Дело №2-1470/2021
54RS0007-01-2020-007089-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2021 года город Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
Судьи Поздняковой А.В.,
при секретаре Гергерт А.А.,
при помощнике ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Фонду модернизации и развития ЖКХ Муниципальных образований НСО о признании незаконными начислений и произведении перерасчета,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Фонду модернизации и развития ЖКХ Муниципальных образований НСО о признании незаконными начислений и произведении перерасчета.
В обоснование исковых требований истец указал, что он является собственником <адрес> блок-секции № в жилом доме по <адрес> в <адрес>. В соответствии с разрешением на ввод объекта к эксплуатацию от /дата/, блок-секция 3,4,5 многоэтажного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, введена в эксплуатацию /дата/. За период с 08.2014 года по 08.2020 года истцу были начислены взносы на капитальный ремонт в размере 20181,28 рублей. Истец считает действия ответчика по начислению взносов на капитальный ремонт незаконными по следующим основаниям. В соответствии со ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе, в соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ, осуществляет взносы на капитальный ремонт. В соответствии с положениями Постановления <адрес>№-п от /дата/, у собственников помещений в многоквартирном доме, введенного в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного на территории <адрес> и включенного в региональную программу, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного жилого дома в указанную программу. Таким образом, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений блок-секции №, в которой расположена квартира истца, возникает по истечении 5 лет с момента ввода данной блок-секции в эксплуатацию, то есть с /дата/. Однако ответчик включил многоквартирный дом в региональную программу капительного ремонта без учета ввода в эксплуатацию отдельных секций, несмотря на то, что они вводились в эксплуатацию поэтапно. Истец не оспаривает свою обязанность по содержанию общего имущества предусмотренную положениями действующего законодательства, а именно, ст.39, ст.158, ст.169 Жилищного кодекса РФ, однако, считает, что обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт возлагается на нее преждевременно, ранее законодательно установленного срока.
На основании вышеизложенного, истец просит суд признать незаконным начисление взносов на капитальный ремонт жилого помещения - <адрес>, расположенной в блок-секции № ( введенной в эксплуатацию /дата/) в <адрес> в <адрес> до истечения пятилетнего срока с момента подписания акта приема- передачи указанной квартиры; обязать Фонд модернизации и развития жилищно- коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> произвести перерасчет задолженности по лицевому счету <***>, которая на ноябрь 2020 составила с учетом перерасчета 16 015, 7; аннулировать эту задолженность; взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно- коммунального хозяйства муниципальных образований НСО судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб; а также расходы на составление претензии, возражения на судебный приказ и исковое заявление в сумме 15 000 руб.
В судебное заседание истец не явилась, направила в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика – Фонда модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> в судебном заседании возражал против удовлетворения требований.
Представитель третьего лица – Министерства ЖКХ и энергетики НСО в судебное заседание не явился извещен, представил отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении требований отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что истец является собственником <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Многоквартирный дом сдавался в эксплуатацию посекционно, в частности блок-секция № в которой находится квартира истца, введена в эксплуатацию /дата/.
В соответствии с Постановлением Правительства НСО №-п от /дата/ дом был включен в программу капитального ремонта.
Истцу были начислены вносы на капитальный ремонт как собственнику помещения № в указанном многоквартирном жилом доме за период с 08.2014 года по 08.2020 года в размере 20 181,28 рублей.
Оценивая обоснованность заявленных истцом требований, суд учитывает следующее.
В соответствии со статьей 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу статьи 249 ГК РФ каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В связи с принятием Федерального закона от /дата/ №271-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (вступил в силу с /дата/) был изменен порядок организации проведения капитального ремонта. С учетом изменений, обязанность собственников помещений многоквартирных домов по внесению платы на капитальный ремонт общего имущества заменена на обязанность по внесению соответствующих взносов, которые обособлены от платы за содержание и ремонт жилого помещения. Положениями раздела IX ЖК РФ установлен особый порядок и условия внесения взноса на капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно части 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 3 статьи 158 ЖК РФ обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на помещения в этом доме.
Статьей 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно положениям статей 153 и 154 ЖК РФ взнос на капитальный ремонт входит в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (пункт 1 статьи 168 ЖК РФ).
В соответствии с частью 5 статьи 168 ГК РФ, региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Согласно части 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Частью 3 статьи 169 ЖК РФ предусмотрено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, установленного частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ.
Частью 5.1 статьи 170 ЖК РФ установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и включенном в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации, возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу капитального ремонта. Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в данном многоквартирном доме не позднее чем за три месяца до возникновения обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт.
Согласно статье 3.<адрес> от /дата/№ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>» обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом, за исключением случая, когда обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении срока, установленного <адрес> в соответствии с частью 5.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации и настоящим Законом.
Согласно статье 9 указанного Закона региональная программа капитального ремонта подлежит ежегодной актуализации в части включения в нее сведений о многоквартирных домах, в которых в истекшем году был проведен капитальный ремонт общего имущества (выполнены услуги и (или) работы по капитальному ремонту); вновь введенных в эксплуатацию многоквартирных домах; многоквартирных домах, в отношении которых установлено наличие угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Соответствующая региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> на 2014-2043 годы, утверждена Постановлением <адрес> от /дата/№-п.
