ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1471/2020КОПИ от 09.07.2020 Кунгурского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-1471/2020 копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г.Кунгур Пермский край 09 июля 2020 года

Кунгурский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Третьяковой М.В..,

при секретаре Хасимовой Э.И.,

с участием представителя ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 13» Шиховой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кунгуре Пермского края гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 13», администрации города Кунгура Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (далее по тексту – ЦТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю) обратилось в суд к Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 13» (далее по тексту – МАОУ «СОШ № 13»), администрации города Кунгура Пермского края о прекращении нарушений санитарного законодательства.

В обоснование исковых требований указал, что по материалам плановой выездной проверки, проведенной года на основании распоряжения № 592 от 28.03.2019 в отношении МАОУ «СОШ № 13», осуществляющего деятельность по адресу: <адрес> были выявлены нарушения требований санитарного законодательства, которые в силу абз.10 ст.1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью детей, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. По результатам проведенной проверки составлены акт проверки № 753 от 29.04.2019г., а также протокол № 2478 об административном правонарушении от 07.05.2019г. по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ, вынесено постановление № 1794-Ц по делу об административном правонарушении от 07.05.2019г., в отношении директора МАОУ «СОШ № 13» Шиховой Н.Г. составлен протокол № 2479 об административном правонарушении от 07.05.2019г. по части 1 статьи 6.7 КоАП РФ, вынесено постановление № 1795-Ц по делу об административном правонарушении от 07.05.2019г. МАОУ «СОШ № 13» и директор МАОУ «СОШ № 13» Шихова Н.Г. привлечены к административной ответственности. С целью фактического устранения выявленных при проверке нарушений санитарных правил, в том числе СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», в соответствии со ст.50 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. образовательной организации выдано предписание должностного лица Роспотребнадзора, уполномоченного проводить проверку № 619 от 29.04.2019 со сроком исполнения до 14.04.2020г., подлежащие обязательному исполнению. Полученное предписание не обжаловано в установленном порядке, следовательно, подлежит обязательному исполнению. МАОУ «СОШ № 13» не выполнены пункты предписания со сроком исполнения до 14.04.2020 г., а именно в структурном подразделении МАОУ «СОШ № 13» «Детский сад» по адресу: <адрес>:

- не обеспечена отделка стен в помещениях групповых (кроме группы детей раннего возраста № 1 и младшей группы № 1) гладкой, ровной, допускающей уборку влажным способом дезинфекцию, что является нарушением требований п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- не обеспечена отделка стен туалетов и буфетных групп (кроме группы детей раннего возраста № 1 и младшей группы № 1) облицованной на высоту 1,8 м глазурованной плиткой, ровной, без дефектов, допускающей уборку влажным способом дезинфекцию, что является нарушением требований п. 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- не обеспечена отделка пола в игровых, туалетах, буфетных (кроме группы детей раннего возраста № 1 и младшей группы № 1), в общем коридоре на 1 этаже ровной, гладкой, допускающей уборку влажным способом с использованием моющих и дезинфицирующих средств, что является нарушением требований п. 5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- в туалетных младшей группы № 2, средних группах №№ 1,2,3 не установлено достаточное количество санитарно-технических приборов, что является нарушением требований п. 6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- в туалетных старших и подготовительных групп не установлено достаточное количество санитарно-технических приборов, что является нарушением требований п. 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- не обеспечена исправность системы канализации, что является нарушением требований п. 9.1 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- в туалетных помещениях для технических целей (уборка помещений групповых, туалетов) не оборудованы отдельные водопроводные краны, что является нарушением требований п. 17.3 СанПиН 2.4.1.3049-13.

Таким образом, на основании вышеизложенного, МАОУ «СОШ № 13» не выполнило предписание должностного лица, уполномоченного проводить проверку, тем самым продолжает осуществлять деятельность образовательного учреждения с нарушениями санитарного законодательства.

Согласно Уставу МАОУ «СОШ № 13» является юридическим лицом, может быть истцом и ответчиком в суде. Образовательная организация отвечает по своим обязательствам в пределах имущества, находящегося в ее собственности, и находящимися в ее распоряжении денежными средствами.

Таким образом, МАОУ «СОШ № 13» согласно ст.ст. 48, 56 ГК РФ, статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» несет самостоятельную ответственность за свои действия (бездействия).

Между тем, в силу Устава МАОУ «СОШ № 13» является автономным учреждением, учредителем которого является муниципальное образование «Город Кунгур» в лице администрации города Кунгура Пермского края. Функции и полномочия учредителя осуществляет отраслевой (функциональный) орган администрации города Кунгура Пермского края, созданный для осуществления управленческих функций - Управление образования администрации города Кунгура Пермского края в пределах переданных ему полномочий. В адрес Управления образования администрации города Кунгура Пермского края было направлено представление об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, № 913 от 07.05.2019г. Ответ не был предоставлен.

