ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1474/2016 от 27.06.2016 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27 июня 2016 года г. Сургут

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тюленева В.В., при секретаре Трофимове А.А., с участием представителя истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Государственный природный заповедник «Юганский» о возложении обязанности обеспечить авиационное патрулирование территории заповедника

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с указанным иском, требования мотивировала тем, что ею проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров на территории ХМАО-Югры.

Проверкой установлено, что администрацией ФГБУ «ГПЗ «Юганский» не обеспечена пожарная безопасность на территории заповедника на период пожароопасного сезона 2016 года.

Пунктами 1, 2, 4 ч.1 ст. 53 Лесного кодекса РФ, пунктами «а», «б», «г» п.3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила), предусмотрено, что меры пожарной безопасности в лесах включают в себя, в том числе, предупреждение лесных пожаров (обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров), мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.

В соответствии с ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, является лесохозяйственный регламент лесничества.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются, в том числе требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (ч.ч. 5, 6 ст. 87 Лесного кодекса РФ).

В п. 2.16.1 Лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный природный заповедник «Юганский» закреплено, что мероприятия по пожарной безопасности устанавливаются в соответствии, в том числе, с планом мероприятий по тушению лесных пожаров по заповеднику.

Пунктом 3 раздела III плана тушения лесных пожаров на территории лесничества ФГБУ «Юганский» на период пожароопасного сезона 2016 года, предусмотрено, что в перечень мероприятий по организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включено, в том числе, авиационное патрулирование территории.

В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ № 69) для Заповедника.

В п. 3 Приказа № 69 закреплено, что проект освоения лесов содержит сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов.

Проект освоения лесов и порядок его разработки устанавливают требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (п. 1 Приказа № 69).

Согласно п. 9 Приказа № 69 проект освоения лесов содержит характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности; обоснование и характеристику проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение; сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами.

Проектом освоения лесов ФГБУ «Юганский» (п. 5.2) предусмотрен ежегодный объем противопожарного авиапатрулирования заповедника в I количестве не менее 100 л/час.

В соответствии с приказом Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры от 05.04.2016 №16-нп пожароопасный сезон на территории ХМАО-Югры действует с 25.04.2016.

Согласно п.3.1.3 Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации лесопожарных служб, утвержденной Рослесхозом 17.11.1997г., патрулирование должно проводиться по маршрутам, заранее запланированным с учетом оценки лесных участков по степени опасности возникновения в них пожаров (см. приложение), периодов пожароопасного сезона, а также времени наибольшего притока в леса населения. В первую очередь, патрулирование лесов обеспечивается на участках, отнесенных к первым двум классам пожарной опасности (указаны в таблице №2 Рекомендаций). По мере роста комплексного показателя пожарной опасности по условиям погоды патрулированием последовательно охватывают участки, отнесенные к последующим классам.

В силу п. 4.1.1. Инструкции по авиационной охране лесов (утв. приказом Рослесхоза от 22.09.1997 № 122, далее - Инструкция) авиационное патрулирование лесов заключается в систематическом наблюдении с воздуха лесной территории с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с п. 4.1.10 Инструкции с наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления увеличивается интенсивность авиапатрулирования:

при малой пожарной опасности (II класс) до начала горимости патрулирование проводится через 1 -2 дня;

основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление периода средней пожарной опасности (III класс) или наличие пожаров в дни со II классом;

основанием для назначения двукратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (IY класс) или наличие пожаров в дни с III классом;

основанием для назначения трехкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (Y класс) или наличие пожаров в дни с IY классом.

Средняя продолжительность пожароопасного сезона на территории ХМАО-Югры с 2012 по 2015 год составляет 95 дней.

С учетом данных средних значений классов пожарной опасности за последние 5 лет средняя кратность авиапатрулирования равна 0,77, что составляет 235 летных часов в год (при средней скорости патрулирования 180 км/ч.).

Однако, проверкой установлено, что администрацией ФГБУ «Юганский» систематически на протяжении 5 лет не выполняется надлежащий мониторинг за пожароопасной обстановкой на территории Заповедника, не выполняется утвержденный и обязательный для исполнения проект освоения лесов, игнорируется Инструкция и поставлена под угрозу экологическая безопасность жителей Сургутского района.

