ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1474 от 02.07.2010 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

                                                                                    Центральный районный суд г. Омска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Центральный районный суд г. Омска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-1474/2010

Решение

Именем Российской Федерации

02 июля 2010 года г. Омск

Центральный районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Поповой Э.Н. при секретаре Беляковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Управления внутренних дел по Омской области об отказе в выдаче разрешения на право ввоза на территорию Российской Федерации арбалета,

установил:

ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения отдела организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью УВД по Омской области. В обоснование заявления указал, что в октябре 2009 года им на интернет-аукционе приобретен бывший в употреблении арбалет Horton EXP, серийный номер №, комплект стрел с наконечниками к нему и кивер. 12 октября 2009 года инспектором таможенного поста «Международный почтамт» в адрес Омского таможенного поста было направлено уведомление № о том, что в его адрес направлено международное почтовое отправление - посылка. 11 января 2010 года он получил уведомление Омского таможенного поста от 24 декабря 2009 года, согласно которому ему необходимо до 01 марта 2010 года представить документы, подтверждающие прохождение государственного контроля органов внутренних дел (разрешение на право ввоза) в отношении вышеуказанного арбалета. 17 марта 2010 года им на имя начальника отдела организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью УВД по Омской области (далее - ОЛРР) было подано заявление о выдаче разрешения на право ввоза на территорию РФ названного арбалета с указанными принадлежностями. Согласно ответу ОЛРР УВД по Омской области от 22 марта 2010 года № ему отказано в выдаче такого разрешения. Считает указанное решение незаконным, так как согласно п.1 ст. 6 Федерального Закона РФ от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» запрещается оборот в качестве гражданского и служебного оружия определенных видов оружия, в том числе кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов. При этом пунктом 2 указанной статьи запрещается хранение или использование вне спортивных объектов спортивного огнестрельного оружия, а также спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира. Таким образом, законом запрещено хранение или использование вне спортивных объектов спортивно-охотничьего арбалета Horton EXP, но не его приобретение. Согласно п.8 ст. 10 закона «Об оружии» граждане РФ имеют право на приобретение оружия. Статьей 17 указанного закона предусмотрено, что ввоз на территорию РФ и вывоз из РФ единичных экземпляров спортивного, охотничьего, газового оружия производятся с разрешения органов внутренних дел. Согласно п. 84 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года № 814, ввоз на территорию РФ оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий, производится гражданами РФ после проведения сертификации, аккредитованными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с МВД РФ. Порядок ввоза оружия устанавливается Федеральной таможенной службой, МВД РФ и Министерством промышленности и торговли РФ. Согласно письму Федеральной таможенной службы от 19 декабря 2006 года № 06-73/44906 не требуется проведение обязательной сертификации для помещения товаров под таможенный режим, которые ввозятся в единичных экземплярах или в ограниченном количестве при условии предоставления таможенным органам гарантий исполнения обязанностей о том, что такие товары не будут отчуждаться на таможенной территории РФ. Единичный экземпляр арбалета был им приобретен исключительно для личного использования, данная модель снята с производства и подлежит ввозу по упрощенной схеме. Просит признать незаконным решение указанного отдела УВД по Омской области об отказе в выдаче разрешения на право ввоза на территорию РФ единичного экземпляра спортивно-охотничьего арбалета Horton EXP, серийный номер В22142, комплекта стрел с наконечниками и кивера, содержащееся в письме № от 22 марта 2010 года; устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод, обязав указанный отдел УВД по Омской области выдать ему разрешение на право ввоза на территорию РФ единичного экземпляра спортивно-охотничьего арбалета Horton EXP, серийный номер №, комплекта стрел с наконечниками и кивера. Также просит взыскать с УВД по Омской области в его пользу оплату услуг представителя в сумме 15.000 руб.

В судебное заседание заявитель не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л.д. 52).

В судебном заседании представитель заявителя по ордеру ФИО2 требования ФИО1 поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении. Пояснил, что приобретенный заявителем арбалет не является спортивным метательным оружием, оборот которого запрещен. Запрещен оборот, применительно к делу, ввоз в РФ, только того оружия, которое изложено в ч. 1 ст. 6 Закона «Об оружии», а в данный перечень арбалет не входит. В письме УВД от 22 марта 2010 г. указано, что выдача разрешений на ввоз оружия в РФ гражданам РФ в компетенцию УВД по Омской области не входит, а в соответствии со ст. 17 закона «Об оружии» ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации единичных экземпляров спортивного оружия производятся с разрешения органов внутренних дел с учетом требований настоящего Федерального закона. Кроме этого заявителю устно было указано на то, что арбалет подлежит сертификации, что не соответствует закону. Просит заявление удовлетворить.

