ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1467/14 от 19.03.2014 Свердловского районного суда г. Костромы (Костромская область)

Дело № 2-1467/2014

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 марта 2014 года

Свердловский районный суд г. Костромы

в составе председательствующего судьи Шабаровой И.А.,

при секретаре Горячевой М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М об оспаривании отказа Департамента культуры Костромской области в выдаче заключения по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство в зонах охраны памятников,

у с т а н о в и л:

М обратился в суд с вышеуказанным заявлением в порядке главы 25 ГПК РФ, в котором просит признать незаконным отказ Департамента культуры Костромской области (далее по тексту - Департамент) в выдаче заключения по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство в зонах охраны памятников от <дата> , обязать Департамент культуры Костромской области выдать заключение по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство многоквартирного дома до 3-х этажей на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым номером . В обоснование заявленных требований М ссылается на то, что он является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирные жилые дома до 3-х этажей, общей площадью ... кв.м. Указанный земельный участок расположен вблизи объекта культурного наследия «Дом жилой Антиповых. Здесь жил видный деятель горной промышленности А.И. Антипов и его супруга, деятель народного просвещения П.Д. Антипова. Посл. четв. XIXв.; 1888-1895гг.». <дата> заявитель, намереваясь осуществить строительство трехэтажного многоквартирного жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым номером , обратился в Департамент культуры Костромской области с заявлением о выдаче заключения по выбору и отводу земельных участков под проектирование и строительство в зонах охраны памятников. К заявлению была приложена вся необходимая документация. <дата> Департаментом был дан отказ ( от <дата>) в выдаче заключения, который мотивирован тем, что согласно приказу департамента культуры Костромской области от <дата> утверждена граница территории объекта культурного наследия, расположенного по адресу: <адрес>, и установлен правовой режим использования территории данного объекта культурного наследия, запрещающий новое строительство, изменение традиционных характеристик эволюционно сложившейся композиции застройки, природного ландшафта, композиционно связанного со зданием, а также запрещающий проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. Заявитель считает незаконным, необоснованным, нарушающим его права и законные интересы. В соответствии с п.18 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 года № 315, сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости. Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации. Уведомления о государственной регистрации ограничений (обременений) в виде особых условий использования земельного участка с кадастровым номером в адрес заявителя не поступало. В кадастровом паспорте земельного участка от <дата> сведения об установлении ограничений (обременений) права в связи с особыми условиями использования земельного участка отсутствуют. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от <дата> на данном земельном участке ограничений (обременений) не зарегистрировано. Следовательно, ограничения, устанавливаемые приказом департамента культуры Костромской области от <дата> , вступят в силу только после их государственной регистрации. Отказ Департамента нарушает права заявителя как собственника земельного участка на владение, пользование и распоряжение земельным участком, принят в нарушение положений ст. 263 ГК РФ и препятствует заявителю в осуществлении права на возведение на земельном участке, находящимся в собственности, зданий и сооружений. Поскольку на земельном участке ограничений (обременений) не установлено, Департамент незаконно обязывает заявителя соблюдать особый режим использования земельного участка, установленный приказом департамента культуры Костромской области от <дата> .

В судебном заседании заявитель М и его представитель по устному ходатайству В поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении. Настаивали на том, что поскольку до настоящего времени ограничения не зарегистрированы в государственном кадастре недвижимости, отказ Департамента является незаконным, нарушены права заявителя на использование земельного участка по своему усмотрению.

В судебном заседании представитель Департамента культуры Костромской области по доверенности Л возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлен в Положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 года № 315. В соответствии с п.4 ст. 36 ГрК РФ действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. В настоящее время в отношении земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, приказом Департамента культуры Костромской области от <дата> установлен правовой режим использования территории объекта культурного наследия регионального назначения. Данный приказ официально опубликован, вступил в силу, доведен до сведения заявителя, никем не оспорен, в т.ч. М Выдать заключение Департамент не может, т.к. установленные приказом ограничения на данный земельный участок уже действуют, несмотря на отсутствие их регистрации в Росреестре, которые будут зарегистрированы.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Согласно п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия); соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка.

