ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1470/2022 от 14.09.2022 Железнодорожного районного суда г. Пензы (Пензенская область)

Дело № 2-1470/2022

УИД 58RS0008-01-2022-003594-52

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 сентября 2022 года г. Пенза

Железнодорожный районный суд г. Пензы в составе:

председательствующего судьи Аравиной Н.Н.,

при секретаре Абрамовой Я.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Никулина Сергея Владимировича, Гальдиной Галины Герасимовны, Гладковой Ксении Игоревны, Давыдовой Альфии Рафисовны, Данилина Василия Викторовича, Даниловой Алевтины Ивановны, Железновой Анастасии Анатольевны, Климовой Карины Игоревны, Климовой Татьяны Анатольевны, Кукловой Марины Валентиновны, Леховой Юлии Игоревны, Малина Антона Сергеевича, Мельникова Владислава Михайловича, Володиной Юлии Евгеньевны, Новикова Дмитрия Геннадьевича, Павловой Ольги Ивановны, Плясунова Дениса Сергеевича, Поповой Натальи Александровны, Селифановой Марины Викторовны, Сувориной Дарьи Вячеславовны, Шилиной Елены Анатольевны к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение и понуждении к его выплате,

у с т а н о в и л:

Никулин С.В., Гальдина Г.Г., Гладкова К.И., Давыдова А.Р., Данилин В..В., Данилова А.И.. Железнова А.А., Климова К.И., Климова Т.А., Куклова М.В., Лехова Ю.И., Малин А.С., Мельников В.М., Володина Ю.Е., Новиков Д.Г., Павлова О.И., Плясунов Д.С., Попова Н.А., Селифанова М.В., Суворина Д.В., Шилина Е.А. обратились в суд с названным иском, указывая, что все они замещают должности государственной гражданской службы Пензенской области в Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, осуществляющем переданные полномочия РФ в области лесных отношений. Финансирование деятельности Министерства, являющегося исполнительным органом государственной власти Пензенской области и осуществляющим государственное управление в области лесных отношений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Пензенской области, осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области и средств, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета (п. 1.1 раздела 1, п. 1.6 Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденного постановлением Правительства Пензенской области № 965-пП от 22.12.2011 года). Каждым из истцов в 2022 году в адрес ответчика было подано заявление о предоставлении отпуска с ходатайством о выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение. Однако, ответчик отказал истцам в выплате данного пособия со ссылкой на пункт 13 Предписания № 37/2021 Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 14.12.2021 года, принятого по результатам проведения плановой выездной проверки, которым установлена необходимость принятия мер по недопущению расходования субвенций из федерального бюджета на цели, не связанные с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений. Истцы со ссылкой на положения ст. 53 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», п. «б» ч.2 ст. 15 Закона Пензенской области от 30.05.1998 года № 75-ЗПО «О государственной службе Пензенской области», Закона Пензенской области от 09.03.2005 года № 751-ЗПО «О государственной гражданской службе Пензенской области», п.п. 2, 3 и 9 Положения о порядке предоставления льготных путевок (лечебных пособий) на санаторно-курортное лечение лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области, утвержденного постановлением Губернатора Пензенской области от 31.10.2001 года № 521, считают предоставленные им отказы незаконными, нарушающими их право на получение компенсационной выплаты, поскольку как государственные гражданские служащие Пензенской области они имеют право ежегодно при уходе в очередной оплачиваемый отпуск на получение вышеназванного пособия. Указывают, что в предыдущие годы выплата единовременного пособия на санаторно-курортное лечение каждому государственному гражданскому служащему Пензенской области, осуществляющему переданные полномочия РФ в области лесных отношений, производилась регулярно и своевременно за счет средств субвенций федерального бюджета на исполнение полномочий в области лесных отношений.