Так, согласно информации ФГБУ «Юганский» в 2015 в рамках контракта на выполнение авиационного патрулирования территории Заповедника с целью обнаружения очагов лесных пожаров в течение пожароопасного сезона 2015 года №8/2015 от 06.05.2015 совершено лишь 2 вылета общей продолжительностью 6 ч. 05 мин., что с учетом пожароопасной обстановки и средней кратности авиапатрулирования 0,77, является недостаточным для своевременного выявления очагов возгорания и принятия мер по тушению лесных пожаров.

Кроме того, установлено, что 08.04.2016 между ФГБУ «Юганский» и ООО «Сибирская база авиационной охраны лесов» заключен государственный контракт №4/2016 на выполнение авиационного патрулирования территории Заповедника с целью обнаружения очагов лесных пожаров в течение пожароопасного сезона 2016 года, в объеме всего 10 летных часов, что указывает на факт игнорирования требований пожарной безопасности и в 2016 году.

Буквальное толкование п.4.1.10 Инструкции свидетельствует о том, что обозначение законодателем рекомендуемой частоты патрулирования связано с ее зависимостью от лесопирологических условий региона и числа лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории, классов пожарной опасности, и не может толковаться как рекомендательная норма, исключающая ее общеобязательность.

По данным БУ ХМАО-Югры «База авиационной и наземной охраны лесов» в Сургутском районе ХМАО-Югры (место нахождения заповедника «Юганский») на начало пожароопасного сезона 2016 года установлен II класс пожарной опасности. Учитывая изложенное, кратность авиапатрулирования территории Заповедника должна составлять 1 раз в 1-2 дня.

Вместе с тем, согласно информации, представленной ООО «Сибирская база авиационной охраны лесов» и ФГБУ «Юганский», по состоянию на 19.05.2016 вылетов с целью авиапатрулирования территории Заповедника не осуществлялось, заявки от ФГБУ «Юганский» не подавались.

Согласно информации БУ ХМАО-Югры «База авиационной и наземной охраны лесов» от 07.07.2015, разовое авиапатрулирование территории Заповедника, позволяющее дать объективную оценку пожарной безопасности, составляет не менее 3 часов.

Учитывая положения Инструкции о периодичности патрулирования лесов, утвержденного проекта освоения лесов, а также реальное состояние пожароопасной обстановки в Сургутском районе, авиапатрулирование в объеме 10 летных часов, предусмотренное государственным контрактом от 08.04.2016, является недостаточным и обеспечивает мониторинг сроком не более 3 дней, при средней продолжительности пожароопасного периода 95 дней.

На основании изложенного процессуальный истец просит обязать ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» ежегодно, в пожароопасные периоды, обеспечить авиационное патрулирование территории заповедника в соответствии с проектом освоения лесов в объеме не менее 100 летных часов в режиме и с интенсивностью в зависимости от действующего класса пожарной опасности согласно п.4.1.10 Инструкции по авиационной охране лесов (утв. приказом Рослесхоза от 22.09.1997 №122).

В судебном заседании представитель процессуального истца Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1 на исковых требованиях настоял.

Представители ответчика ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» ФИО3, ФИО2 исковые требования не признали.

Выслушав представителей сторон, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Ханты-Мансийской межрайонная природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны лесов от пожаров на территории ХМАО-Югры. Проверкой установлено, что администрацией ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» не обеспечена пожарная безопасность на территории заповедника на период пожароопасного сезона 2016 года. Так заповедником на момент проверки договор на авиационное патрулирование лесов с целью обнаружения лесных пожаров со специализированной организацией не заключен.

Проектом освоения лесов ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» (п. 5.2) предусмотрен ежегодный объем противопожарного авиапатрулирования заповедника в количестве 100 л/час.

Данные обстоятельства подтверждаются уставом ответчика, планом тушения лесных пожаров на территории лесничества, лесохозяйственным регламентом лесничества, проектом освоения лесов, актами проверки, предписанием федеральной службы по надзору в сфере природопользования, сообщениями на имя прокурора Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры, государственным контрактом, техническим заданием на выполнение авиационного патрулирования, показателями пожарной опасности, актом выполнения работ по авиационному патрулированию, информацией о пожарах, выпиской из государственного задания, заявками на полет, отчетами о выполнении полета, оперативной информацией о лесных и иных растительных пожарах, объяснениями лиц, участвующих в деле.

