ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-146/2022 от 25.03.2022 Армавирского городского суда (Краснодарский край)

Дело №2-146/2022

УИД 23RS0006-01-2021-010036-24

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Армавир 25 марта 2022 года

Армавирский городской суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Нечепуренко А.В.,

при секретаре Нестройной В.В.,

с участием представителя истца администрации муниципального образования город Армавир, действующего на основании доверенности Лозового С.А.,

ответчика Овасапова С.Л.,

представителя третьего лица Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Армавир, действующего на основании доверенности Терентьева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации муниципального образования город Армавир к Овасапову С.Л. о взыскании ущерба,

установил:

Администрация муниципального образования город Армавир обратилась в суд с исковым заявлением к Овасапову С.Л., в котором с учетом последующих уточненных исковых требований просит взыскать с ответчика денежные средства в сумме 5 566, 305 тыс. рублей, использованных по распоряжению ответчика не по целевому назначению в 2019-2020 годах, а также денежные средства на общую сумму 143,679 тыс. рублей (расходы на бензин и дизельное топливо) в связи с неправомерным завышением ответчиком фактического пробега автобусов. Свои требования мотивирует тем, что 04.09.2007 ответчик был назначен на должность начальника муниципального учреждения «Армавирское специализированное автохозяйство» (в настоящее время муниципальное бюджетное учреждение «Армавирское специализированное автохозяйство»). На основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 29.12.2018 муниципальному бюджетному учреждению «Армавирское специализированное автохозяйство» (далее по тексту - МБУ «САХ») была доведена субсидия в размере 18 387,7 тыс.рублей, объем которой в последующем был уменьшен до 17 987,3 тыс.рублей. На основании соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 28.12.2019 МБУ «САХ» была доведена субсидия в размере 18 387,7 тыс.рублей. В 2021 году контрольно-счетной палатой муниципального образования город Армавир было проведено контрольное мероприятие «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Армавирское специализированное автохозяйство» за 2019-2020 годы». В результате контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения и недостатки, допущенные ответчиком: в нарушение Порядка формирования муниципального задания субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на 2019 год в сумме 2 897,604 тыс.рублей, на 2020 год в сумме 2 668,701 тыс.рублей использованы не в соответствии с целью ее предоставления. Так, в частности, было установлено, что всего в 2019 году учреждением выполнено 2 465 рейсов по подвозу 72 учащихся в МАОУ –СОШ №4 и МАОУ СОШ №18 с территории ВИМ, ТЭЦ и Промзоны, 16 на общую сумму 3 369,655 тыс.рублей, которые не соответствуют содержанию муниципальной работы – организация бесплатных перевозок учащихся, проживающих в сельской местности, к муниципальным образовательным организациям. Учитывая, что целью предоставления субсидии на выполнение муниципального задания является возмещение расходов на выполнение муниципального задания, расходы учреждения на выполнение рейсов по подвозу учащихся с территории ВИМ, Нефтекачка, ТЭЦ и Промзона,16 имеют признаки нецелевых расходов. В 2020 году МБУ «САХ» в рамках муниципального задания и за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания выполнен подвоз 81 учащегося в МАОУ-СОШ №4 и МАОУ-СОШ №18 с территории ВИМ, Нефтекачка, ТЭЦ и Промзоны, 16, которые не соответствуют содержанию муниципальной работы, на выполнение которой установлено муниципальное задание. Следовательно, расходы на 2 126 рейсов, произведенные из средств субсидии на выполнение муниципального задания в сумме 3 218,764 тыс.рублей, имеют признаки нецелевых. В ходе выборочных замеров фактической протяженности участков маршрутов движения автобусов установлено завышение пробега автобусов за период 2019-2020 годов на 31 751 км, что повлекло за собой неправомерное списание бензина и дизельного топлива на общую сумму 222,415 тыс.рублей, при этом, 78,735 тыс.рублей были возмещены работниками МБУ «САХ», остаток составил 143,679 тыс. рублей. Факты завышения пробега автомобилей были зафиксированы в актах контрольного обмера (осмотра) от 13.01.2021, 14.01.2021, 12.04.2021. Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Армавир в отношении ответчика было вынесено представление о возврате в доход местного бюджета части субсидии на выполнение муниципального задания, использованной не по целевому назначению в 2019-2020 годах в размере 5566,305 тыс.рублей, а также расходов на бензин и дизельное топливо в связи с неправомерным завышением фактического пробега автобусов в сумме 222,415 тыс.рублей, однако, выводы контрольно-счетной палаты были оспорены ответчиком, а представление проигнорировано. Поскольку в ходе контрольного мероприятия ответчиком были совершены неправомерные действия, повлекшие уменьшение денежных средств бюджета муниципального образования город Армавир в сумме 5 566,305 тыс.рублей, использованных по распоряжению ответчика не по целевому назначению в 2019-2020 годах, а также денежных средств на общую сумму 143,679 тыс.рублей (расходы на бензин и дизельное топливо), ответчик не вправе самостоятельно изменять направления расходования средств субсидии на выполнение муниципального задания и обязан использовать поступающие средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств, указанный ущерб подлежит возмещению в полном объеме.

