающего иные средства охраны объекта, не отменяет действие вышеуказанных обязательных требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.

Довод ответчика о распространении данных Требований только на проектирование новых, реконструируемых или капитально ремонтируемых зданий образовательных учреждений, как основание освобождения данных учреждений от выполнения законодательно установленных требований к антитеррористической защищенности судом отклоняется за необоснованностью.

Отсутствие реконструкции или капитального ремонта здания детского сада, как и отсутствие планирования соответствующих работ не свидетельствует об отсутствии необходимости приведения здания данного дошкольного образовательного учреждения в соответствии с современные требованиями к организации безопасного образовательного процесса. Кроме того, возможность установки системы видеонаблюдения напрямую не связана с необходимостью реконструкции или капитального ремонта (внесение изменений в конструкцию здания) здания дошкольного образовательного учреждения.

Суд отмечает, что в целях унификации законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «свод правил» как совокупности правовых актов, принятых до вступления в силу названного закона, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений. К таковым относится вышеуказанный норматив, определяющий необходимость установки системы видеонаблюдения.

Приведенное правило о необходимости выполнения всех требований к антитеррористической защищенности зданий дошкольных образовательных учреждений как объектов массового пребывания людей согласуется с положением п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому образовательное учреждение обязано создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников и посетителей учреждения. А также соответствует положениям п. 7 ст. 2 и ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» о приоритете мер предупреждения терроризма и обязанности юридических лиц обеспечивать выполнение требований антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых ими для осуществления образовательной и иной общественно полезной деятельности и принадлежащих им на титульном праве.

Из материалов дела следует, что МБДОУ «Детский сад № 7 пос. Вятский Посад» осуществляет дошкольную образовательную деятельность в здании, расположенном по адресу: <адрес>», которое создано муниципальным образованием «Орловский район».

Согласно Уставу МБДОУ «Детский сад № 7 пос. Вятский Посад» учредителем и собственником имущества детского сада является Управление общего образования администрации Орловского района, в лице которого функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Орловского района Орловской области.

Согласно акту комиссионного обследования и категорирования объекта от 29.03.2018 детскому саду присвоена первая категория опасности, выявлено несоответствие требованиям, установленным в отношении объекта первой категории опасности, в части оборудования объекта системой охранного телевидения и телевизионной системой видеонаблюдения.

Ответчику указано на необходимость оборудовать здание учреждения системой охранного телевидения и телевизионной системой видеонаблюдения.

По результатам проведенного обследования от 27.04.2018 утвержден паспорт безопасности объекта, разработан план мероприятий по устранению недостатков, выявленных в ходе обследования.

Удовлетворяя исковые требования прокурора, с учетом вышеприведенных правовых норм, суд исходил из того, что установление системы охранного телевидения и телевизионной системой видеонаблюдения в муниципальном дошкольном образовательном учреждении является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности в местах массового пребывания людей, а также является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья воспитанников, работников и посетителей образовательного учреждения.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 N№ 35-ФЗ «О противодействии терроризму»), к которым относится как решение вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), так и участие в профилактике терроризма и экстремизма, в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального образования (п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений. Приказом Федерального агентства по образованию от 11.11.2009 № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» рекомендовано предусмотреть в бюджетах муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений, разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами антитеррористической защиты, в том числе системой видеонаблюдения.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только муниципальных образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Установленная ст. 38 Конституции Российской Федерации обязанность приоритетного обеспечения интересов детей, в том числе в сфере обеспечения их безопасности, составляет содержание деятельности всех без исключения государственных и муниципальных органов, в полной мере реализуется вышеизложенным применением положений законодательства, регулирующего деятельность по противодействию терроризму.

Само по себе отсутствие у муниципального образования денежных средств, необходимых для оборудования зданий муниципальных образовательных учреждений положенной системой видеонаблюдения не является основанием для освобождения от исполнения возложенных законом обязанностей по противодействию терроризму и экстремизму, так как законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления по обеспечению антитеррористической безопасности с их наличествующими финансовыми возможностями.

При данных обстоятельствах суд считает необходимым возложить обязанность по оборудованию системой охранного телевидения и телевизионной системой видеонаблюдения на детский сад как муниципальное дошкольное образовательное учреждение и получателя бюджетных средств, а на администрацию муниципалитета в лице администрации Орловского района Орловской области - обязанность по обеспечению финансирования установки данной системы, поскольку названный орган местного самоуправления является главным распорядителем средств муниципального бюджета, выделяемых для муниципальных образовательных учреждений, и уполномоченным органом в сфере содержания зданий этих учреждений и обустройства прилегающих к ним территорий, в том числе с учетом выполнения мероприятий антитеррористической направленности.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

р е ш и л:

Исковые требования прокурора Орловского района Орловской области удовлетворить.

Обязать администрацию Орловского района Орловской области обеспечить выделение бюджетных средств МБДОУ «Детский сад № 7 пос. Вятский Посад» для выполнения работ по установке системы охранного телевидения и телевизионной системы видеонаблюдения в срок до 01.10.2019.

Обязать МБДОУ «Детский сад № 7 пос. Вятский Посад» обеспечить выполнение работ по установке системы охранного телевидения и телевизионной системы видеонаблюдения в здании и на территории МБДОУ «Детский сад № 7 пос. Вятский Посад» в срок до 01.11.2019.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме.

Полный текст мотивированного решения будет изготовлен в срок до 29.07.2019.

Судья Э.В. Ляднова