дело № 2-47/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н.,
при секретаре Стрельниковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «город Северобайкальск», МП «Жилищник» о возложении обязательств,
У С Т А Н О В И Л:
Северобайкальский межрайонный прокурор, обращаясь в суд в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, просил суд признать незаконными действия МП «Жилищник» по нарушению требований водного законодательства, об охране озера Байкал, об отходах производства и потребления при эксплуатации очистных сооружений, расположенных по <адрес>, возложить на МП «Жилищник» устранить нарушения требований природоохранного законодательства путём разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Тыя при сбросе сточных вод с очистных сооружений, расположенных по <адрес>; утверждения проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для предприятия при эксплуатации очистных сооружений, расположенных по <адрес>; получения в установленном законом порядке разрешение на сброс химических веществ в р. Тыя.
Возложить обязательства на администрацию муниципального образования «город Северобайкальск» Республики Бурятия разработать проектно-сметную документации, получения положительного заключения государственной экологической экспертиза Проектно-сметной документации для проведения реконструкции очистных сооружений, расположенных по <адрес>, с учётом требований законодательства об охране озера Байкал.
Требования мотивированы тем, что проведении проверки работы очистных сооружений г. Северобайкальск, установлено, МП «Жилищник» осуществляет сброс очищенных сточных вод после очистных сооружений г. Северобайкальск в водный объект - р. Тыя с 01.07.2016 г. по настоящее время. При этом установлено, что сбрасываемые сточные воды недостаточно очищены, что нарушает требования законодательства. Проект нормативом допустимого воздействия на водный объект реку Тыя не разработан и не утвержден. После разработки и утверждения проекта МП «Жилищник» должно получить разрешение на сброс сточных вод.
Проверка работы очистных сооружений также показала, что комплекс очистных сооружений в течение длительного времени не ремонтировался. Администрация города, как собственник имущественного комплекса, обязана разработать и получить проектную документацию, получить на него положительное заключение государственной экспертизы для проведения реконструкции очистных сооружений. Эксплуатация очистных сооружений без их реконструкции и ремонта ведет к загрязнению окружающей среды, в том числе озера Байкал.
Определением суда от 11декабря 2017 г. к участию в деле привлечены в качестве третьих лиц МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством администрации МО «город Северобайкальск», ООО «Аркада».
В последующем прокурор требования уточнил, просил суд признать незаконными действия МП «Жилищник» по нарушению требований водного законодательства об охране озера Байкал, об отходах производства и потребления при эксплуатации очистных сооружений, расположенных по <адрес>, возложить на МП «Жилищник» устранить нарушения требований природоохранного законодательства путём разработки и утверждения в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Тыя при сбросе сточных вод с очистных сооружений, расположенных по <адрес>; в срок до 31.12.2018 г., получения в установленном законом порядке разрешение на сброс химических веществ в р. Тыя, в срок до 31.12.2018 г. Возложить обязательства на администрацию муниципального образования «город Северобайкальск» Республики Бурятия разработать проектно-сметную документации, получить положительное заключение государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации для проведения реконструкции очистных сооружений, расположенных по <адрес>, с учётом требований законодательства об охране озера Байкал, в срок до 31.12.2018 г.
В судебном заседании представители прокурора Денисова Н.В. и Тихонова О. Ю. исковые требования уточнили, просили суд понудить МП «Жилищник» устранить нарушения требований природоохранного законодательства путём разработки и принятия мер к утверждению в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Тыя при сбросе сточных вод с очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>; в срок до ДД.ММ.ГГГГ, получения в установленном законом порядке разрешения на сброс химических веществ в <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ Обязать администрацию муниципального образования «<адрес>» Республики Бурятия принять меры к разработке и получению проектно-сметной документации, получению положительного заключения государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации для проведения реконструкции очистных сооружений, расположенных по адресу: <адрес>, с учётом требований законодательства об охране озера Байкал, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Суду пояснили, что в настоящее время по указанию Президента Российской Федерации в рамках программы по защите озера Байкал проводятся работы по реконструкции всех очистных сооружений вблизи озера. Решается вопрос о выделении денежных средств из средств федерального бюджета для строительства и реконструкции очистных сооружений. Для реализации указанных Программ необходимо, чтобы собственники данных сооружений, в данном случае администрация МО «<адрес>», разработала проектно-сметную документацию и получила положительное заключение государственной экспертизы. После чего из федерального бюджета будут выделены средства на выполнение работ по реконструкции и ремонту очистных сооружений. В настоящее время такой проект не разработан. Доводы представителя ответчика о том, что заключен муниципальный контракт на выполнение работ, не состоятельны, т.к. срок выполнения работ прошел, результатов нет.