В судебном заседании представитель истца - администрации муниципального образования город Армавир, действующий на основании доверенности Лозовой С.А., уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в уточненном исковом заявлении, и настаивал на их удовлетворении.

Ответчик Овасапов С.Л. возражал против удовлетворения уточненных исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях относительно исковых требований, и просил отказать администрации муниципального образования город Армавир в удовлетворении иска в полном объеме, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для взыскания с него суммы материального ущерба.

Представитель третьего лица – контрольно-счетной палаты муниципального образования город Армавир, действующий на основании доверенности Терентьев А.В., в судебном заседании подтвердил обстоятельства проведения контрольного мероприятия в отношении МБУ «САХ» и выявленные нарушения и недостатки, относительно удовлетворения исковых требований полагался на усмотрение суда.

Представитель третьего лица – управления образования администрации муниципального образования город Армавир, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, в котором исковые требования поддерживает и просит вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела и материалы контрольного мероприятия, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что МБУ «САХ» создано в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 31.05.2001 №1403 путем изменения типа муниципального учреждения «Армавирское специализированное автохозяйство» и осуществляет свою деятельность на основании Устава, утвержденного приказом управления образования администрации муниципального образования город Армавир от 26.07.2016 №594 (ОГРН 1022300635477, ИНН 2302027757, КПП 230201001).

Учредителем учреждения и собственником его имущества является муниципальное образование город Армавир в лице администрации муниципального образования город Армавир.

Функции и полномочия учредителя учреждения от имени администрации муниципального образования город Армавир осуществляются управлением образования в соответствии с постановлением администрации муниципального образования город Армавир от 09.03.2016 №458.

Учреждение имеет статус юридического лица, наделено обособленным имуществом, закрепленным на праве оперативного управления, имеет самостоятельный баланс, лицевой счет, круглую печать, штампы, бланки.

Директором учреждения на основании распоряжения главы города Армавира от 03.09.2007 №307-р, трудового договора от 03.09.2007 б/н, дополнительного соглашения от 01.12.2011 к трудовому договору от 03.09.2007, приложением которого является трудовой договор от 01.12. 2011, являлся ответчик по делу Овасапов С.Л. Как следует из трудового договора, работодателем ответчика является администрация муниципального образования город Армавир.

На территории муниципального образования город Армавир полномочия по обеспечению бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, осуществляется МБУ «САХ» на условиях муниципального задания.

Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ муниципальным заданием признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания муниципальных услуг (выполнения работ).

В силу положений п.3,4 ст.69.2 Бюджетного кодекса РФ порядок формирования муниципального задания и его финансового обеспечения устанавливается органом местного самоуправления.

