ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-146/2017 от 09.06.2017 Чугуевского районного суда (Приморский край)

дело № 2-146/2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Чугуевка «09» июня 2017 года

Чугуевский районный суд Приморского края в составе:

председательствующего судьи Бурцевой И.М.,

с участием помощника прокурора Чугуевского района Федоренко О.В.,

при секретаре судебного заседания Лукьянчук С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Карцева Е.А. к Администрации <адрес> муниципального района о возложении обязанности,

установил:

Прокурор <адрес>, в интересах Карцева Е.А., обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ, о признании права на получение материальной помощи и возложении обязанности ее выплаты.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведения проверки по обращению Карцева Е.А. о несогласии с решением органов местного самоуправления по вопросу возмещения ущерба, установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ года Карцев Е.А. проживает по адресу: <адрес>. Администрацией <адрес> муниципального района отказано истцу во включении его в списки граждан на оказание финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес>, поскольку им не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в пострадавшем жилом доме. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местом постоянного жительства Карцева Е.А. является дом, расположенный по адресу: <адрес>. За время проживания истца по данному адресу необходимость в регистрации по месту жительства отсутствовала. Согласно актам обследования заявитель признан пострадавшим, т.к. в результате паводков утрачен урожай, пострадал жилой дом, утрачено имущество первой необходимости. Однако, Карцев Е.А. не включен в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации природного характера. Таким образом, Администрацией <адрес> муниципального района отказано во включении в списки на оказание финансовой помощи пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие регистрацию по месту жительства в пострадавшем жилом доме, что является незаконным. Просит признать Карцева Е.А. пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> Установить факт проживания Карцева Е.А. по адресу: <адрес> в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты>. Признать за Карцевым Е.А. право на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет резервного фонда администрации <адрес> в целях частичного покрытия расходов в размере 25 000 рублей – на восстановление части поврежденного жилого дома по адресу: <адрес>; в размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке. Признать за Карцевым Е.А. право на получение выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций в размере 10 000 рублей в качестве единовременной материальной помощи; в размере 50 000 рублей – финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. Возложить обязанность на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> включить Карцева Е.А. в списки на получение бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в размере 10 000 рублей в качестве единовременной материальной помощи; в размере 50 000 рублей – финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости. Возложить обязанность на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> включить Карцева Е.А. в списки на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда администрации <адрес>, в целях частичного покрытия расходов в размере 25 000 рублей – на восстановление части поврежденного жилого дома по адресу: <адрес>; в размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке. Обратить решение суда к немедленному исполнению.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО4 отказалась от заявленных требований о признании за Карцевым Е.А. права на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет резервного фонда администрации <адрес> в размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке. Настаивала на удовлетворении остальных заявленных требований по основаниям, изложенным в иске.

Истец Карцев Е.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, утверждал, что проживает по адресу: <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ года. Дом принадлежал его деду и бабушке ФИО16 и ФИО23 документов на дом не имеется, дом строили сами дед и бабушка в ДД.ММ.ГГГГ годах. Он был зарегистрирован в данном доме до ДД.ММ.ГГГГ года, после чего его снял с регистрационного учета ФИО1 в связи с семейным конфликтом, и больше он зарегистрироваться в данном доме не смог из-за отсутствия документов на дом. ФИО17 умерла в ДД.ММ.ГГГГ а ФИО1 - в ДД.ММ.ГГГГ г. Он все это время проживает в данном доме, за оформлением дома по наследству не обращался в связи с отсутствием документов на дом. Во время наводнения пострадал дом, в доме было воды по пояс, имущество пострадало: столы, шифоньер, вся мебель деревянная, диван.

Представитель ответчика - администрации <адрес> муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, возражал против заявленных требований. В отзыве указал, что в ДД.ММ.ГГГГ года поступило заявление от Карцева Е.А., проживающего по <адрес>, на оказание единовременной материальной (финансовой) помощи в связи с наводнением, вызванным тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с тем, что Карцев Е.А. не зарегистрирован по <адрес>, администрацией <адрес> муниципального района был дан отказ о включении его в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи. Выплаты гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуацией, вызванной ливневыми дождями в ДД.ММ.ГГГГ года, осуществляются в соответствии с действующим законодательством. Администрация <адрес> муниципального района действовала в рамках действующего законодательства, законных оснований для включения в список и выплаты денежной помощи Карцеву Е.А. нет.

