ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-146/2022 от 11.04.2022 Сорочинского районного суда (Оренбургская область)

Дело № 2-146/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Сорочинск 11 апреля 2022 года

Сорочинский районный суд Оренбургской области,

в составе председательствующего судьи Хаирова М.Р.,

при секретаре Банниковой О.А.,

с участием помощника Сорочинского межрайонного прокурора Романюк Н.Р.,

ответчика ИП ФИО1,

представителя третьего лица администрации Сорочинского городского округа – ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сорочинского межрайонного прокурора, в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 об обязании устранить нарушения федерального законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Сорочинский межрайонный прокурор Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском, в котором просит обязать ИП ФИО1 оборудовать транспортные средства: ПАЗ 4234, государственный регистрационный номер , ПАЗ 32053, государственный регистрационный номер , ГАЗ 32213, государственный регистрационный номер , ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер , ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер , ГАЗ 322132 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32054 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32054 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32054 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер , ПАЗ 320530 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер , Луидор 225000 государственный регистрационный номер для перевозки инвалидов и маломобильных групп населения, а именно оборудовать места расположения средств аварийного спасения пассажиров ДИТС, в том числе аварийные выходы, световыми и звуковыми маячками, имеющими надежную систему включения и энергопитания в аварийных ситуациях, в соответствии с п. 6.1.5 ГОСТ Р 51090-2017; оборудовать каждую дверь ДИТС, снаружи и внутри ДИТС надписями или пиктограммами, специальной световой и звуковой сигнализацией в соответствии с п. 6.2.1.3 ГОСТ Р 51090-2017; оборудовать в каждом ДИТС зону размещения инвалидов, в том числе инвалидов в креслах-колясках в соответствии с п. 6.2.2.1 ГОСТ Р 51090-2017; оборудовать каждое ДИТС звуковой и визуальной информационными системами для обеспечения инвалидов и других пассажиров сообщениями о маршруте следования, об остановках и любой другой предупреждающей информацией. Надписи и тексты выполнить шрифтом по ГОСТ 26.020, в соответствии с п. 6.1.12.4 – 6.1.12.6 ГОСТ Р51090-2017; оборудовать в каждом ДИТС звуковую и визуальную сигнализацию для предупреждения пассажиров о закрытии дверей в соответствии с п. 6.3.4 ГОСТ Р 51090-2017.

В обоснование иска указал, что на территории Сорочинского городского округа пассажирские перевозки осуществляет ИП ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В соответствии со свидетельствами, выданными УЖКХ администрации Сорочинского городского округа, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 организует осуществление перевозок пассажиров по маршрутам регулярных перевозок.

Истец указывает, что транспортные средства, используемые ответчиком, не соответствуют требованиям, предъявляемым законодательством о защите инвалидов, а значит на последнем лежит обязанность устранить указанные нарушения.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям.

Ответчик в судебном заседании пояснил, что не возражает устранить нарушения, которые могут быть устранены с учетом конструктивной особенности транспортных средств.

Представитель администрации округа в судебном заседании возражала против удовлетворения требований прокурора.

Выслушав помощника прокурора, ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела и оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 15 Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации); надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.

Согласно Порядку обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденному Приказом Минтранса России от 20.09.2021 №321, обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов автовокзалов, автостанций и услуг перевозки пассажиров и багажа осуществляется владельцами автовокзалов, автостанций и оказывающими такие услуги организациями, индивидуальными предпринимателями соответственно.

Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа в городском, пригородном и междугородном сообщении, обеспечивают:

1) оказание помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него;

2) посадку инвалида, использующего кресло-коляску, в транспортное средство и высадку из него с использованием специального подъемного устройства (если транспортное средство оборудовано таким устройством);

4) перевозку кресла-коляски пассажира из числа инвалидов в салоне транспортного средства в сложенном виде или в багажном отделении транспортного средства без взимания платы;

5) перевозку пассажира из числа инвалидов в кресле-коляске (если конструкцией транспортного средства предусмотрены места для такой перевозки);

6) размещение в транспортном средстве, оборудованном кнопкой оповещения водителя о необходимости открывания двери для выхода пассажиров на остановке, рядом с указанной кнопкой на высоте от 1,3 м до 1,5 м от пола транспортного средства тактильно-визуальной информирующей таблички с надписью "Открыть дверь на остановке", выполненной рельефно-линейным шрифтом, обеспечивающим, доступность информации для всех граждан, включая слабовидящих, дублированной рельефно-точечным шрифтом Брайля для незрячих;

7) оповещение пассажиров из числа инвалидов об остановке транспортного средства в остановочных пунктах маршрутов регулярных перевозок для посадки и высадки пассажиров посредством звукового и визуального информирования.

В силу положений пункта 3.1 ГОСТ Р 51090-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов в настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 средства общественного пассажирского транспорта: Транспортные средства, предназначенные для перевозки групп людей в рамках общественной или коммерческой системы пассажирских перевозок, код 12 11 по ГОСТ Р ИСО 9999-2014.

3.1.2 средство общественного пассажирского транспорта, доступное для пассажиров-инвалидов ДИТС: Средство общественного пассажирского транспорта, отвечающее установленным требованиям доступности и безопасности для пассажиров-инвалидов.

