Дело № 2-1465/2024
56RS0018-01-2023-012343-16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Оренбург 05 февраля 2024 года
Ленинский районный суд г. Оренбурга в составе председательствующего судьи Куценко Е.И., при секретаре Исентаевой Д.А., с участием представителя истца - помощника Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Угроватовой Ю.В., представителя ответчика Сорокиной И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора поданного в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Речной причал» об обязании разработать проект освоения лесного участка,
УСТАНОВИЛ:
Оренбургский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением указав, что ООО «Речной причал» на основании договора аренды от ...N, заключенного с министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области, предоставлен лесной участок площадью 0,618 га, расположенный в квартале 192 части выделов 6, 9 Городищенское участковое лесничество, ГКУ «Краснохолмское лесничество», отнесенный к категории земель «земли лесного фонда», с видом разрешенного использования: «для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов». В соответствии с пунктом 3.4 договора аренды арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после заключения настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением N к настоящему договору, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы.
В силу положений договора аренды, использование лесного участка возможно только после предоставления арендодателю проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной экспертизы.
ООО «Речной причал» указанный лесной участок эксплуатируется непрерывно, на нем расположен линейный объект (линия электропередачи воздушная всех классов напряжения, опора вдоль трассовой линии электропередачи). Проведенной проверкой установлено, что линейный объект установлен на лесном участке по договору аренды лесного участка N в отсутствие разработанных проектов освоения лесов и положительных заключений государственной экспертизы.
Просил обязать ООО «Речной причал» в срок не позднее ... разработать проект освоения лесного участка площадью 0,618 га, расположенного в квартале 192 части выделов 6,9 Городищенское участковое лесничество, ГКУ «Краснохолмское лесничество» и не позднее ... представить в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области разработанный проект освоения лесного участка площадью 0,618 га, расположенного в квартале 192 части выделов 6,9 Городищенское участковое лесничество, ГКУ «Краснохолмское лесничество».
Представитель истца - помощник Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора Угроватова Ю.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «Речной причал» Сорокина И.А. в судебном заседании просила в удовлетворении исковых требований отказать, по доводам, изложенным в возражениях.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения были извещены надлежащим образом, в направленном в отзыве не возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в отзыве.
Суд в порядке, установленном статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела и представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В подпункте 2 статьи 1 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) закреплено в качестве одного из принципов использования лесов и лесного законодательства в Российской Федерации сохранение средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов в интересах обеспечения права каждого на благоприятную окружающую среду.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 31 Постановления Пленума от 18 октября 2012 г. N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», субъектами обращения в суд по делам о нарушениях законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования являются: физические и юридические лица, прокурор, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять государственный экологический надзор, и их территориальные органы, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять региональный государственный экологический надзор, органы местного самоуправления, а также иные органы в случаях, предусмотренных законом, общественные и иные некоммерческие объединения (их ассоциации, союзы), обладающие статусом юридического лица и осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды (статьи 45 и 46 ГПК РФ, статьи 11, 12, 66 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).
Совокупность приведенных норм права и акта легального толкования в их системном единстве предполагает, что прокурор, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, вправе обращаться в суд с требованиями о защите права на благоприятную окружающую среду неопределенного круга лиц.
Согласно части 1 статьи 9 ЛК РФ в Российской Федерации предусмотрены следующие формы использования лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: аренда, постоянное (бессрочное) пользование, сервитут и безвозмездное пользование.
При этом, учитывая общие принципы, закрепленные в статье 1 ЛК РФ, вне зависимости от избранной формы такое использование лесных участков должно осуществляться с сохранением лесов, в том числе посредством их охраны, защиты, воспроизводства, лесоразведения; улучшением качества лесов, а также повышением их продуктивности. В равной степени использование лесов должно осуществляться способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека; по целевому назначению, определяемому в соответствии с видами лесов и выполняемыми ими полезными функциями.
На основании части 2 статьи 24 ЛК РФ невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесного участка или договоров купли-продажи лесных насаждений, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком или безвозмездного пользования лесным участком, прекращения сервитута, публичного сервитута.
Частью 1 статьи 88 ЛК РФ предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 ЛК РФ.
Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений, требования к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа утверждены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.11.2021 N 864 (далее - Приказ N 864).
В силу пункта 3 Приказа N 864 проект освоения лесов должен содержать сведения о разрешенных лесохозяйственным регламентом лесничества видах и проектируемых объемах использования лесов, мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов, по созданию и эксплуатации объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры, по охране объектов животного мира и водных объектов, а также в случаях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 21 ЛК РФ, сведения о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию и выводе из эксплуатации, сносе, ликвидации и консервации объектов капитального строительства, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сведения о возведении и эксплуатации некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры.
Согласно пункту 27 Приказа N 864 проект освоения лесов разрабатывается лицами, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лицами, использующими леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, в соответствии со статьей 12 ЛК РФ на основании договора аренды лесного участка, решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, соглашения об установлении сервитута, решения и соглашения (при наличии) об осуществлении публичного сервитута, лесохозяйственного регламента лесничества, материалов государственного лесного реестра, документов территориального планирования, а также иных специальных обследований.
