ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1472/20 от 16.03.2020 26-ого гарнизонного военного суда (г. Байконур) (Территории за пределами РФ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2020 года г. Байконур

26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Поземина О.А., при помощнике судьи Сербжинской А.П., с участием истца ФИО1, представителей ответчиков Главы администрации г. Байконур
ФИО2 и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании, в военном суде, гражданское дело № 2-1472/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Главе администрации г. Байконур и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» о признании незаконным решения от 12 июля 2019 года (протокол № 6), связанного с отказом о включении его в состав участников основного мероприятия выполнения государственных обязательства по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, –

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском к Главе администрации
г. Байконура и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации
с территории комплекса «Байконур» (далее по тексту – Комиссия), в котором просил признать незаконным и отменить принятое названным жилищным органом решение от 12 июля 2019 года (протокол № 6), в части отказа в признании его участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно – коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2020 год. Просил обязать Главу администрации г. Байконур и Комиссию по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» повторно рассмотреть заявление и признать его участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно – коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2020 год, а также взыскать с Администрации города Байконур в свою пользу судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления в размере 300 (триста) рублей, а также издержки за оказание юридической помощи в размере 10000 рублей.

В обоснование заявленных исковых требований ФИО1 указал,
что на основании решения Городской жилищной комиссии комплекса «Байконур» (протокол № 11 от 27 декабря 2012 года) он принят на учет граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур», с составом семьи 1 человек. При рассмотрении заявления истца 12 июля 2019 года Комиссией ему отказано во включении в состав участников ведомственной целевой программы, в связи с отсутствием 10–летнего трудового стажа в организациях, указанных в подпункте «а» пункта 3 Указа Президента РФ от 18 мая 2018 года № 219 «О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур». При этом, комиссия засчитала трудовой стаж истца в филиале ФГУП «ЦЭНКИ» - КЦ «Южный», не засчитав трудовой стаж в АООТ «ТрестСпецмонтаж № 1», ЗАО «МНУ «Комплекс», ОАО «Специальный трест № 1» и ЗАО «Компания Восток», в связи с непредставлением справок из указанных организаций о не менее 50% доли в уставном капитале в этих предприятиях Российской Федерации либо администрации г. Байконур, а также отношения этих предприятий к Государственной корпорации «Роскосмос». Истец считает, что ОАО «Специальный трест № 1», в которой он осуществлял трудовую деятельность, имело лицензию на осуществление космической деятельности в г. Байконур и относится к российским организациям ракетно – космической промышленности и поэтому ответчики незаконно не учли указанный трудовой стаж при вынесении решения.

В судебном заседании истец ФИО1 на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчиков Главы администрации г. Байконур
ФИО2 и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации
с территории комплекса «Байконур» ФИО3, каждый в отдельности,
в суде поддержали ранее представленные возражения на исковое заявление
и просили в его удовлетворении отказать, по изложенным в возражениях основаниям.

Заслушав пояснения истца и представителей ответчиков, исследовав и оценив письменные возражения ответчиков, иные представленные доказательства в их совокупности, суд признает иск ФИО1 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Городской жилищной комиссии комплекса «Байконур» по отселению граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации (протокол № 11 от 27 декабря 2012 года) ФИО1 был принят на учет граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур» на территорию Российской Федерации, составом семьи 1 человек, с датой постановки на учет 26 мая 1999 года.

До августа 2015 года, приём граждан Российской Федерации на учёт
в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих отселению с комплекса «Байконур»
и предоставление им жилых помещений на территории Российской Федерации за счёт средств федерального бюджета, осуществлялся на основании норм действовавшего законодательства о ЗАТО и федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 и 2011-2015 годы.

Финансирование указанных мероприятий осуществлялось в соответствии
с Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 г. № 2005
«Об организации дальнейшего использования космодрома «Байконур»
в интересах космической деятельности Российской Федерации», которое прекратилось после издания Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 года № 889. В связи с этим, отселение граждан
с комплекса «Байконур» было прекращено.

В целях обеспечения жилыми помещениями на территории Российской Федерации отдельных категорий граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", Президентом Российской Федерации 18 мая 2018 года подписан Указ № 219 «О порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур",
для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации» (далее Указ).

Пунктом 3 Указа определено, что на администрацию г. Байконур возложена обязанность по учёту граждан Российской Федерации и членов их семей, имеющих право на предоставление социальной выплаты, а также выдачу им государственных жилищных сертификатов, в соответствии с настоящим Указом.

Данным Указом было утверждено «Положение о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур" (далее Положение о предоставлении социальных выплат), для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации», которое определяет порядок, основания и условия предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащим переселению с территории комплекса "Байконур", и членам их семей, для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации, если они на день вступления в силу Указа, согласно пп. «г» п. 4 названного Положения, состоят в установленном администрацией города Байконура порядке на учёте в администрации города Байконура в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации
и подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур».

