ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-14764/17 от 21.12.2017 Нижегородского районного суда г.Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело №2-14764/17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

[ 00.00.0000 ] Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе: председательствующего судьи Сенькиной Ж.С., при секретаре Елизарове Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Военному комиссариату Нижегородской области о признании незаконным действия по приостановке выплаты пенсии в связи с имевшейся регистрацией в Республике Казахстан, признании незаконным требование органов пенсионного обеспечения, содержащиеся в пенсионном деле о ежеквартальном посещении военного комиссариата г.Дзержинска для подтверждения факта проживания по месту регистрации, взыскании недополученной пенсии с учетом перерасчета по занимаемой должности выслуги лет и с учетом инфляции, возложении обязанности по выплате пенсии, назначенной в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, при нахождении или проживания на территории Республики Казахстан при условии предоставления один раз в год в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории РФ, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых,

установил:

Истец ФИО1 обратился с иском к Военному комиссариату Нижегородской области с требованиями о признании незаконным действия по приостановке выплаты пенсии в связи с имевшейся регистрацией в Республике Казахстан, признании незаконным требование органов пенсионного обеспечения, содержащиеся в пенсионном деле о ежеквартальном посещении военного комиссариата г.Дзержинска для подтверждения факта проживания по месту регистрации, взыскании недополученной пенсии с учетом перерасчета по занимаемой должности выслуги лет и с учетом инфляции, возложении обязанности по выплате пенсии, назначенной в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, при нахождении или проживания на территории Республики Казахстан при условии предоставления один раз в год в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории РФ, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых. Обосновав указанные требования следующим.

С [ 00.00.0000 ] Военным Комиссариатом Нижегородской области ФИО1 назначена пения за выслугу лет – 51 год в льготном исчислении, 29 лет в календарном исчислении (удостоверение серии [ № ], пенсионное дело [ № ]), которую он по настоящее время получает. В [ 00.00.0000 ] ФИО1 приехал из Республики Казахстан на постоянное место жительство в г.Дзержинск Нижегородской области, где зарегистрировался по месту жительства. [ 00.00.0000 ] был поставлен на учет в Военный комиссариат г.Дзержинска Нижегородской области (отметка о приеме в военном билете серии [ № ]). Поскольку в вооруженных силах ФИО1 с [ 00.00.0000 ] , а с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] проходил службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан, Военный комиссариат г.Дзержинска Нижегородской области при обращении ФИО1 с заявлением о назначении ему пенсии, направил запрос в отдел по делам обороны района им. Казыбек би города Караганды, Республики Казахстан, для направления личного дела и послужной карты. Личное дело поступило в [ 00.00.0000 ] , но без подсчета выслуги лет.

В [ 00.00.0000 ] в Военном комиссариате г.Дзержинска Нижегородской области заявление о назначении пенсии без подсчета выслуги лет у ФИО1 не приняли, затребовав с него данные, которые находились в распоряжении государственных органов (в данном случае Министерства обороны Республики Казахстан).

ФИО1, самостоятельно обратившись в Министерство обороны Республики Казахстан, получил положительной ответ на расчет выслуги лет. [ 00.00.0000 ] ФИО1 был снят с регистрационного учета из г.Дзержинска Нижегородской области и уехал в Республику Казахстан с личным делом на руках. После получения расчета выслуги лет в Республике Казахстан, он приехал в г.Копейск Челябинской области, встал на регистрационный учет по месту жительства у друга. [ 00.00.0000 ] встал на учет в отделе Военного комиссариата по Челябинской области и подал заявление о назначении пенсии. Однако ему было отказано по мотиву наличия временной регистрации в Республике Казахстан. [ 00.00.0000 ] ФИО1 был снят с регистрационного учета из г.Копейска Челябинской области и переехал в г.Дзержинск Нижегородской области. [ 00.00.0000 ] встал на регистрационный учет в г.Дзержинске Нижегородской области. [ 00.00.0000 ] повторно встал на воинский учет в военном комиссариате г.Дзержинска Нижегородской области.

Заявление о назначении пенсии у ФИО1 приняли в Военном комиссариате г. Дзержинска Нижегородской области [ 00.00.0000 ] , к заявлению потребовали написать обязательство о ежеквартальном посещении органов пенсионного обеспечения Военного комиссариата в г.Дзержинске Нижегородской области. Пенсию назначили только с [ 00.00.0000 ] . С [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ФИО1 работал в ООО «Калинов мост», что подтверждается записью в его трудовой книжке.

