Гражданское дело № 2-146/22
УИД 09RS0005-01-2022-000025-18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2022 года с. Учкекен
Малокарачаевский районный суд, Карачаево-Черкесской Республики в составе
председательствующего судьи Кислюк В.Г.,
с участием прокурора в лице помощника прокурора Малокарачаевского района Текеева Р.А.,
представителя ответчика – администрации Малокарачаевского муниципального района – ФИО1, действующей на основании доверенности от 14.02.2022 года,
при секретаре Ижаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Малокарачаевского района к Администрации Малокарачаевского муниципального района, ФИО2, ФИО3 о признании недействительным результатов аукциона, договоров аренды земельных участков и применении последствий недействительности сделок,
установил:
Прокурор Малокарачаевского района (далее по тексту прокурор), в защиту публичных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц обратился в Малокарачаевский районный суд с настоящим иском и по мотиву установленных по результатам проведенной проверки ряда существенных и грубых нарушений при проведении аукционов по передаче земельных участков в аренду физическим лицам просил признать недействительными:
1. Результаты аукциона, проведенного на основании распоряжения главы администрации Малокарачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р (извещение о проведении торгов №, лот №, №, №) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков:
- с кадастровым номером 09:№ категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – растениеводство, местоположение: КЧР, , ФИО4, примерно в 2,12 км. от по направлению на юго-запад, площадь земельного участка: 90 909 кв.м., срок аренды 49 лет, предмет торга: ежегодная арендная плата, начальная цена: 4 472,72 руб., шаг аукциона 134.18 руб., размер задатка: 4 472,72 руб.;
- с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – растениеводство, местоположение: КЧР, , ФИО4, примерно в 2,13 км. от с. по направлению на юг, площадь земельного участка: 369 930 кв.м., срок аренды 49 лет, предмет торга: ежегодная арендная плата, начальная цена: 19 528,95 руб., шаг аукциона 477.86 руб., размер задатка: 19 528,95 руб.);
- с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – растениеводство, местоположение: КЧР, , ФИО4, примерно в 1,08 км. от с. по направлению на юг, площадь земельного участка: 64 823 кв.м., срок аренды 49 лет, предмет торга: ежегодная арендная плата, начальная цена: 3 189,29 руб., шаг аукциона 95.67 руб., размер задатка: 3 189.29 руб.
2. Протоколы от ДД.ММ.ГГГГ№ (лот №), от ДД.ММ.ГГГГ№ (лот №), от ДД.ММ.ГГГГ№ (лот №) заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе;
3. Договор от ДД.ММ.ГГГГ№-А аренды земельного участка с кадастровым номером № (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ№), заключенный между администрацией Малокарачаевского муниципального района и ФИО2.
4. Договор от ДД.ММ.ГГГГ№-А аренды земельного участка с кадастровым номером № (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, №), заключенный между администрацией Малокарачаевского муниципального района и ФИО3.
5. Договор от ДД.ММ.ГГГГ№-А аренды земельного участка с кадастровым номером № (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, №), заключенный между администрацией Малокарачаевского муниципального района и ФИО3.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки:
- обязав ФИО3 вернуть по акту приема-передачи, а администрацию Малокарачаевского муниципального района принять переданные по договору аренды земельные участки с кадастровыми номерами № и №;
- обязав ФИО2 вернуть по акту приема-передачи, а администрацию Малокарачаевского муниципального района принять переданный по договору аренды земельный участок с кадастровым номером №.
Иск был принят к производству суда и в последующем назначен к разбирательству по существу.
В судебном заседании прокурор – Текеев Р.А. по основаниям изложенным в иске поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Присутствующая в заседании представитель ответчика – администрации Малокарачаевского муниципального района ФИО1 полагала отсутствующими основания для удовлетворения иска. Не оспаривая сами фактические обстоятельства организации и проведения оспариваемых аукционов, наличие указанных в иске недостатков, в частности не первоначального расхождения в определенной ответчиком стоимости выставленных на аукцион участков с установленной их кадастровой стоимостью полагала, что данные нарушения – были малозначительны и не существенны. Более того они в настоящее время устранены (пересмотрена стоимость участков, размер арендной платы и т.п.). Просила в иске отказать.
Ответчики (сами арендаторы) ФИО2 и ФИО3, будучи уведомленными о поступлении иска, возбуждении дела, дате и времени судебного разбирательства в последнем участия не принимали. Получив извещения о дате и времени проведения заседания, в него также не прибыли. О причинах не явки не уведомляли, ходатайств, позиции по делу не представляли, не просили об отложении заседания или рассмотрении дела в свое отсутствие.