Порядок формирования муниципального задания и его финансового обеспечения на уровне муниципального образования город Армавир регламентирован постановлением администрации муниципального образования г. Армавир от 28.12.2015 №3586 «Об утверждении Положения о формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в отношении муниципальных учреждений муниципального образования город Армавир и финансового обеспечения выполнения муниципального задания» (далее - Порядок формирования муниципального задания).

В силу норм п.1 ст.78.1 Бюджетного кодекса РФ, п.32, 36 Порядка формирования муниципального задания финансовое обеспечение выполнения муниципального задания осуществляется путем предоставления субсидии из местного бюджета на основании соответствующего соглашения, заключаемого отраслевым органом с бюджетным учреждением.

Муниципальное задание МБУ «САХ» на 2019 год (плановый период 2020 и 2021 годов), на 2020 год (плановый период 2021 и 2022 годов) сформировано управлением образования за подписью начальника управления образования и утверждено постановлениями администрации муниципального образования г. Армавир от 14.12.2018 №2288 и от 25.12.2019 №2452 соответственно.

Муниципальное задание установлено МБУ «САХ» на выполнение работы по организации бесплатных перевозок учащихся, проживающих в сельской местности.

Как следует из ст.4 Устава муниципального образования г. Армавир, утвержденного решением Армавирской городской Думы от 26.04.2017 №236, муниципальное образование город Армавир, как объект административно-территориального устройства Краснодарского края, состоит из следующих административно-территориальных единиц: город Армавир, Заветный, Приреченский и Старостаничный сельские округа, в которые входят сельские населенные пункты: в Старостаничный сельский округ - станица Старая Станица, в Приреченский сельский округ - хутор Красная Поляна, поселок центральной усадьбы совхоза «Юбилейный», поселок центральной усадьбы совхоза «Восток», поселок центральной усадьбы опытной станции ВНИИМК, поселок Южный, поселок Маяк, поселок Учебный, в Заветный сельский округ - поселок Заветный, хутор Зуево, хутор Красин, хутор Первомайский.

В 2019-2020 годах финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБУ «САХ» осуществлялось управлением образования на основании соглашений от 29.12.2018 №1-САХ/1 и от 28.12.2019 №1-САХ/1.

Исходя из условий пунктов 1.1., 1.2, 2.3.3 соглашений от 29.12.2018 №1-САХ/1, от 28.12.2019 №1-САХ субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания предоставлены МБУ «САХ» в целях выполнения муниципального задания, то есть на выполнение муниципальной работы по организации бесплатных перевозок учащихся, проживающих в сельской местности.

На основании распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Армавир от 07.10.2020 проведено контрольное мероприятие «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Армавирское специализированное автохозяйство» за 2019-2020 годы».

По результатам проведения контрольного мероприятия составлен акт №1 от 30.01.2021, в котором указано, что в ходе проверки установлено, что в 2019 году МБУ «САХ» в рамках муниципального задания и за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания ежедневно с понедельника по субботу выполнялись рейсы по подвозу 69 учащихся в МАОУ-СОШ №4 с территории ВИМ и Нефтекачка, 3 учащихся в МАОУ-СОШ №18 с территории ТЭЦ и Промзоны,16, которые не относятся к сельским территориям. Согласно информации МБУ «САХ» об исполнении муниципального задания в разрезе маршрутов, общее количество рейсов по подвозу учащихся с территории ВИМ в 2019 году составило 1595 рейсов, с территории ТЭЦ и Промзона – 870 рейсов. Таким образом, в 2019 году в нарушение условий муниципального задания МБУ «САХ» осуществлено 2465 рейсов на общую сумму 3 369,655 тыс.рублей по подвозу учащихся с территорий, не относящихся к сельским, то есть в нарушение п.1 ст.78.1 БК РФ, п.36 Порядка формирования муниципального задания, п.1.1, 2.3.1, 2.3.3. соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 29.12.2018 №1-САХ/1 субсидия в размере 3 369, 655 тыс.рублей использована не в соответствии с целью ее предоставления.