Органом, осуществляющим права учредителя является Администрация города Кунгура Пермского края.

Ответственность за соблюдение санитарных правил и норм при осуществлении образовательным учреждением своей уставной деятельности как учредитель образовательного учреждения несет Администрация города Кунгура Пермского края.

Понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения конституционных прав граждан.

Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Представитель ответчика МАОУ «СОШ № 13» Шихова Н.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями согласна.

Представитель ответчика администрации города Кунгура Пермского края в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, иск не оспаривает, просил рассмотреть дело без участия представителя.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

В соответствии с ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Согласно ст.8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999 года, граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания.

На основании абз. 6 ст. 1 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, под благоприятными условиями жизнедеятельности понимается состояние среды обитания, при котором отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека.

В соответствии со ст. 11 Закона № 52-ФЗ юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Согласно ч. 3 ст. 39 Закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.51 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями, в том числе предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ в ч. 2 ст.2 предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

Согласно п. 5.1. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» стены помещений должны быть гладкими, без признаков поражений грибком и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию.

Все строительные и отделочные материалы должны быть безвредными для здоровья человека и иметь документы, подтверждающие их происхождение, качество и безопасность. Возможно использование для внутренней отделки помещений обоев, допускающих проведение уборки влажным способом и дезинфекцию;

Согласно п. 5.2. СанПиН 2.4.1.3049-13 стены помещений пищеблока, буфетных, кладовой для овощей, охлаждаемых камер, моечной, постирочной, гладильной и туалетных следует облицовывать глазурованной плиткой или иным влагостойким материалом, безвредным для здоровья человека, на высоту не менее 1,5 м; в заготовочной пищеблока, залах с ваннами бассейна и душевых - на высоту не менее 1,8 м для проведения влажной обработки с применением моющих и дезинфекционных средств.

Согласно п. 5.5. СанПиН 2.4.1.3049-13 для пола используются материалы, допускающие обработку влажным способом, с использованием моющих и дезинфекционных растворов.

Согласно п. 6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 в туалетной младшей дошкольной и средней группы в умывальной зоне устанавливаются 4 умывальные раковины для детей и 1 умывальную раковину для взрослых, 4 детских унитаза.

Согласно п. 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 в туалетных старшей и подготовительной групп в умывальной зоне устанавливаются умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей, 1 умывальная раковина для взрослых, детские унитазы или из расчета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы рекомендуется устанавливать в закрывающихся кабинах, высота ограждения кабины - 1,2 м (от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.

Согласно п. 7.13 СанПиН 2.4.1.3049-13 для технических целей (уборка помещений групповой, туалета и т.д.) оборудуется в туалетных помещениях групповых отдельный водопроводный кран.

Согласно ч.ч. 1, 7, 8 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ (ред. от 06.11.2011) «Об автономных учреждениях» (далее - Закон № 174-ФЗ) автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в том числе в сфере образования. Автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи. Доходы автономного учреждения поступают в его самостоятельное распоряжение и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 2.1, 3, 4, 6, 7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано. Государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности. Автономное учреждение осуществляет в соответствии с государственным (муниципальным) заданием и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг. Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников. Кроме указанных в части 2 настоящей статьи государственного (муниципального) задания и обязательств автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Согласно ст. 69.1 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) относятся ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ) физическим и (или) юридическим лицам.

В соответствии с ч.3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных и автономных учреждений, а также казенных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.

Судом установлено:

На основании распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю от 28.03.2019 № 592 в отношении МАОУ «СОШ № 13» проведена проверка (л.д.24-26).

Из акта проверки от 29.04.2019 № 753 следует, что в ходе проверки выявлены нарушения санитарного законодательства, предусмотренные СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», в том числе:

- не обеспечена отделка стен в помещениях групповых (кроме группы детей раннего возраста № 1 и младшей группы № 1) гладкой, ровной, допускающей уборку влажным способом дезинфекцию, что является нарушением требований п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- не обеспечена отделка стен туалетов и буфетных групп (кроме группы детей раннего возраста № 1 и младшей группы № 1) облицованной на высоту 1,8 м глазурованной плиткой, ровной, без дефектов, допускающей уборку влажным способом дезинфекцию, что является нарушением требований п. 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- не обеспечена отделка пола в игровых, туалетах, буфетных (кроме группы детей раннего возраста № 1 и младшей группы № 1), в общем коридоре на 1 этаже ровной, гладкой, допускающей уборку влажным способом с использованием моющих и дезинфицирующих средств, что является нарушением требований п. 5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- в туалетных младшей группы № 2, средних группах №№ 1,2,3 не установлено достаточное количество санитарно-технических приборов, что является нарушением требований п. 6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- в туалетных старших и подготовительных групп не установлено достаточное количество санитарно-технических приборов, что является нарушением требований п. 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- не обеспечена исправность системы канализации, что является нарушением требований п. 9.1 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- в туалетных помещениях для технических целей (уборка помещений групповых, туалетов) не оборудованы отдельные водопроводные краны, что является нарушением требований п. 17.3 СанПиН 2.4.1.3049-13 (л.д.27-42).