Согласно п. 73 постановления Губернатора Костромской области от 31.05.2012 N 117 (ред. от 10.10.2013) "О департаменте культуры Костромской области" Департамент выдает заключения по выбору и отводу земельных участков под проектирование (реконструкцию) и строительство в зонах охраны памятников.

Судом установлено, что М принадлежит на праве собственности земельный участок с кадастровым номером , площадью ... кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: многоквартирный жилой дом до 3-х этажей. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за М в установленном законом порядке на основании договора купли-продажи земельного участка от <дата> . Ограничения (обременения) права не зарегистрированы, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от <дата> (л.д.10).

Согласно п.1.2 договора купли-продажи земельного участка от <дата> года, заключенному между Департаментом имущественных и земельных отношений Костромской области («Продавец») и М («Покупатель»), предметом данного договора является земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью ... кв.м, кадастровый номер: , категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование (назначение): для эксплуатации жилого дома со встроенными нежилыми помещениями. Ограничения земельного участка: участок обременен правом эксплуатирующих организаций для обслуживания линий коммуникаций на площадях ... кв.м, ... кв.м. В соответствии с п.3.2 покупатель обязан соблюдать режим хозяйственной деятельности в связи с нахождением участка в зоне археологического наследия (л.д.15).

<дата> М обратился в Департамент культуры Костромской области по вопросу выдачи заключения по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство в зонах охраны памятников по адресу: <адрес>.

<дата> Департамент культуры Костромской области отказал М в выдаче вышеуказанного заключения, ссылаясь на то, что согласно приказу департамента культуры Костромской области от <дата> «Об установлении границы и правового режима использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Антиповых. Здесь жил видный деятель горной промышленности А.И. Антипов и его супруга, деятель народного просвещения П.Д. Антипова. Посл. четв. XIX в.; 1888-1895гг.», граница территории объекта культурного наследия утверждена. Правовой режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Антиповых. Здесь жил видный деятель горной промышленности А.И. Антипов и его супруга, деятель народного просвещения П.Д. Антипова. Посл. четв. XIX в.; 1888-1895 гг.», запрещает новое строительство, изменение традиционных характеристик эволюционно сложившейся композиции застройки, природного ландшафта, композиционно связанного со зданием и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ.

Согласно приказу Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области от <дата> -од в соответствии с Федеральным законом от 25.06.2002 года №73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», приказом Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 14.04.2010 года № 59 «О совершенствовании деятельности по ведению единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», постановлением губернатора Костромской области от 18.11.2010 года № 222 «Об упразднении департамента культурного наследия Костромской области и переименовании департамента имущественных и земельных отношений Костромской области» приказано установить границу территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Антиповых. Здесь жил видный деятель горной промышленности А.И. Антипов и его супруга, деятель народного просвещения П.Д. Антипова. Посл. четв. XIX в.; 1888-1895 гг.», расположенного по адресу: <адрес> (приложение № 1); правовой режим использования территории объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Антиповых. Здесь жил видный деятель горной промышленности А.И. Антипов и его супруга, деятель народного просвещения П.Д. Антипова. Посл. четв. XIX в.; 1888-1895 гг.», расположенного по адресу: <адрес> (приложение № 2). Настоящий приказ вступает в силу со дня его официального опубликования. Граница территории данного объекта культурного наследия определена в приложении № 1 к вышеуказанному приказу. Правовой режим использования территории данного объекта культурного наследия регионального значения, предусмотренный в приложении № 2 к вышеуказанному приказу, разрешает: реставрацию, консервацию, ремонт, приспособление памятника для современного использования, благоустройство и озеленение территории; реконструкцию инженерных сетей, не создающую угрозу повреждения памятника, его разрушения или уничтожения; запрещает: новое строительство, изменение традиционных характеристик эволюционно сложившейся композиции застройки, природного ландшафта, композиционно связанного со зданием и проведение землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ. (л.д. 25-29).

