РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Саянск 23 марта 2022 года
Саянский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Гущиной Е.Н., при секретаре судебного заседания Соколовой А.Р., представителя ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области по доверенности ФИО1,
рассмотрев гражданское дело №2-146/2022 по иску ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области о взыскании недополученных денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась, с учетом уменьшения исковых требований, в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Иркутской области (далее МИФНС №6, ответчик) о взыскании не выплаченных сумм компенсации при выплате четырехмесячного денежного содержания в сумме 127470,60 рублей; компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в сумме 31541,27 рублей; недоначисленной и невыплаченной суммы денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2021 году в сумме 41038,20 рублей.
В обоснование заявленных требований истица указала, что с 13.02.1995 по 30.06.2021 находилась в трудовых отношениях с Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службой № 14 по Иркутской области, занимала должности, в том числе, с 10.07.2017 по 01.03.2020 - заместителя начальника в отделе камеральных проверок №2; с 01.03.2020 по 30.06.2021 - заместителя начальника в отделе камеральных проверок №1.
30.06.2021 ответчиком с истицей был расторгнут служебный контракт, она освобождена от должности федеральной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с реорганизацией МИФНС №14 по Иркутской области путем присоединения к МИФНС №6 по Иркутской области и сокращением должностей гражданской службы в МИФНС №14 по Иркутской области по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.01.2004г. №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При расторжении служебного контакта (увольнении) истице была начислена компенсация в размере четырех месячного денежного содержания в сумме 161494,12 рубля из расчета месячного содержания в размере 40373,53 рубля и компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 29 дней в сумме 38076,13 рублей, из расчета месячного содержания в размере 38470,03 рублей. Истица считает, что при исчислении месячного денежного содержания ответчиком не были учтены полученные ею в период с июня 2020 года по июнь 2021 года дополнительные выплаты в виде средств материального стимулирования (CMC) в размере 129000 рубля и сумм единовременных поощрений сверх фонда оплаты труда в размере 253411,66 рубля. В связи с чем, истица полагает, что МИФНС №6 по Иркутской области, как правопреемником работодателя ей должна была быть начислена: компенсация четырехмесячного денежного содержания, исходя из расчета месячного содержания в размере 72241,18 рублей, в сумме 288964,72 рублей, вместо фактически начисленной компенсации в размере 161494,12 рублей (недоначисленная компенсация четырехмесячного денежного содержания составляет 127470,60 рублей); компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 29 дня, из расчета месячного содержания в размере 70337,68 рублей, в сумме 69617,40 рублей, вместо фактически начисленной компенсации в размере 38076,13 рублей (занижение начисленной компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 31541,27 рублей) и неверно начислены выплаты за ежегодные очередные отпуска за период с 09.03.2021 по 28.03.2021 и с 11.05.2021 по 30.05.2021 в сумме 41038,20 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований истец ссылается на ст.ст. 50, 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденные постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 №562, Указ Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», письмо Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, ст.ст. 236, 237 ТК РФ.
Истец указала, что выплаченные за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда суммы материального стимулирования и единовременные поощрения включаются в состав денежного содержания государственного служащего как иные дополнительные выплаты, предусмотренные ч.10 ст.50 ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», и неправомерно не учтены при расчете отпускных и компенсационных выплат при сокращении.
В судебное заседание истица ФИО2 не явилась, в направленном в суд заявлении просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, поддержала уточненные требования по изложенным в иске основаниям.
Руководствуясь п. 5 ст. 167 ГПК РФ суд определил о рассмотрении дела в отсутствие истца.
Представитель ответчика - Межрайонной ИФНС России № 6 по Иркутской области ФИО1 исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме, по следующим основаниям.
По мнению представителя ответчика, из буквального толкования положений ч.1, 2, 5 ст.50 ФЗ №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Правил №562 следует, что при исчислении денежного содержания гражданских служащих учёту подлежат те выплаты, которые прямо предусмотрены в составе денежного содержания.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных гражданских служащих, в том числе, на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, регламентирован входящим в систему законодательства о государственной гражданской службе специальным нормативным актом, а именно Правилами №562.
Все указанные в законе составляющие денежного содержания государственного гражданского служащего были учтены при расчете истцу отпускных и выплат при сокращении.
