Дело №2-1475/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 марта 2019года г.Липецк
Советский районный суд г.Липецка в составе:
председательствующего судьи Санкиной Н.А..
при секретаре Чеботаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» о признании расчета инвентаризационной стоимости квартиры неверным и суммы оценки недостоверной,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась с исковыми требованиями к ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация», просила признать сумму оценки инвентаризационной стоимости квартиры в многоквартирном жилом доме для целей налогообложения недостоверной, пересмотреть результаты оценки и установить в отношении объекта налогообложения инвентаризационную стоимость по состоянию на 2012 год.
Исковые требования ФИО1 обосновала тем, что является собственником квартиры <адрес>, является пенсионером и с 2015 года оплачивает налог на имущество. В декабре 2018 года истцу стало известно, что оценка инвентаризационной стоимости квартиры является недостоверной, поскольку рассчитана с нарушением установленного Порядка оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности. 10.01.2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о пересмотре инвентаризационной стоимости квартиры, на что 21.01.2019 года получила отказ. Поскольку базой для исчисления налога на имущество является инвентаризационная стоимость квартиры, которая исчислена неправильно, истец, в целях восстановления нарушенного права, просила о признании недостоверной установленной суммы инвентаризационной стоимости квартиры, а также об установлении такой суммы.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержала, указала в обосновании своих требований, что инвентаризационной стоимость квартиры должна определяться в соответствии с п.3.3 Порядка оценки по соотношению показателей кубических или квадратных метров квартиры и общей площади индивидуальных помещений собственников в этом МКД. Восстановительная стоимость общей площади индивидуальных помещений собственников в этом МКД по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости, установленных для аналога жилого многоквартирного здания, в котором расположено помещение истца и неотъемлемой частью которого оно является, с учётом единого функционального показателя – кубический метр либо квадратный метр, при этом, помещения, входящие в состав общего имущество многоквартирного дома, не признаются объектом налогообложения, то есть вычитаются из общего объема МКД, для определения как восстановительной стоимости, так и величины стоимостного выражения физического износа на момент оценки. В представленном ей ответе БТИ отсутствует расчёт коэффициента, для получения которого используется соотношение показателей, отражающих динамику изменения стоимости продукции в строительстве и стройиндустрии. Из ответа БТИ усматривается, что инвентаризационная стоимость квартиры по состоянию на 01.01.2013 года составляет 138 054 руб. исходя из приведенного расчета, однако, указанный расчет, по её мнению, является неверным, так как не указано из какого номера сборника УПВС, и номера таблицы сборника применен показатель 68,33 руб. за кв.м., а этот показатель имеет важное значение.
Незаконно применено Постановление администрации Липецкой области от 19.07.2011 года № 256 «О проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения в 2012 году», для расчета применен коэффициент, учитывающий тип строения и сооружения. При оценке инвентаризационной стоимости квартиры истца в целях налогооблажения, нарушены все пункты Порядка оценки.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, полагая расчет суммы инвентаризационной оценки правильным, а требования истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просил применить к требованиям истца срок исковой давности.
Выслушав объяснения сторон, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником квартиры <адрес>.
10.01.2019 года ФИО1 обратилась с заявлением к ответчику с просьбой пересмотреть инвентаризационную стоимость указанной квартиры, ссылаясь на Порядок оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, установленный на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.03.1992 года № 469-Р.
В своем ответе ответчик отказал в удовлетворении заявления истца, указав, что на 01.01.2013 года инвентаризационная стоимость квартиры составляет 138 054 руб. и исчислена исходя из Постановления администрации Липецкой области от 19.07.2011 года № 256 «О проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения в 2012 года».
Считая указанные действия незаконными, просила признать оценки инвентаризационной стоимости квартиры недействительной и определить инвентаризационную стоимость квартиры по состоянию на 2012 года в соответствии с Порядком оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», установленным на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 12.03.1992 года № 469-Р. Кроме того, просила признать налог на указанный объект налогооблажения неустановленным.
Статье 57 Конституции РФ и п.п. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность налогоплательщика платить установленные законом налоги и сборы в качестве безусловного требования государства.
Подпунктом 3 ст. 13 Налогового кодекса Российской Федерации к федеральным налогам отнесен налог на доходы физических лил (НДФЛ).
В силу ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога - признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 401 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
Порядок определения налоговой базы, исходя из инвентарной стоимости объекта налогообложения, установлен статьей 404 НК РФ, в соответствии с которой налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационной стоимости исчисленная с учетом - дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013 г.
Согласно п. 1 ст. 130 Гражданского Кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Сведения о зарегистрированных правах физических лиц на недвижимое имущество поступают в налоговые органы в соответствии со ст. 85 Налогового кодекса РФ от государственных органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Налоговая база определяется исходя из инвентаризационной стоимости, если законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя) не установлена единая дата начала применения на территории этого субъекта РФ порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, а также если объект налогообложения не относится в соответствии с пунктом 3 статьи 402 НК РФ к объектам, налоговая база которых определяется исходя из кадастровой стоимости.
