ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1465/2015 от 07.12.2015 Петушинского районного суда (Владимирская область)

Дело № 2-1465/2015 г. *

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 декабря 2015 года г. Петушки

Петушинский районный суд Владимирской области в составе:

Председательствующего Н.А. Карташовой,

при секретаре судебного заседания И.Н. Сидоряк,

с участием:

представителя заявителя иска - старшего помощника прокурора Петушинского района М.Н.Власовой

представителя ответчика ФИО1 - Аксеновой И.В., действующая по ордеру и доверенности,

представителя ответчика - Совета народных депутатов Петушинского района - 3., действующей по доверенности,

представителя третьего - лица администрации Петушинского района - 4., действующей по доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Совету народных депутатов Петушинского района, ФИО1 о признании незаконным отнесение земельного участка к территориальной зоне С1 «Зона садовых некоммерческих товариществ», внесении в государственный кадастр недвижимости изменений,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Петушинского района в интересах Российской Федерации, интересах неопределенного круга лиц обратился в настоящий суд с иском, в обосновании указав, что дата решением Совета народных депутатов Нагорного сельского поселения утверждены Правила землепользования и застройки территории МО «Нагорное сельское поселение». Указано, что по результатам аукциона по продаже земельного участка площадью 14327 кв.м. кадастровый номер по договору купли-продажи от дата года администрацией МО «Петушинский район» предоставлен 1 указанный земельный участок с видом разрешенного использования «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства». Выписка из Правил землепользования и застройки, выданная начальником отдела архитектуры и градостроительства администрации Нагорного сельского поселения от дата за , явилась основанием для изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером относящегося к землям сельскохозяйственного назначения, с «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства» на «садовые земельные участки». Указано, что в настоящее время отсутствует федеральный закон, регулирующий порядок изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья. Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Оснований для изменения вида разрешенного использования земельных участков, в состав которых входят сельскохозяйственные угодья, без изменения категории земель таких земельных участков не предусмотрено действующим законодательством. Спорный земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование "для крестьянского (фермерского) хозяйства". Полагает, что вид разрешенного использования земельного участка мог быть изменен только после изменения категории земель. Указано, что в результате проведения кадастровых работ по разделу земельного участка с кадастровым номером образованы 13 земельных участков, местоположение: Владимирская область, Петушинский район, МО Нагорное сельское поселение, в южной части кадастрового квартала , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование которых определено садовые земельные участки. Данные земельные участки по договорам купли-продажи от дата приобретены ФИО1.

Просит суд:

- Признать незаконным отнесение земельного участка с кадастровым номером площадью 14327 кв.м. и образованных из него в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами к территориальной зоне С1 «Зона садовых некоммерческих товариществ», определенной решением Совета народных депутатов Нагорного сельского поселения от 31.01.2014 №4/1 «Об утверждении в новой редакции Правил землепользования и застройки территории МО «Нагорное сельское поселение».

- Внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами , образованных из земельного участка с кадастровым номером , указав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства».

Определением Петушинского районного суда от дата года производство по настоящему делу в части требований о признании незаконным решения Совета народных депутатов Нагорного сельского поселения от дата года прекращено в связи с отказом от иска.

В судебном заседании представитель заявителя иска старший помощник прокурора Петушинского района Власова М.Н. поддержала уточненные исковые требования по основаниям, указанным в иске, просила их удовлетворить.

Ответчик - ФИО1, будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, в суд не явилась, ее интересы в суде представляла адвокат Аксенова И.В., действующая по ордеру и доверенности, которая исковые требования не признала в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО1 - Аксенова И.В. поддержала представленный отзыв, в котором указала, что согласно Правилам землепользования и застройки МО «Нагорное сельское поселение», утвержденным дата года решением Совета народных депутатов Нагорного сельского поселения , земельный участок с кадастровым номером , площадью 14327 кв.м. был отнесен к территориальной зоне С1 «Зона садовых некоммерческих товариществ». Считает, что изменение вида разрешенного использования указанного земельного участка осуществлено органами местного самоуправления в соответствии с требованиями действующего законодательства. Вышеуказанный земельный участок с разрешенным использованием - для садоводства был продан на аукционе 24.12.2013 года, а впоследствии ФИО2 произвел раздел земельного участка на 13 самостоятельных земельных участков с кадастровыми номерами . Считает, что иск подан в защиту интересов 2., а не в защиту неопределенного круга лиц. Просит применить срок исковой давности, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, действовавшей на момент подачи иска, а также п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства, и в иске отказать.

Представитель ответчика - Совета народных депутатов Петушинского района - 3, действующая по доверенности, в судебном заседании требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить. Указала, что Градостроительный Кодекс не распространяется на земли сельскохозяйственных назначений, выписка из Правил землепользования и застройки не могла являться основанием для внесения изменений, она выдана незаконно. Просила иск удовлетворить.