Представитель Департамента труда и социального развития <адрес> - ФИО6, действующий по доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. Утверждал, что согласно п.п. 1.1, п. 1 постановления -па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов» (далее – Постановление -па) на выплаты имеют право граждане Российской Федерации, местом жительства которых в ДД.ММ.ГГГГ года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях <адрес> муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>). Выплаты производятся департаментом труда и социального развития <адрес> в соответствии со списками пострадавших граждан, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, и на основании решения Администрации <адрес> (п.п. 1.2 п.1 постановления -па). В соответствии с п.п. 2.2. пункта 2 постановления -па формирование списков пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи и единовременной материальной помощи, осуществляются на основании заявлений пострадавших граждан, документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан по месту жительства, актов обследования утраченного урожая, актов обследования жилых домов, квартир, находящихся на первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>. Наличие регистрации пострадавшего гражданина по месту жительства в жилых домах, квартирах, имеющих придомовые земельные участки, является необходимым условием для получения выплат. Согласно п. 1.2 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па выплата разовой материальной помощи производится департаментом в соответствии со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной помощи, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и на основании решения Администрации <адрес> Согласно п.1.3 постановления Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па выплата единовременной и финансовой помощи производится департаментом в соответствии со списками пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной и финансовой помощи, представленными соответствующими органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> и на основании решений администрации <адрес>. Поскольку Карцев Е.А. не имеет регистрации по месту жительства, полагал, что оснований для оказания ему разовой материальной помощи, выплачиваемой из резервного фонда Администрации <адрес> а также единовременной материальной и финансовой помощи, выплачиваемой за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий не имеется.

Выслушав участников судебного заседания, допросив свидетелей, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В соответствии с ФИО10 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины, определения, основные понятия», введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ, пострадавшими от чрезвычайной ситуации являются граждане, получившие поражение, либо понесшие убытки в результате чрезвычайной ситуации.

При этом порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых пострадавшим гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов.

В соответствии с п. «л» ст. 11 Федерального закона к полномочиям субъектов Российской Федерации относится принятие решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.

Во исполнение указанных норм закона, в рамках имеющихся полномочий, в соответствии со ст. 43 Устава Приморского края, Администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ принято постановление -па «О мерах по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации природного характера в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ года за счет средств, выделяемых из федерального и краевого бюджетов», согласно которого граждане Российской Федерации, местом жительства которых в ДД.ММ.ГГГГ года являлись жилые дома, квартиры, находящиеся на первых этажах многоквартирных домов, расположенные на территориях <адрес> муниципальных районов, оказавшихся в зоне чрезвычайной ситуации в связи с продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>, имеют право на выплаты:

разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Администрации <адрес>, в целях частичного покрытия расходов:

в размере 25,0 тыс. рублей - на восстановление поврежденного жилого дома, квартиры, находящейся на первом этаже многоквартирного дома (сумма выплачивается на один поврежденный жилой дом или квартиру);

в размере 10,0 тыс. рублей - в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке.

единовременную материальную и финансовую помощь, выплачиваемую за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размерах и в случаях, установленных подпунктами «г», «д» пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий».

По смыслу приведенных норм закона право на получение материальной помощи в связи с чрезвычайной ситуацией - прохождением тайфуна, имеют пострадавшие граждане при наличии следующих условий: - пострадавшие должны быть гражданами Российской Федерации; - на момент чрезвычайной ситуации местом их жительства являлись жилые дома и квартиры, находящиеся на первых этажах жилых домов, расположенные на территории <адрес> и оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации; - в результате чрезвычайной ситуации произошла полная либо частичная утрата имущества (имущества первой необходимости).

При этом виды и размеры компенсации определяются в зависимости от того, какое именно имущество было утрачено в результате чрезвычайной ситуации.