Истцы просят признать незаконными отказы Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение, выраженные в письмах: от 20.06.2022 года № 16-5-1/3461 Никулину С.В., от 21.04.2022 года № 16-5-3/2263 Гальдиной Г.Г., от 16.06.2022 года № 16-5-1/3421 Гладковой К.И., от 08.06.2022 года № 16-5-3/3235 Давыдовой А.Р., от 09.06.2022 № 16-5-1/3282 Данилину В.В., от 25.01.2022 года № 16-5-1/366 Даниловой А.И., от 16.06.2022 года № 16-5-1/3422 Железновой А.А., от 24.06.2022 № 16-5-1/3564 Климовой К.И., от 26.05.2022 № 16-5-3/2976 Климовой Т.А., от 16.05.2022 года № 16-5-1/2775 Кукловой М.В., от 16.02.2022 года № 16-5-1/869 Леховой Ю.И., от 23.06.2022 года № 16-5-1/3519 Малину А.С., от 15.06.2022 года № 16-5-1/3351 Мельникову В.М., от 04.03.2022 года № 16-5-1/1191 Володиной Ю.Е., от 23.06.2022 года № 16-5-1/3515 Новикову Д.Г., от 14.03.2022 года № 16-5-1/1320 Павловой О.И., от 08.06.2022 года № 16-5-1/3236 Плясунову Д.С., от 16.06.2022 года № 16-5-1/3420 Поповой Н.А., от 17.06.2022 года № 16-5-1/3423 Селифановой М.В., от 09.06.2022 года № 16-5-3/3284 Сувориной Д.В., от 08.06.2022 года № 16-5-1/3244 Шилиной Е.А.; обязать Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в десятидневный срок выплатить единовременное пособие на санаторно-курортное лечение Никулину С.В. (за 2022 год), Гальдиной Г.Г. (за 2022 год), Гладковой К.И. (за 2022 год), Давыдовой А.Р. (за 2022 год), Данилину В.В. (за 2022 год), Даниловой А.И. (за 2022 год), Железновой А.А. (за 2022 год), Климовой К.И. (за период с 01.01.2022 года по 31.05.2022 года), Климовой Т.А. (за 2022 год), Кукловой М.В. (за 2022 год), Леховой Ю.И. (за период с 01.01.202 года по 31.05.2022 года), Малину А.С. (за 2022 год), Мельникову В.М. (за 2022 год), Володиной Ю.Е. (за период с 01.01.2022 года по 13.02.2022 года), Новикову Д.Г. (за 2022 год), Павловой О.И. (за период с 01.01.2022 года по 13.02.2022 года), Плясунову Д.С. (за 2022 год), Поповой Н.А. (за 2022 год), Селифановой М.В. (за 2022 год), Сувориной Д.В. (за 2022 год) и Шилиной Е.А. (за период с 01.01.2022 года по 13.02.2022 года).

Определением Железнодорожного районного суда г. Пензы от 05.08.2022 года к участию по делу в качестве третьих лиц привлечены: Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) и Министерство финансов Пензенской области.

В судебное заседание истцы Никулин С.В., Гальдина Г.Г., Гладкова К.И., Давыдова А.Р., Данилова А.И.. Железнова А.А., Климова К.И., Климова Т.А., Куклова М.В., Лехова Ю.И., Малин А.С., Мельников В.М., Новиков Д.Г., Павлова О.И., Плясунов Д.С., Попова Н.А., Селифанова М.В., Суворина Д.В., Шилина Е.А., будучи извещенными надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, не явились, представив заявления с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, на исковых требованиях настаивают, просят иск удовлетворить.

Истец Данилин В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал полностью, пояснив, что он работает в должности главного специалиста-эксперта отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса Управления лесного хозяйства Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, по занимаемой должности выполняет переданные субъекту отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений. С заявлением о выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение к отпуску за 2022 год он обратился 08.06.2022 года. Однако, при уходе в отпуск в выплате данного пособия ему было отказано, что полагает незаконным. Ранее данное пособие он получал в полном объеме. Просит иск удовлетворить.