Материальное стимулирование государственных служащих осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы за счет средств, предусмотренных Федеральной налоговой службе в федеральном бюджете на соответствующие периоды, в связи с чем, данные средства не могут являться гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, поскольку не входят в состав денежного содержания и не учитываются при исчислении размера денежного содержания, в том числе, при исчислении денежного содержания в период нахождения государственного гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Материальное стимулирование не относится к премиям в понятии пункта 4 части 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, подпункта «д» пункта 2 Правил № 562, выплаты которых производятся исключительно в пределах установленного фонда оплаты труда.
Ссылка истца на письмо Министерства Финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482 «О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 № 238-7» является необоснованной, поскольку в данном письме идет речь о дополнительном материальном стимулировании, выплачиваемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 №238-7. Между тем из имеющихся документов не следует, что спорные суммы выплачивались на основании данного постановления Правительства РФ. Позиция, изложенная в письме Министерства Финансов РФ от 15.07.2014 №14-04-05/34482, не носит обязательного характера, не регулирует спорные правоотношения и не применима к спорным выплатам. Исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты.
При этом, как указывалось ранее в отзыве, ни нормы Федерального закона №79-ФЗ, ни Указ Президента РФ от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих», ни Правила № 562, ни Положение о премировании, утвержденное Приказом Управления ФНС по Иркутской области № 07-03-10/17ахд)@ не предусматривают включение средств материального стимулирования в фонд оплаты труда, и, как следствие, не приравнивают данные выплаты к премиям за выполнение особо важных и сложных заданий.
В рассматриваемом случае дополнительное материальное стимулирование осуществлялось в качестве иной выплаты, что подтверждается расчетными листами истца, расчетами отпускных, где спорные выплаты обозначены как средства материального стимулирования.
Средства материального стимулирования, выплачиваемые за счет дополнительных бюджетных ассигнований, не входят в состав денежного содержания ФИО2, соответственно, не могут учитываться при расчете денежного содержания на период нахождения в отпуске, компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск и выплат при сокращении.
Представитель третьего лица -Управления ФНС по Иркутской области ФИО3 в судебное заседание не явилась, направив в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в удовлетворении исковых требований просила отказать по следующим основаниям.
Выплачиваемое в соответствии с ежегодными решениями Правительства Российской Федерации материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания. Нормы права, устанавливающие выплату материального стимулирования на постоянной основе, законодательством Российской Федерации не предусмотрены. На основании приказов и писем не следует, что данные денежные средства подлежат выплате в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий.
Для включения сумм средств материального стимулирования в денежное содержание гражданских служащих необходимо их отнести к той или иной выплате, предусмотренной частями 2 или 5 статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ. При этом, средства материального стимулирования, в соответствии с положениями статьи 50 Федерального закона №79-ФЗ, не относится к ежемесячным надбавкам и не являются ежемесячным денежным поощрением. Средства материального стимулирования не могут рассматриваться в качестве премии за выполнение особо важных заданий в виду следующего.
В соответствии с подпунктом 2.1 Положения, утвержденного приказом Управления от 16.03.2010 №07-03-10/17ахд@, премирование работников осуществляется по результатам работы в целях повышения эффективности их деятельности, связанной с реализацией задач и функций, возложенных на территориальные инспекции Управления. Согласно подпункту 2.2 Положения выплата премии производится в пределах установленного фонда оплаты труда с учетом имеющейся экономии средств.
Согласно механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России, оно осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службой в 2020 году.
Таким образом, премии за выполнение особо важных и сложных заданий и средства материального стимулирования по своей сути являются разными выплатами, так как выплата премий за выполнение особо важных и сложных заданий осуществляется в пределах фонда оплаты труда; выплата средств материального стимулирования производится сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих. Источником для выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий является экономия средств фонда оплаты труда соответствующих налоговых органов; материальное стимулирование выплачивается за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службе за соответствующий период.
Решение о выплате премии гражданским служащим принимается начальником налогового органа, его размер устанавливается в зависимости от конкретного вклада гражданского служащего в выполнении особо важных и сложных заданий; материальное стимулирование территориальным налоговым органам выплачивается во исполнение приказов Управления, его размер устанавливается в соответствии с решением Комиссии Управления по оценке эффективности деятельности подведомственных инспекций и сотрудников аппарата Управления.