С учетом мнения присутствующих в заседании лиц и с их согласия, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ судом было определено рассмотреть иск в отсутствие арендаторов.
Выслушав позиции сторон, исследовав иные материалы дела и иные представленные документы, суд находит исковые требования прокурора Малокарачаевского района, КЧР подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п.2).
Как следует из ст. 22 ЗК РФ земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 настоящего Кодекса, могут быть предоставлены в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 39.6 ЗК РФ по общему правилу земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности по общему правилу предоставляются в аренду путем проведения торгов путем аукциона, что и имело место в рассматриваемом случае.
Согласно пункту 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 №909 «www.torgi.gov.ru» определен в качестве адреса официального сайта для размещения информации, в том числе о проведении аукционов на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 21 статьи 39.11 ЗК РФ определены сведения, которые должны содержатся в извещении о проведении аукциона.
Согласно пункту 9 статьи 39.12 ЗК РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать предусмотренные данной нормой сведения.
Согласно пункту 2 статьи 39.7 ЗК РФ в случае заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе на право заключения договора аренды земельного участка размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа за земельный участок определяется по результатам этого аукциона.
Из взаимосвязанных положений пунктов 12-14 статьи 39.11 ЗК РФ следует, что начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или кадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона. По результатам аукциона по продаже земельного участка определяется цена такого земельного участка. Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.
В соответствии с пунктом 20 статьи 39.12 ЗК РФ уполномоченный орган направляет победителю аукциона или единственному принявшему участие в аукционе его участнику три экземпляра подписанного проекта договора аренды земельного участка в десятидневный срок со дня составления протокола о результатах аукциона. При этом, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа по договору аренды земельного участка определяется в размере, предложенном победителем аукциона, или в случае заключения указанного договора с единственным принявшим участие в аукционе его участником устанавливается в размере, равном начальной цене предмета аукциона.
В соответствии с пунктом 15 статьи 39.12 ЗК РФ результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. Данной нормой закона также закреплены сведения, подлежащие указанию в протоколе.
На основании пункта 12 статьи 22 ЗК РФ размер арендной платы является существенным условием договора аренды земельного участка. Согласно пункту 8 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) условия договора, заключенного по результатам торгов в случае, когда его заключение допускается только путем проведения торгов, могут быть изменены сторонами, если это изменение не влияет на условия договора, имевшие существенное значение для определения цены на торгах, а также в иных случаях, установленных законом.
Дальнейшее изменение при таких обстоятельствах размера арендной платы в отношении земельных участков, договор аренды которых заключен через аукцион, действующим законодательством не допускается.
Нормы, устанавливающие правила определения цены договора, в том числе договора аренды земельных участков публичной собственности, учитывают принцип свободы договора и одновременно обеспечивают необходимый баланс частных и публичных интересов, при этом государственные органы, обладая необходимой дискрецией при определении (изменении) размера арендной платы и порядка ее расчета, одновременно связаны требованиями федерального законодательства и необходимостью обеспечить эффективное использование земли на основании оценки ее экономических факторов, влияющих на уровень доходности земельных участков (пункт 2 Определения Конституционного Суда РФ от 28.02.2017 №424-О).
Согласно пункту 20 статьи 39.12 ЗК РФ не допускается заключение договора аренды земельного участка ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте. Аналогичный запрет установлен частью 7 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Данное правило направлено на обеспечение реализации права на обжалование действий (бездействия) организатора торгов, в том числе в антимонопольный орган в порядке рассмотрения жалоб, предусмотренном статьей 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно указанной статье подача жалобы допускается не позднее 10 дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о защите конкуренции.
При этом, согласно правовой позиции Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации, изложенной в пункте 13 письма от 24.04.2014 №ЦА/16309/14 «О направлении разъяснений применения статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции», договор, заключенный ранее указанного (10 дневного) срока, будет являться ничтожным, как несоответствующий требованиям закона (статья 168 ГК РФ).
Судом признается установленным и надлежащим образом доказанным, не оспаривалось ответчиком, что прокуратурой Малокарачаевского района в ноябре – декабре 2021 года проведена проверка по коллективному обращению жителей села Красный Курган Малокарачаевского муниципального района (Шаманова Азреталия Саиталиевича и др.) по факту нарушений земельного законодательства.