В дальнейшем истец планирует переезжать в Республику Казахстан к своей семье. Однако как, пояснил ему начальник центра социальной защиты Нижегородского областного военного комиссариата, при убытии в Республику Казахстан пенсию ему выплачивать не будут. Так с [ 00.00.0000 ] истцу временно приостановили выплату пенсии, в связи с тем, что он имел вид на жительство на территории Республики Казахстан (ответ от [ 00.00.0000 ] [ № ]). Возобновили выплату пенсии с [ 00.00.0000 ] , то есть с даты снятия с регистрационного учета в Республике Казахстан. За период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] пенсию истцу не выплатили.

Также истец не согласен с указанием военного комиссара Нижегородской области о том, что сотрудники должны осуществлять проверку фактического проживания истца по адресу регистрации ежемесячно.

Согласно данных пенсионного дела, подполковник ФИО1 уволен с воинской службы [ 00.00.0000 ] в соответствии с п.п.11 «в связи с утратой гражданства Республики Казахстан», п.1 ст. 26 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих». А согласно ст. 64 Закона Республики Казахстан от 21 июня 2013 года №105-V «О пенсионном обеспечении в республике Казахстан», военнослужащие, уволенные по данной статье, правом на пенсионные выплаты за выслугу лет не обладают.

Назначение и выплата пенсии того же вида, что была назначена и выплачивалась истцу на территории РФ, законодательством Республики Казахстан не предусмотрена.

Истец полагает, что с учетом положений законодательства о том, что выплата пенсии продолжается государством прежнего места жительства пенсионера, если законодательством другого государства нового места жительства пенсия того же вида не предусмотрена, лишение его права на получение пенсии за выслугу лет нарушает его права, и при постоянном проживании на территории Республике Казахстан выплата пенсии должна продолжаться пенсионными органами Министерства обороны РФ (Военным комиссариатом Нижегородской области), при условии предоставления ФИО1 один раз в год в комиссариат документа, подтверждающего факт нахождения в живых.

Таким образом, истец просит признать незаконным действия Военного комиссариата Нижегородской области по приостановке выплаты пенсии в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] в связи с имевшейся регистрацией в Республике Казахстан, признании незаконным требование органов пенсионного обеспечения, содержащиеся в пенсионном деле о ежеквартальном посещении военного комиссариата г.Дзержинска Нижегородской области для подтверждения факта проживания по месту регистрации, взыскать с военного комиссариата Нижегородской области недополученную пенсию с за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , а также с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] (период приостановки выплаты пенсии) учетом перерасчета по занимаемой должности выслуги лет и с учетом инфляции, возложить обязанность на военный комиссариат Нижегородской области продолжать выплачивать пенсию, назначенную в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, при нахождении или проживания на территории Республики Казахстан при условии предоставления один раз в год в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории РФ, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых.

В судебном заседании истец, представитель истца адвокат Карпова М.В. поддержали исковые требования, дали пояснения по существу иска. На удовлетворении требования о признании незаконным требование органов пенсионного обеспечения, содержащиеся в пенсионном деле, о ежеквартальном посещении военного комиссариата г.Дзержинска Нижегородской области для подтверждения факта проживания по месту регистрации, не настаивали.

Представитель ответчика по доверенности ФИО2 возражала против удовлетворения иска в полном объеме, представила письменные возражения, а также пенсионное дело для обозрения.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ФИО1, гражданин РФ, проходил службу в Вооруженных Силах Республики Казахстан в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] . И был уволен с военной службы [ 00.00.0000 ] в соответствии с п.п.11 «в связи с утратой гражданства Республики Казахстан», п.1 ст. 26 Закона Республики Казахстан «О воинской службе и статусе военнослужащих».

Согласно отметки в паспорте гражданина РФ ФИО1[ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] истец состоял на регистрационном учете в г. Дзержинск Нижегородской области, работал в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] фризеровщиком 3 разряда в цехе по изготовлению мороженого в ООО «Калинов мост». В период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] состоял на регистрационном учете в г.Копейск Челябинской области. В период с [ 00.00.0000 ] по настоящее время состоит на регистрационном учете в г. Дзержинск Нижегородской области.

[ 00.00.0000 ] ФИО1 обратился в военный комиссариат Челябинской области с заявлением о назначении пенсии. В своем заявлении он указал, что проживает с семьей по временной регистрации в Республике Казахстан: [ адрес ].На этом основании должностные лица военного комиссариата Челябинской области приняли решение об отказе в назначении ему пенсии.

[ 00.00.0000 ] ФИО1 обратился в военный комиссариат Нижегородской области с заявлением о назначении пенсии.