В целях реализации данного Указа, Главой администрации г. Байконур подписано постановление № 624 от 16 ноября 2018 года «О Комиссии
по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур», которым была создана Комиссия по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» (далее Положение о Комиссии), утверждено Положение и персональный состав данной Комиссии. Этим же постановлением признано утратившим силу постановление
от 12 февраля 2009 года № 09 «Об утверждении Положения о Городской жилищной комиссии комплекса «Байконур» по отселению граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации в новой редакции». Также Постановлением Главы администрации г. Байконур от 16 ноября 2018 года № 623 было утверждено Положение «О порядке учета граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», имеющих право на предоставление социальной выплаты и выдачи им государственных жилищных сертификатов» (далее Положение о порядке учета граждан).

Из п.п. 1.1 и 2.1 Положения о Комиссии следует, что данная Комиссия создана в целях рассмотрения обращений граждан Российской Федерации по вопросам, касающимся переселения с территории комплекса «Байконур» и её задачами является принятие решений по вопросам переселения граждан Российской Федерации и членов их семей, состоящих на учёте в администрации г. Байконур в качестве подлежащих переселению
с территории комплекса «Байконур», имеющих право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации.

При этом в соответствии с п. 2.5 Положения о порядке учёта граждан Российской Федерации, подлежащих переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур», имеющих право
на предоставление социальной выплаты и выдачи им государственных жилищных сертификатов, рассмотрение заявлений и документов в их обоснование от граждан и членов их семей, принятие решений
о предоставлении им социальной выплаты, о снятии с учета, а также других связанных с учетом граждан решений осуществляется Комиссией
по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур».

Оценивая законность и обоснованность решения Комиссии
по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» от 12 июля 2019 года, утвержденного Главой администрации
г. Байконура, судом исследованы материалы дела, которые опровергают позицию истца.

Как следует из представленных документов, истец проживает
с 1979 года в г. Байконур (г. Ленинск) и имеет с 12 июля 1994 года регистрацию по месту жительства в жилом помещении – квартире, расположенной по адресу: <адрес>

Данные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании копиями поквартирной карточки, паспорта истца, справки с места жительства, договора социального найма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда № 315 от 05 ноября 2016 года.

Из копии трудовой книжки истца следует, что ФИО1 осуществляет трудовую деятельность на предприятиях г. Байконур с 11 сентября 2001 года по настоящее время.

18 мая 2019 года истец обратился с заявлением в Комиссию
о включении его в состав основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Согласно решению Комиссии от 12 июля 2019 года (протокол № 6) ФИО1, в связи с отсутствием у него 10-летнего трудового стажа в организациях, указанных в подпункте «а» пункта 3 Положения о порядке предоставления социальных выплат и в подпункте 2.1.1 пункта 2.1 Положения по переселению отказано во включении в состав участников основного мероприятия ВГО в связи с тем, что он не соответствует ни одной из категорий граждан, имеющих право на предоставление социальной выплаты, указанных в пункте 3 Положения о порядке предоставления социальных выплат и пункта 2.1. Положения по переселению.

Пунктами 1 и 2 Положения о предоставлении социальных выплат определен порядок предоставления социальных выплат подлежащим переселению с территории комплекса «Байконур» гражданам Российской Федерации и членам их семей, имеющим гражданство Российской Федерации, для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 Положения о предоставлении социальных выплат, к гражданам Российской Федерации, подлежащим переселению с территории Российской Федерации относятся граждане, имеющие на день вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 общий стаж работы и (или) службы в календарном исчислении не менее 10 лет в расположенных (располагавшихся) на территории комплекса "Байконур" территориальных органах и (или) подразделениях федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органах, администрации города Байконура (администрации города Ленинска), профсоюзных органах (в случае замещения должностей профсоюзными работниками, освобожденными от замещения должностей в государственных органах и организациях вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы), российских организациях ракетно-космической промышленности (их филиалах и представительствах), государственных, муниципальных организациях, доля участия Российской Федерации и (или) администрации города Байконура в уставном капитале которых составляет не менее 50 процентов, организациях (их филиалах и представительствах) Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" и филиале названной Корпорации.

Соответственно, п. 2.1 Положения об учете граждан, устанавливает, что состоять на учете граждан, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», имеющих право на предоставление социальной выплате, имеют право граждане РФ, имеющие на день вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. № 219 общий стаж работы и (или) службы в календарном исчислении не менее 10 лет в расположенных (располагавшихся) на территории комплекса «Байконур» территориальных органах и (или) подразделениях федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных государственных органах, администрации города Байконур (администрации города Ленинска), профсоюзных органах (в случае замещения должностей профсоюзными работниками, освобожденными от замещения должностей в государственных органах и организациях вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы), российских организациях ракетно-космической промышленности (их филиалах и представительствах), государственных, муниципальных организациях, доля участия Российской Федерации и (или) администрации города Байконур в уставном капитале которых составляет не менее 50 процентов, организациях (их филиалах и представительствах) Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» и филиале названной Корпорации (далее – органы и организации).

Согласно пункту 4 Положения о предоставлении социальных выплат, социальная выплата предоставляется гражданам Российской Федерации и членам их семей при условии, что они на день вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 зарегистрированы в установленном порядке по месту жительства в г. Байконуре.

