Дело № 2-1474/2014
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
23 сентября 2014 года г.Хабаровск
Кировский районный суд г.Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Наконечного С.И., при секретаре Михеевой Я.А.,
с участием: заявителя ФИО1, его представителя по устному заявлению в суде ФИО12 прокурора ФИО13
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению <данные изъяты> ФГКУ «<данные изъяты> МО РФ ФИО1 ФИО14 об оспаривании предостережения заместителя Военного прокурора <данные изъяты> гарнизона,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением об оспаривании предостережения заместителя Военного прокурора <данные изъяты> гарнизона, в обоснование указав, что заместителем Военного прокурора <данные изъяты> гарнизонной прокуратуры <данные изъяты> юстиции ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ ему было объявлено предостережение о недопустимости нарушения закона. Согласно указанному предостережению о недопустимости нарушения закона указано, что заявитель требования ст. 40 Конституции РФ, ст. 21 Трудового кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан РФ» должным образом не соблюдал. Работая в должности заместителя начальника ФГКУ «<данные изъяты>», заявитель не предпринял мер по получению выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета, запрашиваемой ФИО5 по месту жительства, а рекомендовал ФИО7 обратиться в управляющую компанию по месту нахождения жилого помещения. С указанным предостережением не согласен, считает его незаконным и необоснованным. В силу п. 1.2 Указания Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении предостережения о недопустимости нарушения закона» основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам, либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность. Согласно п.п. 2, 2.1 Указания применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений. Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информациям контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях. В нарушение данных норм прокурором надлежащая проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях не проведена. Вывод прокурора о готовящемся деянии в виде не направления в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или должностному лицу в чью компетенцию входит предоставление выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета по запросу, не подтвержден. Так же в оспариваемом предостережении указано на существенное нарушение заявителем прав ФИО5 на обеспечение жильем. При этом в предостережении от ДД.ММ.ГГГГ не указано, каким образом существенно нарушаются права ФИО5 на обеспечение жильем. Проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях для такого вывода в предостережении от ДД.ММ.ГГГГ так же не проводилась. Заявитель указал, что прокурором не проведена надлежащая проверка по факту готовящихся противоправных деяний, в связи с чем, отсутствовали основания для принятия соответствующих мер прокурорского реагирования в виде вынесения оспариваемого предостережения. Указание заявителя в ответе на обращение ФИО5 на то, что вопрос выдачи выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета к компетенции ФГКУ «<данные изъяты> не относится, соответствует требованиям закона, не нарушает права ФИО5, поскольку последний не лишен возможности обратиться с заявлением о предоставлении ему необходимых документов в соответствующий компетентный орган или организацию. Просит признать незаконным и отменить предостережение заместителя Военного прокурора <данные изъяты> гарнизона подполковника юстиции ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ года.
В судебном заседании заявитель ФИО1 заявление поддержал, по изложенным в нем основаниям, просил удовлетворить.
Представитель заявителя по устному заявлению в суде ФИО3 заявление поддержал, просил его удовлетворить, пояснив, что заявитель не является должностным лицом, в отношении которого прокурором могло быть вынесено оспариваемое предостережение, в материалах проверки не содержится достоверных сведений о каких-либо готовящихся противоправных деяниях со стороны заявителя.
В судебном заседании прокурор ФИО4, с заявлением не согласился, поскольку права заявителя не были нарушены, просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку оспариваемое предостережение в отношении заявителя вынесено на законном основании.
Выслушав пояснения, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч.2 ст.1, ч.1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре РФ» в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура РФ осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти, субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленном законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Статьей 25.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурору и его заместителю предоставлено право в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, объявлять в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В указании Генеральной прокуратуры РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 39/7 "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" детализированы условия вынесения предостережения. Этот документ предписывает прокурорам субъектов РФ, городов и районов, военным и другим прокурорам специализированных прокуратур использовать предостережение о недопустимости нарушения закона как важнейшую меру предупреждения правонарушений (п. 1.1).
Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность (п. 1.2).
Предостережение о недопустимости нарушения закона применяется только к должностным лицам (П. 1.4).
Пунктом 2 Указания установлено, что применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений.
Предостережение объявляется на основании результатов проведенных проверок, в том числе по заявлениям и обращениям граждан, информации контролирующих органов и иным конкретным сигналам, содержащим достоверные сведения о готовящихся противоправных деяниях, и оформляется в виде специального прокурорского акта в письменной форме (п. 2.1, 2.2).
Судом установлено, что ФИО1 ФИО15 работает в ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ в должности <данные изъяты> Управления.
Заместителем Военного прокурора <данные изъяты> гарнизонной прокуратуры подполковником юстиции ФИО6ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вынесено предостережение о <данные изъяты>ФИО5 нарушений закона. Одновременно разъяснено, что в случае повторения указанных нарушений закона, ФИО1 может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ.
Заявитель, полагая, что обжалуемым предостережением нарушаются его права и законные интересы, обратился в суд с заявлением о признании объявленного предостережения незаконным.