Денежное содержание на период нахождения гражданского служащего в отпуске (компенсация при увольнении) в соответствии со статьей 8.1 Федерального Закона №79-ФЗ исчисляется в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Данная позиция отражена в Письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 марта 2019 года № 18-4/10/В-2197.
Выплата денежного содержания государственных гражданских служащих осуществляется за счет средств федерального бюджета, лимит которых доводится до государственного органа в виде фонда оплаты труда.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента; 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Аналогичный перечень выплат, за счет которых формируется фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа, определен пунктами 8, 9 Указа Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих».
Из вышеуказанных норм следует, что при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих на год учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий в размере двух окладов денежного содержания.
Министерство Финансов РФ в письме от 27.04.2021 № 14-03-03/32289 указало, что позиция Минфина России, изложенная в письме от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, не носит обязательного характера и не регулирует спорные правоотношения.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу ч.2 ст.139 ТК РФ для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.
Согласно ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.
В силу ч.5 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» к дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Согласно ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
С учетом изложенного, иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, указаны в ч.10 ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая регулирует составляющие оплаты труда гражданского служащего, а из содержания ч. 5 ст. 50 и ч. 1, 2, 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» следует, что иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подлежат включению в денежное содержание, если они входят в систему оплаты труда государственного гражданского служащего и выплачиваются за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. №562 (далее - Правила от 6 сентября 2007 г. №562).
Как указано в п. 2 Правил, согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (далее соответственно - должностной оклад, гражданская служба) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также дополнительных выплат, к которым относятся:
а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
г) ежемесячное денежное поощрение;
д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
В силу п.4 Правил от 6 сентября 2007 г. №562 для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в п.п. 2 и 3 настоящих Правил, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абз.1 п. 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,3 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
В указанных Правилах отсутствует указание на то, что какие-либо дополнительные выплаты, входящие в систему оплаты труда и производимые из фонда оплаты труда, подлежат исключению из денежного содержания, определяемого для указанных целей.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абз.2 п. 8 Правил).
В силу ч.1 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
Согласно ч.2 ст.51 Федерального закона 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» при формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания.
В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч.6 ст.51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а)должностных окладов; б)окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
На основании п. 9 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 №763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих», фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абз.8, 10 подп. «р» п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, установленных в ч.2 и 3 ст. 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, в том числе, за счет средств, направленных на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.
Судом установлено и следует из материалов дела, ФИО2 с 01.03.2020 на основании приказа №02-04-02/09 от 18.02.2020 замещала должность государственной гражданской службы - заместителя начальника отдела камеральных проверок №1 Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области, кроме того, с 10.07.2017 по 01.03.2020 истица работала в должности заместителя начальника отдела камеральных проверок №2.
Согласно Разделу 4 служебного контракта от 19.02.2021 №488, в состав ежемесячного денежного содержания ФИО2 входят: месячный оклад гражданского служащего в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 5637 рублей, месячный оклад гражданского служащего в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы, который составляет оклад за классный чин в размере 1977 рублей в месяц, ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе в размере 30% этого оклада, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере 100% этого оклада, ежемесячное денежное поощрение в размере одного должностного оклада в месяц, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.
Гражданскому служащему производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 10 служебного контракта).
Приказом Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области от 20.07.2021 Межрайонная ИФНС России №14 по Иркутской области реорганизована с 01.11.2021 путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 6 по Иркутской области.
На основании приказа №02-04-02/099 от 10.06.2021, в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона №79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе», служебный контракт с ФИО2 расторгнут с 30.06.2021, она освобождена от должности федеральной гражданской службы и уволена с гражданской службы в связи с реорганизацией МИФНС №14 по Иркутской области путем присоединения к МИФНС №6 по Иркутской области и сокращением должностей гражданской службы в МИФНС №14 по Иркутской области по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.01.2004 №79 -ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 161494,12 рубля и компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 29 дней за отработанный период с 20.03.2020 г. по 30.06.2021 в размере 38076,13 рублей.
