ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1474/2016 от 11.11.2016 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-1474/2016г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2016 года г. Вятские Поляны

Вятскополянский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Колесниковой Л.И.,

при секретаре Овсянниковой И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никифорова Г.Я. к РЭО ГИБДД МО МВД России «Вятскополянский» об обязании зарегистрировать автомобильный прицеп, выдать паспорт транспортного средства и номерной знак,

УСТАНОВИЛ:

Никифоров Г.Я. обратился в суд с иском, в котором просил обязать РЭО ГИБДД МО МВД «Вятскополянский» поставить принадлежащий ему на праве собственности прицеп марки *** шасси № ***, рама № *** год выпуска 05.03.1994г. на регистрационный учет с выдачей паспорта транспортного средства и номерного знака.

Свои требования мотивировал тем, что 05.12.2013г. он по договору мены, заключенному с Мотанис В.И. приобрел в собственность автомобильный прицеп марки ***, 1994 года выпуска, цвет голубой. Прицеп изготовлен Вятско-Полянским машиностроительным заводом «Молот» в 1994г. Имеется справка-счет, руководство по эксплуатации. Со слов Мотанис В.И. последнему был выдан прицеп в счет заработной платы в 1994г. в заводском магазине «Зенит». При этом Мотанис В.И. не нуждался в прицепе, спасал деньги от инфляции и из-за ненадобности ПТС не получал, в ГИБДД за регистрацией транспортного средства не обращался. Автомобильный прицеп Мотанис В.И. не эксплуатировался, и был передан истцу фактически новым.

При продаже прицепа магазином была выписана справка -счет от 28.04.1994г. и руководство по эксплуатации, которые Мотанис В.И. передал истцу при заключении договора мены.

Решением мирового судьи судебного участка № 73 Вятскополянского района Кировской области за ним (истцом) признано право собственности на указанный прицеп.

Для использования прицепа в дорожном движении он неоднокртано обращался с заявлением в ГИБДД МО МВД России «Вятскополянский» о государственной регистрации прицепа. В регистрации прицепа ему было отказано на том основании, что отсутствует паспорт транспортного средства, который обязан выдать завод-изготовитель. При обращении в ОАО «Вятскополянский машиностроительный завод «Молот» ему был дан ответ о том, что завод давно не выпускает прицепы, ПТС не выписываются, и необходимых бланков на предприятии нет.

После чего он обратился в суд с данным иском.

В ходе рассмотрения дела по ходатайству истца, к участию в деле в качестве соответчика было привлечено ОАО «Вятскополянский машиностроительный завод «Молот», к которому истец заявил требование о возложении обязанности выдать номерные знаки и паспорт транспортного средства на прицеп (л.д.43).

В судебном заседании истец Никифоров Г.Я. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что с декабря 2013г. является собственником прицепа ***, год выпуска 1994г., который был приобретен им по договору мены у Мотанис В.И. При обмене транспортными средствами Мотанис В.И. передал ему справку-счет, руководство по эксплуатации транспортного средства. Согласно этих документов видно, что прицеп был изготовлен на ОАО «ВПМЗ «Молот» в 1994г. Общеизвестный факт, что завод производил прицепы серийно, согласно технических условий. Прицепы признавались годными для эксплуатации, на них выдавались технические паспорта. Мотанису В.И. по неизвестной причине при получении в магазине завода прицепа технический паспорт не был выдан. Так как Мотанису прицеп не был нужен для эксплуатации, он получил его в счет заработной платы, то он не стал требовать ПТС и не регистрировал прицеп в органах ГИБДД. Прицеп стоял у него в гараже, и был передан ему (Никифорову) новым. Прицеп в рабочем состоянии, что подтвердил техосмотр в 2016г. Производство прицепов было прекращено не из-за их опасности на дорогах, а в связи с перестройкой и прекращением поставок комплектующих деталей. В настоящее время он не может использовать прицеп по назначению, так как ни ГИБДД, ни завод-изготовитель не выдают ему ПТС, номера на прицеп и как следствие не ставят на регистрационный учет. Просит обязать ответчиков выдать ему ПТС на автомобильный прицеп марки ***, год выпуска 1994г., выдать государственные регистрационные номера, а ответчика – ГИБДД МО МВД России «Вятскополянский» дополнительно просит обязать поставить прицеп на регистрационный учет.