В соответствии со статьей 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом и другими федеральными законами. При этом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в зонах. В соответствии с пунктом 6 статьи 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Согласно статье 4 названного Закона государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130 - 132 и 164 ГК РФ. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, и другие, которые в силу статьи 1 этого Закона указывают на наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других).

Статьей 8 этого Закона на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, органы по учету государственного и муниципального имущества, другие организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации прав на объекты недвижимого имущества, в том числе на органы охраны объектов культурного наследия, возлагается обязанность направлять в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, сведения о недвижимом имуществе, в том числе и относительно имущества, отнесенного к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации.

Государственная регистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости.

Уведомление правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости осуществляется органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации (статья 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

В силу п.18 Постановления Правительства РФ от 26.04.2008 N 315 (ред. от 18.05.2011) "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и в установленном порядке представляются в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости. Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации.

Согласно п.29 вышеуказанного Положения соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.

Состав сведений кадастра о зонах определен статьей 10 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре). К указанным сведениям, в том числе относятся описание местоположения границ зон, наименования органов государственной власти или органов местного самоуправления, принявших решения об установлении или изменении зон, реквизиты указанных решений и источники официального опубликования этих решений.

Согласно ч.3 ст. 15 Закона о кадастре (в ред. от 21.12.2009 N 334-ФЗ, действующей до 01.10.2013 года) сведения об ограничении (обременении) вещного права на соответствующий объект недвижимости и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), включаются в кадастр после осуществления государственной регистрации соответствующего ограничения (обременения) в срок не более чем три рабочих дня.

В силу ч. 6 ст. 15 Закона о кадастре (в редакции, действующей на день издания приказа № 72-од от 05.04.2012 года и до 01.10.2013 года) орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более чем десять рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется граница между субъектами Российской Федерации, граница муниципального образования, граница населенного пункта, либо устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий, либо отменяется установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые сведения для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 9 или 10 данного Федерального закона сведения.

Таким образом, внесение сведений в кадастр (в запись о земельном участке в реестре объектов недвижимости) о том, что в отношении земельного участка, который полностью входит в границы соответствующей зоны, установлено ограничение (обременение) права в связи с установлением зоны, возможно после государственной регистрации такого ограничения (обременения) права. Исходя из положений Закона о кадастре, внесение сведений о зоне в кадастр не является основанием для осуществления государственного кадастрового учета частей земельных участков, входящих в границы такой зоны.

Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия, режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон в обязательном порядке размещается в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.

Информационные системы обеспечения градостроительной деятельности представляет собой организованный в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ систематизированный свод документированных сведений о развитии территорий, об их застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений, включают в себя материалы в текстовой форме и в виде карт (схем), и имеет целью обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями, необходимыми для осуществления градостроительной, инвестиционной и иной хозяйственной деятельности, проведения землеустройства.

Эти сведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности являются открытыми и общедоступными, за исключением сведений, отнесенных федеральными законами к категории ограниченного доступа.

Сведения о зонах вносятся в кадастр в соответствии с Положением об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.2008 г. N 618 (далее по тексту - Положение). При этом, участниками информационного взаимодействия при ведении кадастра являются соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке) (пункт 20 названного выше Положения).

Согласно пункту 26 этого Положения правообладатели земельных участков, объектов капитального строительства или их частей в случае, если их права и законные интересы нарушаются или могут быть нарушены в результате утверждения границ зон охраны объекта культурного наследия, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, вправе оспорить решение об их утверждении и (или) соответствующий проект зон охраны объекта культурного наследия в судебном порядке.