Согласно ответу военного комиссара Нижегородской области от [ № ] на указанном выше основании ФИО1 предложено было предоставить документы, подтверждающие снятие его с регистрационного учета на территории Республики Казахстан и факта увольнения с места работы по прежнему месту жительства, при поступлении которых будет решен вопрос о назначении пенсии за выслугу лет.

Пенсия за выслугу лет назначена ему [ 00.00.0000 ] , то есть с даты регистрации на территории Нижегородской области.

С [ 00.00.0000 ] истцу временно приостановили выплату пенсии, в связи с тем, что он имел вид на жительство на территории Республики Казахстан (ответ от [ 00.00.0000 ] [ № ]). Возобновили выплату пенсии с [ 00.00.0000 ] , то есть с даты снятия с регистрационного учета в Республике Казахстан. За период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] пенсию истец не получал.

Согласно сообщения начальника отдела миграционной службы Юго-Восточного ОП УВД г.Караганды от [ 00.00.0000 ] [ № ] следует, что ФИО1 зарегистрирован по виду на жительство [ № ] от [ 00.00.0000 ] в г.Караганде по адресу: [ адрес ], сроком действия вида на жительство до [ 00.00.0000 ] .

Согласно справки УВД г. Караганды от [ 00.00.0000 ] [ № ], ФИО1 снят с регистрации в отделении миграционной полиции Юго-Восточного ОП [ 00.00.0000 ] по адресу: [ адрес ] в связи с выездом на постоянное место жительство в Российскую федерацию. Вид на жительство [ № ] от [ 00.00.0000 ] сдан в ОМС Юго-Восточного ОП.

В судебном заседании истце не отрицал, что находился в период с мая по начало сентября в Республике Казахстан, указанные сведения, также подтверждаются материалами его пенсионного дела.

С [ 00.00.0000 ] ФИО1 вновь возобновлена выплата пенсии Военным комиссариатом Нижегородской области.

Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ) предусмотрено, что пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I."О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей".

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены категории лиц, на которых распространяется действие данного закона, в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

Согласно пункту "а" части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение военнослужащих, уволенных из Объединенных Вооруженных Сил Содружества Независимых Государств, Вооруженных Сил Российской Федерации, железнодорожных войск и других воинских формирований Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (кроме формирований, перечисленных в пунктах "б" и "в" этой статьи), лиц, указанных в части первой статьи 3 данного закона, а также их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I лица, указанные в статье 1 данного закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в том числе в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации.

Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса (часть 3 статьи 51 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I).

В силу части 1 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I выплата пенсий, предусмотренных этим законом, производится по месту жительства или месту пребывания пенсионеров в пределах территории Российской Федерации пенсионными органами федеральных органов исполнительной власти, указанных в статье 11 этого же закона, через соответствующие учреждения (филиалы) Сберегательного банка Российской Федерации путем зачисления соответствующих сумм во вклады либо перевода соответствующих сумм через организации федеральной почтовой связи. Порядок выплаты пенсий определяется соглашениями, заключаемыми между соответствующими федеральными органами исполнительной власти и Сберегательным банком Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (в редакции, действующей до 18 июня 2013 г.) при переезде пенсионера на новое место жительства или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата и доставка пенсии осуществляются по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета.

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 127-ФЗ в статью 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I были внесены изменения. Часть 7 данной статьи была дополнена словами ", а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации - на основании его пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания".

Таким образом, общий порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, предусмотренной названными выше законами, предполагает ее выплату по месту жительства или месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации.Пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества регулируется специальным Соглашением (статья 2 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Специальным Соглашением, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, является Соглашение о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г. (далее - Соглашение от 15 мая 1992 г.).

Статьей 1 Соглашения от 15 мая 1992 г. предусмотрено, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества, осуществляется на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территории которых проживают указанные военнослужащие.

Согласно статье 7 Соглашения от 13 марта 1992 г. при переселении пенсионера в пределах государств - участников Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера. Размер пенсии пересматривается в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения по новому месту жительства пенсионера.

В силу приведенных положений соглашений от 13 марта 1992 г. и от 15 мая 1992 г. для пенсионера, пенсионное обеспечение которого осуществляется в соответствии с положениями данных соглашений, необходимым условием выплаты пенсии на территории Российской Федерации является постоянное проживание пенсионера в Российской Федерации.

Переселение пенсионера в пределах государств - участников указанных соглашений влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии по прежнему месту жительства в случае, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.

