ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1465/20 от 01.06.2022 Магаданского городского суда (Магаданская область)

Дело № 2-1465/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Сергиенко Н.В.,

при секретаре Зеленяк Е.А.,

с участием представителя ответчиков ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда 1 июня 2022 года гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к муниципальному образованию «Город Магадан», в лице мэрии города Магадана, управлению по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Магаданский городской суд с иском к управлению по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение.

В обоснование исковых требований указала о том, что является собственником жилого помещения – в городе Магадане. Возвращаться в сгоревшую квартиру, находящуюся в аварийном доме не может. С 2009 года проживает в Ставропольском крае.

Неоднократно обращалась в Управление по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадан о предоставлении жилого помещения в связи с признанием дома в городе Магадане аварийным.

По результатам рассмотрения заявления разъяснено, что расселение граждан, проживающих в аварийных и непригодных для постоянного проживания домах, осуществляется по программе «Переселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде муниципального образовании «Город Магадан» на 2019-2021 года» муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем и комфортными условиями проживания населения муниципального образования «Город Магадан» на 2019-2021 годы», утвержденной постановлением мэрии города Магадана от 30 октября 2018 года № 3217. Многоквартирный дом в городе Магадане включен в данную подпрограмму на 2019 год.

Ссылаясь на приведенные фактические обстоятельства, положения статей 17, 31, 87, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, просит суд обязать ответчика предоставить истцу в кратчайшие сроки благоустроенное жилое помещение, равнозначное по площади занимаемой истцом квартиры, находящееся в пределах населенного пункта.

Определением судьи от 6 апреля 2022 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование «Город Магадан» в лице мэрии города Магадана, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – департамент САТЭК мэрии города Магадана.

В судебном заседании истец участия не принимала, извещена надлежаще.

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель ответчиков в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.

Суд, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие истца и представителя третьего лица.

Заслушав объяснения представителя ответчиков, исследовав представленные в деле доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2 Положения).

По общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.

Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ).

Согласно положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в п. п. 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть изъято путем выкупа при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Как установлено судом и подтверждается представленными в деле доказательствами, истец ФИО2 с июня 1994 года является собственником жилого помещения – квартиры в г. Магадане.

Постановлением мэрии города Магадана от 10 февраля 2017 года № 338 многоквартирный дом в городе Магадане признан аварийным и подлежащим сносу на основании заключения межведомственной комиссии от 01 февраля 2017 года № 254.

Управлению по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана поручено включить данный многоквартирный дом в программу по переселению граждан, проживающих в аварийном и ветхом жилищном фонде, срок действия которой будет распространяться с 1 января 2019 года.

Из представленных доказательств следует, что истец малоимущей в установленном порядке не признавалась, на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит. С 2009 года (уже более 10 лет) истец проживает в Ставропольском крае, доказательств тому, что планировала вернуться в город Магадан, однако, не смогла в связи с невозможностью проживания в принадлежащей ей квартире в городе Магадане, не представлено.

Постановлением мэрии города Магадана от 30 октября 2018 г. № 3217 была утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным жильем и комфортными условиями проживания населения муниципального образования «Город Магадан» на 2019-2021 годы», в которой подлежит исполнению подпрограмма «Переселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде муниципального образования «Город Магадан» на 2019-2021 годы».

Из приложения к подпрограмме следует, что дом 21 по улице Верхняя в г. Магадане был запланирован к расселению в 2020 году.

Вместе с тем, как следует из вышеуказанной программы, перечень домов подлежит корректировке путем включения (исключения) в него домов, признанных аварийными и подлежащими сносу (непригодными для проживания) в зависимости от возможностей бюджета муниципального образования «Город Магадан», фактических объемов привлеченного финансирования, стоимости приобретаемых жилых помещений, состояния жилищного фонда и других факторов.

Судом установлено, что в 2020 – 2021 году многоквартирный дом в городе Магадане расселен не был.

При этом, как следует из материалов дела, уведомление о сносе многоквартирного дома, в котором расположено принадлежащее истцу жилое помещение, ответчиком истцу не направлялось, решение об изъятии для муниципальных нужд квартиры или земельного участка не принималось, государственную регистрацию в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним не проходило, соглашение о выкупной цене между сторонами не достигнуто.

Суду не представлено доказательств принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка и каждого жилого помещения в этом доме.

Поскольку соблюдение предусмотренной частями 2 - 4 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации процедуры, предшествующей изъятию жилого помещения у собственника является обязательной, оснований к удовлетворению иска не имеется.

Также отсутствуют основания для предоставления семье истца во внеочередном порядке жилого помещения, так как истец в установленном порядке малоимущей и нуждающейся в предоставлении жилого помещения не признана.

Вместе с тем, судом установлено, что постановлением мэрии города Магадана от 30 августа 2021 № 2897 утверждена муниципальная программа «Обеспечение доступным жильем и комфортными условиями проживания населения муниципального образования «Город Магадан».

При исполнении подпрограммы «Переселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде муниципального образования «Город Магадан» на 2022 год к расселению запланирован дом в городе Магадане в количестве 13 квартир.

Согласно ответу министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области от 11 марта 2022 года, данному главе муниципального образования «Город Магадан», муниципалитету будет в срок до 31 декабря 2022 года предоставлено 13 жилых помещений в четвертом корпусе в жилом комплексе в районе бухты «Нагаева» в городе Магадане по улице , для расселения граждан из аварийного жилищного фонда города Магадан по улице .

Таким образом, представленными доказательствами подтверждается, что истец будет обеспечена жилым помещением до окончания 2022 года, то есть в запланированный подпрограммой «Переселение граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде муниципального образования «Город Магадан» период.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

ФИО2 в удовлетворении исковых требований к муниципальному образованию «Город Магадан», в лице мэрии города Магадана, управлению по учету и распределению жилой площади мэрии города Магадана о возложении обязанности предоставить жилое помещение, отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения суда – 8 июня 2022 года.

Судья Н.В. Сергиенко