Представитель третьего лица администрации Петушинского района - 4 действующая по доверенности, в судебном заседании требования прокурора поддержала, просила их удовлетворить. Пояснила, что выписка из Правил землепользования и застройки не могла являться основанием для внесения изменений, 2 не имеет к данному иску никакого отношения. Просила иск удовлетворить.

Третье лицо - Совет народных депутатов Нагорного сельского поселения, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил, в представленном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя, рассмотрение спора по существу оставляют на усмотрение суда.

Третье лицо - администрация МО «Нагорное сельское поселение», будучи надлежащим образом извещенной о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направила, в представленном ходатайстве просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя, решение вопроса оставляют на усмотрение суда.

Третье лицо - Петушинский отдел Управления Росреестра по Владимирской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил, в представленном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя, рассмотрение спора по существу оставляют на усмотрение суда.

Третье лицо - Филиал федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Владимирской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени судебного заседания, в суд своего представителя не направил, в представленном отзыве просит рассмотреть дело в отсутствии их представителя, рассмотрение спора по существу оставляют на усмотрение суда. Указали, что до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ст. 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (чч. 2 и 3 ст. 36).

Из материалов дела следует, что дата года администрацией Петушинского района постановлено провести аукцион, открытый по составу участников и по форме подачи предложений о цене, по продаже земельного участка площадью 14 327 кв.м., кадастровый номер , местоположение: Владимирская область, Петушинский район, МО Нагорное (сельское поселение), расположен в южной части кадастрового квартала , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, соответствующее извещение опубликовано в газете Владимирские Вести дата года.

По результатам проведения аукциона дата года был заключен договор купли-продажи между МО «Петушинский района» Владимирской области (продавец) и 1. указанного земельного участка с разрешенным использованием - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства.

Судом установлено, что 1. произвел раздел названного участка на 13 самостоятельных земельных участков.

Судом установлено, что в настоящее время ответчик ФИО1 на основании договоров купли-продажи от дата, заключенных с 1., является собственником земельных участков:

-кадастровый номер площадью 1404 кв.м.,

-кадастровый номер площадью 799 кв.м.,

-кадастровый номер площадью 1001 кв.м.,

-кадастровый номер площадью 1000 кв.м.,

-кадастровый номер площадью 1000 кв.м.,

-кадастровый номер площадью 1000 кв.м.,

-кадастровый номер площадью 2162 кв.м.,

-кадастровый номер площадью 1000 кв.м.,

-кадастровый номер площадью 961 кв.м.,

-кадастровый номер площадью 1000 кв.м.,

-кадастровый номер площадью 1000 кв.м.,

-кадастровый номер площадью 1000 кв.м.,

-кадастровый номер площадью 1000 кв.м.

Указанные земельные участки расположены по адресу: адрес, в южной части кадастрового квартала , категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование определено садовые земельные участки, границы указанных земельных участков установлены в соответствии с действующем законодательством.

дата года решением Совета народных депутатов Нагорного сельского поселения утверждены Правила землепользования и застройки территории МО «Нагорное сельское поселение».

Согласно постановлению Совета народных депутатов Нагорного сельского поселения Петушинского района Владимирской области от дата года утверждены в новой редакции Правила землепользования и застройки МО «Нагорное сельское поселение», решение Совета народных депутатов Нагорного сельского поселения от дата года признано утратившим силу.

Из предоставленных документов ФФГБУ «ФКП Росреестра» по Владимирской области усматривается, что 1. дата года обратился в указанное учреждение с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером в связи с изменением вида разрешенного использования земельного участка.

Судом установлено, что 1. была представлена Выписка из Правил землепользования и застройки, согласно которой земельный участок с кадастровым номером площадью 14 327 кв.м., местоположение: адрес, находится в территориальной зоне С1 Зона садовых некоммерческих товариществ.

Судом установлено, что для данной территориальной зоны Правилами установлен градостроительный регламент, предусматривающий с качестве основных видов разрешенного использования земельных участков: садовые домики, некапитальные жилые строения, в качестве вспомогательных видов использования: дворовые постройки, индивидуальные гаражи на придомовом участке, общественные резервуары для хранения воды, противопожарные водоемы.

На основании изложенного, суд отклоняет довод представителя ответчика ФИО1 - Аксеновой И.В. о том, что изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером осуществлено органами местного самоуправления.

В силу п. 1 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" его действие не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями.

Оборот указанных земельных участков регулируется ЗК РФ.

Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей, в составе которых выделяются сельскохозяйственные угодья.

Статья 79 названного закона определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГсК РФ) определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

Таким образом, для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также применение порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".

Иного федерального закона, регламентирующего использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются и определяется порядок проведения зонирования территорий, не имеется, что означает невозможность изменения вида разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения и действие принципа сохранения целевого использования данных земельных участков, закрепленного подп. 1 п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537, установлено, что продовольственная безопасность России должна обеспечиваться путем предотвращения истощения земельных ресурсов и сокращения сельскохозяйственных земель и пахотных угодий.