Налоговая база по налогу до 01.01.2015г. в соответствии с Законом №2003-1 ФЗ «О налогах на имущество физических лиц» (действовал до 01.01.2015г.) определяется исходя из инвентаризационной стоимости. В соответствии с инструкцией Министерства РФ по налогам и сборам от 02.11.1999г. №54 «По применению Закона РФ «О налогах на имущество физических лиц», инвентаризационная стоимость – это восстановительная стоимость объекта с учётом износа и динамики роста цен, строительную продукцию, работы и услуги. Инвентаризационная стоимость определяется в соответствии с порядком оценки зданий, помещений, сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденным Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 04.04.1992г. №87 (Приказ Минстроя России от 04.04.1992г. №87). В Приказе устанавливается, что определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки.
Согласно Закону налоговой базой является инвентаризационная стоимость имущества, определенная бюро технической инвентаризации и представленная в налоговые органы до 1 марта 2013г., с учётом коэффициента-дефлятора.
В соответствии со ст. 404 Налогового кодекса РФ (часть вторая) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учётом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, предоставленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013г.
Таким образом, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 01 января 2013г. государственный технический учёт и расчёт инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не осуществляется.
В связи с этим, в целях обеспечения возможности исчисления налога на имущество физических лиц, начиная с 2013г. принят Федеральный закон от 02.11.2013г. №306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», предусматривающий внесение изменений в Закон №2003-1 в части установления обязанности налоговых органов производить исчисление налога на имущество физических лиц, исходя из последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01 марта 2013г., с учётом коэффициента-дефлятора.
Указанные изменения вступили в силу с 01 января 2014г.
На основании статьи 8 Федерального закона от 01.11.2013г. №306-ФЗ положения Закона №2003-1 в редакции Федерального закона применяются, начиная с исчисления налога на имущество физических лиц за 2013г.
Следовательно, при исчислении налога на имущество физических лиц применяются последние сведения об инвентаризационной стоимости имущества за 2013г., предоставленные ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» в установленном порядке и налоговый орган до 01 марта 2013г.
В соответствии с пунктом 4 статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц“ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.Подпунктом “в“ пункта 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, установлено, что одной из основных задач государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства является обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе.
В соответствии с пунктом 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства проводится в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос) на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.
Согласно пункту 10 указанного Положения проведение технической инвентаризации, а также выдача гражданам и юридическим лицам по их заявлениям документов об объектах капитального строительства осуществляются за плату, размер и порядок взимания которой устанавливаются законодательством Российской Федерации.
В целях реализации статьи 5 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 “О налогах на имущество физических лиц“ и Положения “Об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности“, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921, Приказом Госстроя и МНС России от 28.02.2001 N 36/БГ-3-08/67 утвержден Порядок представления уполномоченными организациями технической инвентаризации в налоговые органы сведений об объектах недвижимого имущества.
В силу пунктов 1, 2 указанного Порядка организации технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления налога на строения, помещения и сооружения, по состоянию на 1 января текущего года.
Организации технической инвентаризации обязаны направлять сведения об инвентаризационной стоимости расположенного на подведомственной им территории недвижимого имущества и его владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.
Пунктом 3 Порядка установлено, что сведения об инвентаризационной стоимости объектов налогообложения заполняются на основании данных технических паспортов.
В случае, если отсутствуют технические паспорта объектов недвижимого имущества или плановая инвентаризация таких объектов не была проведена в течение последних пяти лет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам массовой оценки объектов, которые могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.
В случае, если объект налогообложения на момент представления сведений не поставлен правообладателем на технический учет, организации технической инвентаризации представляют сведения по результатам визуального наблюдения, которые впоследствии могут быть скорректированы после проведения полной паспортизации объекта и предоставления выписки в налоговый орган о его инвентаризационной стоимости.
Правила определения инвентаризационной стоимости содержатся в Порядке оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, утвержденном приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 N 87 (далее - Порядок оценки от 04.04.1992 N 87). В силу пункта 1.4 Порядка оценки от 04.04.1992 N 87 оценка строений, помещений и сооружений осуществляется по состоянию на 1 января каждого года на основе данных инвентаризации, проводимой в соответствии с действующими нормами технической инвентаризации и регистрации.
Пунктом 3.1 Порядка оценки от 04.04.1992 N 87 установлено, что в целях обложения налогом на имущество физических лиц оценка производится по их инвентаризационной стоимости.
Определение инвентаризационной стоимости строений и сооружений для целей налогообложения осуществляется по восстановительной стоимости, уменьшенной на величину стоимостного выражения физического износа на момент оценки (п. 3.2 Порядка оценки от 04.04.1992 N 87).
Определение восстановительной стоимости строений и сооружений производится по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости с ее последующим перерасчетом в уровень цен 1991 года по индексам и коэффициентам, введенным постановлением Госстроя СССР от 11.05.1983 N 94 и письмами Госстроя СССР от 06.09.1990 N 14-Д (по отраслям народного хозяйства) и Госстроя РСФСР от 29.09.1990 N 15-148/6 и 15-149/6 (по отрасли “Жилищное хозяйство“), а затем в уровень цен года оценки по коэффициентам, утверждаемым органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга (п. 3.2.1 Порядка оценки от 04.04.1992 N 87).
