ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1474/2023 от 22.11.2023 Октябрьского районного суда г. Саранска (Республика Мордовия)

Мотивированное решение изготовлено 22 ноября 2023 года.

УИД 13RS0025-01-2023-001642-37

Дело №2-1474/2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г.Саранск 15 ноября 2023 года

Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего судьи Шамшурина О.К.,

при секретаре судебного заседания Брыжинской Е.Н.,

с участием:

старшего помощника Рузаевского транспортного прокурора Юдина Германа Евгеньевича,

ответчика Сибушева Хафиза Хайдаровича,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рузаевского транспортного прокурора к Сибушеву Хафизу Хайдаровичу о признании незаконной и приостановлении деятельности Сибушева Хафиза Хайдаровича,

установил:

Рузаевский транспортный прокурор обратился в суд с иском к Сибушеву Х.Х. о признании незаконной и приостановлении деятельности Сибушева Х.Х.

В обоснование требований указано, что Рузаевской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности полетов авиации общего назначения, в том числе при выполнения авиационных работ, в ходе которой выявлены нарушения. В соответствии со статьей 2 Воздушного Кодекса Российской Федерации воздушное законодательство Российской Федерации состоит из данного Кодекса, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. Согласно ч.1 и ч.3 ст.21 Воздушного кодекса РФ (далее ВК РФ), авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации. Гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения. В соответствии с ч.3 ст.61 ВК РФ, эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. В силу ч.1 и 2 ст.114 ВК РФ, авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами. Согласно ч.1 ст.115 ВК РФ, по договору на выполнение авиационных работ подрядчик (эксплуатант) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, которые предусмотрены этим договором. Заказчик обязуется предоставить предусмотренный договором объем авиационных работ в установленные сроки и оплатить авиационные работы. Приказом Минтранса России от 19.11.2020 №494 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» (далее ФАП-494), которыми устанавливаются требования к индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы (эксплуатантам), включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение сертификата эксплуатанта (приложение №1 к ФАП-494), форму и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие требованиям настоящих Правил юридического лица, индивидуального предпринимателя, порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта. В соответствии с пунктом 1 Приложения №1 к ФАП-494 выполнение авиационно-химических работ индивидуальным предпринимателем, не имеющим сертификата эксплуатанта, не допускается. Проведенной проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель Сибушев Х.Х. зарегистрирован в УФНС по Республики Мордовия (ОГРНИП: <..>, ИНН <..>). Основным видом деятельности ИП Сибушева Х.Х. является предоставление услуг в области растениеводства. ИП Сибушев Х.Х. является собственником воздушного судна Ан-2 PZL-MIELEC, Польша, государственный регистрационный знак RA-40973, серийный (идентификационный) номер 1Г21713 на основании свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна от 28.12.2007. Самолет имеет сертификат летной годности №2102214205 сроком действия до 15.01.2024. Сибушев Х.Х. имеет свидетельство коммерческого пилота №0085695, выданное 02.04.2018. В период с 30.03.2023 по 18.04.2023 на основании договора от 21.03.2023, заключенного с ООО «МАПО «Восток» ИП Сибушевым Х.Х. на воздушном судне Ан-2, регистрационный номер RA-40973, осуществлено не менее 13 полетов по выполнению авиационно-химических работ по внесению минеральных удобрений (аммиачная селитра) под посевы озимой пшеницы на сельскохозяйственных полях площадью 2510 га, используемых ООО «МАПО «Восток» в радиусе 10 км от поселений Киржеманы и Лобаски Атяшевского района Республики Мордовия. Выполнение ИП Сибушевым Х.Х. авиационно-химических работ подтверждается актами приема-сдачи выполненных работ от 19.04.2023, платежными поручениями от 22.03.2023, 04.04.2023, 06.04.2023, 26.04.2023, 11.05.2023, объяснениями Сибушева Х.Х., а также информацией представленной ФГУП «Госкорпорация по ОрВД». При этом, проведенной Рузаевской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что ИП Сибушев Х.Х. не входит в перечень эксплуатантов, имеющих сертификат эксплутанта для осуществления авиационных работ (выборка из ФГИС «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» для сайта Росавиации на 02.06.2023), размещенный на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта (https://favt.gov.ru/dejatelnost-aviakompanii-reestr-aviacionnie-raboty/). Исходя из системного толкования правовых норм, следует, что для выполнения авиационных работ, в том числе авиационно-химических, необходимо наличие сертификата эксплуатанта, а также наличие у лица, выполняющего такие работы, соответствующей подготовки на проведение работ. ИП Сибушев Х.Х. в весенний период 2023 года оказывал услуги по выполнению авиационно-химических работ без прохождения соответствующей подготовки воздушного суда и летного персонала в отсутствие сертификата эксплуатанта, что непосредственно связано с обеспечением безопасности полетов воздушных судов и противоречит требованиям Воздушного кодекса и федерального законодательства.

