ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1473/18 от 04.03.2019 Анжеро-судженского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2-88/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Степанцовой Е.В.,

при секретаре Бунаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

04 марта 2019 года

гражданское дело по иску Прокурора г. Анжеро-Судженска Кемеровской области в защиту интересов Российской Федерации, а также в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Анжеро-Судженска Кемеровской области в защиту интересов Российской Федерации, а также в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ «СИЗО № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», ГУФСИН по Кемеровской области, ФСИН России о понуждении к совершению действий.

Свои требования мотивирует тем, что прокурорской проверкой в сентябре 2018 года установлены нарушения действующего законодательства в части обеспечения установленного режима и условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области, а именно, основное ограждение указанного учреждения находится в неудовлетворительном состоянии, что не обеспечивает должным образом охрану прав и законных интересов, личную безопасность лиц, содержащихся в СИЗО-4.

В целях совершенствования оборудования инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы приказом Министерства юстиции РФ издан приказ № 279 от 04 сентября 2006 года «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», которым регламентируется порядок оборудования инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно- исполнительной системы.

Согласно подпункта 3 пункта 17 главы 2 Приказа № 279, в качестве основного ограждения на существующих объектах применяются заборы сплошного заполнения кирпичной, железобетонной, металлической, деревянной или смешанной конструкции, заборы из металлической сетки и решетки, колючей проволоки или армированной колючей ленты высотой не менее 3,0 м. Для объектов, расположенных в городских условиях - не менее 4,0 м. В следственных изоляторах (далее - СИЗО) (тюрьмах) ограждение выполняется кирпичным или железобетонным в установленном порядке, основное ограждение выполняется высотой не менее 4,5 м.

В соответствии с подп. 2, 3 п.58 главы 8 Приказа № 279, основное ограждение сплошного заполнения выполняется из кирпича, железобетона или смешанной конструкции на ленточном фундаменте. При установке ограждения на несущих опорах под полотном ограждения устраивается противоподкопное подземное усиление из железобетонных конструкций на глубину не менее 0,5 м.

Верх основного ограждения оборудуется противопобеговым козырьком с охранными увещателями. Вдоль основного ограждения с его внутренней стороны устраивается запретная зона шириной 6,5 м. Запретная зона устраивается также со стороны режимной зоны вдоль ограждения, разделяющего режимную и хозяйственно-складскую зоны. Вдоль ограждения изолированной территории запретная зона не устраивается.

Проведенной проверкой установлено, что основное ограждение режимной территории ФКУ СИЗО - 4 ГУФСИН России по Кемеровской области протяженностью 669 погонных метров выполнено из деревянных столбов, усиленных металлическими пасынками, бруса, плах, из них 549 погонных метров на участках периметра № 1-3, 7 основное ограждение находится в аварийном состоянии и не соответствует предъявляемым требованиям, что подтверждается актом № 21/3 комиссионного обследования аварийного состояния полотна основного ограждения и ограждения внешней запретной зоны в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области от 16.03.2018, материалами проверки, объяснением и.о. начальника СИЗО-4 К.А.Г.

Инженерные средства охраны и надзора применяются для создания условий по обеспечению установленного режима содержания, безопасности персонала, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предупреждению и пресечению побегов, других преступлений и несанкционированных действий, а также выполнения других служебных задач, возложенных на отделы охраны, конвоирования, розыска и безопасности учреждений УИС.

Согласно пункту 2.3 Положения о следственном изоляторе уголовно исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 25.01.1999 № 20, одной из задач следственного изолятора является: обеспечение правопорядка и законности в следственном изоляторе, безопасности подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на его территории. Кроме того, СИЗО-4 обеспечивает охрану подозреваемых и обвиняемых и надзор за ними, обеспечивает изоляцию подозреваемых и обвиняемых.

Выявленные нарушения стали возможными вследствие ненадлежащего исполнения требований законодательства Российской Федерации должностными лицами ФКУ СИЗО-4.

Аварийное состояние ограждения в настоящее время влечет нарушение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения, препятствует выполнению задач возложенных на СИЗО-4 и может повлечь негативные последствия.

Администрацией СИЗО-4 выявленные нарушения закона, не оспариваются.

Согласно представленной СИЗО-4 информации, причиной выявленных нарушений закона является отсутствие денежных средств на осуществление капитального ремонта основного ограждения. Ремонт основного ограждения от деятельности, приносящий доход, не представляется возможным в связи с отсутствием денежных средств на расчетном счете учреждения в силу значительных финансовых затрат. Финансирование СИЗО-4, в частности на проведение ремонтных работ, осуществляется ГУФСИН России по Кемеровской области, следовательно, для устранения нарушений закона необходимо централизованное финансирование из вышеуказанной организации, в связи с чем, данная организация должна быть привлечена в качестве ответчика.