Истец Володина Ю.Е. исковые требования поддержала полностью, пояснив, что она занимает должность начальника отдела финансирования, бухгалтерского учета и отчетности (главный бухгалтер) Минлесхоза Пензенской области, по данной должности до 13.02.2022 года выполняла переданные субъекту отдельные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, с названной даты выполняет полномочия субъекта Российской Федерации. Должности истцов относятся к должностям государственных служащих Пензенской области, денежное содержание им начисляется в соответствии с законами Пензенской области, согласно которым выплата единовременной компенсации на санаторно-курортное лечение осуществляется всем служащим, имеющим равный статус вне зависимости от того, какие полномочия они выполняют (переданные субъекту Российской Федерацией, либо полномочия субъекта). Выделяемые средства субвенций в соответствии со ст. 133 БК РФ зачисляются в бюджет Пензенской области, Министерство финансируется не только за счет средств субвенций, но и за счет бюджета Пензенской области. Некоторые из истцов в 2022 году выполняли по должности переданные полномочия Российской Федерации только часть периода - Климова К.И. (до 31.05.2022 года), Лехова Ю.И. (до 31.05.2022 года), Павлова О.И. (до 13.02.2022 года), Шилина Е.А. (до 13.02.2022 года) и сама истец (до 13.02.2022 года), после указанных дат исполняют полномочия субъекта Российской Федерации в области лесных отношений. По результатам бюджетного проектирования на 2022 года расходы на выплату компенсации на санаторно-курортное лечение работникам ответчика были согласованы за счет субвенций из федерального бюджета, денежные средства поступили в доходную часть бюджета Пензенской области, однако, ввиду выданного предписания № 37/2021 Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 14.12.2021 года на выплату пособия не расходуются. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области – Юшанова Е.А., действующая на основании доверенности (в деле), пояснила, что ответчик признает закрепленное законом за истцами право на получение единовременного пособия на санаторно-курортное лечение. Представитель также поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, согласно которым по результатам плановой выездной проверки, проведенной 22.10.2021 года Федеральным агентством Лесного хозяйства (Рослесхоз) в отношении Министерства, 14.12.2021 года составлен акт № 37/2021 проверки исполнения органом государственной власти Пензенской области переданных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений и расходования средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета на осуществление указанных полномочий. Данным актом установлено, что в проверяемый период за счет средств субвенций из федерального бюджета по КОСГУ 212 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов за исключением фонда оплаты труда» сотрудникам Министерства начислена и выплачена компенсация единовременного лечебного пособия на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение в 2019-2020 г.г. Полагая, что выплата лечебного пособия должна производиться исключительно за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели, государственные органы Пензенской области не вправе использовать на выплату лечебного пособия средства из иных источников. Пунктом 13 названного Предписания на ответчика возложена обязанность по принятию мер по недопущению расходования средств субвенций из федерального бюджета на цели, не связанные с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений. В связи с выданным предписанием ответчик вынужден был отказать истцам в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение за 2022 год. Не согласившись с предписанием, Министерство обжаловало данный пункт (13) в Арбитражный суд г. Москвы, принятым решением в удовлетворении заявления ответчика было отказано, в настоящее время подана апелляционная жалоба. В связи с вышеизложенным, ответчик не имеет возможности добровольно исполнить требования истцов. Разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области – Мокроусова Т.К., действующая на основании доверенности (в деле), поддержала позицию ответчика, дополнительно пояснила, что средства на осуществление переданных полномочий Российской Федерации, в том числе, и на содержание и обеспечение государственных служащих Минлесхоза, выполняющих полномочия РФ в области лесных отношений, должны перечисляться в виде субвенций из федерального бюджета. Расходные обязательства субъекта при осуществлении переданных полномочий исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета (ст. 83 Лесного кодекса РФ, ст. 85 БК РФ). Средства, направленные на оплату лечебных пособий государственным служащим использовались в пределах федеральных субвенций и в целях, определенных законами о бюджете субъекта и Российской Федерации. При этом, порядок оплаты труда и система гарантий государственных гражданских служащих субъекта устанавливаются, с учетом положений федерального законодательства и законодательства субъекта РФ. Выплата лечебного пособия производится за счет средств, предусмотренных в бюджете Пензенской области, на указанные цели. В законе о бюджете Пензенской области ежегодно предусматриваются расходы на выплату лечебного пособия сотрудникам Министерства, содержащимся, в том числе, за счет субвенций из федерального бюджета в области лесных отношений. Установление для государственных служащих гарантии на льготное обеспечение санаторно-курортным лечением не противоречит п.4 ст. 85 БК РФ и является своего рода обязанностью государства в части нереализованного права на медицинское страхование. Считает, что госслужащие, выполняющие переданные полномочия Российской Федерации, имеют право на выплату лечебного пособия исключительно за счет субвенций, поступающих из федерального бюджета на выполнение соответствующих полномочий. Разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Министерства финансов Пензенской области – Темерева Л.Н., действующая на основании доверенности (в деле), полностью поддержала позицию, изложенную Мокроусовой Т.К., разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда.

