ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-146/2021 от 11.03.2021 Пыть-яхского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пыть-Ях 11 марта 2021 года

Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:

председательствующего судьи Старшиновой Н.В.

при секретаре Аллахвердиевой Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к обществу с ограниченной ответственностью «Промэнергосервис» о признании недействительным приказа об индексации тарифа на содержание и ремонт жилого фонда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к ООО «Промэнергосервис» о признании недействительным приказа об индексации тарифа на содержание и ремонт жилого фонда, мотивируя требования тем, что ответчик, осуществляя управление многоквартирным домом, в одностороннем порядке произвел индексацию тарифа на содержание и ремонт жилого фонда, что не соответствует установленному в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре индексу, тем самым увеличил размер платы за содержание жилого помещения в 3,2 раза. Приказ ответчика «Об индексации тарифа на содержание и ремонт жилого фонда» истец считает не соответствующим требованиям действующего законодательства и ущемляющим его права как собственника жилого помещения, поскольку решение об индексации тарифа собственниками многоквартирного дома не принималось, договор управления многоквартирным домом на общем собрании собственников не утверждался.

Истец ФИО1 в судебном заседании поддержал свои исковые требования по изложенным в иске основаниям. Кроме того, пояснил, что решение об изменении тарифа на содержание и ремонт жилого помещения должно быть принято более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников в многоквартирном доме. Вопрос об индексации тарифа на содержание и ремонт жилого фонда на общих собраниях не решался и собственниками не принимался. Индекс изменения тарифа для Ханты-Мансийского автономного округа - Югра установлен Правительством РФ, однако ответчик проиндексировал тариф на 4,6%. Договор управления с внесением пункта 5.1.6., на который ссылается ответчик, никогда на собраниях собственников не утверждался. Повышение тарифа произведено без предоставления сметы на 2019 и 2020 год.

Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление. Суду пояснила, что ООО ИПФ «Промэнергосервис» является управляющей организацией в многоквартирном доме по адресу: г. Пыть-Ях. Пунктом 5.1.6 договора управления многоквартирным домом, принятом на общем собрании собственников, предусмотрено, что право управляющей организации, начиная с первого месяца, следующего за отчетным периодом, начислять плату за управление, содержание и ремонт жилого помещения с учетом роста индекса изменения размера платы граждан за содержание и текущий ремонт, установленный на федеральном или региональном уровне. Собственники многоквартирных домов о предстоящем применении индексации платы за содержание и текущий ремонт были проинформированы в установленном порядке. Индексация тарифа произведена ответчиком в соответствии с условиями договора управления и на основании письма Минстроя РФ от 26.12.2018 №51876-0004, следовательно, является обоснованной. Истец несет обязанность по заключению с управляющей организацией договора управления МКД, однако от данной обязанности уклоняется. Механизм образования цены услуг и обязательных работ по содержанию и ремонту общего имущества собственников многоквартирного дома определяется в договоре управления МКД с ООО ИПФ «Промэнергосервис» пунктом 5.1.6. Бухгалтерская справка, предоставленная ООО ИПФ «Промэнергосервис» с достаточной полнотой, представляет собой арифметический подсчет цены и исключает возможность злоупотребления со стороны управляющей компании, которое могло бы привести к нарушению прав собственников.

Выслушав доводы сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме ООО ИПФ «Промэнергосервис» является управляющей организацией, обслуживающей многоквартирный дом, расположенный по адресу: г. Пыть-Ях, что подтверждается выпиской из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Истец является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме по адресу: г. Пыть-Ях, при этом договор управления многоквартирным домом между истцом и ответчиком не подписан.

Приказом директора ООО ИПФ «Промэнергосервис» «Об индексации тарифа на содержание и ремонт жилого фонда» ответчик произвел индексацию тарифа на содержание и ремонт жилого фонда с учетом индекса потребительских цен в Российской Федерации с 01.01.2020 на 4,6%.

Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры ответчику выдано предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований, требований, установленных муниципальными правовыми актами по факту нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выразившегося в одностороннем увеличении платы за содержание и ремонт жилого помещения.

В соответствии с ч.1 ст.39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

На основании ст.44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом.

В силу пунктов 4 и 5 ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся выбор способа управления многоквартирным домом; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно ст.45 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны ежегодно проводить годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме. Если иное не установлено общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, годовое общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в течение второго квартала года, следующего за отчетным годом, в порядке, установленном настоящей статьей.

Проводимые помимо годового общего собрания общие собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются внеочередными. Внеочередное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме может быть созвано по инициативе любого из данных собственников.

Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса. При отсутствии кворума для проведения годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть проведено повторное общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме

В соответствии с ч.2 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.

Статьей 156 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.

Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

В соответствии с ч.1 ст.158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (ч. 4 ст. 158 Жилищного кодекса РФ).

Пунктом 3 части 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации в качестве существенного условия договора управления назван порядок определения цены договора, размера платы за содержание жилого помещения.

В соответствии с пунктами 16 и 17 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования. При определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений (п. 31 Правил).

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 №22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности», управляющая организация не вправе в одностороннем порядке изменять порядок определения размера платы за содержание жилого помещения и начислять плату за содержание жилого помещения в размере, превышающем размер такой платы, определенный в соответствии с заключенным договором управления многоквартирным домом (часть 7 статьи 156, части 1, 2, 3 и 8 статьи 162 ЖК РФ, пункт 1 статьи 310, пункт 1 статьи 432, статьи 450 - 453 ГК РФ).

Таким образом, основным способом установления и изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников определено волеизъявление собственников помещений в многоквартирном доме путем принятия решений об этом на общем собрании. Соблюдение указанной процедуры направлено на защиту прав и законных интересов указанных лиц, а также пресечение со стороны управляющей организации в одностороннем порядке необоснованного изменения платы.

Как следует из оспариваемого приказа, основанием индексации тарифа на содержание и ремонт жилого фонда с учетом индекса потребительских цен в Российской Федерации явилось письмо Минстроя РФ и пункт 5.1.6 договора на управление многоквартирным домом.

Вместе с тем, решение об утверждении договора управления многоквартирным домом и об ежегодной индексации размера платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества на индекс потребительских цен в РФ собственниками жилого дома не принято, что следует из протокола №2 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пыть-Ях.

Таким образом, оценив представленные суду доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Пыть-Ях, на общем собрании выбрали способ управления домом управляющей организацией и утвердили тариф на управление и содержание многоквартирного дома. Собрание собственников помещений в многоквартирном доме, проводимое, на повестку которого был вынесен вопрос об утверждении договора управления многоквартирным домом на 2019 год и об индексации размера платы за управление, содержание и текущий ремонт общего имущества на индекс потребительских цен не состоялось, между тем управляющая организация в отсутствие решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме самостоятельно проиндексировала размер платы за содержание и ремонт общего имущества дома.

В данном случае, одностороннее повышение тарифа на индекс роста потребительских цен, противоречит нормам жилищного законодательства, в связи с чем правовых оснований для индексации тарифа на содержание и ремонт жилого фонда у ответчика не имелось.

Доводы представителя управляющей организации, изложенные в возражение иска, суд находит несостоятельными по указанным выше основаниям и основанными на неверном толковании закона.

При изложенных обстоятельствах, настоящий иск подлежит удовлетворению.

В силу ст.98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина.

Руководствуясь ст.ст.39,44-48,154,156,158,162 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.6,12,56,67,94,98,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 – удовлетворить.

Признать приказ директора общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосервис» «Об индексации тарифа на содержание и ремонт жилищного фонда недействительным.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Промэнергосервис» в пользу ФИО1 госпошлину.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Пыть-Яхский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 17 марта 2021 года.

Председательствующий судья (подпись) Н.В. Старшинова