ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1476/2022 от 08.07.2022 Усть-илимского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июля 2022 г. г. Усть-Илимск, Иркутская область

Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Салыкиной Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Рукосуевой Е.С.

с участием: представителя истца Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска ФИО2, действующей на основании доверенности, ответчика ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1476/2022 по исковому заявлению Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска к ФИО3, о взыскании задолженности по договору,

УСТАНОВИЛ:

В обоснование заявленного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом недвижимости Администрации и ФИО1 заключен договор -р на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной на земельном участке. В соответствии со ст. 65 ЗК РФ использование земли является платным. Условие о внесение платы по договору ответчик не выполнял, в связи с чем, за период с 01.10.2015 по 31.08.2021 образовалась задолженность в размере 80133,65 рублей, из них: плата по договору -66269,98 руб., проценты за нарушение денежных обязательств в размере 13863,67 рублей. В соответствии с п.1 ст.614 ГК РФ, условиями договора, истец просит взыскать с ответчика задолженность в общей сумме 80133,65 рублей.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что рекламная конструкция до настоящего времени не убрана, земельный участок не освобожден. Прекращение договора само по себе не влечет прекращение обязательства по внесению арендной платы, оно будет прекращено надлежащим исполнением арендатором обязательства по возврату имущества арендодателю. Поскольку имущество – место для рекламы не передано Департаменту, то имеются законные основания для предъявления требований об оплате за использование данного имущества в размере, определенном договором. Просит восстановить срок исковой давности, указывая, что 27.09.2021 Департаментом направлено заявление о выдаче судебного приказа. Полагала, что п.10 ст.19 ФЗ «О рекламе» не подлежит применению при разрешении настоящего спора.

Ответчик ФИО3 иск не признала. В письменных возражениях на исковое заявление указала, что действующим законодательством предусмотрено, что для размещения рекламной конструкции заключение договора аренды земельного участка не требуется. Основанием для размещения рекламной конструкции является заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, который договором аренды не является. Следовательно, на данный вид договора не распространяется ст. 622 ГК РФ. По окончанию срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон прекращаются. После 27.01.2016 договор не продлился, фактически ответчик земельным участком для размещения рекламной конструкции не пользовался, рекламная конструкция на земельном участке не размещалась, требование об освобождении земельного участка путем демонтажа рекламной конструкции истцом не было заявлено. Кроме того, ответчик считает, что срок исковой давности о взыскании задолженности с 01.10.2015 по 27.01.2016 истек 10.02.2019. Просит в иске отказать.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, оценив их в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, приходит к следующим выводам.

Порядок размещения и установки рекламных конструкций определен в статье 19 Федерального закона РФ «О рекламе».

На основании пункта 5 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществятся ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединятся рекламная конструкция либо с лицом управомоченным собственником такого имущества, в том числе арендатором.

В соответствии с пунктом 5.1. вышеназванной статьи, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящемся в государственной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями.

Согласно пункта 5.8HYPERLINK consultantplus://offline/ref=A4D1252AD4C8E9C105B05CC3D07C41BED04322D8444322AE2EDA2B860D10FA090C90F1604863B3FA51178922832FA05242E33C69052ED38Dj0t8F статьи 19 Федерального закона «О рекламе», органы местного самоуправления муниципальных районов или городских округов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах.

Согласно договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной на земельном участке, от 27 января 2011, заключенного между Департаментом недвижимости Администрации и ФИО1, ФИО1 приобрела право на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, площадью 1,0 кв.м., расположенном по адресу: , в районе остановки «Энергетиков» и обязалась перечислять плату по договору. Договор действует с 28.01.2011 по 28.01.2016. Договор зарегистрирован в Департаменте недвижимости Администрации 27.01.2011 регистрационный

Указанный договор (далее также – договор от 27.01.2011 № 174-р), был заключен по результатам проведения аукциона по продаже права на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, протокол аукциона от 26.01.2011, в котором в частности указано, что объектом продажи на аукционе являлось право на заключение договора сроком на 5 лет. Договор от 27.01.2011 № 174-р заключен в соответствии с п.5.7. статьи 19 Федерального закона от 13.05.2009 № 38-ФЗ «О рекламе».