Третье лицо Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз), будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, просит рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве на иск указывает, что согласно Закону Пензенской области от 30.05.1998 года № 75-ЗПО «О государственной службе Пензенской области» и постановлению Губернатора Пензенской области от 31.10.2001 года № 521 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области», выплата лечебного пособия производится за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели, государственные органы Пензенской области не вправе использовать на выплату лечебного пособия средства из иных источников. Выплата единовременного лечебного пособия на приобретение санаторно-курортной путевки установлена в качестве дополнительной социальной гарантии, не входящей в фонд оплаты труда, соответственно, в силу ст. 73 Закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 года и ст. 6 ТК РФ, обеспечивается за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, а не субвенций из федерального бюджета. В вопросах дополнительных выплат при оплате труда работников в виде получения надбавок и доплат в повышенном размере по сравнению с установленными федеральным законодательством, имеются правовые позиции Минфина России и судов, согласно которым повышенные выплаты должны обеспечиваться за счет средств бюджета субъекта, а не федеральных средств, чтобы не допустить избыточное расходование средств федерального бюджета. Разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Частью седьмой статьи 11 ТК РФ предусмотрено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», определив основные государственные гарантии гражданских служащих (ст. 52), предусмотрел в ст. 53 возможность предоставления им дополнительных государственных гарантий. Согласно п. 5 названной статьи гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных данным Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, могут предоставляться иные государственные гарантии.

В соответствии со ст. 11 Закона Пензенской области от 9 марта 2005 года № 751-ЗПО «О государственной гражданской службе Пензенской области» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1).

Гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Пензенской области (ч.4).

Порядок оплаты труда и размер денежного содержания гражданских служащих в соответствии с федеральными законами устанавливаются законом Пензенской области (ч.5).

По смыслу положений ч.7 ст. 2 Закона Пензенской области от 30 декабря 2004 года № 740-ЗПО «О денежном содержании государственных гражданских служащих Пензенской области и лиц, замещающих государственные должности Пензенской области» гражданским служащим Пензенской области и лицам, замещающим государственные должности Пензенской области, производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Статьей 1 Закона Пензенской области от 9 марта 2005 года N 751-ЗПО «О государственной гражданской службе Пензенской области» установлено, что государственный гражданский служащий Пензенской области (далее также - гражданский служащий) - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы Пензенской области и осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы Пензенской области в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета Пензенской области.

