ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1474/2016 от 26.10.2016 Череповецкого районного суда (Вологодская область)

Дело № 2-1474/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Череповец 26 октября 2016 года

Череповецкий районный суд Вологодской области в составе:

судьи Слягиной И.Б.,

при секретаре Артемук Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» о признании незаконными действий по выдаче разрешения на пребывание без права природопользования и о возложении обязанности обеспечить свободное право природопользования,

установил:

ФИО1 обратился в суд с вышеуказанным иском к ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» (далее – Учреждение), указав в его обоснование, что 24.03.2016 приказом № 95 Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации утверждено Положение о Дарвинском государственном природном биосферном заповеднике (далее – Положение), в соответствии с п. 11 которого на специально выделенных участках допускается природопользование только сотрудникам Учреждения (заповедника) и только для граждан, постоянно проживающих на территории заповедника.

ФИО1 с <дата> года постоянно проживает в <адрес>, имеет соответствующую регистрацию по месту пребывания. Как гражданин, постоянно проживающий в <адрес>, расположенной в <данные изъяты> Дарвинского государственного природного биосферного заповедника, имеет право на природопользование, направленное на обеспечение его жизнедеятельности. Администрация ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» лишила его права не только на природопользование, но и ограничила его в пребывании в <адрес> (<данные изъяты>) сроком с <дата> по <дата>. Выдача разрешений и его образец Положением не предусмотрен, однако, администрация ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» обязала граждан получить разрешения. ФИО1 было выдано разрешение сроком с <дата> по <дата> на пребывание без права природопользования. Соответственно, ФИО1 лишен возможности не только пользоваться природными ресурсами, но и находиться по месту регистрации. ФИО1 считает данный отказ и ограничение ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» как нарушение его законных прав и интересов, поскольку он лишен возможности не только пользоваться природными ресурсами, но и проживать в <адрес> может только до <дата>.

Просил признать незаконными и необоснованными действия администрации ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» в выдаче ему разрешения на пребывание без права природопользования; обязать ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» ему свободное право природопользования, установленное п. 11 Положения о Дарвинском государственном природном биосферном заповеднике без каких-либо ограничений.

В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что обжалуемое им разрешение выдано на основании его письменного заявления от <дата> года. Первоначально ему было отказано в выдаче разрешения письмом заместителя директора Учреждения от <дата> года со ссылкой на то, что он не относится к категории лиц, постоянно проживающих на территории заповедника. В письме от <дата> года ему сообщили, что разрешение ему не выдано ошибочно. После чего ему выдали разрешение от <дата> года. Полагает, что выдача разрешений не предусмотрена действующим Положением. Согласно структуре лесничества, содержащейся в Лесохозяйственном регламенте ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» от 2014 года, лесной <данные изъяты>, в котором, согласно разрешению, он имеет право прибывать до <дата> года, расположен в Брейтовском районе Ярославской области и никакого отношения г <адрес> Череповецкого района не имеет. В <адрес> он фактически проживает с <дата> года, имеет регистрацию по месту пребывания по <дата> год. Полагает, что администрация заповедника вправе ограничивать либо запрещать всякую деятельность, включая деятельность, предусмотренную пунктом 11 Положения, на участках территории заповедника, перечисленных в Приложении №2 к Положению, в случаях, предусмотренных действующим законодательством, при возникновении стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций.

В судебном заседании представитель ответчика ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» - ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 признала в части признания незаконными и необоснованными действий администрации ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» в выдаче истцу разрешения на пребывание без права природопользования. В остальной части иск не признала. Суду пояснила, что порядок выдачи, сроки, на которые выдаются разрешения, в настоящее время ничем не предусмотрены. Оспариваемое разрешение от <дата> года подписано заместителем директора С. и государственным инспектором Д., которая замещала отсутствующую П. на основании приказа от <дата> № <№> и исполняла обязанности в соответствии с дополнительным соглашением от <дата> <№>. Однако, указанным документом на Д. не были возложены обязанности по подписанию и выдаче вышеуказанных разрешений. Проживающие на территории заповедника лица не могут осуществлять свободное природопользование на территории заповедника. Администрация Учреждения вправе устанавливать ограничения в связи с возникновением чрезвычайных, пожароопасных ситуаций, стихийных бедствий, эпидемий, проведением научных исследований, а также в других случаях.

Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, документы, представленные лицами, участвующими в деле, приходит к следующему.

В соответствии с пунктом 3 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные природные заповедники, в том числе государственные природные биосферные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природно-заповедный фонд.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 59 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, а также иным законодательством Российской Федерации. Запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду и ведущая к деградации и (или) уничтожению природных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 6 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения. В границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии и полностью запрещается экономическая и иная деятельность, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами. Положение о государственном природном заповеднике утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого он находится.

Согласно статье 7 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на государственные природные заповедники возлагается, в том числе, задача по осуществлению охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» на территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике (п.1).

В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы (п.2).

Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии (п.3).

