ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1473/19 от 01.07.2019 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-1473/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

01 июля 2019 г. <адрес>

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Микитюк О.А., при секретаре - Писанец В.В., с участием помощника прокурора Ч.М.Ю., представителей ответчиков - К.Г.Э. и Х.В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к администрации <адрес>, МКУ « Управление городского хозяйства и природопользования администрации <адрес>, с участием третьего лица Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым,

установил:

Прокурор <адрес> обратился в суд с иском, в котором просит возложить обязанность на Администрацию <адрес> и МКУ «Управления городского хозяйства и природопользования Администрации <адрес>» в течение 2-х месяцев с момента вступления в силу решения суда организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированного места размещения отходов, расположенного по адресу: муниципальное образование городской округ <адрес>, (географические координаты: 45.074584, 35400974) площадью 6125 кв.м. (морфологический состав: пластик, бой стекла, упаковочная тара, ПЭТ бутылка, полиэтилен, растительные отходы, строительные отходы битый кирпич, лом металла). Требования мотивированы тем, что 06 марта 2019 прокуратурой города с привлечением специалистов Управления экологического надзора Восточно - Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды, в том числе, законодательства о в части своевременности выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории муниципального образования <адрес>. В ходе проверки выявлено несанкционированное место свалки отходов и мусора, расположенного по адресу: <адрес>, (географические координаты: 45.074584, 35400974) площадью 6125 кв.м. (морфологический состав: пластик, бой стекла, упаковочная тара, ПЭТ бутылка, полиэтилен, растительные отходы, строительные отходы битый кирпич, лом металла). Установить лицо, организовавшее данную свалку, установить не удалось. Поскольку администрация <адрес> и МКУ «Управления городского хозяйства и природопользования Администрации <адрес>» обязаны принимать меры по организации мероприятий по охране окружающей среды, организации мероприятий по сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых отходов, а также по ликвидации несанкционированных свалок, прокурор обратился с иском в суд к указанным ответчикам.

В судебном заседании помощник прокурора Ч.М.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме просила иск удовлетворить, срок назначить по усмотрению суда, поскольку администрацией заключен контракт по ликвидации свалок в <адрес>.

Представитель администрации <адрес> и МКУ «Управления городского хозяйства и природопользования Администрации <адрес>» не возражали против удовлетворения иска, пояснили, что между администрацией <адрес> и ИП А.О.С. заключен муниципальный контракт на ликвидацию несанкционированных свалок и свалка по <адрес> должна быть ликвидирована до 31.12.2019 года.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные суд доказательства, считает, что иск подлежит удовлетворению.

Судом установлено, что 06 марта 2019 года прокуратурой <адрес> с привлечением специалистов Управления экологического надзора Восточно - Крымского региона Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, проведена проверка исполнения законодательства в части своевременности выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории муниципального образования <адрес>.

В ходе проверки выявлено несанкционированное место свалки отходов и мусора, расположенного по адресу: <адрес>, (географические координаты: 45.074584, 35400974) площадью 6125 кв.м. (морфологический состав: пластик, бой стекла, упаковочная тара, ПЭТ бутылка, полиэтилен, растительные отходы, строительные отходы битый кирпич, лом металла), что подтверждается актом планового осмотра « 15 от 06.03.2019 года.

Лицо, организовавшее данную свалку, не установлено.

21 мая 2019 года между администрацией <адрес> и ИП А.О.С. заключен муниципальный контракт на ликвидацию несанкционированных свалок № 28.

Несанкционированная свалка по <адрес> в <адрес> включена в график работ по ликвидации и должна быть ликвидирована до 31.12.2019 года.

Решением 8 сессии <адрес> городского совета от 12.12.2014 года № 125 учреждено Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации <адрес> Республики Крым», утверждено Положение о Муниципальном казенном учреждении «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации <адрес> Республики Крым» (прилагается), а также поручено Администрации <адрес> Республики Крым осуществлять функции и полномочия учредителя Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства и природопользования Администрации <адрес> Республики Крым».

Согласно Положения МКУ является самостоятельным отраслевым органом администрации <адрес>. К основным задачам отнесено в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 2.4, 2.7 Положения)

Согласно п. 42,43 Положения организует сбор, вывоз, утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, ликвидацию и предупреждение возникновения стихийных свалок на территории муниципального образования <адрес>.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

Основные принципы государственной политики в области обращения с отходами установлены пунктом 1 статьи 3 Закона N 98-ФЗ, а направления государственной политики в области обращения с отходами - пунктом 2 названной статьи закона N 98-ФЗ.

Хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе, следующих принципов: соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека. (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Требования к деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, которые включены в лицензионные требования и составляют их содержание, устанавливаются Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", соответствующими положениями Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и другими нормативными правовыми актами.

Согласно статье 51 выше указанного Федерального закона от 10.01.2002, отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Запрещается размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Согласно ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 2 статьи 8 и ст. 8,1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Распоряжением Главы Республики Крым от 06.09.2016 N 547-рг утвержден Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в <адрес> по вопросу выявления и ликвидации несанкционированных свалок отходов на территории Республики Крым.

Согласно п. 6 указанного Порядка ликвидация несанкционированных свалок отходов осуществляется, в том числе, юридическими и физическими лицами, в собственности или пользовании которых находятся земельные участки, в случае их установления, в течение 5 дней с момента выявления несанкционированного складирования отходов и в случае неустановления в этот срок лиц, совершивших правонарушение, в срок не позднее 10 дней со дня установления указанных лиц.

Таким образом, требования прокурора являются правомерными, основанными на законе и подлежащими удовлетворению.

Однако суд считает, учитывая план ликвидации несанкционированных свалок, территорию загрязнения и место ее расположения, а также наличие иных свалок, расположенных в непосредственной близости от жилых домов, мнение сторон по делу, увеличить срок исполнения решения до 4х месяцев.

Судебные расходы суд распределяет в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.

Полный текст решения изготовлен 02 июля 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

иск удовлетворить.

Обязать Администрацию <адрес> и МКУ «Управления городского хозяйства и природопользования Администрации <адрес>» в течение 4х месяцев с момента вступления в силу решения суда организовать сбор и вывоз бытовых отходов и мусора с несанкционированного места размещения отходов, расположенного по адресу: <адрес>, (географические координаты: 45.074584, 35400974) площадью 6125 кв.м.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд РК в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) О.А. Микитюк

Копия верна: судья- секретарь-