В ходе рассмотрения дела установлено, что истцы являются государственными гражданскими служащими Пензенской области и замещают должности в Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области: Никулин С.В. – заместитель начальника Управления лесного хозяйства, Гальдина Г.Г. – заместитель начальника отдела финансирования, бухгалтерского учета и отчетности, Гладкова К.И. – начальник отдела воспроизводства, лесоразведения и защиты леса Управления лесного хозяйства, Давыдова А.Р. – ведущий специалист-эксперт отдела кадрового обеспечения и делопроизводства, Данилин В.В. – главный специалист–эксперт отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса Управления лесного хозяйства, Данилова А.И. – главный специалист-эксперт отдела правового и организационно-кадрового обеспечения, Железнова А.А. – ведущий специалист-эксперт отдела экономического анализа, администрирования доходов и цифровизации, Климова К.И. – главный специалист-эксперт отдела кадрового обеспечения и делопроизводства, Климова Т.А. – главный специалист – эксперт отдела экономического анализа и администрирования доходов, Куклова М.В. – ведущий специалист-эксперт отдела лесного реестра и экспертизы Управления лесного хозяйства, Лехова Ю.И. – главный специалист-эксперт отдела экономического анализа и администрирования доходов, Малин А.С. – начальник отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса Управления лесного хозяйства, Мельников В.М. – начальника отдела лесного реестра и экспертизы Управления лесного хозяйства, Володина Ю.Е. – начальник отдела финансирования, бухгалтерского учета и отчетности - главный бухгалтер, Новиков Д.Г. – заместитель начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора, охраны леса Управления лесного хозяйства, Павлова О.И. – главный специалист – эксперт отдела экономического анализа и администрирования доходов, Плясунов Д.С. – главный специалист-эксперт отдела лесного хозяйства, Попова Н.А.- ведущий специалист–эксперт отдела финансирования, бухгалтерского учета и отчетности, Селифанова М.В. – ведущий специалист–эксперт отдела финансирования, бухгалтерского учета и отчетности, Суворина Д.В. – главный специалист-эксперт отдела экономического анализа, администрирования доходов и цифровизации, Шилина Е.А. – главный специалист-эксперт отдела финансирования, бухгалтерского учета и отчетности, что подтверждается выписками из приказов, служебными контрактами, заключенными каждым из истцов с ответчиком.

Согласно положениям служебных контрактов истцов, с учетом дополнительных соглашений к ним, в разделе «Оплата труда» истцам как государственным служащим установлено денежное содержание, которое состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Пензенской области; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Пензенской области; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Пензенской области; ежемесячного денежного поощрения; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным представителем нанимателя; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами, законами Пензенской области и иными нормативными правовыми актами.

Судом установлено, что каждым из истцов при уходе в очередной оплачиваемый отпуск в 2022 году в адрес ответчика было подано заявление о предоставлении отпуска с ходатайством о выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение. Однако, в выплате пособий было отказано в письмах: от 20.06.2022 года № 16-5-1/3461 Никулину С.В., от 21.04.2022 года № 16-5-3/2263 Гальдиной Г.Г., от 16.06.2022 года № 16-5-1/3421 Гладковой К.И., от 08.06.2022 года № 16-5-3/3235 Давыдовой А.Р., от 09.06.2022 № 16-5-1/3282 Данилину В.В., от 25.01.2022 года № 16-5-1/366 Даниловой А.И., от 16.06.2022 года № 16-5-1/3422 Железновой А.А., от 24.06.2022 № 16-5-1/3564 Климовой К.И., от 26.05.2022 № 16-5-3/2976 Климовой Т.А., от 16.05.2022 года № 16-5-1/2775 Кукловой М.В., от 16.02.2022 года № 16-5-1/869 Леховой Ю.И., от 23.06.2022 года № 16-5-1/3519 Малину А.С., от 15.06.2022 года № 16-5-1/3351 Мельникову В.М., от 04.03.2022 года № 16-5-1/1191 Володиной Ю.Е., от 23.06.2022 года № 16-5-1/3515 Новикову Д.Г., от 14.03.2022 года № 16-5-1/1320 Павловой О.И., от 08.06.2022 года № 16-5-1/3236 Плясунову Д.С., от 16.06.2022 года № 16-5-1/3420 Поповой Н.А., от 17.06.2022 года № 16-5-1/3423 Селифановой М.В., от 09.06.2022 года № 16-5-3/3284 Сувориной Д.В., от 08.06.2022 года № 16-5-1/3244 Шилиной Е.А., что подтверждается копиями приобщенных к иску писем.