Таким образом, имеющим значение для дела обстоятельством при разрешении споров, касающихся назначения и дальнейшей выплаты на территории Российской Федерации пенсии пенсионеру, переселившемуся из государства - участника названных выше соглашений, является установление его постоянного проживания в Российской Федерации по адресу, указанному им как место жительства в заявлении в соответствующий пенсионный орган.

При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, место жительства гражданина может быть установлено судом на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами (постановления от 24 ноября 1995 г. N 14-П, от 4 апреля 1996 г. N 9-П, от 15 января 1998 г. N 2-П, от 2 февраля 1998 г. N 4-П и от 2 июня 2011 г. N 11-П; определения от 5 октября 2000 г. N 199-О, от 4 марта 2004 г. N 146-О, от 6 октября 2008 г. N 619-О-П, от 13 октября 2009 г. N 1309-О-О, от 27 мая 2010 г. N 741-О-О, от 17 ноября 2011 г. N 1597-О-О, от 5 июня 2012 г. N 1059-О, от 17 июня 2013 г. N 996-О).

Как установлено судом, в спорные периоды, а именно:

с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ФИО1 состоял на регистрационном учете, проживал и работал в г.Дзержинск Нижегородской области;

с [ 00.00.0000 ] - по [ 00.00.0000 ] истец не находился на территории Российской Федерации и не состоял на регистрационном учете в органах миграционной службы;

с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ФИО1 находился на территории Российской Федерации и состоял на регистрационном учете в г.Копейск Челябинской области, однако имел вид на жительство в Республике Казахстан (с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ) и с заявлением о назначении пенсии в Военный комиссариат Нижегородской области не обращался.

В период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ФИО3 не проживал на территории Российской Федерации, однако состоял на регистрационном учете в г.Дзержинск Нижегородской области, при этом имел вид на жительство в Республике Казахстан (с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] ). Проведенными отделом военного комиссариата Нижегородской области проверками было выявлено отсутствие ФИО1 по адресу его регистрации.

Частью 10 статьи 56 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I предусмотрена ответственность лиц, указанных в статье 1 данного закона, за недостоверность сведений, содержащихся в заявлениях, представляемых ими в пенсионный орган для назначения и выплаты пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекло за собой перерасход средств на выплату пенсий, виновные лица возмещают государству причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Доводы ФИО1 о том, что он является гражданином Российской Федерации, был зарегистрирован в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] и с [ 00.00.0000 ] по настоящее время на территории Российской Федерации, получение им пенсии по линии Министерства обороны Российской Федерации обусловлено предшествующей военной службой в Вооруженных Силах Республике Казахстан, где данный вид пенсии, как он полагает ему не положен, следовательно, временный выезд за пределы Российской Федерации не лишает его права на ее дальнейшее получение, а равно не является основанием для прекращения ее начисления и выплаты, сделан без учета приведенных выше положений международных правовых актов, а также Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I, подлежащих применению к спорным отношениям сторон.

Приостановление на территории Российской Федерации выплаты пенсии ФИО1 в связи с необходимостью установления его места жительства не означает лишение его права на пенсионное обеспечение, поскольку предполагает возобновление выплаты пенсии в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для такого приостановления.

Статьей 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I определено, что работа по пенсионному обеспечению лиц, указанных в статье 1 данного закона, и их семей осуществляется, в частности, Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.

Так Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. N 885н и подлежащими в силу статьи 50 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I применению при разрешении настоящего спора, предусмотрена возможность приостановления или прекращения выплаты пенсии пенсионным органом.

Одним из оснований прекращения выплаты страховой пенсии (пункт 3 части 1 статьи 25 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях") является утрата пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию при обнаружении обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.

Из содержания пунктов 73 - 83 названных правил следует, что возобновление или восстановление выплаты пенсии производится пенсионным органом на основании заявления пенсионера и приложенных к нему необходимых документов, подтверждающих устранение обстоятельств, послуживших основанием для приостановления или прекращения выплаты пенсии.

С учетом того, что военным комиссариатом Нижегородской области обнаружены обстоятельства, подвергающие сомнению достоверность сведений о постоянном месте жительства в Российской Федерации, представленных ФИО1 в подтверждение его права на выплату пенсии на территории Российской Федерации, и ввиду того, что установление факта постоянного проживания ФИО1 на территории другого государства влечет за собой прекращение выплаты ему пенсии на территории Российской Федерации, доводы истца об отсутствии у военного комиссариата Нижегородской области законных оснований для принятия решения о приостановлении выплаты пенсии ФИО1 в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] являются неправомерными.