В соответствии с пунктом 4.1., 4.3 раздела 4 Устава СИЗО-4, управление учреждением осуществляют ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области и руководство учреждения. ГУФСИН России по Кемеровской области в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.

Согласно пункту 15 раздела 3 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, утвержденного Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области входит обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах. Материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

Статьей 120 ГК РФ предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества, закрепленного за учреждением, в порядке, предусмотренном законом.

В данном случае, прокурором предъявлено заявление в суд в интересах Российской Федерации, поскольку следственным изолятором и ГУФСИН России по Кемеровской области нарушаются интересы Российской Федерации, выражающиеся в обязанности соблюдения всеми государственными органами, должностными лицами и организациями Конституции Российской Федерации (статья 15) и законов, а также в интересах неопределенного круга лиц, так как нарушены права подследственных, осужденных, круг лиц которых определить невозможно, в связи с постоянным освобождением подозреваемых и обвиняемых и прибытием новых лиц, гарантированные федеральным законодательством на создание бытовых условий, отвечающих требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Просит суд обязать ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 01.03.2019 обеспечить финансирование ФКУ СИЗО-4 в целях капитального ремонта основного ограждения учреждения на участках периметра 1-3,7; обязать ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по КО в течение 2 месяцев с момента перечисления денежных средств произвести капитальный ремонт основного ограждения режимной территории учреждения на участках периметра 1-3, 7 в соответствии с предъявляемыми требованиями.

При рассмотрении спора прокурором неоднократно уточнялись заявленные исковые требования.

В судебном заседании помощник прокурора г. Анжеро-Судженск Филатов Д.А. с учетом уточненных исковых требований просил суд обязать:

- ФСИН России в срок до 31.04.2019 организовать материально- техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области для организации проведения мероприятий в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области по реконструкции, приведению основного ограждения в соответствие с предъявляемыми требованиями, выполнению основного ограждения протяженностью 549 погонных метров на участках периметра №№ 1 - 3, 7 сплошного заполнения из кирпича, железобетона или смешанной конструкции на ленточном фундаменте, высотой не менее 4,5 метров. При установке ограждения на несущих опорах под полотном ограждения обустроить противоподкопное подземное усиление из железобетонных конструкций на глубину не менее 0,5 м. ;

- ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 31.07.2019 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области для организации проведения мероприятий по реконструкции, приведению основного ограждения в соответствие с предъявляемыми требованиями, выполнению основного ограждения протяженностью 549 погонных метров на участках периметра №№1-3, 7 сплошного заполнения из кирпича, железобетона или смешанной конструкции на ленточном фундаменте, высотой не менее 4,5 метров. При установке ограждения на несущих опорах под полотном ограждения обустроить противоподкопное подземное усиление из железобетонных конструкций на глубину не менее 0,5 м.;

- ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области в срок до 31.08.2019 организовать и провести мероприятия по реконструкции, приведению основного ограждения в соответствие с предъявляемыми требованиями, выполнению основного ограждения протяженностью 549 погонных метров на участках периметра №№1-3, 7 сплошного заполнения из кирпича, железобетона или смешанной конструкции на ленточном фундаменте, высотой не менее 4,5 метров. При установке ограждения на несущих опорах под полотном ограждения обустроить противоподкопное подземное усиление из железобетонных конструкций на глубину не менее 0,5 м.

Представитель ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области Карпенцев Е.В., действующий на основании доверенностей от 11.12.2017 и 18.01.2019, иск не признал, суду пояснил, что ГУФСИН России по Кемеровской области является только распорядителем денежных средств по лимитам доведенного бюджетного финансирования с конкретным целевым назначением.

Представитель ответчика ГУФСИН России по Кемеровской области Романов Е.В., действующий на основании доверенности от 20.12.2018, исковые требования не признал, суду пояснил, что при составлении акта входил в состав комиссии. Приведение данного ограждения в соответствие с требованиями действующего законодательства представляет собой исключительно его реконструкцию.

