ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1466/13 от 27.12.2013 Тихорецкого районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-1466/13

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27.12.2013 г. г. Тихорецк

Тихорецкий районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего                         МАМЕДОВОЙ Л.А.,

при секретаре                         ГЕНЕРАЛОВОЙ В.И.,

с участием прокурора

Тихорецкой межрайонной прокуратуры         ВЕСЕЛОВОЙ Ж.Ю.,

с участием главы Хоперского сельского поселения             ПИСАНОВА С.Ю.,

Тихорецкого района

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо администрация Хоперского сельского поселения Тихорецкого района, о признании незаконным бездействия,

УСТАНОВИЛ:

Тихорецкий межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц просит признать незаконным бездействие администрации Хоперского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно: в непринятии правового акта, устанавливающего перечень государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, не закреплении оснований для отказа в предоставлении поддержки субъектам предпринимательства, не установлении сроков рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства, не определении условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Обязать администрацию Хоперского сельского поселения Тихорецкого района обеспечить выполнение требований Федерального закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в течение 2 месяцев, путём внесения изменений и дополнений в программу.

Представитель истца - ст.помощник Тихорецкого межрайонного прокурора Веселова Ж.Ю. в судебном заседании поддержала исковые требования и пояснила, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей на территории муниципального образования Тихорецкий район. В ходе этой проверки установлено, что администрацией Хоперского сельского поселения Тихорецкого района реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки не ведется, что в значительной мере нарушает права предпринимателей на получение указанной поддержки. В деятельности администрации Хоперского сельского поселения Тихорецкого района выявлены нарушения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг. Администрацией Хоперского сельского поселения Тихорецкого района за период 2012 г. и истекший период 2013 г. не принимались меры по реализации каких-либо видов и форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом, общий объем финансирования программы на 2013 - 2015 годы за счёт средств местного бюджета составляет лишь 15 тыс. рублей, то есть по 5 тыс. рублей ежегодно на изготовление информационных, справочных материалов и мультимедийных продуктов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, приобретения канцелярских товаров. Отсутствие достаточного финансирования не позволит достичь целей и результатов, предусмотренных долгосрочной программой. На основании изложенного просит удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель ответчика - глава Хоперского сельского поселения Писанов С.Ю. в судебном заседании требования Тихорецкого межрайонного прокурора признал полностью пояснив, что в настоящее время устраняются выявленные в ходе проверки Тихорецкой межрайонной прокуратурой нарушения требований Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные доказательства, считает, что заявление является обоснованным и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Тихорецкой межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления законодательства, обеспечивающего защиту прав предпринимателей на территории муниципального образования Тихорецкий район. В результате проведенной проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Согласно п. 28 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства.

Ст. 2 Закона установлено, что нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Частью 2 ст. 6 Закона закреплены основные цели государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации - развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике Российской Федерации, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства, оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств, увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии со ст. 8 Закона органы местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, ведут реестры субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки (далее - Реестр). Из части второй указанной статьи следует, что в Реестрах в отношении субъекта малого или среднего предпринимательства должны содержаться такие сведения, как наименование органа, предоставившего поддержку, полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица; фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; вид, форма и размер предоставленной поддержки; срок оказания поддержки; идентификационный номер налогоплательщика; дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки; информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

Частью 4. ст. 8 Закона предусмотрено, что порядок ведения Реестра устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2008 № 358 утверждено «Положение о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами» (далее - Положение).

В судебном заседании установлено, что администрацией Хоперского сельского поселения Тихорецкого района реестр субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей такой поддержки не ведется, что в значительной мере нарушает права предпринимателей на получение указанной поддержки. Кроме того, в деятельности администрации Хоперского сельского поселения Тихорецкого района выявлены нарушения действующего законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» заявитель, при получении муниципальных услуг имеет право на получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.

    В нарушение указанных требований администрацией Хоперского сельского поселения Тихорецкого района не обеспечено размещение на официальном сайте администрации поселения полной информации о порядке предоставления услуг, перечень, оказываемых муниципальных услуг опубликован не в полном объеме.

В нарушение ч. 4 ст. 18 Закона не принят и не опубликован в сети «Интернет» правовой акт, устанавливающий перечень государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, что подтверждается скриншотом и материалами проверки.

Часть 1 ст. 16 Закона предусматривает поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

В судебном заседании установлено, что предоставленные действующим законодательством Российской Федерации органам местного самоуправления полномочия по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства не используются, меры по их реализации не принимаются.

    Администрацией Хоперского сельского поселения Тихорецкого района за период 2012 г. и истекший период 2013 г. не принимались меры по реализации каких-либо видов и форм поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом общий объем финансирования программы на 2013 - 2015 годы за счёт средств местного бюджета составляет лишь 15 тыс. рублей, то есть по 5 тыс. рублей ежегодно на изготовление информационных, справочных материалов и мультимедийных продуктов по вопросам развития малого и среднего предпринимательства, приобретение канцелярских товаров. Отсутствие достаточного финансирования не позволит достичь целей и результатов, предусмотренных долгосрочной программой.

    В нарушение ч. 3 ст. 14 Закона в программе не закреплены основания для отказа в предоставлении поддержки субъектам предпринимательства. В указанной программе не установлены сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства, что не соответствует ч. 6 ст. 14 Закона. Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, также не установлены программой, что является нарушением ч. 2 ст. 16 Закона.

    Таким образом, суд считает, что установлен факт бездействия администрации Хоперского сельского поселения Тихорецкого района выразившегося в непринятии мер по реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно не принятие правового акта, устанавливающего перечень государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; не закреплении оснований для отказа в предоставлении поддержки субъектам предпринимательства; не установлении сроков рассмотрения обращений субъектам малого и среднего предпринимательства, не определения условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

    Невыполнение администрацией Хоперского сельского поселения Тихорецкого района норм Закона затрагивает права всех субъектов малого и среднего предпринимательства и ведет к существенному нарушению прав субъектов предпринимательской деятельности, создает препятствия в осуществлении поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, защите их прав и законных интересов, т.е. нарушает права неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ служит основанием для обращения прокурора в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 254 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Заявление Тихорецкого межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрация Хоперского сельского поселения Тихорецкого района удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Хоперского сельского поселения Тихорецкого района, выразившееся в непринятии мер по реализации полномочий, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а именно не принятие правового акта, устанавливающего перечень государственного имущества и муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства; не закреплении оснований для отказа в предоставлении поддержки субъектам предпринимательства; не установлении сроков рассмотрения обращений субъектам малого и среднего предпринимательства, не определения условий и порядка оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Обязать администрацию Хоперского сельского поселения Тихорецкого района обеспечить выполнение требований Федерального закона от 24 июля 2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в течение 2 месяцев путём внесения изменений и дополнений в программу.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в апелляционном порядке через Тихорецкий районный суд в месячный срок со дня его вынесения.

Председательствующий –