Таким образом, до принятия специального законодательства о зонировании территорий для сельскохозяйственных угодий установлен особый правовой режим, имеющий целью охрану указанных земель и недопущение выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности.

С учетом изложенного изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером и образованные из него путем раздела земельные участки не были переведены из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.

Из ответа администрации Петушинского района Владимирской области усматривается, что спорные земельные участки расположены на землях сельскохозяйственного назначения, градостроительный регламент не установлен.

Из пояснений представителя ответчика следует, что строительства на спорных земельных участках не ведется, имеется домик, принадлежащий ФИО1, однако доказательств данному обстоятельству суду не представлено. Об отсутствии строений свидетельствуют и представленные фотоматериалы и пояснения представителя администрации Петушинского района, осуществляющей осмотр земельных участков.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отнесение земельного участка с кадастровым номером площадью 14327 кв.м. и образованных из него в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами к территориальной зоне С1 «Зона садовых некоммерческих товариществ», определенной решением Совета народных депутатов Нагорного сельского поселения от дата «Об утверждении в новой редакции Правил землепользования и застройки территории МО «Нагорное сельское поселение» является незаконным.

Порядок использования земель, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, не связан с принятием правил землепользования и застройки, соответственно, предусмотренный в п. 3 ч. 1 ст. 4 Закона № 191-ФЗ порядок изменения вида разрешенного использования на земли сельскохозяйственных угодий не распространяется.

Таким образом, при установленных судом обстоятельствах, суд считает, что требование о внесении в государственный кадастр недвижимости изменений в сведения о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами , образованных из земельного участка с кадастровым номером 33:13:060250:967, указав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства», является обоснованным и подлежащим удовлетворению, поскольку иным способом устранить допущенное нарушение не представляется возможным.

При этом суд отклоняет доводы представителя ФИО1 - Аксеновой И.В., что прокурор Петушинского района обратился в суд в защиту интересов 2

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд считает, что исковое заявление подано прокурором в пределах полномочий в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку незаконное отнесение земельного участка к территориальной зоне С1 «Зона садовых некоммерческих товариществ» ущемляет права и законные интересы граждан в сфере земельных правоотношений, влечет в дальнейшем использование земельного участка, относящегося к категории земель сельскохозяйственного назначения, не по целевому назначению, что исключает возможность земли быть средством производства в сельском хозяйстве, может привести к загрязнению, захламлению, деградации и уничтожение земли, ее плодородного слоя, причинению вреда окружающей среде, чем нарушаются законные интересы Российской Федерации и основополагающие принципы использования земель, установленные федеральными законами.

Кроме того, доказательств того, что прокурор обратился в интересах 2., суду не предоставлено.

Сами по себе неоднократные обращения 2 в прокуратуру с различными заявлениями, не являются доказательством данных доводов.

Представителем ФИО1 - Аксеновой И.В. заявлено о применении срока исковой давности, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, а также п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Лица, участвующие в деле, возражали против применения срока исковой давности.

Изучив представленное ходатайство, суд приходит к выводу, что оно не подлежит удовлетворению.

Статья 254 ГПК РФ, на которую указывает представитель истца, утратила силу 15 сентября 2015 года, кроме того, предметом иска не является обжалование действий (бездействий) должностных лиц.

Ссылки представителя ответчика на п. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, отклоняются судом, поскольку суд рассматривает настоящее гражданское дело в порядке гражданского судопроизводства, по нормам гражданско-процессуального кодекса РФ, а не в порядке административного судопроизводства.

Ссылки представителя ответчика основаны на неверном толковании норм права, кроме того, в данном случае рассматривается вопрос о кадастровом учете земельного участка, имеющего собственника.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Петушинского района Владимирской области в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Совету народных депутатов Петушинского района, ФИО1 о признании незаконным отнесения земельного участка к территориальной зоне С1 «Зона садовых некоммерческих товариществ», внесении в государственный кадастр недвижимости изменений удовлетворить.

Признать незаконным отнесение земельного участка с кадастровым номером площадью 14327 кв.м. и образованных из него в результате раздела земельных участков с кадастровыми номерами к территориальной зоне С1 «Зона садовых некоммерческих товариществ», определенной решением Совета народных депутатов Нагорного сельского поселения от 31.01.2014 №4/1 «Об утверждении в новой редакции Правил землепользования и застройки территории МО «Нагорное сельское поселение».

Внести в государственный кадастр недвижимости изменения в сведения о виде разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами образованных из земельного участка с кадастровым номером , указав в отношении земельных участков с кадастровыми номерами , относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - «для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Петушинский районный суд Владимирской области в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

*

*

*

*

Судья Петушинского районного суда: Н.А. Карташова