Как видно из оспариваемого предостережения, при проведении прокурорской проверки установлено, что исполняющим обязанности заместителя начальника ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ ФИО1 допущены нарушения требований ст. 40 Конституции РФ, ст. 21 Трудового кодекса РФ, ст. 8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Установлено, что ФИО5 письменно обратился в ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ с просьбой о предоставлении выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета с места жительства в <адрес>. Данное обращение в ФГКУ «<данные изъяты> МО РФ было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ года. Разрешение данного обращения и подготовка ответа поручено заместителю <данные изъяты>ФИО8. Ответ на обращение был подготовлен и зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ года, однако, согласно реестру исходящей корреспонденции, из учреждения в почтовое отделение <адрес>, ответ направлен только ДД.ММ.ГГГГ года. Кроме того, никаких мер по получению запрашиваемой ФИО5 информации или направлению обращения по подведомственности уполномоченному должностному лицу, принято не было. В ответе ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ, ФИО7, для получения необходимых документов, рекомендовано обратиться в управляющую компанию по месту нахождения жилого помещения. В соответствии со ст.8 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. Указанное нарушение закона стало возможным ввиду ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей и отсутствием контроля за подчиненными должностными лицами, исполняющим обязанности заместителя начальника ФГКУ «<данные изъяты> МО РФ ФИО1. Кроме того, существенно нарушаются права ФИО5 на обеспечение жильем.
Указанные в предостережении обстоятельства подтверждаются представленными суду материалами проверки военной прокуратуры по жалобе ФИО5.
В соответствии со статьями 10, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, ответ ФИО7 на его обращение направлен с нарушением срока рассмотрения и разрешения, предусмотренного ст. 12 ФЗ N 59 от ДД.ММ.ГГГГ г., возлагающего на соответствующих лиц обязанности по разрешению письменного обращения в течение 30 дней со дня регистрации. Ответ должен был быть дан до ДД.ММ.ГГГГ., а фактически направлен ДД.ММ.ГГГГ., т.е. за пределами 30 дневного срока, установленного законом, поэтому предостережение заявителю вынесено законно и обоснованно, на основании установленного в результате прокурорской проверки нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГг. <данные изъяты>-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
При таких обстоятельствах, доводы заявителя о том, что вопрос выдачи выписки из домовой книги и копии финансового лицевого счета к компетенции ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ не относится, не влияют на законность оспариваемого предостережения, поскольку прокурор располагал сведениями о нарушении закона, подтвержденными проведенной проверкой.
Оспариваемое предостережение является актом прокурорского реагирования, в соответствии со статьей 25.1 Федерального закона "О прокуратуре РФ" имеет характер предложений о недопустимости нарушения закона, то есть является превентивной мерой и направляется должностному лицу в целях предупреждения правонарушений.
Само предостережение, как и требования, изложенные в нем, не нарушают прав и свобод заявителя, не создало препятствия к осуществлению заявителем прав и свобод; на него незаконно не возложена какая-либо обязанность, он не привлечен к ответственности, доказательств обратного суду не представлено.
Доводы заявителя о том, что он не является должностным лицом, в отношении которого прокурором могло быть вынесено оспариваемое предостережение являются несостоятельными.
Исходя из устава ФГКУ «Востокрегионжилье» учреждение осуществляет свою деятельность в целях организации работы по обеспечению военнослужащих жилыми помещениями жилищного фонда Министерства обороны РФ на территориях по перечню, утвержденному Министром обороны РФ. Для достижения целей, Учреждение осуществляет в установленном законодательством Российской Федерации порядке следующие виды деятельности: ведение личного приема граждан по вопросам жилищного обеспечения, подготовка ответов на их обращения (п.п.19,20 Устава).
Как установлено судом, в соответствии с приказом № ОД от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 возложены обязанности по контролю работы отдела специализированных жилых помещений, контроль по проведению инвентаризации, мероприятия по проведению инвентаризации служебного жилого фонда Минобороны России, контроль административно-хозяйственной деятельности Управления, контроль деятельности контрольно-архивного отдела, контроль, координация и организация взаимодействие отделов управления с территориальными подразделениями по курируемым направлениям деятельности, контроль и координация деятельности территориальных подразделений по курируемым направлениям деятельности.
При таких данных следует признать, что заявитель является должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, при этом ст. 25.1 Федерального закона "О Прокуратуре Российской Федерации" не содержит ограничения в перечне должностных лиц, которым может быть направлено предостережение.
С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым в удовлетворении заявления исполняющего обязанности заместителя начальника ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ ФИО1 ФИО16 об оспаривании предостережения заместителя Военного прокурора Хабаровского гарнизона отказать.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления исполняющего обязанности заместителя начальника ФГКУ «<данные изъяты>» МО РФ ФИО1 <данные изъяты> об оспаривании предостережения заместителя Военного прокурора <данные изъяты> гарнизона отказать.
Решение суда может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Кировский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ года.
Судья: /подпись/
Копия верна: Судья С.И. Наконечный