В ходе проверки также установлено, что как в 2019 году, так и в 2020 году МБУ «САХ» в рамках муниципального задания и за счет средств субсидии на выполнение муниципального задания ежедневно с понедельника по субботу выполнялись рейсы по подвозу 78 учащихся в МАОУ-СОШ №4 с территории ВИМ и Нефтекачка, 3 учащихся в МАОУ-СОШ №18 с территории ТЭЦ и Промзона,16, которые не относятся к сельским территориям. Таким образом в 2020 году МБУ «САХ» осуществлено 2126 рейсов на общую сумму 3218,764 тыс.рублей по подвозу учащихся с территорий, не относящихся к сельским, то есть в нарушение п.1 ст.78.1 БК РФ, п.36 Порядка формирования муниципального задания, п.1.1, 2.3.1, 2.3.3. соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания от 29.12.2019 №1-САХ субсидия в размере 3 218,764 тыс.рублей использована не в соответствии с целью ее предоставления.

В ходе проверки также было установлено, что выборочные замеры фактической протяженности участков маршрутов движения автобусов выявили расхождения, указанные в акте, с данными путевых листов за проверяемый период. В результате указания завышенного пробега автобусов за период 2019-2020 годов по выборочно проверенным маршрутам и путевым листам МБУ «САХ» допущено неправомерное списание бензина и дизельного топлива на общую сумму 427,476 тыс.рублей.

Согласно отчету о результатах контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Армавирское специализированное автохозяйство» за 2019-2020 годы» от 20.02.2021, утвержденному председателем Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Армавир, МБУ «САХ» предложено, в том числе, принять меры по устранению всех нарушений и недостатков, отмеченных в акте проверки; составить и утвердить план мероприятий по устранению нарушений и недостатков с определением сроков устранения и ответственных лиц, а также обеспечить осуществление контроля за своевременным и качественным исполнением данного плана; обеспечить возврат в доход местного бюджета части субсидии на выполнение муниципального задания, использованной не по целевому назначению в 2019-2020 годах в размере 5 566,305 тыс.рублей, а также средств на общую сумму 427,476 тыс.рублей (расходы на бензин и дизельное топливо) в связи с неправомерным завышением фактического пробега автобусов; рассмотреть вопрос о применении мер дисциплинарного характера к виновным должностным лицам.

25 февраля 2021 года в адрес МБУ «САХ» Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Армавир вынесено представление по результатам контрольного мероприятия, в котором были указаны нарушения и недостатки, допущенные МБУ «САХ», и предложено рассмотреть представление и принять меры по устранению отмеченных в акте контрольного мероприятия и представления нарушений, а также причин и условий, им способствовавших, недопущению их впредь, в том числе обеспечить возврат в доход местного бюджета части субсидии на выполнение муниципального задания, использованной не по целевому назначению в 2019-2020 годах в размере 5 566,305 тыс.рублей, а также средств на общую сумму 427,476 тыс.рублей (расходы на бензин и дизельное топливо) в связи с неправомерным завышением фактического пробега автобусов, а также иные меры, перечисленные в отчете о результатах контрольного мероприятия Контрольно-счетной палаты муниципального образования город Армавир.

По результатам рассмотрения представления МБУ «САХ» подготовлены возражения с обоснованиями, которые были приняты и учтены Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Армавир. Как следует из возражений, сумма к возмещению расходов на бензин и дизельное топливо составила 222,415 тыс.рублей, которая будет удержана с виновных лиц в добровольном либо принудительном порядке.

По результатам проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МБУ «САХ» за 2019-2020 годы, проведенной Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Армавир, МБУ «САХ» было проведено служебное расследование (акт о результатах проведения служебного расследования от 07.04.2021), в ходе которого установлены виновные лица, отобраны объяснительные по факту выявленных нарушений и приняты соответствующие меры дисциплинарного воздействия (приказ о применении дисциплинарного взыскания от 07.04.2021 ). На основании заявлений водителей МБУ «САХ» произведено внесение денежных средств в кассу учреждения для погашения материального ущерба.