Результаты проверки показали, что администрацией Малокарачаевского муниципального района в соответствии с распоряжениями главы администрации Малокарачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р был проведен аукцион на право заключения договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами №, № и № соответственно.
Информационное сообщение о проведении аукциона опубликовано в газете «День Республики», размещено на официальном сайте администрации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и на портале www.torgi.gov.ru.
Как показала проверка, в извещении о проведении торгов (аукциона) № по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков (далее – также извещение), размещенном на портале www.torgi.gov.ru., содержатся условия проведения (участия в нем) аукциона, приведены предметы аукциона (лоты) и другие сведения, предусмотренные законом.
Согласно указанного извещения:
- предметом аукциона под лотом № указан спорный земельный участок с кадастровым номером 09:08:0020103:1291, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – растениеводство, местоположение: КЧР, , ФИО4, примерно в 2,12 км. от с. по направлению на юго-запад, площадь земельного участка: 90 909 кв.м., срок аренды 49 лет, предмет торга: ежегодная арендная плата, начальная цена: 4 472,72 руб., шаг аукциона 134.18 руб., размер задатка: 4 472,72 руб.;- предметом аукциона под лотом № указан спорный земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – растениеводство, местоположение: КЧР, , ФИО4, примерно в 2,13 км. от с. по направлению на юг, площадь земельного участка: 369 930 кв.м., срок аренды 49 лет, предмет торга: ежегодная арендная плата, начальная цена: 19 528,95 руб., шаг аукциона 477.86 руб., размер задатка: 1 952 895 руб. (по мнению суда в данном случае допущена лишь техническая описка – т.к. объективно правильным является 19 528,95 руб.);
- предметом аукциона под лотом № указан спорный земельный участок с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – растениеводство, местоположение: КЧР, , , примерно в 1,08 км. от с. Красный Курган по направлению на юг, площадь земельного участка: 64 823 кв.м., срок аренды 49 лет, предмет торга: ежегодная арендная плата, начальная цена: 3 189,29 руб., шаг аукциона 95.67 руб., размер задатка: 3 189.29 руб.
В соответствии с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе по лоту № допущен к участию в аукционе и признан участником аукциона ФИО2, в связи с тем, что поступила одна заявка признанный участник заявки является единственным участником аукциона и в соответствии с пунктом 14 статьи 39.12 ЗК РФ аукцион по лоту № признается несостоявшимся и необходимо заключить договор аренды с единственным участником по начальной цене лота аукциона.
Аналогично по лоту № (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№) и по лоту № (протокол от ДД.ММ.ГГГГ№) – единственным участником аукциона признана ФИО3
Впоследствии администрацией Малокарачаевского муниципального района с ФИО2 заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№-А аренды земельного участка с кадастровым номером № (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, №), с ФИО3 заключен договор от ДД.ММ.ГГГГ№-А аренды земельного участка с кадастровым номером № (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, №) и договор от ДД.ММ.ГГГГ№-А аренды земельного участка с кадастровым номером № (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, №).
В данной части суд соглашается с доводами прокурора и признает, что аукцион проведен и договоры аренды заключены в нарушение ЗК РФ, в частности пунктов 12-14 статьи 39.11 ЗК РФ в части установления начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в размере ежегодной арендной платы, определенной в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.
Так, исходя из сведений публичной кадастровой карты, а также выписок из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости относительно кадастровой стоимости спорных земельных участков следует:
№ п/п | Земельный участок | Кадастровая стоимость (руб.) | Начальная цена (ежегодная арендная плата) из расчета 1,5% | Начальная цена (ежегодная арендная плата) по аукционной документации и условиям договоров |
1. | № | 315 454,23 | 4 731,81 | 4 472,72 |
2. | № | 1 377 347,1 | 20 660,20 | 19 528,95 |
3. | № | 224 935,81 | 3 374,03 | 3 189,29 |
При этом, правовых и фактических оснований для установления в аукционной документации (включая извещение), а также заключенных договорах аренды земельных участков «заниженного» значения начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, размера ежегодной арендной платы на указанных уровнях у организатора торгов не имелось.
Данные действия соответствующих должностных лиц администрации не соответствуют интересам (включая экономические) муниципального образования Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской Республики, заинтересованного в привлечении как можно большего количества потенциальных арендаторов, а также в возможности получения муниципальным бюджетом большей прибыли с учетом цены годовой аренды спорных земельных участков, определенной по результатам аукциона.