01.11.2021 ФИО2 обратилась в Межрайонную ИФНС России N 6 по Иркутской области с заявлением о перерасчете выплаченной ей суммы четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск с учетом сумм материального стимулирования и премий, выплаченных ей в течение двенадцати месяцев, предшествующих увольнению.
Письмом от 06.12.2021 ФИО2 был направлен ответчиком ответ об отсутствии оснований для перерасчета, поскольку выплаченные ей дополнительные стимулирующие выплаты не входят в систему оплаты труда гражданских служащих и не являются гарантированной выплатой в структуре денежного содержания, что явилось основанием для обращения истицы в суд.
Суд не может согласиться с указанной позицией ответчика.
В соответствии с ответом первого заместителя Министра финансов Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. № 14-03-03/32289, разъяснениями руководителя Федерального казначейства России от 10 июня 2021 г. № 07-04-05/08-13782, исчисление денежного содержания гражданских служащих в части учета произведенных в отчетном периоде выплат материального стимулирования, регулируется в соответствии с ведомственными актами государственного органа в зависимости от порядка осуществления указанной выплаты (в рамках премирования за выполнение особо важных и сложных заданий или в форме иной выплаты). Кроме того, в соответствии с письмом Минтруда России от 22 марта 2019 г. №18-4/10/В-2197, предусматривается, что установление п.2 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2007 г. №562 исчерпывающего перечня выплат, учитываемых при исчислении денежного содержания гражданского служащего в тех случаях, на которые распространяется действие Правил, не исключает отнесение каких-либо выплат с иным наименованием к указанному перечню с учетом оценки целевого характера выплат и их правовой природы.
На основании пункта 1 Приказа ФНС от 06.04.2020 № ЕД-8-5/10дсп@ «О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года» принято решение утвердить распределение бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов - ФНС России, сверх установленного фонда оплаты труда за 4 квартал 2019 года.
Аналогичные приказы ФНС России были приняты за 1, 2, 3, 4 кварталы 2020 года, что подтверждается приказами от 25.06.2020 № ЕД-8-5/18дсп@, от 18.09.2020 № ЕД-8-5/25дсп@, от 08.12.2020 №КЧ-8-5/36дсп@, от 14.04.2021№КЧ-8-5/16дсп@, а также распоряжения от 17.03.2020 № ЕД-8-5/85дсп@; первый квартал 2021 года на основании приказа от 12.04.2021 ЕД-8-5/127дсп@.
В соответствии с выписками из протоколов заседаний комиссии ФНС России по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России было принято решение об определении механизма распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за соответствующие кварталы 2020 и 2021 годов. Механизм распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России был установлен соответствующими приложениями к указанным протоколам заседаний.
Согласно Механизму распределения бюджетных ассигнований, направляемых на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России (приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 2дсп от 31.03.2020, приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 4дсп от 18.06.2020, приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 7дсп от 11.09.2020 приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России № 9дсп от 01.12.2020, приложение №1 к протоколу заседания комиссии по оценке эффективности деятельности территориальных органов ФНС России №2 дсп от 12.04.2021), материальное стимулирование, осуществляется сверх установленного Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России за счет дополнительных бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральной налоговой службы в 2020 году на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России.
Приказами УФНС России по Иркутской области от 29.06.2020 №09-17/343 дсп@, 24.09.2020 №09-17/483 дсп@, 08.12.2020 №09-17/698 дсп@, 29.06.2020 №09-17/343 дсп@, от 24.09.2020 № ЕД-8-5/483дсп@,15.04.2021 №09-17/237 дсп@ «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих», в пределах полномочий главного распорядителя средств федерального бюджета, в распоряжение начальников территориальных инспекций ФНС доведены дополнительные бюджетные ассигнования на материальное стимулирование государственных гражданских служащих территориальных органов ФСН России. Руководителям территориальных ФНС России предоставлено право на принятие решений о направлении указанных ассигнований на материальное стимулирование государственных гражданских служащих за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на территориальные органы ФНС России, повышение эффективности налогового администрирования.