Представитель УВД по Омской области по доверенности ФИО3 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что согласно заключению специалиста Сибирского таможенного управления от 27 ноября 2009 г. данный арбалет является метательным оружием, относится к универсальным спортивно-охотничьим, изготовлен промышленным способом. Ст. 13 Закона «Об оружии» предусмотрен исчерпывающий перечень оружия, право на приобретение которого имеют граждане РФ; метательное оружие в указанный перечень не входит. Постановлением Правительства РФ № 814 от 21 июля 1998 г. утверждены Правила оборота оружия. В п.84 указанных Правил указано, что ввоз оружия на территорию РФ производится только после проведения сертификации. Кроме этого приказом МВД России № 288 от 12 апреля 1999 г. утверждена соответствующая Инструкция по организации работы органов внутренних дел, в п. 5 которой определено, что право выдавать лицензии, разрешения на ввоз оружия, патронов имеет департамент охраны общественного порядка МВД России (ДООП МВД РФ), а не УВД субъектов. Таким образом, у УВД по Омской области не имеется полномочий выдавать указанные разрешения. Данный арбалет является метательным оружием, а не спортивным снарядом, его нельзя приобретать гражданам РФ и для него требуется сертификация. Представлены отзывы на заявление (л.д. 21-22, 48-49).

Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчинённости орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечён к ответственности.

В судебном заседании установлено, что 17 марта 2010 года ФИО1 обратился с письменным заявлением на имя начальника ОЛРР УВД по Омской области (ОЛРР - отдел лицензионно-разрешительной работы) в котором указал, что в октябре 2009 года в его адрес посутупило международное почтовое отправление, в котором находится приобретенный им на аукционе Е-Вау бывший в употреблении арбалет Horton EXP, серийный номер №, комплект стрел с наконечниками к нему и кивер. В ходе таможенного оформления на руки заявителю было выдано заключение специалиста № 4 от 11 января 2010 года, в котором указано, что данный арбалет квалифицируется как метательное оружие, относящееся к универсальным спортивно-охотничьим арбалетам. Согласно закону «Об оружии» оборот данного арбалета осуществляется с ограничениями в части хранения, данный единичный экземпляр арбалета приобретен им законно на основании п.8 ст. 10 Закона «Об оружии». В заявлении также указано, что заключение специалиста содержит ошибочное мнение об ограничении оборота данного арбалета в части приобретения, так как ему, как гражданину РФ, на основаниип.8 ст. 10 закона «Об оружии» дано право на приобретение оружия. Согласно заявлению в ОЛРР УВД просит: выдать разрешение на право ввоза на территорию РФ единичного экземпляра спортивно-охотничьего арбалета Horton EXP, серийный номер № с комплектом стрел с наконечниками к нему и кивером; в целях устранения возможного нарушения ст. 6 закона «Об оружии» организовать процедуру деактивации арбалета для последующего его хранения в домашних условиях (л.д. 9).

Таким образом, согласно данному заявлению ФИО1 просит выдать разрешение на право ввоза на территорию РФ указанного выше арбалета и организовать процедуру его деактивации для хранения в домашних условиях.

Согласно ответу отдела организации лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью УВД по Омской области от 22 марта 2010 года № 120/118 заявителю сообщено, что на основании п. 8 ст. 10 Федерального Закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» граждане РФ имеют право на приобретение оружия, перечень которого указан в ст. 13 данного закона. Приобретенный заявителем арбалет Horton EXP является метательным оружием спортивно-охотничьего назначения, право на приобретение которого гражданами РФ и хранение его в домашних условиях не предусмотрено. На основании ст. 15 ФЗ «Об оружии» данный вид оружия могут приобретать спортивные организации и образовательные учреждения. Кроме этого указано, что в соответствии с п. 3 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года № 288, выдача разрешений на ввоз оружия в РФ гражданам РФ в компетенцию УВД по Омской области не входит (л.д. 10).