В обоснование предоставленных отказов ответчик сослался на п. 13 предписания №36/2021 Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2021, которым Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области указано на необходимость принятия мер по недопущению расходования субвенций из федерального бюджета на цели, не связанные с осуществлением переданных полномочий в области лесных отношений (Министерством произведена компенсация сотрудникам лечебного пособия на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение). Поскольку должности истцов в период 2022 года (а некоторых из истцов - Климовой К.И. (в период с 01.01.2022 года по 31.05.2022 года), Леховой Ю.И. (в период с 01.01.2022 года по 31.05.2022 года), Павловой О.И. (в период с 01.01.2022 года по 13.02.2022 года), Шилиной Е.А. (в период с 01.01.2022 года по 13.02.2022 года) и Володиной Ю.Е. (в период с 01.01.2022 года по 13.02.2022 года)) финансируются за счет средств субвенций из федерального бюджета на исполнение полномочий в области лесных отношений, ответчик посчитал невозможным произвести выплату единовременного пособия на санаторно-курортное лечение.

Данные отказы нарушают положения действующего законодательства в части оплаты труда и предоставления дополнительных гарантий государственным гражданским служащим Пензенской области, а также право истцов на получение дополнительной социальной гарантии.

В силу п. «б» ч.2 ст. 15 Закона Пензенской области «О Государственной службе Пензенской области» № 75-ЗПО от 30.05.1998, государственный служащий Пензенской области имеет право на льготное обеспечение санаторно-курортным лечением. Порядок предоставления льготных путевок утверждается: для государственных служащих, работающих в органах исполнительной власти Пензенской области, Губернатором Пензенской области.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Закона Пензенской области «О Государственной службе Пензенской области» постановлением Губернатора Пензенской области от 31 октября 2001 №521 утверждено Положение о порядке предоставления льготных путевок (лечебных пособий) на санаторно-курортное лечение лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области.

Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Пензенской области «О государственной службе Пензенской области» и определяет следующий порядок предоставления льготных путевок (лечебных пособий) на санаторно-курортное лечение лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области (далее - государственные служащие):

1. Государственному служащему Пензенской области, имеющему право на льготное обеспечение санаторно-курортным лечением, ежегодно выплачивается единовременное лечебное пособие на приобретение соответствующей путевки в размере шести должностных окладов (трехкратного денежного вознаграждения.) При пересмотре размеров должностных окладов выплату лечебного пособия производить исходя из среднемесячного должностного оклада.

2. Выплата лечебного пособия на приобретение путевки осуществляется, как правило, при уходе государственного служащего в очередной оплачиваемый отпуск по его заявлению на имя руководителя соответствующего государственного органа Пензенской области. Решение о выплате лечебного пособия руководителю государственного органа принимается Губернатором Пензенской области. В случае, если лечебное пособие не получено, либо в текущем году очередной отпуск государственным служащим по уважительным причинам не использован, указанное лечебное пособие выплачивается ему в конце текущего года.

3. Выплата лечебного пособия осуществляется независимо от того, приобретена путевка на санаторно-курортное лечение или нет.

4. При увольнении государственного служащего или поступлении на государственную службу в течение года выплата лечебного пособия осуществляется за фактически отработанное время. В случае увольнения государственного служащего по основаниям, связанным с нарушением трудовой дисциплины и по собственному желанию, пособие не выплачивается. Размер лечебного пособия не изменяется при нахождении государственного служащего в очередном ежегодном отпуске, в отпуске по временной нетрудоспособности, а также в иных случаях предусмотренных законодательством, когда работник практически не работал, но за ним сохранялись место работы и заработная плата.

5. Расходы на выплату лечебных пособий государственных служащих Пензенской области предусматриваются в сметах расходов на содержание соответствующих органов исполнительной власти Пензенской области по коду бюджетной классификации 130330 "Прочие трансферты населению".

8. При определении размера квартальных и годовых премий выплаченное лечебное пособие не учитывается.