Кроме того, в соответствии с условиями договоров аренды №№-А, 37-А и 41-А они заключены до ДД.ММ.ГГГГ Иными словами, организатор торгов рассчитывал получать арендную плату в течение всего срока аренды, планируя долгосрочные бюджетные обязательства и доходную часть бюджета муниципального образования с учетом систематических поступлений от аренды муниципальной земли.
С учетом приведенной разницы между размером арендной платы, определенной по результатам аукциона (условиям заключенных договоров аренды) и законным размером арендной платы из расчета 1,5% кадастровой стоимости земельных участков, при указанном сроке аренды земельных участков (даже при условии неизменности размера арендной платы), возможный экономический ущерб бюджетной системе муниципального образования мог составить 77178,92 рублей.
Вследствие неверного расчета начальной цены предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка в размере ежегодной арендной платы организатором торгов как следствие также нарушены нормы пункта 18, подпунктов 6, 8 пункта 20 статьи 39.11 ЗК РФ в части установления размера задатка, а также величины повышения начальной цены предмета аукциона («шаг аукциона»).
В соответствии с пунктом 2.4.1 извещения – организатор аукциона вправе принять решение о внесении изменений в извещение и (или) аукционную документацию об аукционе не позднее, чем за 5 рабочих дней до даты окончания срока приема заявок (при этом, окончание срока приема заявок установлен 26.07.2021 согласно пункту 6.2.1 извещения).
Распоряжением администрации Малокарачаевского района от 21.07.2021 №104-р «в связи с техническими неполадками при публикации информации об аукционе» были изменены сроки проведения данного аукциона, а именно дата окончания приема заявок перенесена на 02.08.2021, определение участников аукциона на 03.08.2021, дата проведения аукциона на 04.08.2021.
Но это распоряжение администрации района, датированное 21.07.2021 фактически размещено на официальном сайте лишь 27.07.2021, т.е. уже непосредственно в день определения участников аукциона по «первоначальной» документации об аукционе.
При установлении даты окончания приема заявок (первоначально на 26.07.2021, в соответствии с изменениями на 02.08.2021) администрацией района также допущены нарушения пункта 4 статьи 39.12 ЗК РФ, согласно которой прием документов прекращается не ранее чем за пять дней до дня проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, согласно пункту 20 статьи 39.12 ЗК РФ не допускается заключение договора аренды земельного участка ранее, чем через десять дней со дня размещения информации о результатах аукциона на официальном сайте. Аналогичный запрет установлен частью 7 статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции».
Однако, в нарушение указанных норм закона, договора №-А, №-А, №-А аренды спорных земельных участков был заключены 06.08.2021, т.е. через 3 дня после подведения итогов аукциона и оформления протоколов от ДД.ММ.ГГГГ№, №, № заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе, которые были размещены на официальном сайте.
Допущенные организатором торгов (ответчиком – администрацией) указанные нарушения норм пункта 18, подпунктов 6, 8 пункта 20 статьи 39.11, пунктов 4 и 20 статьи 39.12 ЗК РФ, Федерального закона «О защите конкуренции» влекут нарушения и ограничения прав неопределенного круга лиц – потенциально возможных участников проведенного аукциона, а также лиц, лишенных законного права на внесудебное обжалование результатов аукциона до момента заключения договоров аренды.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.
С учетом всего вышеизложенного, результаты аукциона (оформленные соответствующим протоколом), проведенного на право заключения договоров аренды спорных земельных участков подлежат признанию судом недействительными в связи с нарушениями правил его проведения, закрепленных в статьях 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации по приведенным основаниям и обстоятельствам.
Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги, и применение последствий, предусмотренных статьей 167 ГК РФ (пункт 2 статьи 449 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным Законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии с пунктом 2 статьи 168 ГК РФ сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы. Под публичными интересами, в частности, следует также понимать интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, договоры от ДД.ММ.ГГГГ №№-А, № аренды спорных земельных участков, заключенные в нарушении закона по приведенным основаниям, включая нарушения явно выраженных запретов, закрепленных нормами земельного и гражданского законодательства по изложенным обстоятельствам являются недействительными в силу их ничтожности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом) возместить его стоимость в деньгах – если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом. По договору аренды арендатор получает право пользования земельным участком. Право пользования нельзя возвратить в натуре. Стоимость пользования имуществом равна сумме арендной платы, следовательно, при применении последствий недействительности договора аренды, то есть при двусторонней реституции, происходит зачет взаимных обязательств, а не возврат одной из сторон полученного по сделке. Таким образом, возврату подлежат сами спорные земельные участки, находящиеся в пользовании ФИО2, а также ФИО3
В такой ситуации последующие действия ответчика (администрации) по корректировке кадастровой стоимости, размера арендной платы не могут иметь правого значения для дела и являться основаниями для отказа в иске.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов муниципальных образований, неопределённого круга лиц.