Таким образом, в обжалуемом ответе заявителю указано, что права на приобретение и хранение в домашних условиях указанного вида оружия - метательного оружия спортивно-охотничьего назначения граждане РФ не имеют; кроме этого разъяснено, что в компетенцию УВД субъекта - УВД по Омской области не входит выдача разрешений на ввоз оружия в Российскую Федерацию гражданам России.

Иных оснований отказа в обжалуемом ответе не приведено.

В судебном заседании заслушанный в качестве свидетеля начальник отделения  УВД по Омской области А. пояснил, что действительно 17 марта 2010 г. в управление обратился ФИО1 с заявлением о выдаче разрешения на ввоз в РФ единичного экземпляра спортивно - охотничьего арбалета, 22 марта 2010 г. ему был дан ответ на данное заявление. Из заявления следовало, что ФИО1 хотел ввезти арбалет на территорию РФ и хранить его дома, кроме этого он просил организовать процедуру деактивации арбалета. Так как указанный арбалет относится к метательному оружию, в соответствии со ст. 13 закона «Об оружии» граждане РФ не могут приобретать его и хранить у себя дома. Кроме этого выдача разрешений на ввоз оружия на территорию РФ для граждан РФ в компетенцию УВД по Омской области не входит, приказом МВД № 288 от 1999 г. установлено, что это входит в компетенцию МВД РФ. Также у УВД области не имеется полномочий вносить конструктивные изменения в оружие, то есть деактивировать его. О необходимости сертификации в ответе УВД ничего указано не было.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ

"Об оружии" (с изменениями) право на приобретение оружия на территории Российской Федерации имеют, в том числе, юридические и физические лица, занимающиеся коллекционированием или экспонированием оружия; граждане Российской Федерации.

Из заключения специалиста Омской таможни Сибирского таможенного управления ФТС России № 4 от 27 ноября 2009 года следует, что арбалет Horton EXP, номер № является метательным оружием, относится к универсальным (спортивно-охотничьим), изготовлен промышленным способом фирмой (США) (л.д. 28-29).

Ст. 1 закона «Об оружии» определено, что метательное оружие - это оружие, предназначенное для поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение при помощи мускульной силы человека или механического устройства.

Согласно указанной статье закона к оружию не относятся изделия, сертифицированные в качестве изделий хозяйственно-бытового и производственного назначения, спортивные снаряды, конструктивно сходные с оружием (далее - конструктивно сходные с оружием изделия).

Статьей 2 указанного закона оружие делится на 1) гражданское; 2) служебное; 3) боевое ручное стрелковое и холодное.

В соответствии со ст. 3 данного закона к гражданскому оружию относится, в том числе, 2) спортивное оружие: огнестрельное с нарезным стволом; огнестрельное гладкоствольное; холодное клинковое; метательное; пневматическое с дульной энергией свыше 3 Дж.

Таким образом, метательное оружие является разновидностью спортивного оружия (гражданского) и к спортивным снарядам не относится.

Статьей 6 закона «Об оружии» установлены ограничения на оборот гражданского и служебного оружия. На территории Российской Федерации запрещаются: оборот в качестве гражданского и служебного оружия, в том числе, кистеней, кастетов, сурикенов, бумерангов и других специально приспособленных для использования в качестве оружия предметов ударно-дробящего и метательного действия, за исключением спортивных снарядов.

Применительно к указанным выше нормам закона арбалет Horton EXP спортивным снарядом не является, относится к метательному оружию.

Из ст. 1 данного закона следует, что оборот оружия и основных частей огнестрельного оружия - это производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия на территорию Российской Федерации и вывоз его из Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 6 закона «Об оружии» на территории Российской Федерации запрещаются: хранение или использование вне спортивных объектов спортивного холодного клинкового и метательного оружия, за исключением хранения спортивного огнестрельного длинноствольного оружия с нарезным стволом либо спортивного длинноствольного пневматического оружия с дульной энергией свыше 7,5 Дж и калибра более 4,5 мм, приобретенного гражданами Российской Федерации в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона, хранения и использования луков и арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира.

Таким образом, на территории РФ запрещено хранение или использование вне спортивных объектов метательного оружия за исключением хранения и использования арбалетов для проведения научно-исследовательских и профилактических работ, связанных с иммобилизацией и инъецированием объектов животного мира.