В соответствии с п. 20 Устава ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» целями деятельности учреждения является сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Подпунктом 1 п. 21 Устава ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» предусмотрено, что для достижения указанных целей, учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке выполняет мероприятия по сохранению в естественном состоянии природных комплексов (противопожарные мероприятия, тушение лесных и иных природных пожаров, в том числе с привлечением специализированных организаций).

В соответствии с ч. 1 ст. 87 Лесного кодекса РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, является лесохозяйственный регламент лесничества.

В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются, в том числе требования к охране, защите, воспроизводству лесов.

Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка (ч.ч. 5, 6 ст. 87 Лесного кодекса РФ).

В п. 2.16.1 Лесохозяйственного регламента лесничества «Государственный природный заповедник «Юганский» закреплено, что мероприятия по пожарной безопасности устанавливаются в соответствии, в том числе, с планом мероприятий по тушению лесных пожаров по заповеднику.

Пунктом 3 раздела III плана тушения лесных пожаров на территории лесничества ФГБУ «Юганский» на период пожароопасного сезона 2016 года, предусмотрено, что в перечень мероприятий по организации мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров включено, в том числе, авиационное патрулирование территории.

В силу ст. 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Приказом Рослесхоза от 29.02.2012 № 69 утвержден Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки (далее - Приказ № 69).

В п. 3 Приказа № 69 закреплено, что проект освоения лесов содержит сведения о мероприятиях по охране, защите и воспроизводству лесов.

Проект освоения лесов и порядок его разработки устанавливают требования к составу и порядку разработки проекта освоения лесов, обязательные для органов государственной власти, органов местного самоуправления, лиц, составляющих проект освоения лесов в соответствии с Лесным кодексом Российской Федерации (п. 1 Приказа № 69).

Проектом освоения лесов ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» (п. 5.2) предусмотрен ежегодный объем противопожарного авиапатрулирования заповедника в количестве 100 л/час.

Таким образом, ответчик ФГБУ «Государственный природный заповедник «Юганский» обязан выполнять ежегодный объем противопожарного авиапатрулирования заповедника в количестве 100 л/час.

Доводы ответчика о несогласии с проектом освоения лесов, о его ошибочности, не освобождают последнего от предусмотренной законом обязанности его выполнения.

При указанных обстоятельствах ФГБУ «ГПЗ «Юганский» обязан ежегодно обеспечивать авиационное патрулирование территории заповедника в соответствии с проектом освоения лесов в объеме не менее 100 летных часов.

В силу п. 4.1.1. Инструкции по авиационной охране лесов, утвержденной приказом Рослесхоза от 22.09.1997 № 122, авиационное патрулирование лесов заключается в систематическом наблюдении с воздуха лесной территории с целью своевременного обнаружения лесных пожаров и выявления нарушений правил пожарной безопасности в лесах.

В соответствии с п. 4.1.10 Инструкции с наступлением пожарной опасности в лесу по условиям погоды и по мере ее усиления увеличивается интенсивность авиапатрулирования:

при малой пожарной опасности (II класс) до начала горимости патрулирование проводится через 1 -2 дня;

основанием для назначения ежедневного однократного патрулирования является наступление периода средней пожарной опасности (III класс) или наличие пожаров в дни со II классом;

основанием для назначения двукратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (IY класс) или наличие пожаров в дни с III классом;

основанием для назначения трехкратного патрулирования является наступление периода высокой пожарной опасности (Y класс) или наличие пожаров в дни с IY классом.

Таким образом, интенсивность авиапатрулирования зависит от действующего класса пожарной опасности.

В соответствии с п. 1.7 указанной Инструкции организация проведения авиационной охраны лесов, изложенная в ней, является обязательной для авиабаз, государственных органов управления лесным хозяйством России и других ведомств, организующих авиационную охрану лесов.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник «Юганский» ежегодно, в пожароопасные периоды, обеспечить авиационное патрулирование территории заповедника в соответствии с проектом освоения лесов в объеме не менее 100 летных часов в режиме и с интенсивностью в зависимости от действующего класса пожарной опасности.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.

Председательствующий подпись В.В. Тюленев

Копия верна:

Судья Сургутского районного суда В.В. Тюленев