ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-146/2014 от 09.01.2014 Железнодорожного районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

     Дело № 2-146/2014

 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 09 января 2014 года                                                        город Барнаул

 Железнодорожный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:

 председательствующего Ильиной Ю.В.,

 при секретаре                   Алехиной А.Ю.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» к ФИО1 о возмещении вреда,

 установил:

 ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог» «Сибирь» обратилось с исковым заявлением к ФИО1, в котором указало, что «ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство <данные изъяты> государственный номер №, принадлежащий ответчику, прицеп (полуприцеп <данные изъяты> государственный номер №), осуществлял перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения М-51 «Байкал» с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения.

 Данный факт установлен Управлением государственного автодорожного надзора по Омской области при проверке указанного выше автомобиля на контрольном пункте СПВК-52, 838 км федеральной автомобильной дороги и подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которого ответчик в нарушение п. 1 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ и п. 1.4. «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом», утвержденной Минтрансом России ДД.ММ.ГГГГ г., осуществлял перевозку тяжеловесного груза по федеральным дорогам без специального разрешения с превышением значения предельно допустимой массы и превышением фактической нагрузки на ось транспортного средства.

 Размер ущерба, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил 369 762 руб. 91 коп.

 Водитель транспортного средства непосредственно после взвешивания автомобиля получил составленный Акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось, возражений, замечаний не высказал.

 Поскольку автотранспортное средство ответчика осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования федерального значения без соответствующего разрешения и внесения платы, возместить которую в добровольном порядке последний отказался, истец просил взыскать с ответчика в доход федерального бюджета плату за провоз тяжеловесного груза при проезде по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в размере 369 762 руб. 91 коп., а также судебные расходы в сумме 1 628 руб. 76 коп., понесенные ФКУ «Сибуправтодор» по подготовке искового заявления и представления интересов государственного Заказчика на стадии «Исковое производство».

 ФКУ «Сибуправтодор» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела. Представитель истца направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя истца. Заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.

 В судебное заседание не явились ответчики ФИО1, Норд А.А. (был привлечен в качестве соответчика по инициативе суда), третье лицо - Управление государственного     автодорожного надзора по Омской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, извещены надлежаще, уведомления в деле. Ходатайств от ответчиков о рассмотрении дела в их отсутствие не поступало, в связи с чем, с учетом мнения представителя истца, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке с вынесением заочного решения.

 Изучив материалы дела, суд приходит к убеждению, что требования заявителя обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

 Согласно ч.1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

 В силу ст. 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.), если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

 Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

 Согласно ч.1 ст.31 Закона движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения.

 В соответствии с ч. 8, 9 ст. 31 Закона порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, согласно которым вред, причиняемый автодорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств, при этом внесение платы в счет возмещения вреда осуществляется при оформлении специального разрешения на движение транспортных средств (п. 2).

 Согласно п. 5 указанных Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.

 В силу п. 1 Положения о Федеральном дорожном агентстве (утв. Постановлением Прави_тельства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 374) Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) является феде_ральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государ_ственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере автомобильного транс_порта и дорожного хозяйства, в том числе в области учета автомобильных дорог, а также функ_ции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на городском наземном электрическом транспорте.

 В соответствии с пунктами 5.3, 5.4 указанного Положения, Федеральное дорожное агентство организует расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, и осуществляет определение маршрутов движения по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами, в том числе осуществляющих международные перевозки в соответствии со специальными разрешениями.

 Устав федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (далее именуемое «Управление») утвержден во исполнение пункта 3 распоряжения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 317-р и в связи с изменением типа федерального государственного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» на казенное.

 Учреждение было образовано как государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Российского дорожного агентства» приказом Российского дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГг. № путем слияния государственного учреждения «Дирекция федеральной автомобильной дороги М-51 - М-53 « БАЙКАЛ-1» Федеральной дорожной службы России» и государственного учреждения «Дирекция федеральных автомобильных дорог Западно-Сибирского региона Федеральной дорожной службы России» и является их правопреемником.

