Дело № 2-1476/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Пермь 21 мая 2020 г.
Индустриальный районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Запара М.А.,
при секретаре Говорухиной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Джалиловой И. Р. к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Джалилова И.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) о признании решения незаконным, возложении обязанности, указав, что ДД.ММ.ГГГГ, Джалиловой И. Р. выдан Государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серия №№ ( Сертификат). ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Индивидуальным предпринимателем ФИО (ОГРНИП №, Лицензия на осуществление образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной Министерством образования и науки Пермского края) заключен договор на оказание платных образовательных услуг по программе дополнительного образования несовершеннолетнему ребенку истца. ДД.ММ.ГГГГ истец, через ГБУ ПК «Пермский краевой МФЦ ПГМУ» Филиал «Центральный - 2» обратился в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми, с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала с просьбой направить часть средств материнского (семейного) капитала в размере 14 300 (Четырнадцати тысяч триста) рублей на оплату образовательных услуг по Договору. ДД.ММ.ГГГГ решением ответчика № истцу отказано в удовлетворении заявления. Как следует из решения отказ ответчика обоснован тем, что индивидуальный предприниматель не относится к организациям, осуществляющим образовательную деятельность. С вынесенным ответчиком решением истец не согласен, считает его незаконным по следующим основаниям. Доводы ответчика о том, что индивидуальные предприниматели приравниваются к образовательным организациям, а также организациям, осуществляющим обучение, только в целях Закона N 27Э-ФЗ, и не могут признаваться таковыми при реализации положений Закона N 256-ФЗ и Правил, направлены на необоснованно ограничительное толкование соответствующих правовых норм. Истец считает необходимым отметить, что дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей (в том числе, и возможность получения государственной поддержки в форме материнского (семейного) капитала), предусмотрены законодателем в целях создания условий, обеспечивающих семьям с детьми достойную жизнь, в частности, реализацию дополнительных возможностей для детей в сфере образования. Право на получение ребенком за счет средств материнского (семейного) капитала образования в любой организации и у любого индивидуального предпринимателя на территории Российской Федерации, имеющих право на оказание соответствующих образовательных услуг, не подлежит умалению путем ограничительного толкования закона, находящегося в отрыве от общего принципа его реализации, вытекающего из толкования правовых норм в их совокупности. При таких обстоятельствах решение ответчика не соответствует положениям Закона N 256-ФЗ. При этом решение нарушает право истца на меры государственной поддержки, гарантированные Законом N 256-ФЗ.
На основании изложенного, истец признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми от "ДД.ММ.ГГГГ г. № об отказе в удовлетворении заявления Джалиловой И. Р. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала с просьбой направить часть средств материнского (семейного) капитала в размере 14 300 рублей на оплату образовательных услуг по Договору ДД.ММ.ГГГГ заключенному между Джалиловой И. Р. и Индивидуальным предпринимателем ФИО, обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Индустриальном районе г. Перми направить денежные средства материнского (семейного) капитала Джалиловой И. Р. в размере 14 300 рублей на оплату образовательных услуг по Договору ДД.ММ.ГГГГ заключенному между Джалиловой И. Р. и Индивидуальным предпринимателем ФИО.
Истец в судебное заседание не явился, извещен, надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда в Индустриальном районе г. Перми» (межрайонное) в судебное заседание не явился, извещен, надлежащим образом, исковые требования не признает, просит отказать в удовлетворении требований истца в полном объеме, представлен письменный отзыв на иск. Согласно которому, законом №256-ФЗ прямо предусмотрено направление средств МСК на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, а организация, осуществляющая обучение это юридическое лицо, индивидуальные предприниматели не относятся к юридическим лицам, соответственно средства МСК не могут быть направлены на получение образования ребенком у индивидуальных предпринимателей.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в связи с рождением второго ребенка ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Джалиловой И.Р. выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ между Джалиловой И.Р. и ИП ФИО заключен договор оказания образовательных услуг, по программе английский язык, в отношении ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р. Образовательная деятельность осуществляется ИП ФИО на основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ№, выданной Министерством образования и науки Пермского края, срок оказания услуг составляет 1 год (65 часов), стоимость услуг за один учебный час составляет 220 руб. (л.д.10-13).
К договору от ДД.ММ.ГГГГ оказания образовательных услуг между Джалиловой И.Р. и ИП ФИО, заключено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому, стоимость образовательных услуг составляет 14 300 руб., путем безналичного перечисления средств на расчетный счет из средств материнского капитала серия №№, выданного ДД.ММ.ГГГГ на имя Джалиловой И.Р. Средства материнского (семейного) капитала на оплату стоимости образовательных услуг по настоящему договору направляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации путем безналичного перечисления на расчетный счет Исполнителя, указанный в разделе 6 «Реквизиты и подписи сторон» настоящего Договора. Оплата образовательных услуг по настоящему договору за счет средств материнского (семейного) капитала производится единовременно не позднее 2 (двух) месяцев с момента подачи Заказчиком в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации заявления о распоряжении средствами. В случае досрочного расторжения настоящего договора, Исполнитель обязуется возвратить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации средства в сумме внесенной оплаты из средства материнского (семейного) капитала за вычетом средств, причитающихся Исполнителю в качестве оплаты за оказанные образовательные услуги».
ДД.ММ.ГГГГДжалилова И.Р. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми с заявлением о распоряжении средствами (частью средств) материнского капитала для оплаты платных образовательных услуг.
ДД.ММ.ГГГГ от Управления Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми истцом получен отказ №, в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ№ в направлении средств материнского капитала в сумме 14 300 руб. на оплату платных образовательных услуг, по договору от ДД.ММ.ГГГГ между Джалиловой И.Р. и ИП ФИО, отказ мотивирован тем, что оплата образовательных услуг за счет средств материнского капитала возможна только при заключении договора с юридическим лицом, перечисление средств материнского капитала на получение образования ребенком на расчетные счета индивидуальным предпринимателям противоречит нормам ФЗ от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ. (л.д.8-9).
