Дело № 2 – 1467/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Кинешма 18 сентября 2013 года
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Сироткина П.Б.,
при секретаре Сорокиной О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области в лице Кинешемского РОСП об освобождении налогового органа от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС России № 5 по Ивановской области обратилась в Кинешемский городской суд Ивановской области с иском Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ивановской области в лице Кинешемского РОСП об освобождении налогового органа от взыскания исполнительского сбора. Просит освободить налоговый орган от взыскания исполнительского сбора. Мотивирует свои требования тем, что Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области (далее Инспекция, налоговый орган) ДД.ММ.ГГГГ было получено Постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о неисполнении должником (Инспекцией) исполнительного документа от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ и взыскании исполнительского сбора в сумме <данные изъяты>. Налоговый орган считает, что установленный Федеральным Законом от 02.10.2007г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» 5-дневный срок на добровольное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, не учитывает специфику правоотношений, возникающих между судебным приставом-исполнителем и должником (налоговым органом) о возврате госпошлины плательщику в связи с наличием объективных обстоятельств, препятствующих своевременному исполнению требований исполнительного документа. Так, Инспекцией в ДД.ММ.ГГГГ получено Постановление судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ, на которое дан ответ № от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности произведения возврата госпошлины, в связи с отсутствием необходимых документов, предусмотренных ч.3 ст.333.40 НК РФ. Согласно указанной нормы, к заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией получено письмо - запрос № от ДД.ММ.ГГГГ из Кинешемского РОСП УФССП по Ивановской области об обязании возврата ОАО «<данные изъяты>» (ИНН № уплаченной государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. с приложением заявления налогоплательщика ОАО «<данные изъяты>», где указаны банковские реквизиты для перечисления указанной суммы. Налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ в Кинешемский РОСП УФССП снова направлен ответ со ссылкой на ст.333.40 НК РФ о невозможности возврата сумм госпошлины в связи с отсутствием необходимых документов, а именно подлинных платежных поручений с отметкой банка, подтверждающих оплату госпошлины в сумме <данные изъяты>. без которых невозможно определить реквизиты поступления платежей и соответственно реквизитов возврата. ДД.ММ.ГГГГ от Кинешемского РОСП УФССП по Ивановской области Инспекцией было получено платежное поручение № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате ОАО «<данные изъяты>» госпошлины на сумму <данные изъяты>. на депозитный счёт отдела судебных приставов <адрес> УФССП России по <адрес>. И только лишь ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией получено заявление плательщика ОАО «<данные изъяты>» о возврате излишне уплаченной госпошлины в сумме <данные изъяты>. с приложением электронного платежного поручения, заверенного УФК по <адрес> на перечисление госпошлины с депозитного счета ОСП в федеральный бюджет, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом на основании полученного заявления плательщика и при наличии всех подтверждающих документов, необходимых для осуществления возврата и в соответствии с действующим законодательством произведен возврат ОАО «<данные изъяты>» излишне уплаченной госпошлины в сумме <данные изъяты>. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ налоговый орган уведомил о данном факте Кинешемский РОСП УФССП по Ивановской области письмом № с приложением копии решения о произведенном возврате № от ДД.ММ.ГГГГ и извещения о принятом решении о возврате № от ДД.ММ.ГГГГ Вышеперечисленные обстоятельства не свидетельствуют об уклонении налогового органа от исполнения исполнительного документа в срок, назначенный судебным приставом, а, наоборот, подтверждают намерение исполнить исполнительный документ в добровольном порядке.
Представитель ответчика о месте и времени судебного заседания извещён своевременно и правильно, в судебное заседание не прибыл, представил ходатайство, в котором просит рассмотреть дело без его участия.
Суд, с согласия представителей истца ФИО1, ФИО2, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, судебного пристава-исполнителя Кинешемского РОСП УФССП России по Ивановской области ФИО3, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке лиц.
Представители истца Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области ФИО1, ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержали по основаниям и доводам изложенным в исковом заявлении. Просят освободить Межрайонную ИФНС России №5 по Ивановской области от взыскания исполнительского сбора.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, судебный пристав-исполнитель Кинешемского РОСП УФССП России по Ивановской области ФИО3 в судебном заседании суду пояснила, что считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по основаниям и доводам, изложенным представителем ответчика в письменных возражениях, имеющихся в материалах дела (л.д.27, 28).
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, обозрев материалы исполнительного производства, обозрев материалы гражданского дела № по иску П.В.Э. к ОАО ГМК П. ОАО «К.» о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.