Пунктом 2.1 указанного Постановления -па предусмотрено, что выплата материальной помощи проводится на основании списков пострадавших граждан, которые формируются органом местного самоуправления, при этом, в соответствии с п. 2.2 Постановления включение в список пострадавших граждан производится на основании: - заявлений пострадавших граждан; - документов, подтверждающих регистрацию пострадавших граждан в жилых домах, квартирах, указанных в п. 1.1 Постановления; - правоустанавливающих документов на земельные участки, предоставленные и (или) приобретенные для ведения личного подсобного хозяйства, правоустанавливающие документы на садовые, огородные земельные участки, а также на дачные земельные участки, предоставленные без права возведения жилого дома с правом регистрации, проживания в нем, расположенные на территории муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; - актов обследования утраченного урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1 пункта 1 настоящего постановления; - актов обследования жилых домов, квартир, находящихся при первых этажах многоквартирных домов и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, составленных комиссией, создаваемой органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, указанных в подпункте 1.1. пункт 1 настоящего постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или неимущественных прав граждан, организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин России имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 2 указанного Закона, местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Судом установлено, что в результате продолжительных ливневых дождей на территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ сложилась чрезвычайная ситуация, связанная с затоплением жилых домов, приусадебных участков, объектов социального назначения, размывом и разрушением дорог.

Постановлением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-пг на территории <адрес> введена чрезвычайная ситуация регионального характера. Администрацией <адрес> установлен порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории <адрес>.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находилось в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты> на территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно имеющимся в материалах дела: акту обследования утраченного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, акту обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, в результате чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, в доме была вода на уровне не менее 1,0 метра на уровне пола, в подполье следы разрушения фундамента, установлено повреждение шкафа для одежды, диван для дальнейшего использования не пригоден. Пострадавшим указан Карцев Е.А.

Из сообщения администрации <адрес> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Карцев Е.А. не включен в списки пострадавших граждан, нуждающихся в оказании разовой материальной (финансовой) помощи, поскольку не имеет регистрации по месту жительства.

Согласно штампа в паспорте Карцев Е.А. снят с регистрационного учета <адрес> сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ, т.е регистрации по месту жительства или пребывания на момент чрезвычайной ситуации не имеет.

В судебном заседании свидетели ФИО7, ФИО8 подтвердили факт постоянного проживания Карцева Е.А. по вышеуказанному адресу, а также факт затопления в результате ливневых дождей дома, находящегося по адресу: <адрес>, частичную утрату имущества первой необходимости.

Карцев Е.А. на период чрезвычайной ситуации на территории <адрес>ДД.ММ.ГГГГ года не имел регистрации по адресу: <адрес>, другого жилого помещения не имеет, фактически проживает по данному адресу, является пострадавшим в результате наводнения, проживает в населенном пункте, подвергшемся наводнению, что подтверждается материалами дела, а также свидетельскими показаниями.

Таким образом, суд приходит к выводу, что факт постоянного проживания Карцева Е.А по указанному в иске адресу по состоянию на период ДД.ММ.ГГГГ нашел свое подтверждение, в связи с чем, Карцев Е.А. имеет право на получение компенсации в размере 10 000 рублей в качестве единовременной материальной помощи, в размере 50 000 рублей – финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.

В судебном заседании установлено, что <адрес> на праве собственности Карцеву Е.А. не принадлежит, согласно акту обследования утраченного урожая от ДД.ММ.ГГГГ в результате чрезвычайной ситуации по адресу: <адрес>, земельный участок не обрабатывался, посадок не имелось, в связи с чем исковые требования о признании за Карцевым Е.А. права на получение разовой материальной помощи, выплачиваемой за счет резервного фонда администрации <адрес> в целях частичного покрытия расходов в размере 25 000 рублей – на восстановление части поврежденного жилого дома по адресу: <адрес>; в размере 10 000 рублей – в связи с утратой урожая на придомовом земельном участке, и включении в соответствующие списки - следует отказать.

Руководствуясь 194-198 ГПК РФ, -

решил:

Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить частично.

Признать Карцева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты>

Установить факт проживания Карцева Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в ДД.ММ.ГГГГ года по адресу: <адрес> в период чрезвычайной ситуации, вызванной продолжительными ливневыми дождями на территории <адрес>, вызванными тайфуном <данные изъяты>

Признать за Карцевым Е.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право на получение выплат за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий в размере 10 000 рублей в качестве единовременной материальной помощи, в размере 50 000 рублей – финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости.

Возложить обязанность на администрацию <адрес> муниципального района <адрес> включить Карцева Е.А.ДД.ММ.ГГГГ года рождения

- в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

- в список пострадавших граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в размере 50 000 рублей – в связи с частичной утратой имущества первой необходимости, выплачиваемой за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурора <адрес> в интересах Карцева Е.А. – отказать.

Решение может быть обжаловано в <адрес> краевой суд через <адрес> районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, то есть с ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.М. Бурцева