При этом суд соглашается с доводами истца о необходимости выплаты ему пенсии за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] на основании ст. 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней), поскольку в указанный период истце находился на территории Российской Федерации и состоял на регистрационном учете в Нижегородской области, вида на жительство в Республике Казахстан не имел.

Суд не находит оснований для взыскания в пользу ФИО1 с военного комиссариата Нижегородской области выплаты пенсии за выслугу лет за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , поскольку наличие российского гражданства, регистрации на территории Челябинской области в Российской Федерации, без проживания по месту получения пенсии (Нижегородская область), указанному им как место жительства в заявлении от [ 00.00.0000 ] в соответствующий пенсионный орган Военного комиссариата, не дает ему права на получение пенсии по законодательству Российской Федерации.

Ссылка истца на порядок выплаты пенсий гражданам, выезжающим за границу, урегулированный Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а также на Положение о порядке выплаты страховой пенсии лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 г. N 1386, является ошибочной, поскольку в пункте 2 названного положения прямо предусмотрено, что в случае, если международным договором Российской Федерации предусмотрены иные правила, чем те, которые содержатся в этом положении, применяются правила, установленные международным договором Российской Федерации.

В связи с изложенным доводы истца о признании незаконным действия Военного комиссариата Нижегородской области по приостановке выплаты в период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , пенсии в связи с имевшейся регистрацией в Республике Казахстан, взыскании недополученной пенсии за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , а также с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] с учетом перерасчета по занимаемой должности выслуги лет и с учетом инфляции, возложении обязанности по выплате пенсии, назначенной в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, при нахождении или проживания на территории Республики Казахстан при условии предоставления один раз в год в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории РФ, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых нельзя признать законным, поскольку они основаны на неправильном понимании норм материального права, что также согласуется с судебной практикой (Определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2016 года №25-КГ16-11).

Доводы истца о незаконности требований органов пенсионного обеспечения, содержащиеся в пенсионном деле, о ежеквартальном посещении военного комиссариата г.Дзержинска для подтверждения факта проживания по месту регистрации, также суд признает необоснованными, поскольку в материалах гражданского дела, в том числе в личном деле ФИО1, которое было исследовано судом в судебном заседании, указанных выше требований не содержится, напротив, в заявлении о назначении и выплате пенсии ФИО1 собственноручно указано, что он обязуется предоставлять достоверную информацию о своем месте жительстве, сообщать обо всех, связанных с этим с этим обстоятельством изменениях.

Исковые требования истца о возложении обязанности на Военный комиссариат Нижегородской области по выплате пенсии, назначенной в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, при нахождении или проживания на территории Республики Казахстан при условии предоставления один раз в год в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории РФ, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых, суд не находит обоснованным в силу приведенных выше положений законодательства.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

Решил:

Исковые требования ФИО1 к Военному комиссариату Нижегородской области о признании незаконным действия по приостановке выплаты пенсии в связи с имевшейся регистрацией в Республике Казахстан, признании незаконным требование органов пенсионного обеспечения, содержащиеся в пенсионном деле о ежеквартальном посещении военного комиссариата г.Дзержинска для подтверждения факта проживания по месту регистрации, взыскании недополученной пенсии с учетом перерасчета по занимаемой должности выслуги лет и с учетом инфляции, возложении обязанности по выплате пенсии, назначенной в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, при нахождении или проживания на территории Республики Казахстан при условии предоставления один раз в год в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории РФ, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых – удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Нижегородской области в пользу ФИО1 недополученную пенсию за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] с учетом перерасчета по занимаемой должности, выслуги лет и с учетом инфляции.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Военному комиссариату Нижегородской области о признании незаконным действия по приостановке выплаты пенсии в связи с имевшейся регистрацией в Республике Казахстан, признании незаконным требование органов пенсионного обеспечения, содержащиеся в пенсионном деле о ежеквартальном посещении военного комиссариата г.Дзержинска для подтверждения факта проживания по месту регистрации, взыскании недополученной пенсии за период с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] , а также с [ 00.00.0000 ] по [ 00.00.0000 ] с учетом перерасчета по занимаемой должности выслуги лет и с учетом инфляции, возложении обязанности по выплате пенсии, назначенной в соответствии с законодательством РФ о пенсионном обеспечении военнослужащих, при нахождении или проживания на территории Республики Казахстан при условии предоставления один раз в год в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение на территории РФ, документа, подтверждающего факт нахождения гражданина в живых отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Нижегородский районный суд г. Н. Новгорода в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Ж.С. Сенькина