ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1471/2016 от 15.03.2017 Центрального районного суда г. Прокопьевска (Кемеровская область)

Дело № 2-25/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Прокопьевска Кемеровской области в составе председательствующего судьи Мокина Ю.В.,

при секретаре Латыповой Ю.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

15 марта 2017 года

гражданское дело по иску ФИО2 ФИО14, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, ФИО1 (ФИО12) ФИО5 к администрации <адрес> о включении в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья,

У С Т А Н О В И Л:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику администрации <адрес> о включении их в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ООО «Шахта им. Ворошилова», об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья.

Свои требования мотивировали тем, что они являются нанимателями однокомнатной квартиры, расположенной по <адрес> в <адрес>. Данная квартира предоставлена им на основании договора социального найма . Дом, в котором расположена их квартира,1931 года постройки, каркасно-засыпной, расположен на горном отводе ООО «Шахта им. Ворошилова». <адрес> квартиры составляет 27,1 кв.м. Проживание в квартире невозможно в виду аварийности и ветхости дома. Согласно ответу администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, решением МВК от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. В соответствии с экспертным заключением от ДД.ММ.ГГГГ Сибирского филиала ОАО «НИИ институт горной геомеханики и маркшейдерского дела – Межотраслевой научный центр ВНИМИ» (СФ ОАО «ВНИМИ») «О степени влияния горных подземных работ на техническое состояние 2 110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова» с выдачей рекомендаций по их сохранению или сносу» многоквартирный дом по <адрес> в <адрес> подработан горными работами. <адрес> в <адрес> ранее признан аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ, а позднее признан подработанным горными работами – ДД.ММ.ГГГГ. Так как дом уже включен в программу переселения из аварийного жилья, поэтому не может быть включен в программу переселения из подработанного жилья. Истцы не значатся в списке жителей, подлежащих переселению с территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова». Полагают, что <адрес> в <адрес> подлежит сносу как непригодный для проживания по критериям безопасности по проекту ликвидации ООО «Шахта им. Ворошилова». Просят суд обязать администрацию <адрес> включить их в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированном предприятии ООО «Шахта им. Ворошилова»; заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом предприятии ООО «Шахта им. Ворошилова».

В судебном заседании истец ФИО2, действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей ФИО3, ФИО4, на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в заявлении, просила иск удовлетворить полностью.

Истец ФИО6 на заявленных исковых требований настаивала по основаниям, изложенным в заявлении, просила иск удовлетворить.

