ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1470/20 от 09.10.2020 Читинского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2-1470/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 октября 2020 года Читинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сандановой Д.Б. при секретаре Кручина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Чита гражданское дело по иску

ФИО1 к муниципальному бюджетному учреждению «Центр материально-технического и транспортного обслуживания» муниципального района «Читинский район» о взыскании недополученной заработной платы, о взыскании денежной компенсации за задержку недополученной заработной платы, о взыскании компенсации морального вреда

установил:

истица обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на следующее: она работает у ответчика с 12.03.2018 в должности главного специалиста, с 28.12.2019 в должности секретаря. Оплата труда производилась исходя из должностного оклада 5361 руб. и по совместительству 2005,12 руб.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 20.11.2018 №472 внесены изменения в Постановление Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 № 382 «О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края", согласно которым с 01.01.2019 должностной оклад главного специалиста составил 7377 руб., (пункт 2.3 Постановления №472), секретаря 2758 руб. ( п.2.1 Постановления №472). Однако заработная плата с 1.01.2019 не была приведена в соответствии с указанными нормативными актами.

Истица просит взыскать с ответчика недоначисленную и недополученную заработную плату за период с 01.01.2019 по 01.10.2019 в размере 101 898,45, денежную компенсацию за задержку недополученной заработной платы за период с 01.01.2019 по 01.10.2019 8663,07 руб., компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб.

В судебное заседание истица не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, представитель истицы ФИО2 требования поддержала.

Исполняющий обязанности директора учреждения ФИО3 иск признал.

Представитель привлеченного к участию в деле учредителя учреждения администрации муниципального района «Читинский район» ФИО4 проситв иске отказать.

Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В ст.381 ТК РФ установлено, что индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Судом установлено, что истица работает у ответчика с 12.03.2018 в должности главного специалиста, с 28.12.2019 в должности секретаря Условия оплаты труда предусмотрены заключенным между сторонами трудовым договором.

В соответствии со статьей 57 ТК РФ условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) обязательно включаются в трудовой договор

Согласно статье 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая).

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть вторая).

Постановлением Правительства Забайкальского края от 20.11.2018 N 472 "О внесении изменений в постановление Правительства Забайкальского края от 30 июня 2014 года N382" "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края" утверждены изменения размеров базовых окладов. Постановление вступило в силу с 01 января 2019 года.

Постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от 23.11.2014 №2909 "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессионально-квалификационным группам работников муниципальных учреждений муниципального района «Читинский район» с изменениями, внесенными постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от 07.02.2018 № 279 установлены оклады работников муниципальных учреждений.

Согласно данного постановления (раздел 2.3 Профессиональная квалификационная группа «общеотраслевые должности служащих третьего уровня» базовый должностной оклад бухгалтера первой категории составляет 5153 руб., ведущего бухгалтера 5257 руб., заместителя главного бухгалтера 5361 руб., начальник а отдела 5465 руб.

Из материалов дела следует, что заработная плата за спорный период истице начислялась и выплачивалась в соответствии с данными размерами окладов, что соответствует условиям заключенного трудового договора.

Доводы о том, что размеры оклада с 01.01.2019 должны соответствовать установленным Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 N382 размерам базовых окладов суд отклоняет.

Самостоятельность органов местного самоуправления в пределах своих полномочий закреплена в статье 12 Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно ст. ст. 28 и 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является самостоятельность бюджетов, который означает право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов.

В силу пункта 4 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ, пункт 2 статьи 53 Федерального закона от 6.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" установление порядка и условий оплаты труда работников муниципальных учреждений (в том числе вопросы повышения оплаты труда) относится к компетенции органов местного самоуправления. В соответствии с законодательством о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти в РФ определение размера оплаты труда работников муниципальных учреждений отнесено к полномочиям органов местного самоуправления и осуществляется ими самостоятельно в рамках средств соответствующих бюджетов. Из приведенных правовых норм следует, что суд не вправе рассматривать вопрос о том, имелись ли возможности у органа местного самоуправления в определенный период на 01.01.2019 принять нормативный правовой акт в сфере определения размера базовых окладов работников муниципальных учреждений, а также правомерность введения дополнительных штатных единиц.

В соответствии с абзацем 4 части 1 статьи 144 ТК РФ, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников муниципальных учреждений устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются: муниципальными учреждениями - за счет средств местных бюджетов

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Ответчик является муниципальным бюджетным учреждением, созданным решением учредителя администрации муниципального района «Читинский район» - постановлением №1652 от 31.07.2017.

В соответствии с п. 36 «Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год» (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25 декабря 2018 г., протокол № 12) органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании системы оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2019 необходимо учитывать следующее.Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений в том числе педагогических работников, достигнутого в 2018 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики. Согласно подпункту "в" пункта 6 раздела IV" Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений" вышеназванных Рекомендаций, системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников в муниципальных учреждениях устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Постановлением Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 N382 "О базовых окладах (базовых должностных окладах), базовых ставках заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников государственных учреждений Забайкальского края" (в редакциях, начиная с 3.04.2015)

рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края обеспечить установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работникам муниципальных учреждений в размерах не ниже установленных настоящим постановлением. Определить источником финансирования установления указанных окладов (должностных окладов), ставок заработной платы средства фонда заработной платы, высвобождаемые в результате отмены повышающих коэффициентов, установленных отдельным категориям работников, и неэффективных стимулирующих выплат, а также внедрения обоснованных норм труда

С 1.01.2019 источник финансирования для установления базовых окладов (ставок заработной платы из средств фонда заработной платы до октября 2019 на уровне районе не был определен, поскольку оснований для отмены повышающих коэффициентов, установленных отдельным категориям работников, и неэффективных стимулирующих выплат не установлено, внедрения обоснованных норм труда не производилось. Постановлением администрации муниципального района «Читинский район» от 3.12.2019 № 42-НПА определено повышение заработной платы соответствующей категории работников с 01.10.2019, что не противоречит рекомендательному характеру постановления Правительства Забайкальского края от 30.06.2014 N382, дающего возможность органам местного самоуправления осуществить самостоятельно повышение базовых окладов

На основании ч.4 ст. 61 ГПК РФ решения, принятые судом по аналогичным искам ФИО5, ФИО6 не имеют преюдициального значения при разрешении данного трудового спора.

Заработная плата истице начислялась и выплачивалась в полном объеме, в соответствии со штатным расписанием, условиями трудового договора и локальными актами работодателя, регламентирующими оплату труда работников учреждения, с учетом предусмотренных надбавок. Судом не установлено оснований для выплаты истице должностных окладов в большем, чем определено трудовым договором и установленной работодателем системой оплаты труда, размере.

Таким образом, нарушений ответчиком трудовых прав истицы и правовых оснований для взыскания недоначисленной заработной платы, компенсации за задержку заработной платы, компенсации морального вреда не имеется. При таких обстоятельствах суд не может принять признание иска ответчиком, так как оно противоречит требованиям законности и установленным обстоятельствам дела.

На основаниист.98 ГПК РФ вопрос о распределении судебных расходов суд не рассматривает в связи с отказом в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении иска отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Забайкальский краевой суд путем подачи жалобы через Читинский районный суд Забайкальского края.

Судья: Подпись Санданова Д.Б.

Решения суда в окончательной форме принято 14.10.2020