По требованиям к МП «Жилищник» просили суд учесть, что данное предприятие осуществляет сброс сточных вод в реку Тыя. По результатам лабораторных исследований установлено, что имеются завышенные показатели нормативов, что ведет к загрязнению реки Тыя и озера Байкал. Проект нормативов допустимого воздействия на водный объект не разработан и не утвержден, не получено разрешение на сброс химических веществ в реку Тыя. Данные мероприятия должен выполнить владелец очистных сооружений, коим является МП «Жилищник».
Представитель ответчика администрации МО «город Северобайкальск», третьего лица МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством администрации МО «город Северобайкальск» по доверенности Викулова И.Ю. иск не признала, суду пояснила, что между администрацией города в лице МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством» заключен муниципальный контракт с ООО «Аркада», на основании которого подрядчик ООО «Аркада» должен разработать проектную и рабочую документацию на реконструкцию очистных сооружений и принять меря для получения положительного заключения государственной экологической экспертизы. Срок проведения работ установлен до 15.12.2017 г. До настоящего времени указанные работы не выполнены, подрядчик постоянно запрашивает в администрации города документы, которые им необходимы для производства работ. На какой стадии выполняются работы они не знают, т.к. по условиям контракта не предусмотрен контроль за выполнением какой-либо части работ.
Представитель МП «Жилищник» по доверенности Стяжкин П.В. иск не признал, суду пояснил, что в настоящее время проект нормативов допустимого воздействия на водный объект разработан, и в конце января 2018 г. будет направлен на утверждение. Не согласен с установлением в решении суда срока исполнения решения.
Представитель МП «Жилищник» по доверенности Кутузов И.В. иск не признал, также показал, что проект нормативов допустимого воздействия на водный объект разработан силами МП «Жилищник» и будет направлен на утверждение. Просит учесть, что очистные сооружения на момент строительства соответствовали всем параметрам. В настоящее время установлены новые требования к очистке вод. Сбрасываемые воды в реку Тыя, действительно, не соответствуют новым параметрам, т.к. очитка проводится по старым требованиям.
Представители Байкальского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, ООО «Аркада» в судебное заседание не явились. О слушании дела уведомлены надлежаще. Суд определил о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что объекты очистных сооружений, расположенные по <адрес>, находятся в муниципальной собственности.
В соответствии с распоряжением Администрации МО «город Северобайкальск» от 23.05.2016 № и дополнительным соглашением от 01.06.2016 к договору о пользовании муниципальным имуществом от 01.08.2014 №, указанные объекты переданы в хозяйственное ведение МП «Жилищник» с 01.07.2016 г.
Промплощадка очистных сооружений находится по <адрес>, на левом берегу реки Тыя в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории.
Река Тыя в соответствии с ГОСТ 17.1.2.04-77 «Показатели и правила таксации рыбохозяйственных водных объектов» относится к водным объектам высшей рыбохозяйственной категории. Ширина водоохранной зоны р. Тыя составляет 200 м (при длине реки 120 км), прибрежно-защитной зоны - 30 м (при уклоне более 3 град.) в соответствии со ст. 65 Водного Кодекса РФ. Контрольный створ установлен 100 м ниже места сброса с очистных сооружений (СанПин 2.1.5.980-00).
Согласно ч. 1 ст. 9 Водного Кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 указанного Кодекса.
Пунктом 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ установлено, что водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
На момент проведения проверки МП «Жилищник» получено решение о предоставлении водного объекта в пользование от 10.08.2017 №
МП «Жилищник» осуществляет сброс очищенных сточных вод в реку Тыя.