Представитель истца ФИО2 – ФИО7, действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7), на удовлетворении исковых требований наставил, пояснил, что решение о ликвидации угольного предприятия - ООО «Шахта им. Ворошилова» было принято ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц. Заключением СФ ОАО «ВНИМИ» установлено, что многоквартирный жилой дом по <адрес> находится на горном отводе ООО «Шахта им. Ворошилова», в зоне влияния от ее подземных работ. Горные работы шахты повлияли на техническое состояние данного дома, дом является ветхим, ставшим непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова». Полагает, что в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 428 «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» истцы имеют право на меры государственной поддержки в форме предоставления социальных выплат, поскольку на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности они проживали в доме по <адрес>. Считает, что ответчик необоснованно не включил истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова». Полагает доводы ответчика о том, что жильцы <адрес> не могут быть включены в указанный список граждан, подлежащих переселению, в связи с тем, что дом в 2011 году заключением МВК был признан аварийным и подлежащим сносу, дом включен в региональную адресную программу, основаны на неверном толковании норм материального права. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика - администрации <адрес> ФИО8, действующая на основании доверенности (л.д. 112), исковые требования не признала полностью и пояснила, что многоквартирный жилой <адрес> заключением МВК от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 47 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно постановлению Коллегии администрации <адрес> «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2017 годы» дом по <адрес> включен в программу сноса, его снос и расселение планируется осуществить не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При выселении из жилого помещения в связи со сносом и предоставлении другого благоустроенного жилого помещения не учитывается состав семьи нанимателя жилого помещения в доме, подлежащим сносу, учитывается только размер занимаемой ими жилой площади. Поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое жилое помещение должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. При этом граждане, которым предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если у них не отпали основания состоять на таком учете. По результатам инвентаризации жилищного фонда, расположенного на территории горных отводов убыточных шахт, находящихся в частной собственности, проведенной в 2013 году шахтами и БТИ, установлено, что многоквартирный <адрес> расположен на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова». СФ ОАО «ВНИМИ» <адрес> проведено экспертное обследование ветхого жилищного фонда, расположенного на территориях горных отводов убыточных шахт. В настоящее время данное экспертное заключение находится в стадии формирования. Список будет сформирован и утвержден администрацией <адрес> и Министерством энергетики РФ после предоставления экспертного заключения. Поскольку заключением МВК от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> был признан аварийным и подлежащим сносу ранее, чем проведено экспертное обследование СФ ОАО «ВНИМИ», поэтому было принято решение о переселении жильцов дома и его последующем сносе в соответствии с принятой региональной программой. Семье истцов, зарегистрированных в <адрес> в <адрес> в составе 4 человек на основании договора социального найма жилья, общей площадью 27,1 кв.м., распределена квартира по адресу: <адрес> (строительный адрес), общей площадью 35,4 кв.м. Поскольку, общая площадь предоставляемого истцам жилого помещения в новом строящемся доме (35,4 кв.м.) превышает общую площадь занимаемое ими жилого помещения по <адрес>2 (27,1 кв.м.), полагает, что права и законные интересы истцов действиями ответчика не нарушены, поэтому оснований ля удовлетворения исковых требований истцов не имеется. Просит в удовлетворении иска о включении истцов в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, и заключении с ними договора о предоставлении социальных выплат отказать полностью за необоснованностью.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерство энергетики Российской Федерации – ФИО9, действующий по доверенности (л.д. 76), в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя третьего лица, представил письменный отзыв на иск, в котором указал, что Министерство энергетики РФ считает исковые требования истцов необоснованными и не подлежащими удовлетворению, поскольку многоквартирный жилой <адрес> в <адрес> на момент принятия заключения СФ ОАО «ВНИМИ» уже был включен в программу переселения из аварийного жилья, поэтому в силу действующего законодательства отсутствуют основания для включения жильцов указанного дома в списки граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ООО «Шахта им. Ворошилова» (л.д. 73-75).

Выслушав истцов, представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 40 Конституции Российской Федерации конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицам, занимающим его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, в исключении случаев произвольного лишения граждан жилища.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от ДД.ММ.ГГГГ-О-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.

Реализуя эту конституционную обязанность, государство в лице уполномоченных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления обеспечивает предоставление гражданам, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющих иного жилого помещения, меры государственной социальной поддержки, направленной на защиту их жилищных прав, путем сохранения тех же условий проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.

Основные меры государственной социальной поддержки граждан закреплены федеральным законодателем в Жилищном кодексе Российской Федерации. Дополнительные меры социальной поддержки граждан закрепляются принимаемыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ, в других федеральных законах, а также изданных в соответствии с ними указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

В частности, положениями ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ закреплено внеочередное предоставление гражданам жилых помещений по договорам социального найма, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Кроме того, статьями 85, 87 ЖК РФ закреплена обязанность органа местного самоуправления предоставить гражданам, проживающим по договору социального найма в жилых помещениях, непригодных для проживания, аварийных и подлежащих сносу, иные жилые помещения, отвечающие установленным санитарным и техническим требованиям.

В силу ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. ст. 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

Собственник жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, также имеет право на компенсационное возмещение принадлежащего ему жилья в форме его изъятия путем выкупа либо по соглашению с собственником жилого помещения предоставление взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену, которое закреплено в положениях ч. 1 и ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

В целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства федеральным законодателем был принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», предусматривающий право органов государственной власти субъектов Российской Федерации принимать региональные адресные программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Наряду с этим, во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности», Правительством Российской Федерации принято Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования», предусматривающее мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428, с дальнейшими изменениями и дополнениями.

Как следует из указанных нормативно-правовых актов, предоставляемые государством меры социальной поддержки гражданам в связи со сносом дома, признанного в установленном порядке аварийным либо ветхим в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах, носят исключительно компенсационный характер и направлены на сохранение гражданам условий проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности. При этом, названными нормативно-правовыми актами, так и действующим жилищным законодательством Российской Федерации, не предусмотрено право граждан, проживающих в аварийных и ветхих жилых помещениях, на получение той или иной государственной меры социальной поддержки по своему выбору и на свое усмотрение.