На основании изложенного, просил:

признать незаконной деятельность индивидуального предпринимателя Сибушева Х.Х. (ОГРНИП <..>, ИНН <..>) по оказанию авиационно-химических работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, предусмотренного статьей 61 Воздушного кодекса Российской Федерации;

приостановить деятельность индивидуального предпринимателя Сибушева Х.Х. (ОГРНИП <..>, ИНН <..>) по выполнению авиационно-химических работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, предусмотренного статьей 61 Воздушного кодекса Российской Федерации до его получения.

В заявлении об уточнении исковых требований №8-2-2023 от 15.11.2023 Рузаевский транспортный прокуратур указал, что проведенными Рузаевской транспортной прокуратурой контрольными мероприятиями установлено, что 23.10.2023 Сибушев Х.Х. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с этим считает необходимым в части изменить (уточнить) исковые требования и просил:

признать незаконной деятельность Сибушева Х.Х. по оказанию авиационно-химических работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, предусмотренного статьей 61 Воздушного кодекса Российской Федерации;

приостановить деятельность Сибушева Х.Х. по выполнению авиационно-химических работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, предусмотренного статьей 61 Воздушного кодекса Российской Федерации до его получения.

В отзыве на исковое заявление третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегиональное территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу указало, что согласно п.3 ст.8 Воздушного кодекса Российской Федерации юридические лица, индивидуальные предприниматели, выполняющие авиационные работы, осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, требованиям федеральных авиационных правил. Согласно сведениям из Федеральной государственной информационной системы «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» у ИП Сибушева Х.Х. отсутствует сертификат эксплуатанта на выполнение авиационных работ в нарушение Федеральных авиационных правил «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта», утвержденных приказом Министерства транспорта РФ от 19.11.2020 №494 (далее ФАП 494). Согласно пункту 1 приложения №1 к ФАП 494 авиационно-химические работы входят в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил индивидуального предприниматгеля. Таким образом, в силу п.3 ст.8 Воздушного кодекса РФ и ФАП 494 выполнение авиационных работ юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, не имеющими сертификата эксплуатанта, не допускается. На основании изложенного Приволжское МТУ Росавиации считает, что исковые требования транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

В судебное заседание представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по Приволжскому федеральному округу, Приволжского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежаще и своевременно, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено, сведений о причине неявки не имеется, доказательств уважительной причины неявки нет.

Кроме того, участники процесса, помимо направления извещений о времени и месте рассмотрения дела, извещались также и путем размещения информации по делу на официальном сайте Октябрьского районного суда г.Саранска Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://oktyabrsky.mor.sudrf.ru в соответствии с требованиями части 7 статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ).

Учитывая, что согласно статье 6.1 ГПК РФ реализация участниками гражданского судопроизводства своих прав не должна нарушать права и охраняемые законом интересы других участников процесса на справедливое судебное разбирательство в разумный срок, суд на основании статьи 167 ГПК РФ приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к разбирательству дела по имеющимся в деле доказательствам.