Физический износ жилых зданий определяется по “Правилам оценки физического износа жилых зданий“ (ВСН 53-86). Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых известен, определяется по срокам службы.
Физический износ строений и сооружений (кроме жилых зданий), даты начала эксплуатации и нормативный срок службы которых неизвестен, определяется в соответствии с “Рекомендациями по технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения“ (п. 3.2.2 Порядка оценки от 04.04.1992 N 87).
Согласно пункту 6 Методики определения физического износа гражданских зданий, утвержденной приказом Министерства коммунального хозяйства РСФСР от 27.10.1970 N 404, определение физического износа здания в целом производится принятым в технической инвентаризации методом сложения величин физического износа отдельных конструктивных элементов, взвешенных по удельному весу восстановительной стоимости каждого из них в общей стоимости здания.
Признаки физического износа устанавливаются в основном путем осмотра (визуальным способом). При этом используются простейшие приспособления (уровень, отвес, метр, металлическая линейка, молоток, бурав, топор и т.п.). В исключительных случаях возможно производство вскрытий отдельных конструктивных элементов силами эксплуатирующих организаций (пункт 7 Методики).
Конституционность положений вышеназванного Закона в части применения инвентаризационной стоимости имущества для целей налогообложения, а также законность положений Порядка определения инвентаризационной стоимости строений и сооружения для целей налогообложения подтверждены определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2004 N 473-О и определением Верховного Суда Российской Федерации от 18.01.2006 N 60-Г05-14.
Данные нормы права подлежали обязательному применению органами технической инвентаризации при определении инвентаризационной стоимости объектов недвижимости, принадлежащих предпринимателю, в целях обложения налогом на имущество физических лиц.
Из ответа ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» следует, что расчет инвентаризационной стоимости квартиры осуществлен в соответствии с Постановлением администрации Липецкой области от 19.07.2011 года № 256 «О проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения в 2012 году».
В соответствии с указанным нормативным актом, он принят во исполнение Закона Российской Федерации от 09.12.1991 № 2003-1 (с последующими изменениями и дополнениями) "О налогах на имущество физических лиц", приказа Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 04.04.1992 № 87 и для обеспечения формирования базы для целей налогообложения.
Этим Постановлением установлено, что коэффициент (К) пересчета стоимости строений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, на территории области определяется по формуле:
К = Кинф. x Кстр.,
где:
Кинф. - коэффициент инфляции, принимаемый на 2012 год равным:
- 14,630 к уровню цен 1991 года для жилых домов, квартир, садовых домиков, дач, отдельно стоящих гаражей, расположенных на отдельных земельных участках, гаражей в гаражных кооперативах и гаражных мест в многоквартирном жилом доме, используемых для стоянки личного автотранспорта;
- 41,030 к уровню цен 1991 года для нежилых строений, помещений и сооружений;
Кстр. - коэффициент, учитывающий тип строения и сооружения, определяемый в соответствии с приложением.
Размер коэффициента, учитывающего тип строения и сооружения:
Жилые дома, квартиры, садовые домики, дачи, отдельно стоящие гаражи, расположенные на отдельных земельных участках, гаражи в гаражных кооперативах и гаражное место в многоквартирном жилом доме, используемые для стоянки личного автотранспорта, базовой стоимостью менее 10,5 тыс. руб., определенной в ценах 1969 года на основании сборников укрупненных показателей восстановительной стоимости
1 + (10500 - стоимость в ценах 1969 г.) / 10500
Базовой стоимостью более 10,5 тыс. руб., определенной в ценах 1969 года на основании сборников укрупненных показателей восстановительной стоимости, а также нежилые строения, помещения и сооружения любой стоимости – 1.
Инвентаризационная стоимость рассчитана следующим образом: 68,33х42,4=2897 руб. – стоимость квартиры в ценах 1969 года, где 42,2 кв.м. – общая площадь квартиры № 103; 68,33 руб. – стоимость одного кв.м. в ценах 1969 года.
Исследовав имеющиеся в материалах дела документы, суд приходит к выводу о правильности определения ответчиком инвентаризационной стоимости квартиры истца, расположенной по адресу: <адрес> рассчитанной на основании необходимого для применения в субъекте Российской Федерации Постановления администрации Липецкой области от 19.07.2011 года № 256 «О проведении оценки и переоценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей налогообложения в 2012 году», которое имеет законную силу и никем отменено или оспорено не было.
При таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат в полном объеме, поскольку отказ в признании суммы оценки инвентаризационной стоимости квартиры недостоверной влечет за собой отказ и в возложении обязанности по установлению иной стоимости квартиры для целей налогооблажения и в признании налога на указанный объект налогообложения неустановленным.
При этом суд не усмотрел оснований для применения к требованиям истца срока исковой давности, учитывая, что ответ ФИО1 о порядке расчета инвентаризационной стоимости был получен 21.09.2019.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В иске ФИО1 к ОГУП «Липецкоблтехинвентаризация» о признании расчета инвентаризационной стоимости квартиры неверным и суммы оценки недостоверной отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г.Липецка в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Санкина
Мотивированное решение изготовлено 25.03.2019 года.