Исходя из названных правовых актов, реализация мер государственной социальной поддержки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного жилищного фонда, возложена исключительно на органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).

Порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный жилой дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции установлен в Постановлении Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ) (далее – Положение).

Пункт 2 данного Положения предусматривает, что его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В силу пунктов 7, 8 Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7(1) настоящего Положения.

В соответствии с пунктом 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

Согласно п. 47 названного Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:

- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

- о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

- о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

- о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;

- об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Предусмотренный в пункте 47 Положений перечень решений, которые правомочна принять Межведомственная комиссия, является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит.

Как указано выше, во исполнение Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности» издано Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования» утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, пунктом 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечению занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

Порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков определены Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 428, с дальнейшими изменениями и дополнениями.

Согласно указанным Правилам, содействие гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, осуществляется в форме предоставления социальных выплат в соответствии со списками переселяемых из ветхого жилья граждан в составе утвержденных проектов ликвидации шахт.

В соответствии с п. 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации.

Указанные Правила направлены на защиту жилищных прав и содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением «ГУРШ» при Минэнерго России от ДД.ММ.ГГГГ N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты, кроме того, в число членов семей включаются учащиеся школ, средних и высших учебных заведений, военнослужащие, проходящие срочную службу и убывшие к месту учебы или службы с данной площади.

Исходя из толкования указанных норм права, социальные выплаты предоставляются не всем гражданам, проживающим в непригодных жилых помещениях, а лишь тем, кто отвечает всей совокупности условий, необходимых и достаточных для включения в списки.

К числу таких условий, относятся, в частности, постоянное проживание совместно с собственником жилья граждан, являющихся членами его семьи, зарегистрированных на этой площади на дату принятия решения о ликвидации шахты, а также наличие у гражданина права на жилое помещение на момент принятия решения о признании жилого помещения ветхим и непригодным.

При этом совокупность данных обстоятельств должна иметь место на дату принятия решения о ликвидации шахты.

Таким образом, данные социальные выплаты, как и иные меры государственной социальной поддержки граждан, постоянно проживающих в ветхом, аварийном жилом помещении, не направлены на улучшение жилищных условий граждан, нуждающихся в их улучшении, а имеют своей целью компенсацию со стороны государства утраченного ветхого жилья, ставшего таким в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах.

Как установлено судом и следует из материалов дела, пояснений сторон, согласно договору социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 передано в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 1 комнаты, общей площадью 27,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, совместно с членами семьи: ФИО12, ФИО3, ФИО4 (л.д. 13-14), которые являются детьми истца ФИО2 (свидетельства о рождении на л.д. 11, 12). Истец ФИО12 вступила в зарегистрированный брак ДД.ММ.ГГГГ и приняла фамилию «Пузынина» (свидетельство о заключении брака на л.д. 24).

Как следует из акта обследования многоквартирного <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29-30) и заключения о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 31) многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, в связи с тем, что дом находится в неудовлетворительном состоянии.

Согласно распоряжению администрации <адрес> от 16.03.2012 -р (л.д. 32) на основании акта и заключения межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» принято решение о сносе дома, расположенного по адресу: <адрес> в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Из части 5 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 316-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что положения части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации и части 3 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и возникшие с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», как в ранее действовавшей, так и в ныне действующей редакции, региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после ДД.ММ.ГГГГ, она утверждается на период до ДД.ММ.ГГГГ.

Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать: перечень многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации; срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования; объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств переселения граждан из аварийного жилищного фонда, рассчитанный в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, на весь период действия этой программы и в разбивке по этапам этой программы.

Статья 2 в указанном Федеральном законе устанавливает, что предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда - предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации или в установленном настоящим Федеральным законом случае местным бюджетам на безвозвратной и безвозмездной основе на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. В силу п. 3 ст. 2 данного Федерального закона под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, названный Закон регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией (Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства), органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления по получению финансовой поддержки. Получателем предоставляемой финансовой поддержки, в том числе для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, являются субъекты Российской Федерации и муниципальные образования.