Кроме того, по результатам контрольного мероприятия в отношении директора МБУ «САХ» Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Армавир были составлены протокол №1 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ (Нецелевое использование бюджетных средств) и протокол №2 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.5-1 КоАП РФ (Невыполнение государственного (муниципального) задания).

Согласно определению мирового судьи судебного участка №4 г.Армавира Краснодарского края Яковлевой И.А. от 29.03.2021 протокол №1 об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.14 КоАП РФ и другие материалы в отношении директора МБУ «САХ» Овасапова С.Л. возвращены в Контрольно-счетную палату муниципального образования город Армавир для устранения недостатков вследствие неполноты представленных сведений, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела. Как следует из определения, объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, составляет нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным документом, являющимся правовым основанием, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния (в данном случае следует принимать во внимание, что если расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, то должностное лицо получателя бюджетных средств привлекается к уголовной ответственности по ст.285.1 УК РФ). Таким образом, в протоколе об административном правонарушении описание события административного правонарушения, изложено в редакции, не соответствующей диспозиции состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.14 КоАП РФ, что препятствует всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела.

Согласно постановлению мирового судьи судебного участка №4 г.Армавира Краснодарского края Яковлевой И.А. по делу об административном правонарушении от 08.04.2021 производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.15.5-1 КоАП РФ, в отношении директора МБУ «САХ» Овасапова С.Л. прекращено на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Как следует из постановления, протокол об административном правонарушении составлен с существенным нарушением требований КоАП РФ и признается судом недопустимым доказательством, в связи с чем, наличие в действиях директора МБУ «САХ» Овасапова С.Л. состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.5-1 КоАП РФ, не подтверждается материалами дела.

03.03.2021 Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Армавир копия отчета о результатах контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Армавирское специализированное автохозяйство» за 2019-2020 годы» была направлена в ОМВД России по г.Армавиру.

Указанные документы поступили в ОМВД России по г.Армавиру 09.03.2021, были зарегистрированы за входящим №5989, которые приобщены к материалам накопительного дела. Акт от 30.01.2021 контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности МБУ «Армавирское специализированное автохозяйство» за 2019-2020 годы» в Книгу учета сообщений о преступлениях не регистрировался, решение в порядке статьи 145 УПК РФ не принималось.

Как следует из содержания искового заявления и объяснений представителя истца в судебном заседании, ответчик не вправе самостоятельно изменять направления расходования средств субсидии на выполнение муниципального задания и обязан использовать поступающие средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств, вместе с тем, поскольку ответчиком совершены неправомерные действия, повлекшие уменьшение денежных средств бюджета муниципального образования город Армавир на 5 566,305 тыс.рублей, использованных по распоряжению ответчика не по целевому назначению в 2019-2020 годах, а также на общую сумму 143,679 тыс.рублей (расходы на бензин и дизельное топливо), в силу положений ст.ст.238, 242, 243, 248 ТК РФ, указанный ущерб подлежит возмещению ответчиком в полном объеме.

Сторона трудового договора (работодатель или работник), причинившая ущерб другой стороне, возмещает этот ущерб в соответствии с Трудовым кодексом РФ (далее – ТК РФ) и иными федеральными законами (часть 1 ст. 232 ТК РФ).

В соответствии со ст. 233 ТК РФ материальная ответственность стороны трудового договора наступает за ущерб, причиненный ею другой стороне этого договора в результате ее виновного противоправного поведения (действий или бездействия), если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами. Каждая из сторон трудового договора обязана доказать размер причиненного ей ущерба.

В силу ч.1 ст.238 ТК РФ работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб.

