ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-146/2012 от 28.02.2012 Тбилисского районного суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 февраля 2012 года ст. Тбилисская

Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего ГУЛОВА А.Н.,

при секретаре ДЕМИДОВОЙ А.Б.,

с участием:

заявителя – помощника прокурора Тбилисского района Краснодарского края БЕЛЕВЦЕВА В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тбилисского района в интересах Российской Федерации об оспаривании бездействия исполнительного органа местного самоуправления – администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района, связанного с непринятием необходимых мер на устранение нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

В Тбилисский районный суд обратился прокурор Тбилисского района Краснодарского края с заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие исполнительного органа местного самоуправления – администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района – связанное с:

- не принятием безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и не приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого администрацией сельского поселения с ИП ФИО6 по итогам размещения муниципального заказа;

- не уведомлением прокурора района о месте и времени рассмотрения представления;

- не рассмотрением вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения; обязать администрацию Геймановского сельского поселения Тбилисского района исполнить законные требования прокурора, а именно:

- принять безотлагательные меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и привести в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый администрацией сельского поселения с ИП ФИО6 по итогам размещения муниципального заказа;

- уведомить прокурора района о месте и времени рассмотрения представления;

- рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.

Свои требования заявитель мотивировал тем, что в декабре 2011 года прокуратурой Тбилисского района по заданию прокуратуры края проведена проверка исполнения органами местного самоуправления на поднадзорной территории требований бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении муниципального заказа на выполнение работ по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельских поселений. По результатам проверки выявлены нарушения указанного законодательства, допускаемые должностными лицами администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района при размещении муниципального заказа.

Уполномоченным органом в сфере размещения заказов – администрацией МО Тбилисский район, по поручению муниципального заказчика – администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района, ДД.ММ.ГГГГ произведено размещение муниципального заказа путем запроса котировок на выполнение работ по разработке программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Геймановского сельского поселения Тбилисского района» (извещение о проведении запроса котировок ).

По итогам рассмотрения и оценки котировочных заявок котировочной комиссией администрации МО Тбилисский район ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол . Победителем размещения запроса котировок признана ИП ФИО6ДД.ММ.ГГГГ администрацией Геймановского сельского поселения с победителем запроса котировок заключён муниципальный контракт . При этом, отдельные положения заключённого контракта противоречат требованиям действующего законодательства.

В нарушение указанных требований, в пункте 13.1. проекта муниципального контракта, направленного в администрацию МО Тбилисский район, и заключённого муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что любая договоренность между Сторонами, влекущая за собой новые обязательства, не предусмотренные контрактом, считается действительной, если она подтверждена в письменной форме в виде дополнительного соглашения и подписана уполномоченными представителями сторон.

По фактам вышеуказанных нарушений законодательства прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Геймановского сельского поселения Тбилисского района внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

В представлении содержались требования о принятии безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и не допущению их впредь; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения законодательства; об уведомлении прокурора Тбилисского района о месте и времени рассмотрения представления и рассмотрении его с участием представителя прокуратуры района. Согласно ответу главы Геймановского сельского поселения Тбилисского района Новосадовой И.А. от 09.02.2012 № 184 в удовлетворении законных требований прокурора фактически отказано.

В обоснование своей позиции глава Геймановского сельского поселения Тбилисского района указывает, что срок выполнения работ, предусмотренный муниципальным контрактом, не изменялся, в связи с чем, нарушения требований ст. 767 Гражданского кодекса РФ места не имели.

В тоже время, главой Геймановского сельского поселения Тбилисского района применено ошибочное толкование содержания требований ст. 767 Гражданского кодекса РФ, связанное только с изменением сроков исполнения муниципального контракта, без надлежащей оценки условий, предусмотренных п. 13.1. муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, фактически предусматривающих возможность изменения по соглашению сторон любых условий муниципального контракта.

Кроме этого, о месте и времени рассмотрения представления прокурор района в установленном порядке не уведомлялся; должностные лица администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района, виновные в выявленных нарушениях закона, к дисциплинарной ответственности не привлечены.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования и просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явилась по неизвестной суду причине о времени и месте судебного заседания была уведомлена надлежащим образом.

Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные доказательства, суд считает заявление прокурора Тбилисского района Краснодарского края в интересах Российской Федерации, подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В декабре 2011 года прокуратурой Тбилисского района по заданию прокуратуры края проведена проверка исполнения органами местного самоуправления на поднадзорной территории требований бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при размещении муниципального заказа на выполнение работ по разработке программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры сельских поселений.

По результатам проверки выявлены нарушения указанного законодательства, допускаемые должностными лицами администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района при размещении муниципального заказа.

В соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд производится в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. Муниципальные контракты заключаются и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Уполномоченным органом в сфере размещения заказов – администрацией МО Тбилисский район, по поручению муниципального заказчика – администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района, ДД.ММ.ГГГГ произведено размещение муниципального заказа путем запроса котировок на выполнение работ по разработке программы «Комплексное развитие систем коммунальной инфраструктуры Геймановского сельского поселения Тбилисского района» (извещение о проведении запроса котировок ).

По итогам рассмотрения и оценки котировочных заявок котировочной комиссией администрации МО Тбилисский район ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол . Победителем размещения запроса котировок признана ИП ФИО6.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией Геймановского сельского поселения с победителем запроса котировок заключён муниципальный контракт .

Согласно ст. 767 Гражданского кодекса РФ, при уменьшении органами местного самоуправления в установленном порядке средств бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны должны согласовать новые сроки, а если необходимо, и другие условия выполнения работ. Изменения условий муниципального контракта, не связанные с указанными обстоятельствами, в одностороннем порядке или по соглашению сторон допускаются в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ.

Судом установлено, что в нарушение указанных требований, в пункте 13.1. проекта муниципального контракта, направленного в администрацию МО Тбилисский район, и заключённого муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что любая договоренность между Сторонами, влекущая за собой новые обязательства, не предусмотренные контрактом, считается действительной, если она подтверждена в письменной форме в виде дополнительного соглашения и подписана уполномоченными представителями сторон.

В досудебном порядке, по фактам вышеуказанных нарушений законодательства прокурором района 11.01.2011 года в адрес главы Геймановского сельского поселения Тбилисского района внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

В данном представлении содержались требования о принятии безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и не допущению их впредь; рассмотрении вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения законодательства; об уведомлении прокурора Тбилисского района о месте и времени рассмотрения представления и рассмотрении его с участием представителя прокуратуры района.

Как следует из ответа главы Геймановского сельского поселения Тбилисского района Новосадовой И.А. от 09.02.2012 № 184, в удовлетворении законных требований прокурора фактически отказано.

В ответе указано, что замечания по представлению прокурора района рассмотрены, нарушения требований бюджетного законодательства и законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, указанные в представлении прокурора, отсутствуют.

Главой Геймановского сельского поселения Тбилисского района указано, что срок выполнения работ, предусмотренный муниципальным контрактом, не изменялся, в связи с чем, нарушения требований ст. 767 Гражданского кодекса РФ места не имели.

Судом явно установлен факт того, что по результатам рассмотрения представления прокурора района безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и не допущению их впредь, со стороны администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района не принято – муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый администрацией сельского поселения с ИП ФИО6 по итогам размещения муниципального заказа, в соответствие с требованиями федерального законодательства в установленном порядке не приведён.

Более того, о месте и времени рассмотрения представления прокурор района в установленном порядке не уведомлялся; должностные лица администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района, виновные в выявленных нарушениях закона, к дисциплинарной ответственности не привлечены.

Заявленные требования прокурором являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Соответственно, требования прокурора Тбилисского района являются законными, и поэтому суд считает необходимым требования прокурора в части действий заинтересованного лица удовлетворить.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны, все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с п.п. 9 п.1 ст. 333.36 Налогового Кодекса РФ прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований от уплаты государственной пошлины освобождены.

Согласно п. 6 ч.1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, уплате государственная пошлина подлежит в размере 3000 рублей для организаций (ст. 333.19, "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 21.04.2011).

Так как заинтересованное лицо является юридическим лицом и от уплаты государственной пошлины не освобождено, суд считает необходимым взыскать с заинтересованного лица госпошлину в сумме 3000 рублей.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Тбилисского района в интересах Российской Федерации об оспаривании бездействия исполнительного органа местного самоуправления – администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района, связанного с непринятием необходимых мер на устранение нарушений удовлетворить полностью.

Признать незаконным бездействие исполнительного органа местного самоуправления – администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района – связанное с:

- не принятием безотлагательных мер, направленных на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и не приведением в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципального контракта от ДД.ММ.ГГГГ, заключённого администрацией сельского поселения с ИП ФИО6 по итогам размещения муниципального заказа;

- не уведомлением прокурора района о месте и времени рассмотрения представления;

- не рассмотрением вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения; обязать администрацию Геймановского сельского поселения Тбилисского района исполнить законные требования прокурора, а именно:

- принять безотлагательные меры, направленные на устранение выявленных нарушений закона, причин и условий им способствующих, и привести в соответствие с требованиями федерального законодательства муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, заключённый администрацией сельского поселения с ИП ФИО6 по итогам размещения муниципального заказа;

- уведомить прокурора района о месте и времени рассмотрения представления;

- рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.

Взыскать с администрации Геймановского сельского поселения Тбилисского района в доход государства государственную пошлину в сумме 3000 (три тысячи) рублей.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий - /подпись/

Копия верна: судья А.Н. Гулов