В судебном заседании старший помощник Рузаевского транспортного прокурора Юдин Г.Е. заявленные исковые требования с учетом их уточнения поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении и в заявлении об уточнении исковых требований, просил их удовлетворить. Кроме того, суду пояснил, что в настоящее время Сибушев Х.Х. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, но он, как собственник самолета, может продолжить заниматься деятельностью, указанной в исковом заявление, либо может зарегистрироваться как самозанятый, в связи с чем, в уточненном исковом заявлении к Сибушеву Х.Х. предъявляются требования как к физическому лицу.

В судебном заседании ответчик Сибушев Х.Х. исковые требования фактически признал, пояснив суду, что введенные Приказом Минтранса России авиационные правила, на которые в исковом заявлении ссылается транспортный прокурор, усложнили процедуру получения необходимых документов на осуществление авиационной деятельности и сделали её практически невозможной, в связи с чем им было принято решение прекратить свою деятельность как индивидуального предпринимателя, что им и было сделано 23.10.2023. В связи с чем, просил прекратить производство по делу.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства и рассмотрев дело в пределах заявленных исковых требований, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.

Свой вывод суд основывает следующим.

В соответствии со статьями 12, 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Руководствуясь указанными нормами, имея в виду, что судом созданы все условия для обеспечения принципов состязательности и равноправия сторон, судья разрешает дело на основании представленных и исследованных в судебном заседании доказательств, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Сибушев Х.Х. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в УФНС по Республики Мордовия (ОГРНИП: <..>, ИНН <..>) до 23.10.2023, о чем внесена запись о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя №423130000220560 от 23.10.2023.

Сибушев Х.Х. является собственником воздушного судна Ан-2 PZL-MIELEC, Польша, государственный регистрационный знак RA-40973, серийный (идентификационный) номер 1Г21713 на основании свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна от 28.12.2007 и свидетельства о государственной регистрации права на воздушное судно от 20.12.2028 (л.д.46-47).

Самолет имеет сертификат летной годности №2102214205 от 16.03.2021 сроком действия до 15.01.2024 (л.д.48).

Сибушев Х.Х. имеет свидетельство коммерческого пилота №0085695, выданное 02.04.2018 (л.д.45).

В период с 30.03.2023 по 18.04.2023 на основании договора от 21.03.2023, заключенного с ООО «МАПО «Восток» ИП Сибушевым Х.Х. на воздушном судне Ан-2, регистрационный номер RA-40973, осуществлено не менее 13 полетов по выполнению авиационно-химических работ по внесению минеральных удобрений (аммиачная селитра) под посевы озимой пшеницы на сельскохозяйственных полях площадью 2510 га, используемых ООО «МАПО «Восток» в радиусе 10 км от поселений Киржеманы и Лобаски Атяшевского района Республики Мордовия. Выполнение ИП Сибушевым Х.Х. авиационно-химических работ подтверждается актами приема-сдачи выполненных работ от 19.04.2023, платежными поручениями от 22.03.2023, 04.04.2023, 06.04.2023, 26.04.2023, 11.05.2023, объяснениями Сибушева Х.Х., а также информацией представленной ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (л.д.26-42).

При этом, проведенной Рузаевской транспортной прокуратурой проверкой установлено, что ИП Сибушев Х.Х. не входит в перечень эксплуатантов, имеющих сертификат эксплутанта для осуществления авиационных работ (выборка из ФГИС «Реестр эксплуатантов и воздушных судов» для сайта Росавиации на 02.06.2023), размещенный на официальном сайте Федерального агентства воздушного транспорта (https://favt.gov.ru/dejatelnost-aviakompanii-reestr-aviacionnie-raboty/) (л.д.62-72).

Данные обстоятельства установлены судом и сторонами по делу не оспаривались.