Согласно п. 2.2 Положения о порядке учета граждан, граждане, указанные в п. 2.1 Положения о порядке учета граждан и члены их семей имеют право состоять на учете при их соответствии на день вступления в силу Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. № 219 и для предоставления им социальной выплаты, которые в установленном порядке зарегистрированы по месту жительства в г. Байконур.

Согласно п. 7 Положения о предоставлении социальной выплаты, право граждан Российской Федерации и членов их семей на получение социальной выплаты подтверждается государственным жилищным сертификатом, выдаваемым в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 2.1, 2.2 Положения о Комиссии, пунктами 3.2, 3.3, 3.4 Положения о порядке учета граждан, пункта 1.4 Приложения № 6 к Положению о порядке учета граждан, предоставление социальной выплаты гражданам и членам их семей, состоящим на учете, производится на основании Указа Президента РФ от 18 мая 2018 года № 219, которым определяется порядок ее предоставления. Право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках реализации ведомственной целевой программы, имеют граждане, относящиеся к категориям, указанным в пункте 2.1 Положения о порядке учета граждан.

Пунктом 3.7.1 Положения о порядке учета граждан определено, что Решение о признании либо об отказе в признании гражданина участником ведомственной целевой программы принимается Комиссией по результатам рассмотрения представленных гражданином заявления и документов согласно пункту 19 Правил выпуска и реализации сертификатов, документов, полученных уполномоченным органом в соответствии с пунктом 20(1) Правил выпуска и реализации сертификатов, с учетом представленных гражданином документов, подтверждающих соответствие граждан категориям, указанным в пункте 2.1 Положения, и соответствие граждан и членов их семьи указанным в пункте 2.2 Положения условиям (приложение № 6 к Положению), Согласно указанному приложению гражданин предоставляет документы, подтверждающие соответствие его категориям, указанным в пункте 2.1 Положения о порядке учета граждан, в том числе и справки из организаций, трудовой стаж в которых засчитывается в десятилетний трудовой стаж на комплексе «Байконур» и о том, что доля участия Российской Федерации либо администрации г. Байконур в их уставном капитале составляет не менее 50 %.

Как следует из копии трудовой книжки и справок ОАО «Специальный трест № 1», ООО «Компания Восток», ФИО1 работал в АООТ «Трест Спецмонтаж № 1» (в дальнейшем реорганизованное с ОАО «Специальный Трест № 1») с 11 сентября 2001 года по 25 октября 2003 года, в ЗАО «МНУ «Комплекс» с 14 мая 2004 года по 11 октября 2004 года, в ОАО «Специальный Трест № 1» в периоды с 23 марта 2005 года по 31 декабря 2005 года, с 06 марта 2006 года по 31 декабря 2007 года, в ЗАО «Компания Восток» с 24 марта 2006 года по 31 декабря 2007 года.

Согласно выписке из протокола № 6 от 12 июля 2019 года заседания Комиссии, Комиссия принимая решение, основывалась на том, что ФИО1 не представлены справки из указанных выше организаций, в которых он осуществлял трудовую деятельность, подтверждающие, что доля участия Российской Федерации или администрации г. Байконур в их уставном капитале составляет не менее 50%, а также об их ведомственной принадлежности к Государственной корпорации «Роскосмос».

Суд принимает во внимание доводы представителей ответчиков, согласно которым ОАО «Специальный трест № 1» не входит в Государственную корпорацию «Роскосмос», поскольку перечень организаций, является исчерпывающим и к данной Государственной корпорации согласно ФЗ № 215 от 13 июля 2015 года «О государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»» относятся лишь «предприятия Корпорации, учреждения Корпорации, а также акционерные общества Корпорации и их дочерние хозяйственные общества.»

В этой связи, суд отвергает доводы истца о том, что поскольку ОАО «Специальный трест № 1» имеет лицензию на осуществление космической деятельности в г. Байконур, то он работал в организации, ракетно- космической отрасли. Однако, вопреки мнению истца, выдача указанной лицензии не подтверждает факта отношения ОАО «Специальный трест № 1» к Государственной корпорации «Роскосмос».

Вопреки требованиям пункта 3.7.1 Положения о порядке учета граждан, а также требованиям ст. 56 ГПК РФ, согласно которым обязанность подтвердить указанные выше обстоятельства лежит на истце ФИО1, последним ни в Комиссию по переселению, ни в суд данные справки представлены не были.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что ответчики при принятии решения об отказе истцу в признании его участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки граждан в обеспечении жильем и оплате жилищно – коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» на 2020 год, правомерно руководствовались названными нормативными актами, ввиду чего признает решение Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» в части отказа в признании ФИО4 участником указанной программы законным, и отказывает истцу в удовлетворении требований иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -

решил:

В удовлетворении иска ФИО1 к Главе администрации г. Байконур и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» о признании незаконным решения от 12 июля 2019 года (протокол № 6), связанного с отказом о включении его в состав участников основного мероприятия выполнения государственных обязательства по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через 26 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий по делу

Судья О.А. Поземин

Верно

Судья О.А. Поземин

Помощник судьи А.П. Сербжинская