9. Выплата лечебного пособия производится исключительно за счет средств, предусмотренных в областном бюджете на указанные цели, государственные органы Пензенской области не вправе использовать на выплату лечебного пособия средства из иных источников.

10. Учет расходов на выплату лечебного пособия ведется отдельно от других расходов. Отчет по расходам на лечебное пособие представляется одновременно, с отчетом о расходовании средств на содержание соответствующего государственного органа Пензенской области. Ответственность и контроль за правильным расходованием средств на указанные цели осуществляет бухгалтерия соответствующего государственного органа Пензенской области.

С учетом вышеизложенного, истцы, замещая должности государственной гражданской службы Пензенской области, имеют безусловное право на дополнительную государственную гарантию в виде ежегодного единовременного пособия на санаторно-курортное лечение. Данное право ответчиком в суде не оспаривалось.

Пунктом 1 ст. 133 БК РФ определено, что под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации в установленном порядке.

Согласно п. 3 ст. 133 БК РФ субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, предоставляемые на исполнение отдельных расходных обязательств субъектов Российской Федерации, зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации и расходуются в порядке, установленном федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 и п. 4 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта РФ возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации, устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета.

Пунктом 1.6. Положения о Министерстве лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области, утвержденным постановлением Правительства Пензенской области от 22.12.2011 N 965-пП (с изменениями и дополнениями) финансирование обеспечения деятельности Министерства осуществляется за счет средств бюджета Пензенской области и средств, поступающих в виде субвенций из федерального бюджета.

Законом от 9 марта 2005 года № 751-ЗПО «О государственной гражданской службе Пензенской области», а также Законом Пензенской области «О государственной службе Пензенской области» №75-ЗПО от 30.05.1998 и постановлением Губернатора Пензенской области от 31.10.2001 г. №521 «О некоторых социальных гарантиях лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной гражданской службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области» об утверждении Положения о порядке предоставления льготных путевок (лечебных пособий) на санаторно-курортное лечение лицам, замещающим государственные должности Пензенской области и государственные должности государственной службы Пензенской области в системе исполнительных органов государственной власти Пензенской области, установлено, что расходы, связанные с выплатой на санаторно-курортное лечение государственным гражданским служащим области, производятся за счет средств областного бюджета, предусмотренных на функционирование органов государственной власти области.

С учетом вышеизложенного, приведенная ответчиком в обоснование отказов ссылка на пункт 13 предписания №36/2021 Федерального агентства лесного хозяйства от 14.12.2021, не может служить основанием для отказа в выплате истцам вышеназванной компенсации, которая предусмотрена действующим законодательством.

Возникшая в настоящее время спорная ситуация относительно источника средств, за счет которых должно производиться финансирование истцам, выполняющим переданные субъекту полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, единовременного пособия на санаторно-курортное лечение, и отсутствие дополнительного финансирования переданных федеральных полномочий за счет средств бюджета Пензенской области, не могут являться основанием для ограничения прав истцов, либо отказа им в иске.

Оспариваемые истцами отказы нарушают их права и законные интересы, в связи с чем суд находит обоснованными исковые требования о признании незаконными отказов Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение. Именно на Министерство лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области следует возложить обязанность в 10-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу выплатить истцам единовременное пособие на санаторно-курортное лечение за заявленные периоды, поскольку в противном случае это приведет к нарушению прав истцов на вознаграждение за труд без дискриминации, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, Издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации. Сумма подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования города Пензы государственной пошлины составляет 600 рублей.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Никулина Сергея Владимировича, Гальдиной Галины Герасимовны, Гладковой Ксении Игоревны, Давыдовой Альфии Рафисовны, Данилина Василия Викторовича, Даниловой Алевтины Ивановны, Железновой Анастасии Анатольевны, Климовой Карины Игоревны, Климовой Татьяны Анатольевны, Кукловой Марины Валентиновны, Леховой Юлии Игоревны, Малина Антона Сергеевича, Мельникова Владислава Михайловича, Володиной Юлии Евгеньевны, Новикова Дмитрия Геннадьевича, Павловой Ольги Ивановны, Плясунова Дениса Сергеевича, Поповой Натальи Александровны, Селифановой Марины Викторовны, Сувориной Дарьи Вячеславовны, Шилиной Елены Анатольевны к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение и понуждении к его выплате – удовлетворить.