Согласно выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, ИП ФИО зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, основной вид деятельности - образование дополнительное детей и взрослых, ДД.ММ.ГГГГ выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности.
В соответствии лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ. серии №№, на осуществление образовательной деятельности, индивидуальный предприниматель ФИО имеет право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования, указанным в приложении к лицензии (л.д. 12-13).
Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Закон N 256-ФЗ), средства материнского (семейного) капитала могут быть направлены на получение образования ребенком.
Статьей 11 Закона N 256-ФЗ предусмотрено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении направляются на получение образования ребенком (детьми) в любой организации на территории Российской Федерации, имеющей право на оказание соответствующих образовательных услуг, средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, на оплату иных связанных с получением образования расходов, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации. Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 года N 926 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов (далее - Правила), которые устанавливают порядок и сроки направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала (далее - средства) на получение образования ребенком (детьми) в любом образовательном учреждении на территории Российской Федерации, имеющим право на оказание соответствующих образовательных услуг (далее - образовательное учреждение), а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) расходы и определяют порядок представления документов, необходимых для направления средств на указанные цели.
Согласно пункта 2 Правил, средства могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг. Средства направляются на оплату оказываемых организацией платных образовательных услуг территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, в соответствии с договором об оказании платных образовательных услуг, заключенным лицом, получившим сертификат, и организацией, путем безналичного перечисления на счет (лицевой счет) организации, указанный в договоре об оказании платных образовательных услуг (пункт 4 Правил). В соответствии с п. 5 указанных Правил, при направлении средств на оплату платных образовательных услуг, предоставляемых образовательным учреждением, к заявлению о распоряжении средствами прилагается заверенная указанным образовательным учреждением копия договора на оказание платных образовательных услуг. В соответствии с п. 8(1) Правил, средства направляются на оплату содержания ребенка в образовательном учреждении, реализующем основную общеобразовательную программу дошкольного образования и (или) основные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Как следует из Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, средства материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) могут быть направлены: на оплату образовательных услуг (платных), предоставляемых образовательными организациями по имеющим государственную аккредитацию образовательной программы; на оплату содержания ребенка (детей) и (или) присмотра и ухода за ребенком (детьми) в образовательной организации, реализующей образовательные программы дошкольного образования и (или) образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Таким образом, одним из обязательных условий для направления средств материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком является то, что это должна быть образовательная организация на территории Российской Федерации, имеющая право на оказание соответствующих образовательных услуг, а также на иные связанные с получением образования ребенком (детьми) цели.
Определение понятия образовательная организация дано в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившем в законную силу 01 сентября 2013 года.
В пункте 20 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" указано, что к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, относятся образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 21 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями. На организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей, на их обучающихся, на педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
В силу ст. 23 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:1) дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
С учетом положений ст. 32 данного Федерального закона, индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников. При осуществлении индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности с привлечением педагогических работников индивидуальному предпринимателю необходима лицензия на осуществление образовательной деятельности. В случае осуществления индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности непосредственно получение лицензии в силу пункта 2 статьи 91 Федерального закона не требуется. Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (его территориальный орган), в порядке и в сроки, которые установлены законодательством о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, уведомляет орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные ему полномочия Российской Федерации в сфере образования, о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, видом экономической деятельности которого является образовательная деятельность. Индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.
В силу положений пункта 3 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.
Учитывая требования действующего законодательства, установленные судом обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что оплата образовательных услуг за счет средств материнского капитала допустима и в случае заключения договора с индивидуальным предпринимателем, имеющим соответствующую лицензию, а отказ государственного органа лишает возможности реализации истцом права на получение дополнительных мер государственной поддержки семей, предусмотренных Законом N 256-ФЗ.
Таким образом, доводы ответчика о том, что распоряжение средствами материнского капитала на оплату оказываемых индивидуальным предпринимателем платных образовательных услуг, не предусмотрено действующими Правилами, основаны на неправильном толковании правовых норм.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", в удовлетворении заявления о распоряжении материнским (семейным) капиталом может быть отказано в случае нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении.
Материалы дела доказательств, что истцом нарушен установленный порядка подачи заявления о распоряжении, не содержат.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Учитывая вышеизложенное, рассматривая дело по заявленным истцом требованиям, суд, приходит к выводу, что решение Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) об отказе в удовлетворении заявления Джалиловой И.Р. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, на оплату платных образовательных услуг в размере 14300 руб., не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей", Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в связи с чем, в соответствии со ст.13 ГК РФ, данное решение является незаконным и подлежит отмене, на Управление Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) следует возложить обязанность направить средства материнского (семейного) капитала Джалиловой И.Р. в сумме 14300 руб., в счет оплаты по договору от ДД.ММ.ГГГГ оказания платных образовательных услуг, в отношении ФИО, ДД.ММ.ГГГГ, ИП ФИО
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Решение ГУ - Управления Пенсионного фонда РФ в Индустриальном районе г. Перми (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ г. № об отказе в удовлетворении заявления Джалиловой И. Р. о распоряжении средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала, на получение образования ребенком (детьми), на оплату предоставляемыми образовательными организациями платных образовательных услуг в размере 14300 руб. отменить.
Возложить обязанность на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Индустриальному району г. Перми (межрайонное) направить средства материнского (семейного) капитала в сумме 14300 руб., на оплату платных образовательных услуг в отношении ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р., на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Джалиловой И. Р. и индивидуальным предпринимателем ФИО (ИНН №, ОГРНИП №).
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Индустриальный районный суд г.Перми в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья: М.А.Запара