Приказами Межрайонной ИФНС Росси №14 по Иркутской области от 18 февраля 2019 года, от 16 апреля 2019 года, от 27 мая 2019 года, от 19 июня 2019 года, 21 июня 2019 года, 9 августа 2019 года, от 13 ноября 2019 года, от 19 декабря 2019 года, от 24 декабря 2019 года, от 20 февраля 2020 года, от 25 марта 2020 года, 10 июня 2020 года, 7 июля 2020 года, 21 августа 2020 года, от 11 декабря 2020 года, от 23 апреля 2021 года, от 13 мая 2021 года, от 23 июня 2021 года, от 15 июля 2021 года, от 20 сентября 2021 года "О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих Межрайонной ИФНС России №14 по Иркутской области»" за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих, личный вклад в обеспечение исполнения полномочий, возложенных на налоговые органы Иркутской области, постановлено произвести выплату единовременного поощрения за счет дополнительных лимитов бюджетных обязательств на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих сверх установленного фонда оплаты труда, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств ФИО2, соответственно, в размере 39030,05 рублей, 70053,00 рубля, 14982,60 рубля, 37756,53 рублей, 30265,16 рублей, 5472 рублей, 72306,75 рублей, 68021,69 рубль, 31730,00 рублей, 35000 рублей, 60597,81 рублей, 80762 рубля, 46500 рублей, 41000 рублей, 45000 рублей, 80321,85 рублей, 27000 рублей, 31730 рублей, 22000 рублей, 11421 рубля, 2000 рублей, 35000 рублей, 60597,81 рублей, 80762 рублей.
Приказом от 24 декабря 2020 года Межрайонной ИФНС Росси №14 по Иркутской области произведена выплата премии за декабрь 2020 года, от 18.02.2021 года о выплате премии за февраль 2021 года, в размере, соответственно, 73779,38 рублей и 4000 рублей.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что выплата государственным гражданским служащим органов ФНС России указанного материального стимулирования и премии связана с исполнением ими должностных обязанностей и, по сути, имеет характер, аналогичный премированию за выполнение особо важных и сложных заданий и осуществляется по результатам оценки достижения гражданским служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности.
В соответствии с приказом Межрайонной ИФНС №14 по Иркутской области №02-04-02/099 от 10.06.2021 предусмотрено, выплатить ФИО2 при увольнении компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 29 за отработанный период с 20.03.2020 по 30.06.2021 и компенсацию в размере четырехмесячного содержания.
Согласно расчету отпускных и денежного содержания ФИО2 при увольнении от 10 июня 2021 года, представленному ответчиком, при расчете компенсации за неиспользованный отпуск ФИО2 учитывались ежемесячное денежное поощрение, доплата за классный чин, оклад, надбавка за госслужбу, районный коэффициент, северная надбавка, ежемесячное вознаграждение за выслугу лет на общую сумму 38076,13 рублей за 29 дней, из расчета месячного денежного содержания 38470,03 рублей и четырехмесячное денежное содержание в сумме 161494,12 рубля, из расчета месячного денежного содержания 40373,53 рубля. Также в расчете учтены дополнительные выплаты, включаемые в размере 1/12 фактически начисленных сумм за период с 1 июня 2020 года по 31 мая 2021 года.
Основанием для обращения истца ФИО2 в суд послужило не включение в расчет денежного содержания за 4 месяца при увольнении сотрудника в связи с сокращением численности штата и компенсации за неиспользованный отпуск всех сумм материального стимулирования и премий, выплаченных ей в период с 1 июня 2020 года по 31 мая 2021 года за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Проанализировав все вышеизложенные нормы права и подзаконные акты, суд пришел к выводу, что средства материального стимулирования и премии выплачены истцу в рамках мероприятий, предусмотренных п. 1 постановления Правительства РФ от 25.09.2007 № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и указанные суммы следует учитывать в порядке пп. 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. №562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 года №79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что заявленные исковые требования ФИО2 к Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск и денежного содержания за 4 месяца при увольнении сотрудника, рассчитанных, исходя, в том числе, из выплаченных сумм материального стимулирования и премий, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, основаны на законе.
Так, судом установлено, что в расчет компенсации за неиспользованный отпуск истице не включены суммы материального стимулирования и премии, выплаченные в 2020-2021 годах в размерах, указанных выше, выплата которых подтверждается справкой о доходах и суммах налога физического лица за 2020 год в отношении ФИО2 по форме 2-НДФЛ, расчетными листами по заработной плате за 2020, 2021 годы, предоставленными истцом, и расчетом компенсации за неиспользованный отпуск и денежного содержания за 4 месяца при увольнении сотрудника, представленного ответчиком.
