Дело № 2- 14666/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О.А.,
при секретаре Гороховской А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Сыктывкаре 02 ноября 2016 года гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ :
ФИО1 обратилась в суд с иском к ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» о взыскании компенсации морального вреда в размере .... В обоснование иска указала, что ** ** ** заключила договор пассажирской перевозки воздушным транспортом по маршруту ..., который должен был состояться ** ** ** в ** ** **. Однако рейс был задержан более чем на ** ** **, в связи с чем, она опоздала к месту работы. Ответчиком добровольно были удовлетворены требования о возмещении ущерба и убытков, в компенсации морального вреда отказано.
В судебном заседании истец отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просит дело рассмотреть в ее отсутствие.
Представитель ответчика в судебном заседании отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменный отзыв, в котором не согласен с требованиями истца
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1099 Гражданского кодекса РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и статьей 151 данного Кодекса. Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.
В силу положений ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Суд также должен учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В силу пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.
Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков (статья 15 Закона РФ от 07 февраля 1992 года N 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
Согласно статей 309, 310 Гражданского кодекса РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу статьи 784 Гражданского кодекса РФ перевозка пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
В соответствии со ст. 786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.
Установлено, что истец заключила с ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» договор воздушной перевозки посредством приобретения за счет собственных средств авиабилета на рейс № ... по маршруту ... с датой вылета - ** ** ** в ** ** **
На электронном билете имеется отметка о задержке рейса до ** ** ** по причине позднего прибытия самолета.
Согласно представленной ответчиком справке задержка рейса по маршруту ... возникла по причине ожидания воздушного судна с предыдущего рейса из ... в ... Из ... воздушное судно вылетело позже расписания по причине замены судна, так как в изначально планировавшемся воздушном судне проявилась неисправность (неисправность клапана турбины).
Также истцом при совершении полета был сдан багаж, который по прибытию истца в аэропорт ... выдан не был. В ходе розыска было установлено, что багаж истца был обнаружен в аэропорту ... и впоследствии дослан в аэропорт ..., а затем по заявлению истца в аэропорт ....
Ответчиком в добровольном порядке были возмещены истцу: штраф за просрочку доставки пассажира, штраф за просрочку доставки багажа, расходы, понесенные в связи со сдачей билета на поезд и приобретением нового билета, транспортные расходы в связи с получением багажа.
Таким образом, факт задержки рейса и факт просрочки доставки багажа установлен и ответчиком не оспаривается.
Пунктом 1 ст. 102 Воздушного кодекса РФ установлено, что перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно п. 1 ст. 103, ст. 120 Воздушного кодекса РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
В данном случае ответственность за доставку, выдачу и сохранность багажа пассажирам в конечном пункте назначения несет ответчик, выполнявший рейс.
Статьей 120 Воздушного кодекса РФ предусмотрены случаи освобождения перевозчика от ответственности в случае, если просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.
Обстоятельства задержки воздушного судна, исключающие ответственность ответчика, в частности, необходимость устранения неисправности судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, допустимыми доказательствами не подтверждены.
Так как факт нарушения ответчиком прав потребителя в результате нарушения обязательств по заключенным с истцом договорам воздушной перевозки нашел свое подтверждение, суд приходит к выводу о наличии предусмотренных Законом РФ «О защите прав потребителей» оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда.
Определяя размер компенсации, суд исходит из принципа разумности и справедливости, учитывая при этом характер нравственных страданий истца, его индивидуальные особенности и фактические обстоятельства причинения морального вреда. С учетом изложенного, суд считает необходимым взыскать в пользу истца ... компенсации морального вреда, полагая данную сумму разумной и справедливой, соответствующей установленным обстоятельствам дела.
В силу пункта 6 статьи 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» с ответчика в пользу истца подлежит взысканию штраф в размере ....
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере ....
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования ФИО1 удовлетворить.
Взыскать с ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере ..., штраф в размере ....
Взыскать с ОАО Авиакомпания «Уральские авиалинии» в доход МО ГО «Сыктывкар» государственную пошлину в размере ...
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения через Сыктывкарский городской суд.
Судья О. А. Машкалева