29.04.2019 МАОУ «СОШ № 13» выдано предписание № 619 об устранений санитарного законодательства (л.д.43-44).

07.05.2019 г. в отношении МАОУ «СОШ № 13» составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (л.д.45-46).

Постановлением по делу об административном правонарушении № 1794-Ц от 07.05.2019, МАОУ «СОШ № 13» признано виновным в совершении административного правонарушение, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей (л.д.47-49).

07.05.2019г. в адрес Управления образования администрации города Кунгура Пермского края было направлено представление № 913 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения (л.д.50-51).

07.05.2019 г. в отношении директора МАОУ «СОШ № 13» Шиховой Н.Г. составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ (л.д.52-53).

Постановлением по делу об административном правонарушении № 1794-Ц от 07.05.2019, директор МАОУ «СОШ № 13» Шихова Н.Г. признана виновной в совершении административного правонарушение, предусмотренного ч.1 ст.6.7 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей (л.д.54-55).

Из информации МАОУ «СОШ № 13» представленной в ЦТО Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю от 13.04.2020 следует, что частично нарушения устранены, приложено постановление администрации города Кунгура Пермского края о включении в проект «Приведение в нормативное состояние объектов общественной инфраструктуры муниципального значения» (л.д.56-61).

Из искового заявления следует, что МАОУ «СОШ № 13» в нарушение требований законодательства не принимаются меры, направленные на устранение санитарного законодательства в полном объеме, что свидетельствует о возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью учащихся МАОУ «СОШ № 13», а также угрозы возникновения и распространения заболеваний.

В связи с чем, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

Ответственность за соблюдение санитарных правил и норм при осуществлении образовательным учреждением своей уставной деятельности на ряду с образовательным учреждением несет ответственность и администрация города Кунгура Пермского края, как учредитель образовательного учреждения.

В соответствии со ст. 2 Закона № 52-ФЗ одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия является обязательное соблюдение юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов направлено на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, понуждение к исполнению предписаний и устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения вышеуказанных конституционных прав граждан.

Суд приходит к выводу, что обязанность по выделению денежных средств для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства следует возложить на администрацию города Кунгура Пермского края.

В силу ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.103 ГПК РФ с МАОУ «СОШ № 13» в доход муниципального образования «Город Кунгур» следует взыскать государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» устранить нарушения санитарного законодательства по месту фактического осуществления деятельности в структурном подразделении МАОУ «СОШ № 13» «Детский сад» по адресу: <адрес>, а именно:

- обеспечить отделку стен в помещениях групповых (кроме группы детей раннего возраста № 1 и младшей группы № 1) гладкой, ровной, допускающей уборку влажным способом дезинфекцию, в соответствии с требованиями п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- обеспечить отделку стен туалетов и буфетных групп (кроме группы детей раннего возраста № 1 и младшей группы № 1) облицованной на высоту 1,8 м глазурованной плиткой, ровной, без дефектов, допускающей уборку влажным способом дезинфекцию, в соответствии с требованиями п. 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- обеспечить отделку пола в игровых, туалетах, буфетных (кроме группы детей раннего возраста № 1 и младшей группы № 1), в общем коридоре на 1 этаже ровной, гладкой, допускающей уборку влажным способом с использованием моющих и дезинфицирующих средств, в соответствии с требованиями п. 5.5 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- обеспечить в туалетных младшей группы № 2, средних группах №№ 1,2,3 установку достаточного количества санитарно-технических приборов, в соответствии с требованиями п. 6.16.2 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- обеспечить в туалетных старших и подготовительных групп установку достаточного количества санитарно-технических приборов исходя из численности детей в соответствии с требованиями п. 6.16.3 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- обеспечить исправность системы канализации, в соответствии с требованиями п. 9.1 СанПиН 2.4.1.3049-13;

- оборудовать в туалетных помещениях для технических целей (уборка помещений групповых, туалетов) отдельные водопроводные краны, в соответствии с требованиями п. 17.3 СанПиН 2.4.1.3049-13, в срок до 20.10.2021 года.

Обязать администрацию города Кунгура Пермского края выделить Муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 13» денежные средства для проведения мероприятий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнения предписания должностного лица, уполномоченного проводить проверку № 619 от 29.04.2019г.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кунгурский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья (подпись) М.В.Третьякова

Копия верна.Судья:

Подлинное решение подшито в дело № 2-1471/2020 (59RS0027-01-2020-001807-81). Дело находится в Кунгурском городском суде Пермского края.