РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «11» октября 2013 г. п.Хомутовка
Хомутовский районный суд Курской области
в составе председательствующего судьи Федорова К.В.
с участием заместителя прокурора Хомутовского района Курской области Грушкина А.В.
при секретаре Витковой С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Хомутовского района Курской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия Администрации Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Хомутовского района Курской области обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в котором просит признать незаконным бездействие Администрации Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области, выразившееся в невыполнении обязанностей по разработке и принятию нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, и обязать администрацию муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и принять нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
В судебном заседании прокурор заявленные требования уточнил и просил признать незаконным бездействие Администрации Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области, выразившееся в невыполнении обязанностей по разработке и принятию нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, и обязать Администрацию Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области в течение трех месяцев с момента вступления в законную силу решения суда разработать и принять указанные нормативные акты. Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой Хомутовского района Курской области при проверке соблюдения Администрацией Романовского сельсовета Хомутовского района законодательства о содержании дорог местного значения было установлено, что администрацией не разработаны и не утверждены в установленном порядке нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета ассигнований местного бюджета на данные цели. В связи с выявленными нарушениями 30.06.2013 г. Главе Романовского сельсовета было направлено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства о содержании дорог местного значения, в котором было указано на необходимость разработки и принятия нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета ассигнований местного бюджета на данные цели. 13.09.2013 г. поступил ответ о том, что необходимости в разработке нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета ассигнований местного бюджета на данные цели нет, в связи с отсутствием в реестре муниципального образования дорог с твердым покрытием. Непринятие администрацией сельсовета мер по разработке и принятию в установленном порядке нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета ассигнований местного бюджета на данные цели является несоблюдением требований Федеральных Законов от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и ведет к нарушению законных интересов и прав неопределенного круга лиц.
Представитель Администрации Романовского сельсовета ФИО1 в судебном заседании заявленные требования признал и пояснил, что в МО «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области имеются автомобильные дороги местного значения, перечень которых утвержден решением Собрания депутатов сельсовета. В настоящее время проводятся работы по оформлению и регистрации прав МО на данные дороги. Также представитель Администрации Романовского сельсовета показал, что нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на данные цели в МО «Романовский сельсовет» не принимались, однако трех месяцев со дня вступления решения в законную силу будет достаточно для их подготовки и принятия в установленном порядке.
В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Из ст.255 ГПК РФ следует, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ч.1 ст.258 ГПК РФ).
В силу ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.5 ч.1 ст.3 Устава муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований (ст.6). Мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения в т.ч. органами местного самоуправления (ст.21).
Согласно п.11 ст.13 Федерального закона №257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности среди прочего относится и утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Из ст.34 вышеназванного федерального закона следует, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов. Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.
Из совокупности указанных норм вытекает необходимость разработки и принятия нормативов финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели в отношении всех категорий автомобильных дорог местного значения, поскольку отсутствие указанных нормативов и правил делает невозможным формирование расходов местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог, что в свою очередь препятствует приведению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов и таким образом необходимо в целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц, предупреждения дорожно-транспортных происшествий и гибели людей.
В связи с изложенным несоблюдение указанного требования законодательства в области безопасности дорожного движения влияет на безопасную эксплуатацию дорог, и тем самым влечет нарушение прав неопределенного круга лиц – участников дорожного движения в границах муниципального образования «Романовский сельсовет».
Решением Собрания депутатов Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области №28/171 от 24.12.2012 г. утвержден перечень автомобильных дорог местного значения общего пользования Романовского сельсовета.
Однако по делу установлено, что на настоящий момент не разработаны и не приняты нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения на вышеуказанные дороги и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Данные обстоятельства также признаются представителем Администрацией Романовского сельсовета.
Из абз.4 ст.5 Устава муниципального образования «Романовский сельсовет» Хомутовского района Курской области следует, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является Администрации Романовского сельсовета Хомутовского района.
На основании изложенного, учитывая, что автомобильные дороги общего пользования местного значения находятся в границах МО «Романовский сельсовет», нормативы финансовых затрат на ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели должны быть разработаны и приняты органом местного самоуправления МО «Романовский сельсовет» - Администрацией Романовского сельсовета Хомутовского района.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о наличии прямой причинной связи между бездействием Администрации Романовского сельсовета и нарушением прав неопределенного круга граждан – участников дорожного движения в границах населенных пунктов муниципального образования, и считает, что требования прокурора заявлены на законных основаниях и подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
Заявленный для устранения выявленного недостатка срок в три месяца суд считает разумным и достаточным, тем более, что представитель Администрации Романовского сельсовета согласился с данным сроком.
В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ Администрация Романовского сельсовета, как орган местного самоуправления, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 198, 199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление прокурора Хомутовского района Курской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области, выразившееся в невыполнении обязанностей по разработке и принятию нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Возложить на Администрацию Романовского сельсовета Хомутовского района Курской области обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Хомутовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, т.е. с 16 октября 2013 г.
Председательствующий п/п
На момент размещения решение не вступило в законную силу.