П.В.Э. обратился в суд с иском к ОАО «ГМК П.», ОАО «К.» о взыскании компенсации морального вреда в размере <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ решением Кинешемского городского суда Ивановской области исковые требования П.В.Э. удовлетворены частично. Взыскано с ответчиков по <данные изъяты> с каждого, по <данные изъяты> в возмещение расходов на оказание юридических услуг и по <данные изъяты> в возмещение расходов по оплате госпошлины. Кроме этого в доход местного бюджета с каждого ответчика было взыскано по <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ были выписаны исполнительные листы № и № о взыскании госпошлины и направлены в УФССП по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ судебной коллегией по гражданским делам Ивановского областного суда вынесено определение об отмене решения Кинешемского городского суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ в части взыскания с каждого ответчика по <данные изъяты> государственной пошлины в доход местного бюджета.
ДД.ММ.ГГГГ от ответчика ОАО «<данные изъяты>» поступило заявление о повороте исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку указанное решение в части взыскания госпошлины в доход местного бюджета отменено, а ответчик ОАО «<данные изъяты>» перечислило <данные изъяты> сумму госпошлины платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Кинешемского городского суда Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонная ИФНС России № 5 по Ивановской области была обязана вернуть ОАО «<данные изъяты>» уплаченную им госпошлину в доход местного бюджета по платежному поручению № от ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты>.
По заявлению ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ Кинешемским городским судом Ивановской области, последнему был выдан исполнительный лист № №.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Кинешемского РОСП УФССП России по Ивановской области было возбуждено исполнительное производство №, должнику установлен срок для добровольного исполнения содержащихся в исполнительном документе требований.
В соответствии с ч.ч. 2,3 ст. 1 ФЗ «Об исполнительном производстве» условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Условия и порядок исполнения отдельных судебных актов, актов других органов и должностных лиц могут устанавливаться иными федеральными законами.
Согласно ст. 242.1, п. 1 ст. 242.5 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета муниципального казенного учреждения, по месту открытия должнику как получателю средств местного бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов местного бюджета.
В соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе. Если исполнительный документ предъявлен к исполнению по истечении срока исполнения, указанного в нем, то для добровольного исполнения устанавливается пятидневный срок, исчисляемый со дня возбуждения исполнительного производства.
Если должник не исполнил требования, содержащиеся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, и не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1 ст. 105 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
В силу ч.3 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина устанавливается в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Кинешемского РОСП УФССП России по Ивановской области ФИО3 было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора с Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области, в связи с неисполнением содержащихся в исполнительном документе требований в добровольном порядке в срок, предусмотренный для этого.
Законодатель, определяя в ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» понятие, размеры и порядок взыскания исполнительского сбора, предусмотрел право должника обратиться в суд с заявлением об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно части 6 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В силу части 7 вышеуказанной нормы суд вправе с учётом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Суд считает необходимым отметить, что Межрайонная ИФНС России № 5 по Ивановской области в рамках гражданского дела, при исполнении которого был выдан исполнительный лист, ни стороной по делу, ни третьим лицом не являлась.
Согласно статье 307 ГК РФ (понятие обязательства и основания его возникновения) в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определённое действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
Судом при рассмотрении заявления ОАО «<данные изъяты>» о повороте исполнения решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, фактически рассматривался вопрос о возврате излишне взысканной суммы государственной пошлины.
Согласно ст. 93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 333.40 Налогового кодекса РФ возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело. К заявлению о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, Конституционным Судом Российской Федерации и конституционными (уставными) судами субъектов Российской Федерации, мировыми судьями, прилагаются решения, определения и справки судов об обстоятельствах, являющихся основанием для полного или частичного возврата излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины, а также подлинные платежные документы в случае, если государственная пошлина подлежит возврату в полном размере, а в случае, если она подлежит возврату частично, - копии указанных платежных документов. Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трёх лет со дня уплаты указанной суммы. Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины производится в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.
Как видно из материалов дела Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области заявление ОАО «<данные изъяты>» о возврате излишне взысканной государственной пошлины с приложением всех необходимых документов, предусмотренных ст. 333.40 Налогового кодекса РФ получено ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом произведен возврат ОАО «<данные изъяты>» излишне взысканной госпошлины в сумме <данные изъяты>.
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что при указанных выше обстоятельствах, имеются законные основания, предусмотренные частью 7 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» позволяющие суду освободить Межрайонную ИФНС России № 5 по Ивановской области от взыскания исполнительского сбора.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Межрайонной ИФНС России № 5 по Ивановской области удовлетворить.
Освободить Межрайонную ИФНС России №5 по Ивановской области от взыскания исполнительского сбора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.
Председательствующий П.Б. Сироткин