В результате невключения ответчиком сумм материального стимулирования и премий в расчет ежемесячного денежного содержания, которое при включении указанных спорных выплат составит 72241,18 рубль, истец недополучил денежное содержание за 4 месяца при увольнении в размере 127470,60 рублей, и компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск, исходя из денежного содержания в размере 70337,68 рублей, в размере 31541,27 рубль.
Также, основанием для обращения истца ФИО2 в суд послужило не включение в расчет сумм выплаченного денежного содержания за отпуск в количестве 20 дней за период с 11.05.2021 по 30.05.2021 и в количестве 20 дней за период с 09.03.2021 по 28.03.2021, сумм премий и средств материального стимулирования сотрудников в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Судом установлено, что приказами Межрайонной ИФНС России №6 по Иркутской области от 24.02.2021 №02-04-03/019 и от 15.04.2021 №02-04-03/041 ФИО2 предоставлены отпуска на 20 календарных дней с 09 марта по 28 марта 2021 года и на 20 календарных дней с 11 мая по 30 мая 2021 года.
Согласно расчетам отпускных, произведенным на основании указанного приказа, при расчете сумм отпускных ФИО2 учитывались ежемесячное денежное поощрение, доплата за классный чин, оклад, надбавка за госслужбу, районный коэффициент, северная надбавка, ежемесячные вознаграждения за выслугу лет.
В расчет отпускных не включены суммы материального стимулирования и премии, выплаченные истцу в 2020-2021 годах за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета.
При этом, материальное стимулирование выплачено ФИО2 в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, в связи с чем, суд пришел к выводу о том, что указанные суммы следует учитывать в порядке пп. 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. № 562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. №79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Таким образом, в результате невключения ответчиком всех указанных сумм материального стимулирования и премий в расчет ежемесячного денежного содержания, которое должно составлять, для отпуска с 09.03.2021 по 28.03.2021, 72335,05 рублей, и для отпуска с 11.05.2021 по 30 мая 2021, 64226,16 рублей, истцу недоначислена сумма денежного содержания за отпуск в количестве 20 день с 09.03.2021 по 28.03.2021 в размере 23457,20 рублей, и за отпуск в количестве 20 день с 11.05.2021 по 30.05.2021 в размере 17581 рубль, итого: 41038,20 рублей.
Порядок расчета приведенных сумм истец и представитель ответчика в судебном заседании не оспаривали.
При вынесении решения суд руководствуется расчетом, предоставленным стороной истца, поскольку данный расчет является верным, арифметически правильным и соответствует обстоятельствам дела, установленным судом, не оспорен ответчиком.
С учетом изложенного, поскольку истцу произведен расчет причитающихся выплат без учета сумм всех премий и материального стимулирования, выплаченных истцу в 2020-2021 годах за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск или дню увольнения истца, соответственно, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика компенсации за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 31541,27 рубль; недоначисленной суммы отпускных за отпуск в количестве 20 дней за период с 9 марта по 28 марта 2021 года и 20 дней за период с 11 мая по 30 мая 2021 года в размере 41038,20 рублей; недоначисленной компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания при увольнении в размере 127470,60 рублей.
Доводы представителя ответчика и третьего лица являются иным толкованием закона и не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Обращение работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора соответствует требованиям ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, сроки обращения в суд не являются нарушенными.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требований ФИО2 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области о взыскании недополученных денежных средств удовлетворить.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Иркутской области в пользу ФИО2:
- недоначисленную компенсацию в размере четырехмесячного денежного содержания в размере 127470,60 рублей;
-недоначисленную компенсацию за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск в размере 31541,27 рублей;
-недоначисленную выплату за ежегодный оплачиваемый отпуск за период с 09.03.2021 по 28.03.2021 года и за период с 11.05.2021 по 30.05.2021 года в размере 41038,20 рублей.
Копию решения в течение пяти дней со дня его вынесения направить участвующим в деле лицам.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца со дня его вынесения через Саянский городской суд Иркутской области.
Судья Е.Н. Гущина
Мотивированное решение изготовлено 28 марта 2022 года.
Судья Е.Н. Гущина