Ст. 13 закона «Об оружии» установлено, что право на приобретение спортивного и охотничьего оружия, сигнального оружия и холодного клинкового оружия, предназначенного для ношения с национальными костюмами народов Российской Федерации или казачьей формой, имеют граждане Российской Федерации, достигшие 18-летнего возраста, после получения лицензии на приобретение конкретного вида оружия в органах внутренних дел по месту жительства.

Как уже было указано выше, ФИО4 обратился в УВД по Омской области с заявлением, из которого следует, что арбалет Horton EXP приобретен им для последующего его хранения в домашних условиях.

С учетом изложенных норм закона в совокупности, суд полагает, что разъяснение УВД по Омской области, изложенное в обжалуемом ответе, о том, что приобретение указанного метательного оружия для хранения арбалета Horton EXP в домашних условиях законом не предусмотрено, является обоснованным.

Статьей 17 закона «Об оружии» предусмотрено, что ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз из Российской Федерации единичных экземпляров спортивного, охотничьего, газового оружия самообороны и пневматического оружия производятся с разрешения органов внутренних дел с учетом требований настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814

"О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (с изменениями).

Согласно п.84 указанных Правил ввоз на территорию Российской Федерации оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий, в том числе приобретенных, полученных в дар, по наследству или в качестве награды, производится юридическими лицами и гражданами Российской Федерации после проведения сертификации органами по сертификации, аккредитованными Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Порядок ввоза гражданского, служебного длинноствольного гладкоствольного оружия, патронов и конструктивно сходных с оружием изделий в целях сертификации устанавливается Федеральной таможенной службой, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

Приказом МВД России от 12 апреля 1999 г. N 288"О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814" утверждена Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (л.д. 32-41).

Согласно п. 1 Данной Инструкции настоящая Инструкция в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" и постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" регулирует вопросы, связанные, в частности, с приобретением, коллекционированием или экспонирование гражданского и служебного оружия, основных частей огнестрельного оружия и патронов к нему, разрешением на ввоз оружия и патронов в Российскую Федерацию и вывоз их из Российской Федерации.

Кроме этого согласно указанному пункту Инструкция разграничивает компетенцию должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов, определяет требования к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием.

Раздел П данной Инструкции определяет полномочия органов внутренних дел по выдаче лицензий и разрешений.

Так, согласно ст. 3 раздела П Инструкции МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации (к которым относится УВД по Омской области) осуществляют выдачу лицензий и разрешений, указанных в пункте 2 настоящей Инструкции, а также лицензий.

Из п.2 ст. 3 Инструкции следует, что разрешение на ввоз оружия не территорию РФ, приобретенное для использования для личных целей, в компетенцию УВД субъекта РФ не входит.

Согласно ст. 5 раздела П Инструкции ДООП (департамент охраны общественного порядка) МВД России имеет право выдавать лицензии и разрешения, оформление которых производится МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации и горрайорганами внутренних дел, и осуществляет выдачу, в частности, разрешений на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского, служебного или коллекционируемого либо экспонируемого оружия и патронов юридическим лицам, за исключением юридических лиц-поставщиков, и гражданам Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством.

Правом подписи лицензий и разрешений пользуются начальник ДООП МВД России и его заместитель, курирующий лицензионно-разрешительную службу, либо лица, исполняющие их обязанности.

Также согласно указанному приказу МВД РФ на УВД субъектов РФ не возложена обязанность проводить процедуры деактивации оружия (ст.3 Раздела П Инструкции).

Таким образом, право выдавать разрешения на ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации гражданского оружия гражданам Российской Федерации предоставлено ДООП МВД России, а не УВД субъекта РФ; обязанность проведения процедуры деактивации оружия по заявлениям граждан на отдел лицензионно-разрешительной работы УВД не возложена.

С учетом изложенного, применительно к обращению заявителя, ответ Управления внутренних дел по Омской области от 22 марта 2010 года № 120/118, не является незаконным, в связи с чем требование заявителя удовлетворению не подлежит.

В связи тем, что заявление ФИО1 признано судом необоснованным, требование о возмещении затрат на оплату услуг представителя удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления о признании незаконным решения Управления внутренних дел по Омской области от 22 марта 2010 года № 120/118, принятого по обращению ФИО1 от 17 марта 2010 года, ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Центральный районный суд г. Омска в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательном виде.

Судья Э.Н. Попова