Пунктом 28 Приказа N 864 установлено, что проект освоения лесов составляется на виды использования лесов, которые установлены договором аренды лесного участка, решением о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, соглашением об установлении сервитута, решением и соглашением (при наличии) об осуществлении публичного сервитута. Подразделы проекта освоения лесов (из указанных в пунктах 11 - 27 Состава проекта освоения лесов), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка, решению о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование, решению и соглашению (при наличии) об установлении сервитута, соглашению об осуществлении публичного сервитута, не разрабатываются.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ... между ООО «Речной причал» и министерством лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области был заключен договор аренды лесного участка для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов N сроком на 49 лет, для осуществления строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, местоположение лесного участка, предоставленного в аренду: в квартале 192 части выделов 6,9 Городищенское участковое лесничество, ГКУ «Краснохолмское лесничество», кадастровый N.
В соответствии с пунктом 3.4 договора аренды арендатор имеет право приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями настоящего договора после заключения настоящего договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением N к настоящему договору, получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов, обязан в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы в течение 6 месяцев со дня заключения настоящего договора.
Как указывает истец, в нарушение требований закона и условий договора ООО «Речной причал» до настоящего времени не разработан и не представлен для проведения государственной экспертизы проект освоения лесов в отношении арендованного лесного участка.
Ответчиком в судебное заседание был представлено заключение государственной экспертизы проекта освоения лесов лесного участка, предоставленного в аренду ООО «Речной причал» по договору от ...N для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, утвержденного приказом министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от ...N.
Согласно приказу министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от ...N «Об утверждении заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов» срок действия прилагаемого заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов устанавливается на срок действия договора аренды лесного участка от ...N, но не более чем на срок действия лесохозяйственного регламента Краснохолмского лесничества.
В соответствии с п. 24 раздела VIII договора аренды лесного участка существенными условиями договора аренды лесного участка является, в том числе разработка проекта освоения лесов в установленный срок.
Согласно п. 29 приказа Минприроды России от ...N «Об утверждении Состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений, требований к формату проекта освоения лесов в форме электронного документа» проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов.
В соответствии с требованиями п. 30 приказа Россельхоза от ... N 69 (действующего на момент заключения договора аренды лесного участка от ...N) проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Приказом Минприроды России от ... N 72 утвержден Состав лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, в соответствии с пунктом 15 которого органы государственной власти и органы местного самоуправления в 3-дневный срок со дня утверждения лесохозяйственного регламента или внесенных в него изменений размещают их на своем официальном сайте; утвержденный лесохозяйственный регламент размещается на официальном сайте на весь срок действия лесохозяйственного регламента с указанием даты утверждения. В случае внесения изменений в лесохозяйственный регламент на официальном сайте размещается актуальная версия лесохозяйственного регламента с внесенными изменениями, а также информация о внесенных изменениях с указанием даты внесения изменений.
Приказом министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области от ...N «Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств Оренбургской области» утверждены лесохозяйственные регламенты Адамовского, Акбулакского, Илекского, Краснохолмского, Оренбургского, Соль-Илецкого, Чернореченского лесничества (п.1).
Ввести в действие лесохозяйственные регламенты лесничеств, указанные в п.1, с.....
Отменить с ... лесохозяйственные регламенты Адамовского, Акбулакского, Илекского, Краснохолмского, Оренбургского, Соль-Илецкого, Чернореченского лесничества, утвержденные приказом министерства лесного и охотничьего хозяйства Оренбургской области от ...N.
Судом установлено, что срок действия лесохозяйственного регламента Краснохолмского лесничества истек ..., разработан новый лесохозяйственный регламент Краснохолмского лесничества, таким образом, вопреки доводам ответчика о том, что ими разработан проект освоения лесного участка в силу вышеприведенных положений закона у общества, как арендатора лесных участков возникла обязанность по разработке и представлению в административный орган нового проекта освоения лесов.
Таким образом, принимая во внимание отсутствие у ответчика, являющегося арендатором лесного участка, проекта освоения лесов, с учетом требований ст. 12 ГК РФ, предусматривающей один из способов защиты права пресечение действий, нарушающих право, суд приходит к выводу о необходимости возложить на ответчика обязанность по разработке проекта освоения лесов на арендуемый лесной участок и представлению его для проведения государственной экспертизы.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора поданного в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к обществу с ограниченной ответственностью «Речной причал» об обязании разработать проект освоения лесного участка удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Речной причал» в срок не позднее ... разработать проект освоения лесного участка площадью 0,618 га, расположенного в квартале 192 части выделов 6,9 Городищенское участковое лесничество, ГКУ «Краснохолмское лесничество».
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Речной причал» в срок не позднее ... представить в министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области разработанный проект освоения лесного участка площадью 0,618 га, расположенного в квартале 192 части выделов 6,9 Городищенское участковое лесничество, ГКУ «Краснохолмское лесничество».
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Оренбурга в течение месяца со для принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ....
Судья подпись Е.И.Куценко
Копия верна:
Судья
Секретарь