Дело № 2а-2947/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 07 ноября 2016 года
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего судьи Владимирцевой С.Н.,
при секретаре Назаркиной Н.В.,
с участием представителя административного истца ИФНС России по Советскому району г. Красноярска Т.А.П., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
представителя административного ответчика Г.Е.Е. – Ч.А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИФНС России по Советскому району г. Красноярска к Г.Е.Е. о взыскании недоимки и пени по налогам
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по Советскому району г. Красноярска обратилась в суд с иском (с учетом уточнения требований) к Г.Е.Е. о взыскании недоимки и пени по налогам.
Требования мотивированы тем, что Согласно налоговому уведомлению № налогоплательщику начислен налог ш имущество за 2012-2013гг в сумме 214 440,46 руб. (из них за 2013 г. - 114 575 руб.; за 2012 г. - 102 865,46 руб.).
В связи с применением льготы в отношении площадей имущества, сдаваемого в аренду, инспекцией произведен перерасчет налога на имущество:
за 2012 год: 102 865,46 руб. - 22556,47 руб. =80308,99руб.
за 2013 год: 114 575 руб.- 20265 руб.=94310руб.
итого с учетом перерасчета за 2012,2013гг. - 174 618,99 руб. на указанную недоимку начислены пени: в размере 804,77 руб.
Согласно сведений о начисленных и уплаченных суммах налога налогоплательщиком произведена частичная уплата ДД.ММ.ГГГГ в сумме 7148,15 руб.
Таким образом, остаток задолженности 167 470,84 руб. (174 618,99руб.-7148,15руб)
Поскольку Г.Е.Е. использовал только часть имущества в предпринимательской деятельности, полагают, что инспекцией обоснованно произведено исчисление налога на имущество физических лиц пропорционально доли объекта, не используемого в предпринимательской деятельности.
Просит суд взыскать с Г.Е.Е. недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2012-2013 годы в размере 167470 рублей 84 копейки и пени в размере 835 рублей 48 копеек.
В судебном заседании представитель административного истца ИФНС России по Советскому району г. Красноярска Т.А.П., действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, на исковых требованиях (с учетом уточнений) настаивала, привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Административный ответчик Г.Е.Е. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела сторона извещена надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщила.
В судебном заседании представитель административного ответчика Г.Е.Е. – Ч.А.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, указал, что Г.Е.Е. использует в предпринимательской деятельности все имущество полностью, в том числе для собственных нужд, о чем заявил в установленном порядке в ИФНС для освобождения от уплаты налога, между тем ИФНС произвольно рассчитала налог пропорционально тем площадям, которые сданы в аренду, что законом не предусмотрено.
Суд, в соответствии со ст. 150 КАС РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав представителей административного истца и административного ответчика, исследовав материалы дела, суд находит административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 2 ст. 44, ст. 45 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора. Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В силу ч. 2 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
За уплату налога в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки ст. 75 НК РФ предусмотрена уплата пени.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 НК РФ налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Судом установлено, что ИФНС по Советскому району г. Красноярска должнику исчислен налог на имущество физических лиц. Недоимка по налогу на имущество физических лиц (с учетом перерасчета) за 2012 год составляет 80308 рублей 99 копеек (102865,46-22556,47), за 2013 год – 94310 рублей (114575-20265). В связи с неуплатой налога в установленные законодательством сроки налогоплательщику начислены пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 804 рубля 07 копеек.
В соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику направлено требование № о добровольной уплате налога, пени числящихся по состоянию на 19.11.2014г. со сроком исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено реестром на отправку заказной корреспонденции.
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Советскому району г. Красноярска было принято решение № о взыскании с Г.Е.Е.. налогов (сборов), пени в судебном порядке в пределах неуплаченных сумм.
Частью 2 ст. 48 НК РФ определено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В пределах установленных ст. 48 НК РФ сроков ИФНС России по Советскому району г. Красноярска обратилась в Советский районный суд г. Красноярска с исковым заявлением о взыскании задолженности по налогу на имущество и пени – ДД.ММ.ГГГГ.
В силу ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Частью 1 ст. 18 НК РФ установлено, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренных ст. ст. 13 - 15 Кодекса.
В пункте 2 ч. 2 указанной статьи упрощенная система налогообложения отнесена к специальным налоговым режимам.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога в том числе, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с п. 7 ст. 378.2 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абз. вторым п. 10 ст. 378.2 настоящего Кодекса).
Таким образом, правовыми основаниями освобождения физического лица от уплаты налога на имущество является нахождение его в статусе индивидуального предпринимателя и использование им в предпринимательской деятельности упрощенной системы налогообложения.
Как следует из выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, Г.Е.Е. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно уведомлению о возможности применения упрощенной системы налогообложения от ДД.ММ.ГГГГ№ИФНС России по Советскому району г. Красноярска уведомило Г.Е.Е. о возможности с ДД.ММ.ГГГГ упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «Доходы, уменьшенные на величину расходов», кроме видов деятельности, переведенных в соответствии с гл.26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход.
ДД.ММ.ГГГГГ.Е.Е. обратился в ИФНС по Советскому району г. Красноярска с подтверждением льготы по налогу на имущество, объекты налогообложения: <адрес> (нежилое здание), <адрес> (нежилое здание).
ДД.ММ.ГГГГ ИФНС России по Советскому району г. Красноярска уведомила Г.Е.Е. о том, что ему предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц как индивидуальному предпринимателю за 2012,2013 годы на объекты недвижимости: <адрес> (нежилое здание), <адрес> (нежилое здание), и по земельному налогу 24:50:0400150:6.