Согласно ст. 241 ТК РФ за причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не предусмотрено ТК РФ или иными федеральными законами.

Статьей 248 ТК РФ установлено, что взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем размера причиненного работником ущерба.

Как следует из правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю» к обстоятельствам, имеющим существенное значение для правильного разрешения дела о возмещении ущерба работником, обязанность доказать которые возлагается на работодателя, в частности, относятся: отсутствие обстоятельств, исключающих материальную ответственность работника; противоправность поведения (действия или бездействие) причинителя вреда; вина работника в причинении ущерба; причинная связь между поведением работника и наступившим ущербом; наличие прямого действительного ущерба; размер причиненного ущерба; соблюдение правил заключения договора о полной материальной ответственности.

Из приведенных положений ТК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 4 и 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2006 года №52 «О применении судами законодательства, регулирующего материальную ответственность работников за ущерб, причиненный работодателю», следует, что материальная ответственность работника является самостоятельным видом юридической ответственности и возникает лишь при наличии ряда обязательных условий, к которым относятся: наличие имущественного ущерба у работодателя, противоправность действия (бездействия) работника, причинная связь между противоправным действием (бездействием) работника и имущественным ущербом у работодателя, вина работника в совершении противоправного действия (бездействия), если иное прямо не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иным федеральным законом. Материальная ответственность работника выражается в его обязанности возместить прямой действительный ущерб (в том числе реальное уменьшение наличного имущества работодателя), причиненный работодателю противоправными виновными действиями или бездействием в процессе трудовой деятельности.

Перечень случаев полной материальной ответственности приведен в ст. 243 ТК РФ. Наличие такого случая должен доказать работодатель при рассмотрении дела о возмещении причиненного работодателю прямого действительного ущерба в полном объеме.

Таким образом, к обстоятельствам, имеющим значение для правильного разрешения дела по настоящему иску, обязанность доказать которые возлагается на администрацию муниципального образования город Армавир, как работодателя, относятся: наличие прямого действительного ущерба у работодателя - администрации муниципального образования город Армавир, противоправность действий или бездействия Овасапова С.Л., причинная связь между его поведением и наступившим у администрации муниципального образования город Армавир ущербом, вина работника Овасапова С.Л. в причинении ущерба администрации муниципального образования город Армавир, размер ущерба, причиненного администрации муниципального образования город Армавир.

Однако суд не может согласиться с доводами истца о наличии противоправных виновных действий (бездействий) со стороны ответчика Овасапова С.Л., приведших к материальному ущербу работодателя, поскольку они опровергаются исследованными в судебном заседании доказательствами.

Так, в судебном заседании установлено, что решением Армавирской городской Думы от 02.11.2006 №218 была утверждена городская целевая программа «Организация подвоза школьников, проживающих в сельской местности, на занятия в образовательные учреждения муниципального образования город Армавир на 2006-2007 годы», согласно которой предусмотрены мероприятия по организации безопасной перевозки школьников в образовательные учреждения города и обратно к месту жительства автотранспортным предприятием по маршрутам, в том числе, МОУ-СОШ №4- поселок ВИМ, МОУ-СОШ №4- Промзона,16, а также объем финансирования на 2006 и 2007 годы за счет средств местного бюджета.

На основании вышеуказанного решения Армавирской городской Думы МБУ «САХ» осуществлялся подвоз школьников, проживающих в сельской местности, в том числе на территории поселка ВИМ и Промзона, 16, не относящиеся к сельской местности, на занятия в образовательные учреждения муниципального образования город Армавир, в том числе в МОУ-СОШ №4.

Как следует из материалов дела, в последующем и до 2021 года какие-либо решения, предусматривающие перевозку школьников в образовательные учреждения города и обратно к месту жительства автотранспортным предприятием, Армавирской городской Думой не принимались, однако, перевозка школьников, проживающих в сельской местности, в том числе на территории поселка ВИМ и Промзона, 16, а также на территории ТЭЦ и Нефтекачка, не относящиеся к сельской местности, МБУ «САХ» не прекращалась, производилась на основании муниципального задания, сформированного отраслевым органом – управлением образования муниципального образования город Армавир.