Представитель ответчика ОАО «Вятскополянский машиностроительный завод «Молот» (далее ОАО «ВПМЗ «Молот») Гребенкин И.А. по доверенности, с требованиями, заявленными к ОАО «ВПМЗ «Молот» не согласен. Суду пояснил, что автоприцеп марки ***, год выпуска 1994, кузов № ***, рама № *** был изготовлен ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» и реализован в розничной продаже через магазин «Зенит» Вятско-Полянского машиностроительного завода «Молот» Мотанису В.И., что подтверждается справкой –счетом. Исходя из указанной справки, ПТС на прицеп не выдавался. Учетной документации за 1994г. на ОАО «Молот» не сохранилось, согласно «Положению об архивном хранении документов» за ненадобностью уничтожена. Считает, что оснований для возложения обязанности на завод выдать ПТС на автоприцеп не имеется. Завод находится в тяжелом финансово-экономическом состоянии, в отношении ОАО «Молот» открыто конкурсное производство; необходимые документы для получения бланка ПТС у завода отсутствуют. Просил в иске к ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» отказать.

Представитель ответчика МО МВД России «Вятскополянский» Галиахметов Н.Ш. в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствии. Ранее, в судебном заседании 29.09.2016г. суду пояснил, что с исковыми требованиями, заявленными к ГИБДД МО МВД России «Вятскополянский» не согласны. Согласно требований ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств на территории РФ осуществляется путем регистрации транспортного средства и выдачи ПТС. Поскольку прицеп изготовлен в 1994г., выдача ПТС возложена на завод –изготовитель, который берет на себя ответственность за соответствие транспортного средства требованиям безопасности. Органы ГИБДД могут выдать дубликат ПТС только взамен утраченного или пришедшего в негодность. Одним из обязательных документов для постановки транспортного средства на учет является ПТС. Истцом в ГИБДД не был представлен ПТС на автоприцеп, поэтому оснований для регистрации и выдачи номерных знаков не имелось.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены МВД РФ и УМВД России по Кировской области.

Представитель третьего лица - МВД РФ в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств не заявляли, возражений на иск не представили.

Представитель третьего лица - УМВД России по Кировской области Лобанов С.В. по доверенности в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя УМВД России по Кировской области. В отзыве на иск указал, что с иском к ГИБДД не согласен. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. Указанным документом при выпуске в обращение транспортного средства является ПТС. Согласно представленных документов прицеп истца изготовлен в 1994г. Оформление ПТС на основании Постановления Правительства РФ от 18.05.1993г. № 477 устанавливает, что на транспортные средства изготовленные после 01.07.1993г. ПТС выдаются организациями-изготовителями. Согласно п.22 Административного регламента МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрации транспортных средств, в случае отсутствия одного из обязательных документов (в том числе ПТС) в приеме заявления необходимо отказывать. Таким образом, у сотрудников ГИБДД нет оснований ни для выдачи истцу ПТС, ни для регистрации автоприцепа при отсутствии ПТС. (л.д.30-32)

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Как указано в ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Судом установлено, что Никифоров Г.Я. является собственником грузового прицепа к легковым автомобилям марки ***, год выпуска 05.03.1994, номер рамы *** номер кузова ***, цвет – голубой, изготовитель – ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот». Данный факт подтверждается решением мирового судьи судебного участка № 73 Вятскополянского района Кировской области от 12.03.2014г., вступившего в законную силу 15.04.2014г., и договором мены от 05.12.2013г., заключенный между Никифоровым Г.Я. и Мотанис В.И. (л.д.9, 65).

Согласно договору мены от 05.12.2013г. Никифоров Г.Я. поменял принадлежащий ему мотоцикл ИЖ-Ю-5К, 1992 года выпуска, на автомобильный прицеп *** год выпуска 1994, номер рамы *** номер кузова *** цвет – голубой, принадлежащий Мотанис В.И. на основании справки-счета № ***, выданного магазином «Зенит» Вятско-Полянского МСЗ от 28.04.1994г. (л.д.9)

Из представленной справки-счета № *** следует, что Мотанис В.И. приобрел автоприцеп марки *** 05.03.1994 года выпуска. В графе «паспорт ТС» отсутствуют какие-либо сведения. (л.д.7-8).