Представитель ответчика ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области Еремеева Е.П., действующая на основании доверенности от 23.11.2018, исковые требования не признала, суду пояснила, что забор не является аварийным, нуждается только в ремонте. Акт составлен с целью поддерживать его техническое состояние. Все меры безопасности соблюдены, под забором никто не сможет пробежать. Для проведения мероприятий по реконструкции основного ограждения требуется не менее года, поскольку необходимо разработать проектную документацию, провести процедуры по определению стоимости разработки проекта и проектной организации, которая его разработает. После разработки проектной организацией проектной документаций и определения стоимости работ по реконструкции основного ограждения требуется направить запрос на централизованное финансирование реконструкции основного ограждения со ФСИН. После выделения требуемого финансирования провести процедуру аукциона для определения подрядчика для проведения реконструкции ограждения.

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующему:

В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В соответствии с положениями статей 1, 4 Федерального закона от 15.07.1995 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», настоящий Федеральный закон регулирует порядок и определяет условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с УПК РФ задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых обвиняемых совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с УПК РФ избрана мера пресечения в виде заключения под стражу.

В соответствии со статьей 82 УПК РФ, режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

Статьей 13 Закона РФ от 21 июля 1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», установлено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, а также обеспечивать охрану здоровья осужденных.

В целях совершенствования оборудования инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы приказом Министерства юстиции РФ издан приказ № 279 от <дата> «Об утверждении Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы», которым регламентируется порядок оборудования инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно- исполнительной системы.

Согласно подпункта 3 пункта 17 главы 2 Приказа № 279, в качестве основного ограждения на существующих объектах применяются заборы сплошного заполнения кирпичной, железобетонной, металлической, деревянной или смешанной конструкции, заборы из металлической сетки и решетки, колючей проволоки или армированной колючей ленты высотой не менее 3,0 м. Для объектов, расположенных в городских условиях - не менее 4,0 м. В следственных изоляторах (далее - СИЗО) (тюрьмах) ограждение выполняется кирпичным или железобетонным в установленном порядке, основное ограждение выполняется высотой не менее 4,5 м.

В соответствии с подп. 2, 3 п.58 главы 8 Приказа № 279, основное ограждение сплошного заполнения выполняется из кирпича, железобетона или смешанной конструкции на ленточном фундаменте. При установке ограждения на несущих опорах под полотном ограждения устраивается противоподкопное подземное усиление из железобетонных конструкций на глубину не менее 0,5 м.

Верх основного ограждения оборудуется противопобеговым козырьком с охранными увещателями. Вдоль основного ограждения с его внутренней стороны устраивается запретная зона шириной 6,5 м. Запретная зона устраивается также со стороны режимной зоны вдоль ограждения, разделяющего режимную и хозяйственно-складскую зоны. Вдоль ограждения изолированной территории запретная зона не устраивается.

Проведенной проверкой установлено, что основное ограждение режимной территории ФКУ СИЗО - 4 ГУФСИН России по Кемеровской области протяженностью 669 погонных метров погонных метров выполнено из деревянных столбов, усиленных металлическими пасынками, бруса, плах, из них 549 погонных метров на участках периметра № 1-3, 7 основное ограждение находится в аварийном состоянии и не соответствует предъявляемым требованиям.

По итогам проверки прокуратурой было вынесено в адрес врио начальника ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области представление с требованием устранить нарушения закона (л.д. 8-10).

Однако надлежащие и достаточные меры не были приняты, что и явилось основанием для обращения прокурора в суд с заявлением о понуждении к совершению действий.

Актом № 21/3 комиссионного обследования аварийного состояния полотна основного ограждения и ограждения внешней запретной зоны в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области от 16.03.2018 было установлено, что полотно ограждения деревянного исполнения на участках № 1-3,7 находится в неудовлетворительном состоянии, требуется капитальный ремонт (л.д. 17-21).

Фототаблица, основного ограждения, приобщенная к материалам дела, подтверждает сведения указанные в акте (л.д. 22-23).

Таким образом, аварийное состояние ограждения в настоящее время влечет нарушение прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории учреждения, препятствует выполнению задач возложенных на ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области и может повлечь негативные последствия.

Инженерные средства охраны и надзора применяются для создания условий по обеспечению установленного режима содержания, безопасности персонала, осужденных и лиц, содержащихся под стражей, предупреждению и пресечению побегов, других преступлений и несанкционированных действий, а также выполнения других служебных задач, возложенных на отделы охраны, конвоирования, розыска и безопасности учреждений УИС.

Доказательств, подтверждающих установленное, сторонами суду не представлено.