В соответствии с Порядком формирования муниципального задания (пункт 10 Положения) объем финансового обеспечения выполнения муниципального задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание муниципальных услуг, нормативных затрат, связанных с выполнением работ, с учетом затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за муниципальным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных муниципальному учреждению отраслевым органом администрации на приобретение такого имущества, в том числе земельных участков, затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждение.

Приказами управления образования муниципального образования город Армавир от 29.12.2018 и от 30.12.2019 утверждены нормативные затраты на оказание муниципальных услуг МБУ «САХ», в которых указано об организации бесплатных перевозок учащихся, проживающих в сельской местности и предусмотрено количество поездок согласно муниципальному заданию в 2019 году - 12145 рейсов, в 2020 году – 12145 рейсов.

Указанное количество рейсов для выполнения муниципального задания определялось на основании потребности нуждающихся в подвозе в соответствии с планом занятий и списками учащихся, маршрутов движения автобусов с указанием мест сбора и высадки учащихся, при этом указанное количество рейсов рассчитывалось с учетом территорий ВИМ, ТЭЦ, Промзона и п.Нефтекачка, которые не относятся к сельской местности, что не отрицалось представителем управления образования администрации муниципального образования город Армавир в судебном заседании 21 марта 2022 года, пояснившего, что при расчете нормативных затрат на оказание услуги по перевозке школьников управлением образования учитывались в том числе затраты на перевозку по маршрутам движения автобусов к территориям ВИМ, ТЭЦ, Промзона и п.Нефтекачка, не относящимся к сельской местности.

Так, на основании приказов МАОУ-СОШ №4 и МАОУ СОШ №18 об организации подвоза обучающихся школьников в 2018-2019 и 2019-2020 учебные годы назначались ответственные за организацию подвоза обучающихся, проживающих в поселках Нефтекачка, Восток, Южный, Маяк, ВИМ, ВНИИМК, а также на территории Промзона,16 и ТЭЦ, утверждались количество выездов детей, графики движения автобусов по подвозу в школу и обратно обучающихся, списки учащихся, подлежащих подвозу.

Ежегодно между МБУ «САХ» и МАОУ-СОШ №4, а также МАОУ СОШ №18 заключались договоры на оказание услуг по перевозке учащихся указанных школ, на основании которых МБУ «САХ» оказывал услуги по подвозу учащихся на безвозмездной основе в рамках муниципального задания.

Перевозка учащихся МАОУ-СОШ №4 и МАОУ СОШ №18 осуществлялась МБУ «САХ» на основании утвержденных управлением образования администрации муниципального образования город Армавир схем автобусных маршрутов, в число которых также входили территории ВИМ-1, ВИМ-2, Промзона, ТЭЦ, п.Нефтекачка, не относящиеся к сельской местности.

Таким образом, совокупность исследованных судом письменных доказательств свидетельствует о том, что действия МБУ «САХ» и его руководителя Овасапова С.Л. по подвозу учащихся с территории ВИМ, Нефтекачка, ТЭЦ и Промзона,16 были направлены исключительно на выполнение муниципального задания, которое было сформировано управлением образования, осуществляющим функции и полномочия учредителя МБУ «САХ» от имени администрации муниципального образования город Армавир, в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами затрат на выполнение муниципального задания, приказами директоров школ об организации подвоза школьников, а также утвержденными схемами автобусных маршрутов, что позволяет суду прийти к выводу об отсутствии противоправности действий руководителя МБУ «САХ» и отсутствии его вины.