На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике (п.4).

Пребывание на территориях государственных природных заповедников физических лиц, не являющихся работниками федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, должностными лицами федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники, допускается только при наличии разрешения федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками, или федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находятся государственные природные заповедники (п.5).

С учетом изложенного,нахождение на территории заповедника граждан, не являющихся сотрудниками заповедников или сотрудниками органов, в ведении которых находятся заповедники, допускается только при условии наличия разрешения, выданного этими органами или дирекциями заповедников.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» управление государственными природными заповедниками осуществляется федеральными государственными бюджетными учреждениями, созданными в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Судом установлено, что ФИО1 не является работником Учреждения, имеет регистрацию по месту пребывания по адресу: <адрес>, на срок с <дата> года по <дата> года. Деревня <адрес> расположена на территории Дарвинского государственного природного биосферного заповедника.

<дата> года истцу Учреждением было выдано разрешение, согласно которому в обходе кв. <данные изъяты> центрального лесничества ему разрешается пребывание без права природопользования сроком с <дата> года по <дата> года.

Указанное разрешение не содержит сведений о должностях, а также расшифровок подписей лиц, его подписавших.

Представителем ответчика не представлены в судебное заседание доказательства наличия оснований для введения указанных ограничений по сроку пребывания и в природопользовании. Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что порядок выдачи указанных разрешений ничем не регламентирован.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.03.2016 №95, зарегистрированном в Министерстве юстиции 21.06.2016 года за номером 42586, утверждено Положение о Дарвинском государственном природном биосферном заповеднике (далее – Положение).

Согласно пункту 9 Положения на территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному настоящим Положением.

Согласно пункту 11 Положения на специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования заповедника и жизнедеятельности граждан, постоянно проживающих на его территории (приложение 2 к настоящему Положению): 1) заготовка дров и деловой древесины (в порядке проведения санитарно-оздоровительных и иных мероприятий в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов); 2) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов, пищевых лесных ресурсов и лекарственных растений работниками Учреждения и гражданами, проживающими на территории заповедника, для личного потребления и без права продажи; 3) предоставление работникам Учреждения, в том числе вышедшим на пенсию, но проживающим на его территории, служебных земельных наделов; 4) сенокошение работниками Учреждения и гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника; 5) прогон и выпас домашних животных, принадлежащих работникам Учреждения и гражданам, постоянно проживающим на территории заповедника; 6) любительское рыболовство, осуществляемое сотрудниками Учреждения и гражданами, постоянно проживающими на его территории для личного потребления (без права продажи); 7) размещение ульев и пасек сотрудниками Учреждения и гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника; 8) размещение музеев, информационно-просветительских центров для посетителей Учреждения, в том числе с экспозицией под открытым небом; 9) организация и устройство экскурсионных экологических троп и маршрутов; 10) размещение объектов инфраструктуры (служебных зданий со вспомогательными сооружениями) Учреждения.

С учетом изложенного, принимая во внимание пояснения представителя ответчика в судебном заседании, суд полагает исковые требования ФИО1 о признании незаконными и необоснованными действия администрации ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» в выдаче ему разрешения на пребывание без права природопользования удовлетворить.

С учетом вышеизложенного, принимая во внимание, что государственные природные заповедники относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения, требования истца о возложении обязанности на ответчика обеспечить ему свободное право природопользования, установленное п. 11 Положения о Дарвинском государственном природном биосферном заповеднике без каких-либо ограничений удовлетворению не подлежат.

Доводы истца об отсутствии оснований в выдаче разрешений на право пребывания на территории заповедника не могут быть приняты во внимание.

В соответствии требованиями статьи 9 Федерального закона от 14.03.1995 №33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», пункта 12 Положения пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками Учреждения или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Учреждения или Минприроды России.

В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 6 Федерального закона от Администрации заповедника предоставлено право осуществлять на его территории деятельность, направленную на решение бытовых проблем проживающих в нем лиц, на сохранение в естественном виде его природных комплексов, поддержание противопожарной, санитарной безопасности, предотвращение стихийных бедствий. Порядок осуществления всех этих действий определяется в Положении о заповеднике, а также регламентируется действующим законодательством. Кроме того, нормативы (ежегодные допустимые объемы), параметры и сроки использования лесов, а также ограничения при использовании лесов содержатся в Лесохозяйственном регламенте ФГБУ «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник». Указанный Регламент предусматривает право администрации заповедника устанавливать конкретные сроки разрешенного использования лесов по рекомендациям Научно-технического Совета, исходя из погодных условий.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» удовлетворить частично.

Признать незаконными и необоснованными действия администрации Федерального государственного бюджетного учреждения «Дарвинский государственный природный биосферный заповедник» по выдаче ФИО1 разрешения на пребывание без права природопользования.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Череповецкий районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья

Текст мотивированного решения составлен 31.10.2016 года.

Согласовано

Судья Череповецкого районного суда Слягина И.Б.