Как следует из текста Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Федеральный законодатель, предусматривая правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации и муниципальному образованию из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, одновременно предписывает осуществлять переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством согласно части 3 статьи 16 данного Закона.

Тем самым, критерием соблюдения прав подлежащих переселению из аварийных домов граждан, не являющихся непосредственными участниками правоотношений по предоставлению финансовой поддержки, регулируемых настоящим законом, как следует из смысла и содержания Закона, Законодатель указывает соблюдение требований жилищного законодательства.

Следовательно, если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение, включен в указанную адресную программу, то в силу статьи 16, пункта 3 статьи 2 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» право на предоставление другого жилого помещения имеют все граждане, проживающие в данном жилом помещении, без исключения. При этом переселение граждан из аварийного жилищного фонда должно осуществляться не в произвольном порядке или по усмотрению должностных либо уполномоченных на это лиц, а исключительно в соответствии с жилищным законодательством (то есть в соответствии со статьями 32, 86 Жилищного кодекса РФ) в силу прямого указания в законе (ч. 3 ст. 16 Федерального закона № 185-ФЗ).

Таким образом, наниматель муниципального жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, имеет право на предоставление ему и членам его семьи другого благоустроенного жилого помещения.

В соответствии с ч. 6 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» средства Фонда, средства долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов расходуются на приобретение жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено, включая многоквартирные дома, строящиеся (создаваемые) с привлечением денежных средств граждан и (или) юридических лиц) или в домах, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на строительство таких домов, а также на выплату лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается привлечение внебюджетных средств на строительство многоквартирных домов и домов, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, если они строятся (создаются) субъектами Российской Федерации или муниципальными образованиями за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов.

Согласно ч. 6.1 ст. 16 названного Закона, органы местного самоуправления вправе заключать за счет средств, указанных в части 6 настоящей статьи, муниципальные контракты на приобретение жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к жилью экономического класса, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство жилья экономического класса, либо для строительства в минимально требуемом объеме жилья экономического класса, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме жилья экономического класса и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Частью 2.2 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ установлен запрет на внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

Постановлением коллегии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении региональной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2017 годы» утверждена региональная адресная программа до 2017 года по переселению граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ аварийными, и подлежащих сносу.

Согласно указанной региональной адресной программе «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013 - 2017 годы», переселение жильцов <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу ДД.ММ.ГГГГ, запланировано до ДД.ММ.ГГГГ При этом количество расселяемых жилых помещений в указанном многоквартирном доме предусмотрено 9, из них: 1 находится в частной собственности, 8 – в муниципальной собственности; общая стоимость переселения дома составляет 11 841 704,56 руб., из них: 1 477 613,72 руб. - за счет средств Фонда, 10 089 553,64 руб. – за счет средств областного бюджета, 274 537,20 руб. - за счет средств местного бюджета (порядковый номер программы – 277).

Согласно списку граждан, участвующих в программе переселения, утвержденного главой <адрес>ФИО10, жильцы квартиры по <адрес>2 в <адрес> – ФИО2, ФИО12, ФИО3, ФИО4, проживающие в квартире на основании договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, включены в программу переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу на 2013 - 2017 годы, на их переселение выделены денежные средства в сумме 877 256,82 руб., в том числе: 281 777,72 руб. - за счет средств Фонда, 573 389,88 руб. – за счет средств областного бюджета, 22 089,20 руб. - за счет средств местного бюджета.

Таким образом, судом установлено, что многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес>, в котором находится занимаемая истцами на основании договора социального найма муниципальная <адрес>, включен в перечень аварийных многоквартирных домов, в отношении которых из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета <адрес> и бюджета Прокопьевского городского округа предоставлена финансовая поддержка на их переселение в рамках принятой областной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением коллегии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из контракта № Ф.2016.248832 от ДД.ММ.ГГГГ на приобретение 36 квартир по региональной адресной программе: «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» в 2016 году путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в Прокопьевском городском округе (л.д. 127-133), заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом <адрес> (Участник) и ООО Управляющая компания «Прокопьевское строительное монтажное управление» (Застройщик), стороны достигли соглашение о том, что Застройщик обязуется в срок до ДД.ММ.ГГГГ своими силами и (или) с привлечением других лиц построить многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, и после получения разрешения на ввод его в эксплуатацию передать объект долевого строительства – 36 квартир, общей площадью 1 307,8 кв.м. Участник, в свою очередь, обязуется уплатить обусловленную контрактом цену - 41 268 936,80 руб., и принять объект долевого строительства – 36 квартир, при наличии разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

Согласно п. 2.2 контракта, источниками финансирования цены контракта являются средства Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, направляемые на выполнение мероприятий региональной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу».