Доводы представителя истца о том, что полная материальная ответственность руководителя учреждения МБУ «САХ» предусмотрена трудовым договором, заключенным с руководителем, суд находит необоснованным и не принимает во внимание, поскольку как следует из содержания условий трудового договора (в редакции дополнительного соглашения от 01.12.2011), заключенного с Овасаповым С.Л., а именно п.8.3 трудового договора, руководитель несет полную материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный учреждению. В случаях, предусмотренных федеральным законом, руководитель возмещает учреждению убытки, причиненные его виновными действиями. Вместе с тем, какие-либо доказательства причинения ущерба учреждению МБУ «САХ» в материалах дела отсутствуют и стороной истца суду представлены не были, в связи с чем, правовые основания для возложения на ответчика Овасапова С.Л. полной материальной ответственности в рамках трудового законодательства отсутствуют.

Разрешая исковые требования администрации муниципального образования город Армавир о взыскании денежных средств – расходов на бензин и дизельное топливо в связи с неправомерным завышением фактического пробега автобусов суд приходит к следующему.

Как следует из материалов контрольного мероприятия, в ходе выборочных замеров фактической протяженности участков маршрутов движения автобусов установлено завышение пробега автобусов за период 2019-2020 годы на 31 751 км, что повлекло за собой неправомерное списание бензина и дизельного топлива на общую сумму 427,476 тыс.рублей. Факты завышения пробега автомобилей были зафиксированы в актах контрольного обмера (осмотра) от 13.01.2021, 14.01.2021, 12.04.2021. В результате рассмотрения внесенного в адрес МБУ «САХ» представления были подготовлены возражения, которые приняты во внимание Контрольно-счетной палатой муниципального образования город Армавир и сумма ущерба, подлежащего возмещению, установлена в размере 222,415 тыс.рублей. По результатам проведенного МБУ «САХ» служебного расследования, установлены виновные лица – водители МБУ «САХ», к которым применены меры дисциплинарного воздействия и которые добровольно произвели частичное погашение причиненного ущерба, путем внесения в кассу учреждения денежных средств, а также обратились к руководителю МБУ «САХ» с заявлениями, в которых просили разрешить погасить долг частями в связи с трудным материальным положением, подтвердив готовность добровольно возместить ущерб в полном объеме. Как следует из содержания искового заявления и объяснений представителя истца в судебном заседании, 78,735 тыс.рублей были возмещены работниками МБУ «САХ», в связи с чем, остаток денежных средств, подлежащих возмещению, составляет 143,679 тыс.рублей, что подтверждается письмом МБУ «САХ» от 29.12.2021 .

При таких обстоятельствах, суд полагает, что указанные денежные средства в сумме 143,679 тыс.рублей подлежат возмещению работниками МБУ «САХ», допустившими вышеуказанные нарушения и привлеченными к дисциплинарной ответственности, а именно, водителями МБУ «САХ».

Таким образом, проанализировав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что совокупность условий, являющихся основанием для привлечения работника МБУ «САХ» - ответчика Овасапова С.Л. к материальной ответственности, о которой просит истец, а именно таких как: наличие имущественного ущерба у работодателя, противоправность действия (бездействия) работника, причинная связь между противоправным действием (бездействием) работника и имущественным ущербом у работодателя, вина работника в совершении противоправного действия (бездействия), в процессе рассмотрения настоящего гражданского дела судом не установлена, в связи с чем, основания для удовлетворения исковых требований администрации муниципального образования город Армавир у суда отсутствуют.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд –

решил:

Отказать в удовлетворении исковых требований администрации муниципального образования город Армавир к Овасапову С.Л. о взыскании с Овасапова С.Л. денежных средств в сумме 5566305 рублей, использованных по его распоряжению не по целевому назначению в 2019-2020 годах, а также денежных средств в сумме 143679 рублей (расходов на бензин и дизельное топливо) в связи с неправомерным завышением фактического пробега автобусов.

Решение в окончательной форме составлено 31 марта 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Армавирский городской суд.

Судья подпись Нечепуренко А.В. Решение обжалуется, не вступило в силу