ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1473/20 от 08.06.2020 Серпуховского городского суда (Московская область)

Дело № 2-1473/2020

Р Е Ш Е Н И Е.

Именем Российской Федерации

08 июня 2020 года г.Серпухов Московской области

Серпуховский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Крючкова С.И., при секретаре судебного заседания Лашмановой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Е. В. к Министерству социального развития Московской области об обязании назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Истец Егорова Е.А. обратилась в суд с иском к ответчику Министерству социального развития Московской области об обязании назначения ежемесячной выплаты, в связи с рождением ребенка М., <дата> рождения, о взыскании почтовых расходов.

Истец Егорова Е.А. в судебное заседание не явилась, будучи извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.

Из текста искового заявления видно, что 27 января 2020 года в соответствии с ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» от 28.12.2017 № 418-ФЗ истцом подано заявление в МФЦ Московской области в г. Серпухове о назначении пособия до трех лет её дочери М., <дата> рождения, однако получила отказ. 21 февраля 2020 года истцом получены два уведомления из Серпуховского городского управления социальной защиты населения № 69473, в одном из которых в строке «причины, послужившие основанием для принятия решения об отказе в назначении (продлении выплаты)» указано «По законодательству не положено». В другом дана ссылка на пп. «е» пункта 28 «Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов РФ государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка» - отсутствие постоянного места жительства на территории Российской Федерации у заявителя и (или) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление». Как видно из паспорта истца, с 2008 года она была постоянно зарегистрирована по <адрес>. С 16 августа 2018 года истец зарегистрировалась по этому же адресу временно (по месту пребывания) сроком до 11 августа 2028 года. Дочь истца с самого рождения зарегистрирована по указанному адресу. Истец и её дочь - граждане РФ, с постоянным проживанием в РФ, однако Серпуховское городское управление социальной защиты населения нарушает права истца и её несовершеннолетней дочери на получение социальной защиты государства. Истец считает данный отказ незаконным и противоречащим требованиям законодательства Российской Федерации и нарушающим нрава несовершеннолетней.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещен. В материалы дела представлен письменный отзыв, из которого усматривается, что Министерство социального развития Московской области возражает против исковых требований по следующим основаниям. Егорова Е.В., <дата> рождения, подала 24.01.2020 года заявление и пакет документов в Серпуховское городское управление социальной защиты населения (с 05.03.2020 г. Управление социальной защиты населения по городскому округу Серпухов) через МФЦ г.о. Серпухов о назначении ежемесячной выплаты, в связи с рождением первого ребенка. Федеральным законом от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (ст.4 Закона). Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, а также обращения за назначением указанных выплат утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2017 №889н. В соответствии с пунктом 2 Порядка обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (далее - заявитель), лично либо через представителя. Основания для отказа в предоставлении государственной услуги в соответствии с законодательством Российской Федерации определены в пункте 28 Административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданных полномочий Российской Федерации по назначению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, утвержденного приказом Минтруда России от 04.02.2019 №55н. Одним из оснований для отказа является отсутствие постоянного места жительства на территории Российской Федерации у заявителя и (или) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого подано заявление (п.п. «е» п.28). Перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, указан в приложении №2 Порядка. Из представленных Егоровой Е.В. документов следовало следующее: Егорова Е.В. 16 августа 2018 года снята с регистрационного учета по <адрес>. По указанному адресу Егорова Е.В. зарегистрирована по месту пребывания с 16 августа по 11 августа 2028 года. М., <дата> рождения, зарегистрирована с 16 августа по 11 августа 2028 года по месту пребывания по <адрес>. Таким образом, на момент обращения с заявлением о назначении федеральной выплаты у Егоровой Е.В. и у её ребенка, в связи с рождением которого подано заявление - М., отсутствовало постоянное место жительства на территории Российской Федерации. Учитывая отсутствие постоянного места жительства на территории Российской Федерации у заявителя и ребенка, в связи с рождением которого подано заявление, Серпуховским городским управлением социальной защиты населения было принято решение от 21.02.2020 №69473 об отказе в назначении Егоровой Е.В. федеральной выплаты на ребенка. Руководствуясь нормами Федерального закона от 28.12.2017 №418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», Порядка осуществления ежемесячной выплаты в связи е рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, а также обращения за назначением указанных выплат, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2017 №889н, подпунктом «е» пункта 28 Административного регламента, считаем, что отказ в назначении Егоровой Е.В. федеральной выплаты обоснован. Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь нормами действующего законодательства, ответчик считает заявленные истцом исковые требования несостоятельными, необоснованными и не подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно копий уведомления Серпуховского городского УСЗН от 21 февраля 2020 года на обращение Егоровой Е.В. по вопросу назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, заявления истца № 105 о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, решения Серпуховского городского управления социальной защиты населения от 21.02.2020 № 69473 - истцу отказано в предоставлении указанной ежемесячной выплаты, в связи с отсутствием постоянного места жительства на территории Российской Федерации у заявителя и (или) ребенка, в связи с рождением которого подано заявление (л.д. 6, 19-22, 23).

Родителями М., <дата> рождения, являются Е. и Егорова Е.В.(л.д. 7).

Из копии паспортных данных истца Егоровой Е.В. усматривается, что она с 03.10.2007 года была зарегистрирована по <адрес>. 16 августа 2018 года снята с регистрационного учета (л.д. 8-9).