25.12.2013г. Никифоров Г.Я. обратился в РЭО-№4 УМВД России по Кировской области с заявлением о постановке данного прицепа на регистрационный учет.(л.д.6)

Из заключения старшего госинспектора от 26.12.2013г. следует, что в предоставлении государственной услуги отказано в виду отсутствия паспорта транспортного средства. (л.д.6 оборот)

Из ответа директора ООО «Торговый дом научно-технический центр «Молот» от 23.12.2013г. следует, что ОАО «Молот» прекратило производство автоприцепов в 1994г. Остатки товарной продукции продавались с выпиской справки-счета, впоследствии с ПТС. Продажа автоприцепов завершена в 2011г. Бланки ПТС на ОАО «Молот» в наличии не имеются. Для получения ПТС рекомендовано обратиться в ГИБДД (л.д.16).

Представителем ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» Гребенкиным И.А. суду представлена справка от 11.10.2016г. о том, что продукция - прицепы к легковым автомобилям – снята с производства. Документация на данные прицепы с инвентарными номерами и годом изготовления за 1990-2009г.г. согласно «Положения об архивном хранении документов» за ненадобностью была уничтожена. (л.д.62).

Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, прицеп - это транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством.

Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности.

В силу п. 3 ст. 15 ФЗ "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается.

В соответствии с п. 9 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ, Минпромэнерго, Минэкономразвития от 23.06.2005 N 496/192/134, наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой 2 настоящего Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденные Приказом МВД РФ N 1001 от 24 ноября 2008 года, содержат перечень оснований, препятствующих регистрации в Госавтоинспекции транспортных средств.

Основания, препятствующие регистрации в транспортных средств, прежде всего, направлены на то, чтобы устранить любую возможность допуска к участию в дорожном движении транспортного средства, который может быть источником опасности для остальных участников движения и граждан.

Данное правило соответствует п. 4 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" (в ред. от 20.08.2009) и п. 5 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утвержденных Приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, согласно которым регистрация транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, производится на основании паспортов транспортных средств, справок-счетов, выдаваемых торговыми организациями и предпринимателями, либо заключенных в установленном порядке договоров или иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к эксплуатации на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств" установлено, что паспорта транспортных средств выдаются подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации - на транспортные средства, выпущенные организациями-изготовителями до 1 июля 1993 г. или ввозимые на территорию Российской Федерации до 1 июля 1997 г., при предъявлении их к регистрации.

После июля 1993 года наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении.

В силу п. 2 указанного Постановления паспорта транспортных средств выдаются: предприятиями-изготовителями на транспортные средства и шасси, выпущенные ими после 1 июля 1993 года; подразделениями Госавтоинспекции на транспортные средства, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 июля 1993 года или ввозимые на территорию Российской Федерации, при предъявлении их к регистрации, а на транспортные средства, состоящие на учете, - в случаях изменения регистрационных данных.

Поскольку прицеп выпущен 05 марта 1994 года, паспорт транспортного средства на него должен быть выдан заводом-изготовителем, а именно – ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот».

Данный порядок выдачи паспорта транспортного средства предусмотрен действующим законодательством. То обстоятельство, что в отношении ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» ведется конкурсное производство, а также доводы представителя ОАО «ВПМЗ «Молот», что документация на прицепы уничтожена, не относится к юридически значимым обстоятельствам, поскольку выдача ПТС при вышеизложенных обстоятельствах является обязанностью предприятия-изготовителя.

Доказательств уничтожения документации в отношении прицепов к легковым автомобилям, а также отказ Управления ГИБДД УМВД России по Кировской области выдать бланк ПТС, представителем ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» не представлено.

Судом установлено, что принадлежащий истцу прицеп ранее в органах ГИБДД не регистрировался, паспорт транспортного средства истцом в органы ГИБДД не предъявлялся, и до настоящего времени не получен истцом. При таких обстоятельствах оснований для возложения обязанности на органы ГИБДД зарегистрировать транспортное средство истца и выдать номерной знак не имеется. Приобретение права собственности на транспортное средство не порождает обязанность органов ГИБДД допустить данное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его без ПТС.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Никифорова Г.Я. удовлетворить частично.

Обязать Открытое Акционерное Общество «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» выдать Никифорову Г.Я. паспорт транспортного средства на прицеп грузовой к легковым автомобилям марки ***, кузов № ***, рама № *** 1994 года выпуска.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано к Кировский областной суд в течение месяца со дня его составления в окончательной форме.

Судья- Л.И.Колесникова.

СПРАВКА:

Мотивированное решение изготовлено 14 ноября 2016г.

Судья- Л.И.Колесникова.