Согласно договору аренды нежилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ИП Г.Е.Е. (Арендодатель) и ООО «Атлантик-М» (Арендатор), согласно которому арендодатель передает в аренду арендатору нежилое помещение общей площадью 310,0 кв.м., расположенное на цокольном этаже в отдельно стоящем капитальном здании по адресу: <адрес>
Согласно договору аренды нежилого помещения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ИП Г.Е.Е. (Арендодатель) и ЗАО «Ф.О.Н.» (Арендатор), согласно которому арендодатель передает в аренду арендатору нежилое помещение общей площадью 96,0 кв.м., расположенное на втором этаже в отдельно стоящем капитальном здании по адресу: <адрес>
Согласно договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ИП Г.Е.Е. (Арендодатель) и ООО «Статус-Авто» (Арендатор), согласно которому арендодатель передает в аренду арендатору нежилое помещение общей площадью 23,0 кв.м., расположенное на втором этаже в отдельно стоящем капитальном здании по адресу: <адрес>
Согласно договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между ИП Г.Е.Е. (Арендодатель) и ООО «Статус-Авто» (Арендатор), согласно которому арендодатель передает в аренду арендатору нежилое помещение общей площадью 206,2 кв.м., расположенное на цокольном этаже в отдельно стоящем капитальном здании по адресу: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГГ.Е.Е. была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2012 г.
ДД.ММ.ГГГГГ.Е.Е. была представлена налоговая декларация по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2013 г.
Оценивая представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам ст. 84 КАС РФ, суд принимает во внимание следующее.
В силу пункта 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (действовавшего до 31 декабря 2014 года) и статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате налогов и сборов, предусмотренных статьями 13-15 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 346.11 Кодекса применение специального налогового режима в виде упрощенной системы налогообложения влечет освобождение индивидуального предпринимателя от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности).
Статья 346.13 Кодекса предусматривает порядок применения упрощенной системы налогообложения, согласно которому индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему налогообложения со следующего календарного года, уведомляют об этом налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на упрощенную систему налогообложения.
Кроме того, Министерством финансов Российской Федерации неоднократно разъяснялось, что основанием для освобождения от уплаты налога на имущество физических лиц в связи с применением упрощенной системы налогообложения являются документы, подтверждающие факт использования объектов недвижимости в предпринимательской деятельности, в течение налогового периода. Такие документы должны быть представлены в сроки, позволяющие налоговому органу исчислить сумму налога на имущество физических лиц и направить налогоплательщику соответствующее налоговое уведомление об уплате налога в установленные Кодексом сроки (письма Минфина России от 20 августа 2007 года N 03-11-05/172 и от 05 марта 2012 года N 03-11-11/67).
Пунктом 11 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" предусмотрено, что перерасчет суммы налога в отношении лиц, которые обязаны уплачивать налог на основании налогового уведомления, допускается не более чем за три года, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом суммы налога.
В силу статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункты 3 и 4 статьи).
Применение упрощенной системы налогообложения носит заявительный характер, налогоплательщик обязан сообщить об ее применении заблаговременно, при этом за каждый налоговый период он обязан подтверждать использование объектов налогообложения в предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 18 НК РФ специальные налоговые режимы, установленные Налоговым кодексом РФ, могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
Так, на основании п. 3 ст. 346.11 НК РФ индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности.
Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1) определен порядок налогообложения имущества физических лиц.
В соответствии со ст. 5 Закона N 2003-1 исчисление налога на имущество физических лиц производится налоговыми органами. При этом лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Поэтому основанием для освобождения индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему, от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц являются документы, подтверждающие фактическое использование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода (договоры с поставщиками, покупателями, арендаторами, платежные документы, свидетельствующие о получении доходов от осуществляемого вида предпринимательской деятельности, и т.п.).
Согласно ст. 2 ГК РФ предпринимательской деятельностью признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В частности, к предпринимательской деятельности относится не только сдача имущества в аренду, но и действия подготовительного характера, например проведение ремонтных и строительных работ, поиск потенциальных арендаторов.
Таким образом, временное неиспользование имущества в предпринимательской деятельности в течение налогового периода, в частности отсутствие договоров аренды, ремонт помещения и т.п., а также использование имущества (его части) для управленческих нужд индивидуального предпринимателя не рассматриваются как использование этого имущества в целях, отличных от предпринимательской деятельности.
Поскольку в Законе N 2003-1 не определены сроки представления документов, подтверждающих право индивидуального предпринимателя на освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц, то такие документы представляются в сроки, которые позволяют налоговому органу исчислить сумму налога и до 1 августа направить налогоплательщику уведомление о его уплате.
Проверка фактического использования индивидуальными предпринимателями имущества в предпринимательской деятельности проводится налоговыми органами в рамках налогового контроля.
При этом суд отмечает, что использовать принадлежащее Г.Е.Е. имущество в иных целях, кроме предпринимательской деятельности (включая, но не ограничиваясь, по сдаче в аренду помещений) невозможно, поскольку имущество находится в отдаленном нежилом здании. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, представлять налоговому органу документы, подтверждающие использование имущества в предпринимательских целях, равно как и не установлен перечень таких документов.
В свою очередь, административный истец в нарушение статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представил доказательства использования предпринимателем указанного имущества в спорный период в иных целях, отличных от предпринимательской деятельности. Доказательства осуществления предпринимателем хозяйственной деятельности, требующей применения наряду с упрощенной системой налогообложения с объектами налогообложения общей системы налогообложения, административным истцом также не предоставлено и на наличие таких обстоятельств не указывалось.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административного искового заявления ИФНС России по Советскому району г. Красноярска к Г.Е.Е. о взыскании недоимки и пени по налогам необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ИФНС России по Советскому району г. Красноярска оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Советский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий С.Н. Владимирцева