Установлено, что при проектной производительности очистных сооружений 10 000 м3/сут. фактически поступает 3000 м3/сут.
Согласно требованиям ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» (далее-Закон), хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В статье 4 Закона указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностнее и подземные воды, атмосферный воздух.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Водного Кодекса РФ водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
К поверхностным водным объектам относятся моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие); водотоки (реки, ручьи, каналы); водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища); болота; природные выходы подземных вод (родники, гейзеры); ледники, снежники.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, формативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Согласно части 4 указанной нормы закона выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В силу ч. 4 ст. 35 Водного кодекса РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с частью 2 статьи 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать причинение вреда окружающей среде, содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения.
Частью 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в т.ч. радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Из акта проверки, проведенной Байкальским управлением Росприроднадзора от 07.08.2017 г. – 11.08.2017 г. следует, что МП «Жилищник» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в водный объект без установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов (далее - НДС). Проект нормативов допустимых сбросов не разработан, нормативы НДС не установлены, отсутствует разрешение на сброс веществ и микроорганизмов, выдаваемого органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей.
Указанные доводы представителей истца ответчиком не оспорены.
Согласно части 6 статьи 56 Водного Кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного Кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов Предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах.
Согласно части 7 статьи 60 Водного Кодекса РФ нарушение требований к использованию и охране водных объектов влечет за собой ограничение, приостановление или запрещение эксплуатации объектов водохозяйственных систем в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Кроме того, в результате проверки состояния очистных сооружений было установлено, что МП «Жилищник» осуществляет сброс очищенных сточных вод после очистных сооружений г. Северобайкальск в водный объект р. Тыя с 01.07.2016 г. по настоящее время. В составе сбрасываемых вод присутствуют следующие химические вещества: аммоний-ион, нитрит-ион, нитрат-ион, фосфор фосфатов, сульфат-ион, хлорид-ион, нефтепродукты, взвешенные вещества. При этом сброс химических веществ в р. Тыя ведется в отсутствие разрешения.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» на Байкальской природное территории запрещаются или ограничиваются виды деятельности, при осуществлении которых оказывается негативное воздействие на уникальную экологическую систему озера Байкал: химическое загрязнение озера Байкал или его части, а также его водосборной площади, связанное со сбросами и с выбросами вредных веществ, использованием пестицидов, агрохимикатов, радиоактивных веществ, эксплуатацией транспорта, размещением отходов производства и потребления.
В силу ч. 2 ст. 39 «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Из акта проверки следует, что сброс сточных вод МП «Жилищник» после их очистки осуществляет в реку Тыя, которая является водосборной рекой для озера Байкал.
Сброс химических веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты в пределах центральной и буферной зон Байкальской природной территории должен осуществляться в соответствии с нормативами, утвержденными приказом Министерства Природных ресурсов РФ от 05.03.2010 № 63 (приложение 1, табл. 3, допустимое содержание веществ в сточных водах при их сбросе в водные объекты в пределах центральной и буферной зон БПТ (далее - нормативы по Байкалу).
В ходе проверки с 07 по 09 августа 2017 года специалистами Усть-Кутского отдела Испытательного центра ЦЛАТИ по Восточно-Сибирскому региону - филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по СФО» проведены отборы проб сточных и природных вод р. Тыя.
Результаты анализов природных и сточных вод, проведенных Усть-Кутским отделом (Аттестат аккредитации № от 27.07.2015, бессрочный, выдан Федеральной службой по аккредитации) на основании протоколов испытаний указывают, что при сбросе сточных вод с очистных сооружений в вводный объект отмечается превышение нормативов по Байкалу, что является нарушением ч. 4 ст. 35, ч.4 и ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ, ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды».
Из указанного следует о нарушении МП «Жилищник» требований законодательства при эксплуатации очистных сооружений на Байкальской природоохранной территории озера Байкал.