 Приказом Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 13-ДХ Управление переименовано в государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Министерства транспорта Российской Федерации.

 Приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ № ВБ-30 наименование Управления было приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации в государственное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства».

 Устав ФКУ «Сибуправтодор» утвержден приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ № №

 В соответствии с п. 1.3. Устава федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства» (далее по тексту Устав), утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ № истец является подведомственным учреждением Федерального дорожного агентства.

 Истец, согласно п. 2.2. Устава наделен полномочиями по обращению в судебные органы Российской Федерации, а также является органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, переданными учреждению в управление, исполняющему функции балансодержателя и заказчика дорожных работ, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет Российской Федерации.

 Исходя из вышеизложенного, истец надлежащим образом наделен полномочиями вышестоящей организацией-учредителем (Федеральным дорожным агентством) по подаче исков по взиманию платы в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

 В силу п. 3.3.6. Устава ФКУ «Сибуправтодор»» согласование маршрутов движения по федеральным автомобильным дорогам транспортных средств с крупногабаритными и тяжеловесными грузами и выдача специальных разрешений на проезд транспортных средств, масса, нагрузки на ось или габариты которых превышают допустимые значения, также отнесены к компетенции истца (ФКУ «Сибуправтодор»).

 Автомобильная дорога М-51 «Байкал» и 1Р-402 «Тюмень-Омск» закреплена за Истцом на праве оперативного управления, что подтверждается выписка из реестра Федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ года; распоряжением ТУ по НСО Федерального агентства по управлению федеральным имуществом № от ДД.ММ.ГГГГ года; департамента имущества и земельных отношений администрации № от ДД.ММ.ГГГГ г.

 Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство <данные изъяты> государственный номер №, принадлежащее ФИО1, прицеп (полуприцеп <данные изъяты> государственный номер №), осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения М-51 «Байкал» с превышением предельно допустимых осевых нагрузок на оси транспортного средства, без специального разрешения (полная масса транспортного средства составила 48400 кг вместо максимально допустимой 38000 кг).

 Данный факт установлен Управлением государственного автодорожного надзора по Омской области при проверке указанного выше автомобиля на контрольном пункте СПВК-52, 838 км федеральной автомобильной дороги и подтверждается актом № от ДД.ММ.ГГГГ г., согласно которого в нарушение п. 1 статьи 31 Федерального закона Российской Федерации «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ и п. 1.4. «Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом», утвержденной Минтрансом России ДД.ММ.ГГГГ г., осуществлялась перевозка тяжеловесного груза по федеральным дорогам без специального разрешения с превышением значения предельно допустимой массы и превышением фактической нагрузки на ось транспортного средства.

 Размер ущерба, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил 369 762 руб. 91 коп., в соответствии с представленным расчетом, суд соглашается с расчетом представленным истцом.

 Судом установлено и ответчиком ФИО1 не оспаривается, что транспортное средство <данные изъяты> государственный номер № прицеп (полуприцеп <данные изъяты> государственный номер №), принадлежит ФИО1.

 Как следует из материалов дела, транспортным средством управлял водитель Норд А.А. на основании доверенности. В отношении Норд А.А. ДД.ММ.ГГГГ был составлен протокол об административном правонарушении по ст.12.12.1 ч.1 КоАП РФ, за управление транспортным средством с нарушениями правил перевозки тяжеловесного груза, впоследствии водитель постановлением мирового судьи судебного участка № г.Новоалтайска от ДД.ММ.ГГГГ привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 2000 руб.

 Из текста протокола и постановления следует, что водитель с нарушением согласен.

 Доводы ответчика о том, что акт был составлен с нарушениями, суд не принимает во внимание, поскольку водитель имел право возражать относительно обстоятельств изложенных в акте, мог собственноручно сделать запись, однако подписал его без всяких оговорок.

 Водитель Норд А.А. в соответствие с товарной накладной от ДД.ММ.ГГГГ следовал из г.Екатеринбург через г. Омск в г. Барнаул по федеральным автомобильным дорогам общего пользования 1Р-402 Тюмень - Омск далее М-51 «Байкал».