В соответствии с п.3.3.8 договора от 27.01.2011№ 174-р ФИО3 обязалась освободить и передать место под установку и эксплуатацию рекламной конструкции Департаменту по окончании срока действия договора (его расторжении, прекращении).

Истцом заявлен к взысканию период с 01.10.2015 по 31.08.2021.

В силу п.2.2. договора от 27.01.2011№ 174-р ФИО3 обязалась вносить ежегодную плату с 28.01.2012 равными долями ежемесячно не позднее 10 числа текущего месяца. Годовой размер по настоящему договору ежегодно индексируется на коэффициент инфляции, утвержденный постановлением Администрации города Усть-Илимска.

Срок действия договора от 27.01.2011№ 174-р устанавливался на 5 лет.

Разрешая довод ответчика о том, что обязательства по договору от 27.01.2011№ 174-р прекратились 27.01.2016 года, суд приходит к следующему.

В силу п.3,4 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Окончание срока действия договора не освобождает стороны от ответственности за его нарушение.

В соответствии с п.5.2. Договора от 27.01.2011 № 174-р договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и прекращает свое действие: исполнением сторонами всех обязательств по настоящему договору, в предусмотренных настоящим договором случаях, по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

В соответствии со ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ «О рекламе» (в редакции на момент возникновения спорных правоотношений) установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции заключается на срок пять лет, за исключением договора на установку и эксплуатацию временной рекламной конструкции, который может быть заключен на срок не более чем двенадцать месяцев. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются.

Законодательное установление прекращения обязательств сторон договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по окончании срока его действия, сохраняется до настоящего момента.

Поскольку частью 5 ст. 19 ФЗ "О рекламе" прямо предусмотрено, что окончание срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции влечет прекращение обязательств сторон по договору, постольку условия заключенного между сторонами договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, расположенной на земельном участке от 27.01.2011 года, предусматривающие обратное, недействительны в силу их ничтожности (ст.168 ГК РФ, ред. от 27.07.2010).

Как видно из представленных доказательств, срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 27.01.2011 не продлялся.

В соответствии с ч. 9 ст. 19 ФЗ "О рекламе" установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции.

Срок действия разрешения на установку рекламной продукции истек 17.01.2016 (составлял 5 лет, согласно ч.5 ст.19 ФЗ «О рекламе», протокола аукциона от 26.01.2011).

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что в отсутствие соглашения между сторонами о продлении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 27.01.2011, обязательства по данному договору прекратили свое действие по окончании срока действия договора, то есть 27.01.2016.

В связи с чем, п.3.3.8 договора от 27.01.2011 года не влечет обязанности ФИО4 по внесению платы по данному договору за пределами срока его действия, то есть после 27.01.2016 года.

Уведомления об изменении платы на 2017 и последующие годы, направленные Департаментов в адрес ФИО3 не влекут продление срока действия договора от 27.01.2011, поскольку в силу ст. 450,452 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное. Письменное соглашение сторон о продлении срока действия договора не представлено, а в силу ч. 5 ст. 19 ФЗ "О рекламе" обязательства сторон прекратились.

Ссылка истца на ст.65 ЗК РФ несостоятельна, поскольку договор аренды земельного участка не заключался, а договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции имеет иную природу по сравнению с договором аренды.

При заключении договора от 27.01.2011 № 174-р у ФИО3 не возникло право возмездного пользования земельным участком, на котором установлена рекламная конструкция, в силу следующего. Согласно п.12 ст. 85 ЗК РФ участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, относятся к землям общего пользования. Согласно п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары). Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" остановочные пункты, тротуары являются элементом обустройства автомобильных дорог. Рекламная конструкция была установлена в районе автобусной остановки на землях общего пользования.

Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции не является арендным, относится к группе непоименованных в Гражданском кодексе Российской Федерации договоров (указанная правовая позиция отражена в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.04.2011 N 15248/10 по делу N А12-6151/2009, определении ВАС РФ от 19.09.2011 N ВАС-11815/11 по делу N А75-6019/2010).

Федеральным законом «О рекламе» императивно предусмотрены последствия неисполнения владелец рекламной конструкции обязанности по ее демонтажу по истечении срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции

Договор на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 27.01.2011№ 174-р прекратил свое действие 27.01.2016. Соответственно, истек срок действия разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, поскольку договор заключался сроком на 5 лет по итогам аукциона, где был указан именно этот срок.

В соответствии с частями 10 и 21 статьи 19 Федерального закона «О рекламе» установка рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускается. В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10). Согласно части 22 Федерального закона при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.

По смыслу приведенных норм Федерального закона демонтаж рекламной конструкции, при ненадлежащем исполнении владельцем рекламной конструкции обязательств осуществляется на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа. При этом, именно орган местного самоуправления обязан отслеживать, проводить мониторинг договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, по которым истек срок действия и обязательства по которым прекращены. И при невыполнении обязанности по демонтажу рекламной конструкции, принимать меры по выдаче соответствующего предписания на демонтаж.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, применяя правовое регулирование спорных правоотношений, суд приходит к выводу, что после истечения срока действия и прекращения обязательств по договору от 27.01.2011 № 174-р, заключение которого не связано с распоряжением земельного участка и предоставлением его на каком-либо праве, взыскание с ответчика платы на основании договора от 27.01.2011 № 174-р и ст. 65 ЗК РФ, п.1 ст.614 ГК РФ является неправомерным. Иные основания к взысканию денежных средств за период после 27.01.2016 не заявлены.

Также, исковые требования за период действия договора от 27.01.2011 № 174-р, с 01.10.2015 по 27.01.2016, не подлежат удовлетворению, поскольку истек срок исковой давности о применении которого заявлено ответчиком.

Ответчиком заявлено о применении исковой давности по всему объему заявленных требований.

Согласно пункту 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 названного кодекса.

В силу ст. 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.

Выше суд пришел к вводу, что обязательства сторон по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 27.01.2011 № 174-р прекращены 27.01.2016.

Поскольку законом прямо предусмотрено прекращение обязательств по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции истечением срока его действия, то истец должен был узнать о нарушении своего права незамедлительно по наступлению даты прекращения обязательств. Платежи по договору от 27.01.2011 вносились до 10 числа текущего месяца. Следовательно, по состоянию на 27.01.2016 истец знал, что с 01.10.2015 года платежи не поступают, и его право на получение ежемесячных платежей нарушено. Внесение дальнейших платежей противоречит ч. 5 ст. 19 ФЗ «О рекламе».

Следовательно, срок исковой давности истек 27.01.2019.

С заявлением к мировому судье о выдаче судебного приказа истец обратился путем направления заявления по почте 05.10.2021 (согласно почтового штемпеля на конверте), то есть за пределами срока исковой давности.

Статьей 207 ГК РФ предусмотрено, что с истечением срока исковой давности по главному требованию считается истекшим срок исковой давности и по дополнительным требованиям (проценты, неустойка, залог, поручительство и т.п.), в том числе возникшим после истечения срока исковой давности по главному требованию.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п.2 ст.199 ГК РФ).

Оснований к иному исчислению срока исковой давности суд не усматривает.

Оснований для восстановления срока исковой давности не имеется.

В силу правовой позиции, изложенной в абзаце 3 пункта 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", срок исковой давности, пропущенный юридическим лицом не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

При установленных обстоятельствах, в пределах заявленных оснований и предмета иска, в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Департамента недвижимости Администрации города Усть-Илимска к ФИО3, о взыскании задолженности по договору на установку и эксплуатацию рекламной конструкции №174-р от 27.01.2011 за период с 01.10.2015 по 31.08.2021 в размере 80133,65 рублей, отказать

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.Ю.Салыкина

Мотивированное решение изготовлено 14.07.2022