Из системного анализа приведенных нормативных актов следует, что сведения об охранных зонах объектов культурного наследия (которые согласно статьям 1 и 5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статье 94 ЗК РФ относятся к землям историко-культурного назначения, соответственно, к землям особо охраняемых территорий, т.е. к зонам с особыми условиями использования территорий), их границах, описании этих зон, а также сведения об органах и решениях, установивших эти зоны и их границы органами, принявшими решения о включении объектов культурного наследия в государственный реестр объектов культурного наследия либо об установлении охранных зон, должны быть переданы в органы, осуществляющие кадастровый учет объектов недвижимости; сведения об охранных зонах объектов культурного наследия, их границах, описании этих зон, а также сведения об органах и решениях, установивших эти зоны и их границы, подлежат обязательному размещению органами, принявшими решения о включении объектов культурного наследия в государственный реестр объектов культурного наследия либо об установлении охранных зон в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности с тем, чтобы граждане, земельные участки которых оказываются в границах охранных зон объектов культурного наследия, могли иметь сведения о возможностях использования принадлежащих им в этих границах земельных участков и защищать свои права на эти участки.

Таким образом, требования норм материального права не выполнены, сведения об охранной зоне объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Антиповых. Здесь жил видный деятель горной промышленности А.И. Антипов и его супруга, деятель народного просвещения П.Д. Антипова. Посл. четв. XIX в.; 1888-1895гг.», и его границах в установленном порядке не зарегистрированы в органе, осуществляющем кадастровый учет объектов недвижимости, а также в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимость, о чем свидетельствует то, что в выданных М кадастровых и правоустанавливающих документах на землю отсутствуют указания об ограничениях и обременениях его земельных прав.

Кроме того, как указано выше, установление охранных зон объектов культурного наследия и их границ должно осуществляться нормативно-правовым актом, а в соответствии с пунктом 10 Указа Президента РФ от 23.02.1996 года N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

В судебном заседании представитель Департамента культуры Костромской области подтвердила, что приказ Департамента государственного имущества и культурного наследия Костромской области от <дата> не был зарегистрирован Управлением Минюста России по Костромской области, хотя аналогичные приказы по другим объектам прошли такую регистрацию.

В силу приведенных норм права акты, которыми установлены охранные зоны указанного объекта культурного наследия, не могут применяться при разрешении настоящего дела. Поскольку зоны охраны объектов культурного наследия органами государственной власти устанавливаются в соответствии с законодательством в публичных интересах, государственная регистрация ограничений (обременений) прав собственников земельных участков, входящих в зону охраны объекта культурного наследия, должна была производиться по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления либо органов по охране объектов культурного наследия с обязательным уведомлением М о зарегистрированном ограничении (обременении) его прав.

В судебном заседании установлено, что Департамент государственного имущества и культурного наследия по Костромской области (а в последующем - Департамент культуры по Костромской области), на которого возложены обязанности по контролю за сохранностью названного объекта культурного наследия, не проявил инициативу для организации государственной регистрации обременений (ограничений) прав собственника земельных участков, расположенных в зоне охраны этого объекта, данные ограничения не зарегистрированы.

Кроме того, о зарегистрированном обременении (ограничении) прав собственников земельных участков в этих зонах правообладатели обязательно должны быть уведомлены по инициативе государственных органов, принявших решение об установлении зон охраны объекта культурного наследия, либо по инициативе органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Поскольку органами государственной власти не выполнены требования закона, обеспечивающие условия выполнения правообладателями тех ограничений (обременений), которые были установлены в отношении спорного земельного участка, расположенного в границах зоны охраны объекта культурного наследия, соответственно, в таком случае действует общее правило о выдаче заключения по выбору и отводу земельных участков под проектирование (реконструкцию) и строительство.

Поскольку единственным основанием отказа Департамента культуры Костромской области в выдаче М заключения по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство в зонах охраны памятников от <дата> явилось наличие вышеуказанного приказа Департамента от <дата> , то данный отказ является незаконным.

При таких обстоятельствах Департамент обязан выдать заключение по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство многоквартирного дома до 3-х этажей на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым номером

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Заявление М удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента культуры Костромской области в выдаче заключения по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство в зонах охраны памятников от <дата> , обязать Департамент культуры Костромской области выдать заключение по выбору и отводу земельного участка под проектирование и строительство многоквартирного дома до 3-х этажей на земельном участке по адресу: <адрес> кадастровым номером .

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы путем принесения апелляционной жалобы в течение 1 месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья И.А. Шабарова