В силу чего, требования прокурора о понуждении устранить требования природоохранного законодательства путем разработки и принятию мер к утверждению в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Тыя при сбросе сточных вод с очистных сооружений, расположенных по <адрес>; в срок до 31.12.2018 г., получения разрешения на сброс химических веществ в реку Тыя обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителей ответчика о том, что проект разработан и будет направлен на утверждение, суд признает не состоятельными, т.к. в силу ст. 56 ГПК РФ доказательств тому суду не предоставлено.
Также в ходе проверки работы очистных сооружений установлено, что их техническое состояние не соответствует Правилам технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утверждённых Приказом Госстроя РФ от 30.12.1999 N 168 (далее - ПТЭ), что создаёт угрозу причинения вреда окружающей среды в виде загрязнения воды в реке Тыя, загрязнения подземных вод и почвы недостаточно очищенными сточными водами.
ПТЭ регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.
Согласно пункту 1.1.28. ПТЭ организация ВКХ должна осуществлять содержание в исправном состоянии сооружений, коммуникаций и оборудования; систематический контроль качества исходной и очищаемой воды на всех основных этапах ее обработки; организацию капитального и планово-предупредительных ремонтов.
Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973г. № 279 утверждено Положение о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений (далее - Положение), которое устанавливает правила эксплуатации и ремонта производственных зданий со всеми строительными конструкциями, санитарно-техническими устройствами, водопроводно-канализационных сооружений, сетей теплофикации и газоснабжения, электроснабжения и связи, а также различных эстакад, платформ, открытых складов и других сооружений.
Из содержания раздела 2 указанного Положения следует, что производственные здания и сооружения в процессе эксплуатации должны находиться под систематическим наблюдением, подвергаться периодическим техническим осмотрам.
В соответствии с п. 3.11 Положения к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена
изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Примерная периодичность проведения капитального ремонта очистных сооружений канализации приведена в Приложении № 7 к Положению.
Так, для песколовок и отстойников в зависимости от материала, из которого они сделаны, периодичность капитального ремонта составляет 4-6 лет, для метантенков, аэротенков, аэрофильтров железобетонных - 6 лет, для иловых и песковых площадок - 4 года.
Приказом Госстроя Российской Федерации от 30.12.1999г. № 168 утверждены Правила технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации (далее - ПТЭ), которые регламентируют технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства (ВКХ) и их соответствия санитарным нормам.
Согласно п. 3.3.1 указанных Правил к числу основных задач эксплуатации очистных сооружений и установок относится организация надежной, экологически безопасной и экономичной работы очистных сооружений.
Муниципальным образованием «город Северобайкальск» за время нахождения в муниципальной собственности очистных сооружений капитальный ремонт, реконструкция очистных сооружений не проводились.
В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с пунктами 2,4 части 2 статьи 39 Водного Кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны: содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения; своевременно осуществлять мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайны к ситуаций на водных объектах.
Согласно части 1 статьи 65 Водного Кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Судом установлено, что очистные сооружения расположены в границах водоохранной зоны реки Тыя на Байкальской природной территории озера Байкал.
Согласно части 16 статьи 65 Водного кодекса РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЭ к вопросу местного значения городского округа относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Анализ предоставленных суду доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что сброс недостаточно-очищенных сточных вод загрязняет реку Тыя, создает угрозу причинения вреда окружающей среде, поскольку расположены на водосборной площади озера Байкал. Данные обстоятельства не отрицались участниками процесса, доказательств обратного суду не приведено.
Следовательно, эксплуатация технически неисправных очистных сооружений в г. Северобайкальск, результатом чего является сброс недостаточно- очищенных сточных вод в реку Тыя, приводит к загрязнению водоёмов, создаёт угрозу причинения вреда водным биологическим ресурсам, обитающим в реке и озере Байкал, окружающей природной среде.
Судом также установлено, что на основании соглашения о предоставлении субсидий из республиканского бюджета бюджету муниципального образования «город Северобайкальск» на софинансирование капитальных вложений в объект муниципальной собственности «Разработка проектной и рабочей документации на реконструкцию очистных сооружений с биологической очисткой и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в г. Северобайкальск (канализационные коллектора и канализационные насосные станции г. Северобайкальск) от 14 марта 2017 г., Министерство строительства и модернизации жилищно- коммунального комплекса Республики Бурятия предоставило бюджету муниципального образования «город Северобайкальск» субсидию из республиканского бюджета на софинансирование разработки проектной и рабочей документации на реконструкцию очистных сооружений с биологической очисткой и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в г. Северобайкальск.