В соответствии с пунктами 6.1.1, 6.1.2 ГОСТ Р 51090-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов транспортные средства и модификации транспортных средств, предназначенные для перевозки инвалидов, должны отвечать требованиям настоящего стандарта по доступности и безопасности для инвалидов, а также требованиям нормативных документов на данные виды транспортных средств, утвержденных в установленном порядке, в том числе по безопасности.

Конструкция ДИТС должна обеспечивать беспрепятственный доступ в пассажирское помещение (салон) и безопасную поездку в нем инвалидов, передвигающихся самостоятельно или с сопровождающим лицом согласно ГОСТ Р 50954, ГОСТ Р 50955, ГОСТ Р 50956, ГОСТ Р 50957, ГОСТ Р 50958.

В ходе судебного разбирательства установлено, что протоколом заседания комиссии по проведению конкурса на право получения свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок муниципального образования Сорочинский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 выданы свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок.

Как следует из конкурсной документации предметом конкурса являлось право осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам МО Сорочинский городской округ.

Требования к транспортным средствам, используемых на муниципальных маршрутах пассажирского транспорта, определены в пункте 1.3 конкурсной документации, при этом они не содержат требований к оснащению транспортных средств и соответствия их уровню транспортных средств ДИТС.

Как следует из уведомления Ространснадзора №56.1330-лиц ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 выдана лицензия на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из смысла пункта 3.1 ГОСТ Р 51090-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов, законодатель различает средства общественного пассажирского транспорта, доступное для пассажиров-инвалидов ДИТС, и просто средства общественного пассажирского транспорта.

ГОСТ Р 51090-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Средства общественного пассажирского транспорта. Общие технические требования доступности и безопасности для инвалидов, на который ссылается истец в обоснование своих требований, предполагает значительный объем требований к средствам общественного пассажирского транспорта, доступным для пассажиров-инвалидов ДИТС, которые конструктивно не исключают возможность расположения отдельных мест для инвалидов (в частности на инвалидных колясках), организацию подъемников и иных устройств для посадки инвалида-колясочника, что возможно при определенной ширине проходов и организацию пространства в салоне общественного транспорта.

Из представленных ответчиком технических документов (руководства по эксплуатации), следует, что транспортные средства ПАЗ и ГАЗ, используемые ответчиком для организации перевозок, при исполнении муниципального контракта не являются средствами общественного пассажирского транспорта, доступными для пассажиров-инвалидов ДИТС.

Таким образом, требования истца об обязании оборудовать места расположения средств аварийного спасения пассажиров ДИТС, в том числе аварийные выходы, световыми и звуковыми маячками, имеющими надежную систему включения и энергопитания в аварийных ситуациях, в соответствии с п. 6.1.5 ГОСТ Р 51090-2017, оборудовать в каждом ДИТС зону размещения инвалидов, в том числе инвалидов в креслах-колясках в соответствии с п. 6.2.2.1 ГОСТ Р 51090-2017; оборудовать каждое ДИТС звуковой и визуальной информационными системами для обеспечения инвалидов и других пассажиров сообщениями о маршруте следования, об остановках и любой другой предупреждающей информацией, удовлетворению не подлежат.

Между тем, ответчик в ходе судебного разбирательства не возражал против добровольного исполнения ряда требований, которые возможно исполнить, с учетом конструктивной особенности используемых транспортных средств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований об обязании ИП ФИО1:

- оборудовать каждую дверь автобусе, снаружи и внутри надписями или пиктограммами, специальной световой и звуковой сигнализацией в соответствии с п. 6.2.1.3 ГОСТ Р 51090-2017;

- оборудовать в каждом автобусе звуковую и визуальную сигнализацию для предупреждения пассажиров о закрытии дверей в соответствии с п. 6.3.4 ГОСТ Р 51090-2017.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

иск Сорочинского межрайонного прокурора удовлетворить частично.

Обязать индивидуального предпринимателя ФИО1:

- оборудовать каждую дверь транспортных средств: ПАЗ 4234, государственный регистрационный номер , ПАЗ 32053, государственный регистрационный номер , ГАЗ 32213, государственный регистрационный номер , ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер , ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер , ГАЗ 322132 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32054 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32054 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32054 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер , ПАЗ 320530 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер , Луидор 225000 государственный регистрационный номер , снаружи и внутри надписями или пиктограммами, специальной световой и звуковой сигнализацией в соответствии с п. 6.2.1.3 ГОСТ Р 51090-2017;

- оборудовать в каждом транспортном средстве: ПАЗ 4234, государственный регистрационный номер , ПАЗ 32053, государственный регистрационный номер , ГАЗ 32213, государственный регистрационный номер , ГАЗ 322132, государственный регистрационный номер , ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер , ГАЗ 322132 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32054 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32054 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32054 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер , ПАЗ 320530 государственный регистрационный номер , ПАЗ 32053 государственный регистрационный номер , Луидор 225000 государственный регистрационный номер , звуковую и визуальную сигнализацию для предупреждения пассажиров о закрытии дверей в соответствии с п. 6.3.4 ГОСТ Р 51090-2017.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Сорочинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья: М.Р. Хаиров

Мотивированное решение в окончательной форме составлено 20.05.2022 года.