Признать незаконными отказы Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области в выплате единовременного пособия на санаторно-курортное лечение, выраженное в письмах от 20.06.2022 года № 16-5-1/3461 Никулину Сергею Владимировичу, от 21.04.2022 года № 16-5-3/2263 Гальдиной Галине Герасимовне, от 16.06.2022 года № 16-5-1/3421 Гладковой Ксении Игоревне, от 08.06.2022 года № 16-5-3/3235 Давыдовой Альфии Рафисовне, от 09.06.2022 № 16-5-1/3282 Данилину Василию Викторовичу, от 25.01.2022 года № 16-5-1/366 Даниловой Алевтине Ивановне, от 16.06.2022 года № 16-5-1/3422 Железновой Анастасии Анатольевне, от 24.06.2022 № 16-5-1/3564 Климовой Карине Игоревне, от 26.05.2022 № 16-5-3/2976 Климовой Татьяне Анатольевне, от 16.05.2022 года № 16-5-1/2775 Кукловой Марине Валентиновне, от 16.02.2022 года № 16-5-1/869 Леховой Юлии Игоревне, от 23.06.2022 года № 16-5-1/3519 Малину Антону Сергеевичу, от 15.06.2022 года № 16-5-1/3351 Мельникову Владиславу Михайловичу, от 04.03.2022 года № 16-5-1/1191 Володиной Юлии Евгеньевне, от 23.06.2022 года № 16-5-1/3515 Новикову Дмитрию Геннадьевичу, от 14.03.2022 года № 16-5-1/1320 Павловой Ольге Ивановне, от 08.06.2022 года № 16-5-1/3236 Плясунову Денису Сергеевичу, от 16.06.2022 года № 16-5-1/3420 Поповой Наталье Александровне, от 17.06.2022 года № 16-5-1/3423 Селифановой Марине Викторовне, от 09.06.2022 года № 16-5-3/3284 Сувориной Дарье Вячеславовне, от 08.06.2022 года № 16-5-1/3244 Шилиной Елене Анатольевне.

Обязать Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области выплатить Никулину Сергею Владимировичу (за 2022 год), Гальдиной Галине Герасимовне (за 2022 год), Гладковой Ксении Игоревне (за 2022 год), Давыдовой Альфии Рафисовне (за 2022 год), Данилину Василию Викторовичу (за 2022 год), Даниловой Алевтине Ивановне (за 2022 год), Железновой Анастасии Анатольевне (за 2022 год), Климовой Карине Игоревне (за период с 01.01.2022 года по 31.05.2022 года), Климовой Татьяне Анатольевне (за 2022 год), Кукловой Марине Валентиновне (за 2022 год), Леховой Юлии Игоревне (за период с 01.01.202 года по 31.05.2022 года), Малину Антону Сергеевичу (за 2022 год), Мельникову Владиславу Михайловичу (за 2022 год), Володиной Юлии Евгеньевне (за период с 01.01.2022 года по 13.02.2022 года), Новикову Дмитрию Геннадьевичу (за 2022 год), Павловой Ольге Ивановне (за период с 01.01.2022 года по 13.02.2022 года), Плясунову Денису Сергеевичу (за 2022 год), Поповой Наталье Александровне (за 2022 год), Селифановой Марине Викторовне (за 2022 год), Сувориной Дарье Вячеславовне (за 2022 год) и Шилиной Елене Анатольевне (за период с 01.01.2022 года по 13.02.2022 года) в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу единовременное пособие на санаторно-курортное лечение.

Взыскать с Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области госпошлину в доход бюджета муниципального образования города Пензы в сумме 600 (шестьсот) рублей.

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Пензы в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 21.09.2022 года.

Судья: подпись. Н.Н. Аравина

.

.