Как следует из информации администрации <адрес> (л.д. 126), <адрес> будет снесен и расселен по региональной адресной программе «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2017 годы», истцам распределена квартира в новом строящемся доме по <адрес>, общей площадью 35,4 кв.м.

Из ответа администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение ФИО2 о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом предприятии ООО «Шахта им. Ворошилова» (л.д. 6), следует, что дом по <адрес> в <адрес> расположен на горном отводе ООО «Шахта им. Ворошилова», но ранее, ДД.ММ.ГГГГ, заключением МВК <адрес> дом был признан аварийным и подлежащим сносу, переселение жителей дома запланировано на 3 квартал 2017 года. Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ СФ ОАО «ВНИМИ» дом по <адрес> подработан горными работами, дом рекомендуется сносу по критериям безопасности. Однако, в связи с тем, что <адрес> ранее признан аварийным и подлежащим сносу – ДД.ММ.ГГГГ, а позже подработанным горными работами – ДД.ММ.ГГГГ, дом включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилья, поэтому дом не может быть включен в программу переселения из подработанного жилья (л.д. 6, 134-135).

Согласно списку ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на находящемся в стадии консервации ООО «Шахта им. Ворошилова» непригодным для проживания по критериям безопасности, составленного администрацией <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), жильцы многоквартирного дома по <адрес> не включены в данный список, поскольку дом включен в региональную адресную программу переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу, в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Оспаривая отказ администрации <адрес> в предоставлении социальных выплат, истцы считают, что они имеют право на получение мер государственной социальной поддержки в виде социальных выплат за счет средств федерального бюджета, направляемых на содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом предприятии ООО «Шахта им. Ворошилова», поскольку их дом расположен на горном отводе ООО «Шахта им. Ворошилова», дом стал ветхим и непригодным для проживания в результате ведения горных работ, ликвидируемого угольного предприятия. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 43-65), решение о ликвидации ООО «Шахта им. Ворошилова» было зарегистрировано в ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61).

Согласно части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Перечень способов защиты гражданских прав установлен статьей 12 Гражданского кодекса РФ и не является исчерпывающим. При этом действующее законодательство не ограничивает субъектов в выборе способа защиты нарушенного права, граждане и юридические лица в силу статьи 9 ГК РФ вправе осуществить этот выбор по своему усмотрению, однако избранный лицом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, и в конечном итоге привести к восстановлению нарушенного права.

В обоснование заявленных исковых требований истцы ходатайствовали о проведении по делу судебной горно-геологической экспертизы, производство которой просили поручить Сибирскому филиалу ОАО «НИИ институт горной геомеханики и маркшейдерского дела – Межотраслевой научный центр ВНИМИ» в <адрес> (л.д. 82). Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ходатайство стороны истца о проведении по делу судебной экспертизы было удовлетворено.

Как следует из заключения СФ ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ об определении степени влияния горных работ ликвидированной ООО «Шахта им. Ворошилова» на техническое состояние жилого дома по <адрес> и рекомендации о возможности его сохранения или сноса (л.д. 94-108), многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> действительно находится на горном отводе ООО «Шахта им. Ворошилова», в зоне влияния от подземных горных работ, которые повлияли на техническое состояние дома. Физический износ дома составляет 69%, то есть является ветхим, рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова». Техническое состояние дома по <адрес> в <адрес> находится в причинно-следственной связи с ведением горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова». На техническое состояние дома повлияли следующие факторы: морозное пучение грунтов, сезонное подтопление территории, отсутствие конструктивных мер защиты строения, естественный физический износ и влияние на него подземных горных работ. Однако основным фактором являются подземные горные работы ООО «Шахта им. Ворошилова», так как суммарные горизонтальные деформации земной поверхности превышают допустимые. Таким образом, жилой дом по <адрес> рекомендуется к сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова».