Довод представителей ответчиков о том, что из-за отсутствия финансирования нет возможности для реконструкции основного ограждения на участках № 1-3,7, суд не принимает во внимание при разрешении спора, поскольку исходит из того факта, что Постановлением Правительства РФ от 06.04.2018 № 420 «О Федеральной целевой программе развития уголовно-исполнительной системы (2018-2026)» утверждена программа развития уголовно-исполнительной системы, направленная на приведение условий содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в соответствие с законодательством Российской Федерации и международными стандартами, а также приведение условий отбывания наказания осужденными в соответствие с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4.1., 4.3. раздела 4 Устава ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области, управление учреждением осуществляют ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области и руководство учреждения. ГУФСИН России по Кемеровской области в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.

Согласно пункту 15 раздела 3 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, утвержденного Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области входит обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах. Материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

Следовательно, на ФСИН России, являющейся главным распорядителем бюджетных средств, а также на ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области и ГУФСИН России по Кемеровской области государством возложены обязанности решать вопросы увеличения и сокращения объемов финансирования, его распределения и перераспределения между учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы с учетом имеющихся потребностей, выделения на те или иные нужды дополнительного финансирования.

Установив, что ГУФСИН России по Кемеровской области, ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области, ФСИН России не предпринимаются достаточные меры по устранению выявленных нарушений действующего законодательства, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

Обсуждая вопрос о сроках устранения выявленных нарушений, определенных прокурором, суд руководствуется следующим:

В соответствии с пунктами 9-11 раздела 1 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, утвержденного Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, за Главным управлением в целях обеспечения его деятельности закрепляются в установленном порядке на праве оперативного управления здания (строения, сооружения), помещения, оборудование, техника, инвентарь и другое имущество. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Главного управления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Главное управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии с центральным аппаратом ФСИН России, учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, подведомственными ФСИН России предприятиями уголовно-исполнительной системы, другими территориальными органами ФСИН России, территориальными органами иных федеральных органов исполнительной власти, полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах, общественными объединениями и иными организациями, расположенными на территории Кемеровской области.

В соответствии с пунктом 4.1., 4.3 раздела 4 Устава ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области, управление учреждением осуществляют ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области и руководство учреждения. ГУФСИН России по Кемеровской области в отношении учреждения осуществляет доведение бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств.

В соответствии с пунктом 4 раздела 1 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, утвержденного Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, Главное управление является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – распорядителем (получателем) бюджетных средств.

Согласно п.1.7 Устава ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области учреждение является юридическим лицом, участником бюджетного процесса – получателем бюджетных средств.

Согласно пункту 15 раздела 3 Положения о Главном управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, утвержденного Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518, в компетенцию ГУФСИН России по Кемеровской области входит обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.

Статьей 120 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества, закрепленного за учреждением, в порядке, предусмотренном законом.

Пунктом 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 №1314, предусмотрено, что Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пп. 6, 7 п. 7 Положения Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций; осуществляет функции государственного заказчика по капитальному строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с пунктами 9, 11 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13.10.2004 № 1314, ФСИН России возглавляет директор Федеральной службы исполнения наказаний, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства РФ. Директор вносит Министру юстиции РФ предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования уголовно-исполнительной системы.

Согласно ст.152 Бюджетного кодекса РФ главные распорядители (распорядители) бюджетных средств являются участниками бюджетного процесса.

В соответствии с п.1 ст.158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; осуществляет планирование соответствующих расходов бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; определяет порядок утверждения бюджетных смет подведомственных получателей бюджетных средств, являющихся казенными учреждениями; отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.

ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области по своей организационно-правовой форме является федеральным казенным учреждением.

Особенности правового положения казенных учреждений предусмотрены ст.161 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой казенное учреждение находится в ведении органа, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Взаимодействие казенного учреждения при осуществлении им бюджетных полномочий получателя бюджетных средств с главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, в ведении которого оно находится, осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ.

Финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации и на основании бюджетной сметы.

Заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.

При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области как получатель бюджетных средств в соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса РФ обладает следующими бюджетными полномочиями:

1) составляет и исполняет бюджетную смету;

2) принимает и (или) исполняет в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетные обязательства;

3) обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;

4) вносит соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств предложения по изменению бюджетной росписи;

5) ведет бюджетный учет (обеспечивает ведение бюджетного учета);

6) формирует бюджетную отчетность (обеспечивает формирование бюджетной отчетности) и представляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;

7) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Согласно пункту 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Постановлением Правительства РФ от 25.12.2018 N 1664 «Об особенностях реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» принят к исполнению федеральный бюджет на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Учреждения и органы уголовно-исполнительной системы выполняют функции по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключению государственных контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании договоров с государственным заказчиком Программы в отношении объектов капитального строительства, расположенных в субъектах Российской Федерации, в которых они дислоцированы.