Результатом исполнения соглашения является освоение предоставленных бюджетных средств субсидии, разработка проектной и рабочей документации по объекту, не позднее 31.12.2017 г.
В рамках указанного соглашения администрация МО «город Северобайкальск» в лице МКУ «Комитет по управлению городским хозяйством администрации МО «город Северобайкальск» и ООО «Аркада» 21.09.2017 г. заключили муниципальный контракт на выполнение работ по разработке проектной и рабочей документации на реконструкцию очистных сооружений с биологической очисткой и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в г. Северобайкальск (канализационные коллектора и канализационные насосные станции г. Северобайкальск). Срок выполнения работ определен до 15.12.2017 г.
Как следует акту проверки, на дату вынесения решения, работы по указанному контракту не выполнены.
Из отзыва ООО «Аркада» следует, что работы по указанному контракту не выполнены, поскольку заказчик до настоящего времени не предоставил подрядчику полный пакет документов на выполнение работ.
Таким образом, администрация МО «город Северобайкальск» как собственник очистных сооружений до настоящего времени не исполнила требования законодательства по разработке проектной документации на реконструкцию очистных сооружений с биологической очисткой и модернизация объектов коммунальной инфраструктуры в г. Северобайкальск, получения положительного заключения государственной экологической экспертизы с учетом требований законодательства об охране озера Байкал.
Отсутствие проектной документации влечет невозможность в дальнейшем реконструкции очистных сооружений и, следовательно, нарушение требований природоохранного законодательства.
В связи с чем, суд признает обоснованными требования прокурора о возложении обязательств по выполнению указанных работ на администрацию МО «город Северобайкальск».
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.
Как следует материалам дела, прокурор обращается в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, т.к. нарушение требований природоохранного законодательства прежде всего негативно сказываться на интересах Российской Федерации, которая в силу ст. 42 Конституции РФ гарантировала каждому право на благоприятную окружающую среду, на права и интересы неопределенного круга лиц, проживающих как на территории г. Северобайкальск, так и пользующихся природными ресурсами, такими как река Тыя и озеро Байкал, нарушает положения Федерального Закона «Об охране окружающей среды», которые гарантируют каждому право на здоровье, благоприятную окружающую среду, защиту от негативного воздействия.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом того, что на выполнение возлагаемых на ответчиков обязанностей потребуется длительное время и значительные денежные средства, суд считает возможным установить для них срок для исполнения решения суда до 31.12.2018 г.
Суд также считает возможным в силу положений ст. 333.36 НК РФ освободить ответчика МП «Жилищник» от уплаты госпошлины, поскольку установлено, что на дату принятия решения в отношении МП «Жилищник» Арбитражным судом РБ принято заявление МП «Жилищник» о признании его несостоятельным.
В силу положений ст. 333.36 НК РФ администрация города также освобождается от уплаты госпошлины, поскольку иск предъявлен в интересах неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Требования Северобайкальского межрайонного прокурора удовлетворить.
Понудить МП «Жилищник» устранить нарушения требований природоохранного законодательства путём разработки и принятию мер к утверждению в установленном законом порядке проекта нормативов допустимого воздействия на водный объект реку Тыя при сбросе сточных вод с очистных сооружений, расположенных по <адрес>; получения в установленном законом порядке разрешение на сброс химических веществ в р. Тыя.
Обязать администрацию муниципального образования «город Северобайкальск» Республики Бурятия принять меры к разработке и получению проектно-сметной документации, получению положительного заключения государственной экологической экспертизы проектно-сметной документации для проведения реконструкции очистных сооружений, расположенных по <адрес>, с учётом требований законодательства об охране озера Байкал.
Установить срок исполнения решения суда до 31.12.2018 г.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия.
Окончательная форма решения принята 22.01.2018г.
Председательствующий судья: Е.Н.Казакова