Постановлением <адрес> от /дата/№-п «Об установлении срока, по истечении которого у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, и включенном в нее при актуализации, возникает обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме», с учетом изменений, внесенных Постановлением <адрес>№-п от /дата/, установлено, что обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возникает у собственников помещений в многоквартирном доме, введенном в эксплуатацию после утверждения региональной программы, и включенном в региональную программу при ее актуализации, по истечении пяти лет с даты включения данного многоквартирного дома в региональную программу (пункт 1).
Право собственности, как и обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт, не может возникнуть у собственника ранее ввода в эксплуатацию многоквартирного дома.
В случае ввода дома в эксплуатацию блок-секциями, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника может возникнуть только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, в которой находится его квартира.
Иное толкование вышеуказанных норм права ставит собственников помещений в многоквартирных жилых домах, вводимых в эксплуатацию по секциям, в неравное положение по сравнению с собственниками помещений в многоквартирных домах, также введенных в эксплуатацию после утверждения региональной программы, но единым объектом и приводит к нарушению прав истца, установленных в части 3 статьи 158 ЖК РФ, на оплату взносов на капитальный ремонт с момента возникновения права собственности на квартиру.
Отсутствие в действующем законодательстве особого порядка включения в региональные программы капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию по секциям в разные периоды, не должно накладывать на собственников помещений дополнительные обязанности по уплате излишних взносов по капитальному ремонту и лишать их возможности защищать свои права в судебных процедурах.
Ссылка на иную судебную практику несостоятельна, так как она преюдициального значения не имеет.
Наличие общей инфраструктуры дома, как и единого адреса, в данном случае также правовых последствий не влечет.
В совокупности исследованных судом доказательств, суд приходит к выводу, что оснований для начисления взносов на капитальный ремонт в отношении принадлежащей ему на праве собственности квартиры по адресу: <адрес>, ФИО3,1-138, не имеется, при этом, суд исходит из следующего.
Судом установлено, что блок-секция № в составе многоквартирного жилого дома расположенного по адресу: <адрес>, ФИО3, 1, в которой расположена квартира, принадлежащая истцу введена в эксплуатацию /дата/, обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственника возникает только по истечении 5 лет с момента ввода в эксплуатацию блок-секции, данное обязательство об оплате взносов на капитальные ремонт у истца в спорный период не наступило.
Соответственно начисления Фондом модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> взносов за капитальный ремонт, до /дата/ в отношении принадлежащей истцу на праве собственности квартиры по адресу: <адрес>138, признаются незаконными.
Ссылки ответчика и представителя третьего лица на отсутствие оспаривания собственниками многоквартирного дома факта включения жилого дома по адресу: <адрес> в региональную программу капитального ремонта, в отсутствие определенного законодательством порядка включения в региональную программу многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию секциями, не может служить основанием для ограничения прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме при разрешении данного спора. Право выбора способа защиты нарушенного права принадлежит истцу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца в части признания незаконным начисление взносов на капитальный ремонт жилого помещения - <адрес>, расположенной в блок-секции № ( введенной в эксплуатацию /дата/) в <адрес> в <адрес> до истечения пятилетнего срока с момента подписания акта приема- передачи указанной квартиры; возложении обязанности на Фонд модернизации и развития жилищно- коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> произвести перерасчет задолженности по лицевому счету <***>, которая на ноябрь 2020 составила с учетом перерасчета 16 015, 7; аннулировать данную задолженность.
В связи с чем, суд обязывает Фонд модернизации и развития жилищно-коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> прекратить начисления взносов на капитальный ремонт истцу – собственнику <адрес> в <адрес> до истечения пятилетнего срока после ввода блок-секции в эксплуатацию – по /дата/.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
Разрешая требования о взыскании судебных расходов с ответчика в пользу истца в размере 15 000 руб. суд руководствуясь положениями ст.100 ГПК РФ, с учетом требований разумности и справедливости, а также проделанной работы представителя истца приходит к выводу о частичном удовлетворении требований в сумме 5 000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Фонду модернизации и развития ЖКХ Муниципальных образований НСО о признании незаконными начислений и произведении перерасчета удовлетворить частично.
Признать незаконным начисление взносов на капитальный ремонт жилого помещения - <адрес>, расположенной в блок-секции № ( введенной в эксплуатацию /дата/) в <адрес> в <адрес> до истечения пятилетнего срока с момента подписания акта приема- передачи указанной квартиры.
Обязать Фонд модернизации и развития жилищно- коммунального хозяйства муниципальных образований <адрес> произвести перерасчет задолженности по лицевому счету <***>, которая на ноябрь 2020 составила с учетом перерасчета 16 015, 7; аннулировать эту задолженность.
Взыскать с Фонда модернизации и развития жилищно- коммунального хозяйства муниципальных образований НСО в пользу ФИО2 судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб; а также расходы на составление претензии, возражения на судебный приказ и исковое заявление в сумме 5 000 руб.
В удовлетворении остальной части требований- отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Судья Позднякова А.В.