 Федеральные автомобильные дороги общего пользования М-51 «Байкал» и 1Р-402 Тюмень - Омск находятся введении ФКУ «Сибуправтодор» в соответствии с документами о закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования за ФКУ «Сибуправтодор», приложенными к исковому заявлению.

 По федеральной автомобильной дороге 1Р-402 Тюмень - Омск водитель проехал расстояние 234 км до города Омск, далее водитель следовал по федеральной автомобильной дороге М-51 «Байкал» в Омской области. Протяженность маршрута составила по федеральной автомобильной дороге М-51 «Байкал» в Омской области 128 км.

 ФКУ «Сибуправтодор» при расчете цены иска применены осевые нагрузки, установленные приказом Росавтодора № от ДД.ММ.ГГГГ «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2011 году».

 В соответствие с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2011 г.» сроки начала и окончания действия временного ограничения движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения по конкретным участкам автомобильных дорог устанавливаются с учетом природно-климатических особенностей региона и дорожно-климатических условий и уточняются находящимися в ведении Федерального дорожного агентства федеральными казенными учреждениями: федеральными управлениями автомобильных дорог.

 Во исполнение Приказа от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2011 г.» временное ограничение движения транспортных средств, следующих по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в границах Кемеровской, Новосибирской, Омской и Томской областей с превышением временно установленной допустимой нагрузки на ось посредством установки дорожных знаков введено Федеральным управлением автомобильных дорог «Сибирь» Федерального дорожного агентства в период с 20 апреля по ДД.ММ.ГГГГ приказом № от ДД.ММ.ГГГГ г.

 В соответствие с Приложением № к Приказу от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении периодов временного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в 2011 г.» предельно допустимые значения нагрузки на ось транспортного средства на федеральной автомобильной дороге М-51 «Байкал» от Челябинска через Курган, Омск, Новосибирск, 1Р-402 Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск нагрузка на каждую ось транспортного средства при одиночной оси 6 трехосной тележки 4.

 При этом, как с достоверностью подтверждается представленными доказательствами, взвешивание транспортного средства ответчика было произведено в соответствии с Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ N 125 "Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" уполномоченными лицами на пункте весового контроля с использованием весов, прошедших проверку до ДД.ММ.ГГГГ года

 Каких либо доказательств того, что факт нарушения отсутствовал фактически, ФИО1, суду не представлено.

 В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 При таких обстоятельствах суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению в отношении ответчика ФИО1, как владельцем транспортного средства и полуприцепа.

 С ответчика ФИО1, в пользу истца ФКУ «Управление федеральных автомобильных дорог» «Сибирь»» подлежит взысканию денежная сумма, в счет причиненного вреда в размере 369762 руб. 91 коп.

 Учитывая тот факт, что истец при обращении в суд от уплаты государственной пошлины был освобожден, руководствуясь ст. 103 ГПК РФ с ФИО1 подлежит взысканию в бюджет муниципального округа-города Барнаула Алтайского края госпошлина в размере 6897 руб. 63 коп.

 Истцом заявлено к взысканию с ответчика судебных расходов в размере 1628 руб. 76 коп. Заявленные истцом судебные расходы надлежащим образом не подтверждены, надлежащим образом заверенные копии поручений суду не представлены.

 С учетом изложенного в взыскании с ответчика судебных расходов в пользу ФКУ «Сибуправтодор» следует отказать в полном объеме.

 Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:    Исковые требования Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» удовлетворить.

 Взыскать с ФИО1 в пользу Федерального казенного учреждения «Федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» в счет возмещения вреда, причиненного федеральной автомобильной дороге транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов денежную сумму в размере 369762 руб. 91 коп.

 Взыскать с ФИО1 в бюджет муниципального округа-города Барнаула Алтайского края госпошлину в размере 6897 руб. 63 коп.

 Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

 Председательствующий                                                Ю.В.Ильина