Поставщики (подрядчики, исполнители) определяются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В соответствии с ч.4 ст.17 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» планы закупок формируются на срок, соответствующий сроку действия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законов субъекта Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципального правового акта представительного органа муниципального образования о местном бюджете. В планы закупок включается с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации информация о закупках, осуществление которых планируется по истечении планового периода. В этом случае указанная в части 2 настоящей статьи информация вносится в планы закупок на весь срок планируемых закупок с учетом особенностей, установленных порядком формирования, утверждения и ведения планов закупок, предусмотренным частью 5 настоящей статьи.

Таким образом, определяя срок исполнения выявленных нарушений, исходя из указанных норм, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором сроки являются недостаточными, установленными без учета действующего законодательства, поскольку план закупок на текущий год уже сформирован, контракты, подлежащие исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, и с учетом принятых и неисполненных обязательств, а лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств на текущий год уже распределены.

Анализируя изложенное, учитывая, что планирование закупок осуществляется исходя из определенных с учетом положений статьи 13 настоящего Федерального закона целей осуществления закупок посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков (ст.16 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), и данная процедура носит длительный характер, суд устанавливает следующие сроки исполнения:

- для организации материально- техническое и финансовое обеспечение ГУФСИН России по Кемеровской области, возложенной на ФСИН России, срок до 31.12.2019;

- для организации проведения мероприятий по реконструкции, приведению основного ограждения в соответствие с предъявляемыми требованиями, возложенной на ГУФСИН России по Кемеровской области, срок до 01.07.2020;

- для организации проведения мероприятия по реконструкции, приведению основного ограждения в соответствие с предъявляемыми требованиями, возложенной на ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области, срок до 01.11.2020;

Поскольку при подаче искового заявления истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст. 333.19 НК РФ, данная пошлина подлежит взысканию с ответчика ФКУ «СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области» при вынесении решения на основании ст. 103 ГПК РФ в доход местного бюджета в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора г. Анжеро-Судженска Кемеровской области в защиту интересов Российской Федерации, а также в интересах неопределенного круга лиц, к Федеральной службе исполнения наказаний России, Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Кемеровской области, Федеральному казенному учреждению «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области», о понуждении к совершению действий, удовлетворить частично:

Обязать Федеральную службу исполнения наказаний России, расположенную по адресу: г. Москва, ул. Житная, 14, ГСП-1, в срок до 31.12.2019 организовать материально- техническое и финансовое обеспечение Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, расположенное по адресу: проспект Ленина, 53А, г. Кемерово для организации проведения мероприятий в федеральном казенном учреждении «Следственный изолятор № 4 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области, расположенном по адресу: ул. Чекистов, 1, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область, по реконструкции, приведению основного ограждения в соответствие с предъявляемыми требованиями, выполнению основного ограждения протяженностью 549 погонных метров на участках периметра №№ 1 - 3, 7 сплошного заполнения из кирпича, железобетона или смешанной конструкции на ленточном фундаменте, высотой не менее 4,5 метров. При установке ограждения на несущих опорах под полотном ограждения обустроить противоподкопное подземное усиление из железобетонных конструкций на глубину не менее 0,5 м.

Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области, расположенную по адресу: г. Кемерово, пр. Ленина, 53А, в срок до 01.07.2020 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области для организации проведения мероприятий по реконструкции, приведению основного ограждения в соответствие с предъявляемыми требованиями, выполнению основного ограждения протяженностью 549 погонных метров на участках периметра №№ 1-3, 7 сплошного заполнения из кирпича, железобетона или смешанной конструкции на ленточном фундаменте, высотой не менее 4,5 метров. При установке ограждения на несущих опорах под полотном ограждения обустроить противоподкопное подземное усиление из железобетонных конструкций на глубину не менее 0,5 м.

Обязать ФКУ «СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области», расположенное по адресу: Кемеровская область, г. Анжеро-Судженск, ул. Чекистов, 1, в срок до 01.11.2020 организовать и провести мероприятия по реконструкции, приведению основного ограждения в соответствие с предъявляемыми требованиями, выполнению основного ограждения протяженностью 549 погонных метров на участках периметра №№ 1-3, 7 сплошного заполнения из кирпича, железобетона или смешанной конструкции на ленточном фундаменте, высотой не менее 4,5 метров. При установке ограждения на несущих опорах под полотном ограждения обустроить противоподкопное подземное усиление из железобетонных конструкций на глубину не менее 0,5 м.

Взыскать с ФКУ «СИЗО-4 ГУФСИН России по Кемеровской области» в доход Анжеро-Судженского городского округа государственную пошлину в размере 6 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено: 11 марта 2019.