Поскольку при обращении в суд с исковым заявлением прокурор Малокарачаевского района в силу закона освобожден от оплаты государственной пошлины, равно как и администрация Малокарачаевского муниципального района, то в соответствии с п.п. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с ответчиков ФИО2 и ФИО5 (как не имеющих льгот по оплате государственной пошлины) подлежит взысканию в бюджет Малокарачаевского района государственная пошлина в размере 6000 рублей в равных долях с каждого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 39.6 – 39.12. Земельного кодекса РФ, 166-167 Гражданского кодекса РФ, 45, 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск прокурора Малокарачаевского района удовлетворить.
Признать недействительными:
1. Результаты аукциона, проведенного на основании распоряжения главы администрации Малокарачаевского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р, от ДД.ММ.ГГГГ№-р (извещение о проведении торгов №, лот №, №, №) по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков:
- с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – растениеводство, местоположение: КЧР, , ФИО4, примерно в 2,12 км. от с. по направлению на юго-запад, площадь земельного участка: 90 909 кв.м., срок аренды 49 лет, предмет торга: ежегодная арендная плата, начальная цена: 4 472,72 руб., шаг аукциона 134.18 руб., размер задатка: 4 472,72 руб.;
- с кадастровым номером №, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – растениеводство, местоположение: КЧР, , ФИО4, примерно в 2,13 км. от с. по направлению на юг, площадь земельного участка: 369 930 кв.м., срок аренды 49 лет, предмет торга: ежегодная арендная плата, начальная цена: 19 528,95 руб., шаг аукциона 477.86 руб., размер задатка: 19 528,95 руб.);
- с кадастровым номером , категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – растениеводство, местоположение: КЧР, , ФИО4, примерно в 1,08 км. от с. по направлению на юг, площадь земельного участка: 64 823 кв.м., срок аренды 49 лет, предмет торга: ежегодная арендная плата, начальная цена: 3 189,29 руб., шаг аукциона 95.67 руб., размер задатка: 3 189.29 руб.
2. Протоколы от ДД.ММ.ГГГГ№ (лот №), от ДД.ММ.ГГГГ№ (лот №), от ДД.ММ.ГГГГ№ (лот №) заседания комиссии по рассмотрению заявок на участие в открытом аукционе;
3. Договор от ДД.ММ.ГГГГ№-А аренды земельного участка с кадастровым номером № (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ№), заключенный между администрацией Малокарачаевского муниципального района и ФИО2.
4. Договор от ДД.ММ.ГГГГ№-А аренды земельного участка с кадастровым номером №дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, №), заключенный между администрацией Малокарачаевского муниципального района и ФИО3.
5. Договор от ДД.ММ.ГГГГ№-А аренды земельного участка с кадастровым номером № (дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ, №), заключенный между администрацией Малокарачаевского муниципального района и ФИО3.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки и обязать:
1. ФИО3 вернуть по акту приема-передачи, а администрацию Малокарачаевского муниципального района принять переданные по договору аренды земельные участки с кадастровыми номерами №;
2. ФИО2 вернуть по акту приема-передачи, а администрацию Малокарачаевского муниципального района принять переданный по договору аренды земельный участок с кадастровым номером №.
Взыскать с ФИО2 и ФИО3 (в равных долях с каждого) в бюджет Малокарачаевского муниципального района в счет подлежащей оплате государственной пошлины 300 рублей.
Указанная сумма государственной пошлины подлежит перечислению по следующим реквизитам: получатель УФК по КЧР (МИФНС РФ № 6 по КЧР); банк получателя ГРКЦ НБ КЧР Банка России; ИНН <***>; КПП 092001001; БИК 049133001; ОКТМО 91620460; КБК 18210803010011000110; счет получателя 40101810900000010001.
В соответствии со ст. 214 ГПК РФ копию решения направить в адрес отсутствовавших лиц.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики (369000 <...>) путем подачи апелляционной жалобы через Малокарачаевский районный суд в течение месяца со дня оформления мотивировочной части решения.