Статьей 2 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ) установлено, что воздушное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Федеральные правила использования воздушного пространства и федеральные авиационные правила - нормативные акты, регулирующие отношения в области использования воздушного пространства и в области авиации и принимаемые в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 ВК РФ юридические лица, осуществляющие аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации, обеспечение авиационной безопасности, юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки и (или) выполняющие определенные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, авиационные работы, заправку гражданских воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и (или) обработку специальными жидкостями, техническое обслуживание подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, управление поддержанием летной годности подлежащих обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и (или) их элементов, гражданских воздушных судов, авиационных двигателей, воздушных винтов, за исключением легких, сверхлегких гражданских воздушных судов, не осуществляющих коммерческих воздушных перевозок и авиационных работ, образовательные организации и организации, осуществляющие обучение специалистов соответствующего уровня согласно перечням специалистов авиационного персонала, юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся поставщиками услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем, а также операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие указанных юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, операторов требованиям федеральных авиационных правил. Форма и порядок выдачи данного документа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

Авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации (пункт 1 статьи 21 ВК РФ).

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.1 ВК РФ Правительство Российской Федерации в рамках обеспечения реализации государственной системы управления безопасностью полетов гражданских воздушных судов устанавливает порядок разработки и применения систем управления безопасностью полетов воздушных судов юридическими лицами - разработчиками и изготовителями гражданских воздушных судов, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими коммерческие воздушные перевозки, юридическими лицами, осуществляющими техническое обслуживание гражданских воздушных судов, аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов, образовательными организациями и организациями, осуществляющими подготовку пилотов гражданских воздушных судов, операторами сертифицированных аэродромов гражданской авиации в отношении воздушных судов, разработка, производство, эксплуатация или обслуживание которых осуществляется указанными юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, образовательными организациями.

Согласно пункту 3 статьи 61 ВК РФ эксплуатант - гражданин или юридическое лицо, имеющие воздушное судно на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании, использующие указанное воздушное судно для полетов и имеющие сертификат (свидетельство) эксплуатанта. Требования к эксплуатанту определяются федеральными авиационными правилами.

В силу статьи 114 ВК РФ авиационные работы - работы, выполняемые с использованием полетов гражданских воздушных судов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны окружающей среды, оказания медицинской помощи и других целей, перечень которых устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации. Общие правила выполнения авиационных работ и правила выполнения авиационных работ определенных видов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

По договору на выполнение авиационных работ подрядчик (эксплуатант) обязуется выполнить для заказчика авиационные работы в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, которые предусмотрены этим договором. Заказчик обязуется предоставить предусмотренный договором объем авиационных работ в установленные сроки и оплатить авиационные работы (пункт 1 статьи 115 ВК РФ).

Приказом Министерства транспорта Российской Федерации №494 от 19.11.2020 утверждены Федеральные авиационные правила «Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта» (далее Правила).

В соответствии с пунктом 1 Приложения №1 к Правилам выполнение авиационно-химических работ юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, не имеющим серэтификата эксплуатанта, не допускается.

Таким образом, учитывая вышеприведенные нормы законодательства, а также установленные по делу обстоятельства, а именно то, что для выполнения авиационных-химических работ необходимо наличие сертификата эксплуатанта, а согласно пункта 3 статьи 61 ВК РФ к эксплуатантам относится и гражданин, имеющий воздушное судно на праве собственности, указанный сертификат эксплуатанта у Сибушева Х.Х. отсутствует, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Рузаевским транспортным прокурором требований, в связи с чем, удовлетворяет их в полном объеме.

В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных требований и по указанным основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Рузаевского транспортного прокурора к Сибушеву Хафизу Хайдаровичу о признании незаконной и приостановлении деятельности Сибушеву Хафизу Хайдаровичу, удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Сибушева Хафиза Хайдаровича (паспорт серии <..>, выдан <адрес><дата>, к.п.<..>) по оказанию авиационно-химических работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, предусмотренного статьей 61 Воздушного кодекса Российской Федерации.

Приостановить деятельность Сибушева Хафиза Хайдаровича (паспорт серии <..>, выдан <адрес><дата>, к.п.<..>) по выполнению авиационно-химических работ в отсутствие сертификата эксплуатанта, предусмотренного статьей 61 Воздушного кодекса Российской Федерации до его получения.

Решение может быть обжаловано, опротестовано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы, представления через Октябрьский районный суд г.Саранска Республики Мордовия.

Судья Октябрьского районного суда

г.Саранска Республики Мордовия О.К.Шамшурин