Из копии свидетельства № 1517 о регистрации по месту пребывания усматривается, что Егорова Е.В., <дата> рождения, зарегистрирована по месту пребывания по <адрес>, на срок с 16.08.2018 по 11.08.2028 (л.д. 10).

Из копии свидетельства № 1518 о регистрации по месту пребывания усматривается, что М., <дата> рождения, зарегистрирована по месту пребывания по <адрес>, на срок с 16.08.2018 по 11.08.2028 (л.д. 11).

В материалы дела представлена копия справки о доходах супруга истца за 2019 год и копия справки с места работы истца.

Изучив материалы дела, суд считает возможным удовлетворить заявленные исковые требования.

Согласно ст.20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

На основании ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418 «О ежемесячный выплатах семьям, имеющих детей» установлено, что право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее также - ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка) имеют граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации.

2. Право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка возникает в случае, если ребенок рожден (усыновлен) начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации и если размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

3. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка осуществляется женщине, родившей (усыновившей) первого ребенка, или отцу (усыновителю) либо опекуну ребенка в случае смерти женщины, отца (усыновителя), объявления их умершими, лишения их родительских прав или в случае отмены усыновления ребенка.

4. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка осуществляется гражданину, получившему государственный сертификат на материнский (семейный) капитал в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

5. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в размере прожиточного минимума для детей, установленном в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

6. Порядок осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, порядок обращения за назначением указанной выплаты, а также перечень документов (копий документов, сведений), необходимых для ее назначения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.

На основании ст.2 вышеуказанного Федерального закона гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.

2. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.

3. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.

4. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

5. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

6. В случае рождения (усыновления) двух и более детей гражданин подает заявление о назначении ежемесячной выплаты: 1) в отношении одного ребенка - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном частью настоящей статьи; 2) в отношении второго ребенка - в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи.

7. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка может быть подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации одновременно с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".

8. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивают в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях, подведомственных этим органам, документы (копии документов, сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка (за исключением документов, предусмотренных частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"), если такие документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении этих органов, организаций и не были представлены гражданином по собственной инициативе.

9. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка перечисляется на счет гражданина, открытый в российской кредитной организации.

10. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка не назначается в случае, если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение указанной выплаты, находится на полном государственном обеспечении, а также в случае лишения гражданина родительских прав в отношении такого ребенка.

В соответствии с п.2 Порядка осуществления ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) второго ребенка и обращения за назначением указанных выплат, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 декабря 2017 года № 889н обратиться с заявлением о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка или с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка (далее - заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка) имеют право женщины, родившие (усыновившие) ребенка, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, в случае если ребенок (родной, усыновленный) рожден начиная с 1 января 2018 года, является гражданином Российской Федерации, и размер среднедушевого дохода семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 43, ст. 4904; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 30, ст. 3739; 2012, N 50, ст. 6956) за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (далее - заявитель), лично либо через представителя.

Как установлено в ходе судебного разбирательства истцу Егоровой Е.В. Министерством социального развития Московской области в лице Серпуховского городского Управления социальной защиты населения было отказано в назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением ребенка М., <дата> рождения. Основанием для отказа послужило отсутствие постоянного места жительства на территории Российской Федерации у заявителя и (или) ребенка, в связи с рождением которого подано заявление.

С правомерностью данного вывода, сделанного ответчиком на основании представленных истцом документов, согласиться нельзя, так как в ходе судебного разбирательства было достоверно установлено, что фактическим местом проживания семьи истца, включая её несовершеннолетнюю дочь М., в спорный период и в настоящее время, является г.Серпухов Московской области. При этом, суд принимает во внимание, что ответчиком не оспаривается сам факт проживания семьи истца в г.Серпухове Московской области и наличие гражданства РФ, а также учитывается наличие у истицы и её дочери официальной регистрации в г.Серпухове по месту жительства.

Иное же понимание установленных фактических обстоятельств и положений вышеуказанных норм противоречило бы целям, ради которых был принят и введен в действие настоящий Федеральный закон, конституционно-правовой смысл которых отражён в п.1 ст.38 Конституции России - материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

Согласно ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, в том числе и расходы по уплате госпошлины. Если иск удовлетворен частично, то данные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Таким образом, учитывая положения указанной нормы, с ответчика Министерства социального развития Московской области подлежат взысканию 139 рублей 84 копейки в качестве возмещения издержек, связанных с рассмотрением данного дела, в виде почтовых расходов.

Исходя из изложенного, на основании Федерального закона от 28 декабря 2017 года №418 «О ежемесячный выплатах семьям, имеющих детей», ст.98 ГПК РФ, и руководствуясь ст.ст. 167, 194-199 ГПК РФ

Р Е Ш И Л:

Иск Егоровой Е. В. удовлетворить.

Обязать ответчика Министерство социального развития Московской области назначить с 24 января 2020 года Егоровой Е. В. ежемесячную выплату в связи с рождением ребенка М., <дата> рождения.

Взыскать с Министерства социального развития Московской области в пользу Егоровой Е. В. 139 рублей 84 копейки в качестве возмещения издержек, связанных с рассмотрением данного дела, в виде почтовых расходов.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Серпуховский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Крючков С.И.

Мотивированное решение составлено 30 июня 2020 года.