Представитель ответчика, возражая против заявленных исковых требований, ссылается на то, что внесение сведений в ЕГРЮЛ о ликвидации угольного предприятия как юридического лица, не влечет возникновение обязательств федерального бюджета по финансированию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования». Считает, что обязательства государства по финансированию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности возникают только после утверждения проекта комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт и переселения жителей из ветхого аварийного жилья.

Согласно протоколу заседания межведомственной рабочей группы при Министерстве энергетики РФ по подготовке проекта комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт и переселения жителей из ветхого аварийного жилья в городах Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 139), администрации <адрес> предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ доработать комплексную программу поэтапной ликвидации убыточных шахт и переселения жителей из ветхого аварийного жилья в городах Прокопьевск, Киселевск, Анжеро-Судженск и направить ее на согласование заинтересованным федеральным органам исполнительной власти.

Как следует из комплексной программы поэтапной ликвидации убыточных шахт, расположенных на территории городов Прокопьевска, Киселевска, Анжеро-Судженска, и переселения жителей с подработанных территорий (1-я очередь 1 этапа - 2015-2017 гг.) согласованной с <адрес>ФИО11ДД.ММ.ГГГГ, и утвержденной Министром энергетики Российской Федерации ФИО13 ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 140-143), начало реализации проекта ликвидации убыточной шахты ООО «Шахта им. Ворошилова» (технические работы) начались в 3 квартале 2013 года после получения экспертного заключению СФ ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, принимая во внимание, что многоквартирный жилой дом по <адрес> в <адрес> был признан ветхим и подлежащим сносу, как ставший непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ООО «Шахта им. Ворошилова» после получения экспертного заключения Сибирского филиала ОАО «НИИ институт горной геомеханики и маркшейдерского дела – Межотраслевой научный центр ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ «О степени влияния горных подземных работ на техническое состояние 2 110 жилых домов, расположенных на территории горного отвода ООО «Шахта им. Ворошилова», на момент вынесения заключения СФ ОАО «ВНИМИ» от ДД.ММ.ГГГГ данный дом уже был признан заключением МВК от ДД.ММ.ГГГГ аварийным и подлежащим сносу, дом включен в региональную адресную программу «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2017 годы», утвержденную Постановлением коллегии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, истцы включены в данную программу переселения граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ аварийными и подлежащими сносу, на переселение истцов из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, бюджета <адрес>, бюджета Прокопьевского городского округа выделены значительные денежные средства на строительство нового благоустроенного жилого помещения, соответствующего по общей площади занимаемому истцами в настоящее время аварийному, жилое помещение будет предоставлено истцам в срок по окончанию строительства нового многоквартирного жилого дома в соответствии с установленным графиком выполнения работ, поэтому отсутствуют какие либо правовые основания для предоставления истцам дополнительных мер государственной социальной поддержки в виде социальных выплат наряду с уже предоставленными им государством мерам социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Иной подход к разрешению данного вопроса ставит под сомнение возможность неукоснительной реализации региональной адресной программы «Переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу» на 2013-2017 годы», утвержденной Постановлением коллегии администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, а также целевое расходование выделенных бюджетных средств (ассигнований) на переселение истцов из аварийного жилого помещения, признанного до ДД.ММ.ГГГГ, на что федеральным законодателем предусмотрен прямой запрет в силу части 2.2 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Таким образом, исковые требования истцов ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО6 к администрации <адрес> о включении в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ООО «Шахта им. Ворошилова», об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, не может быть удовлетворен, поскольку требования истцов в данной части являются ненадлежащим способом защиты субъективных прав и не подлежат удовлетворению в том виде, в каком они заявлены.

Соответственно, суд отказывает истцам в удовлетворении заявленных исковых требований полностью за необоснованностью.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 ФИО15, ФИО3, ФИО4, ФИО1 (ФИО12) ФИО5 к администрации <адрес> о включении в уточненный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемом ООО «Шахта им. Ворошилова», об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, отказать полностью за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Верно: судья Ю.В. Мокин

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ

Судья Ю.В. Мокин