ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1477/19 от 29.05.2019 Гагаринского районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-1477/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Севастополь 29 мая 2019 года

Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего - судьи Сомовой И. В.,

при секретаре Лисничей А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Гагаринского района г. Севастополя к ГБОУДО г. Севастополя «Севастопольская музыкальная школа № 5» о понуждении к исполнению требований законодательства об антитеррористической защищенности,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Гагаринского района г. Севастополя предъявил иск ГБОУДО г. Севастополя «Севастопольская музыкальная школа № 5», указав, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму, в ходе которой установлено, что учреждение осуществляет деятельность в сфере образования, имеет соответствующую лицензию, в зданиях школы по адресу: г. Севастополь, <адрес>, и <адрес>, на постоянной основе, в том числе в выходные дни осуществляется образовательный процесс. В нарушение требований постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 не разработаны и не утверждены паспорта безопасности данных объектов, не присвоена им категория, не проведено обследование объектов и не создана для этого комиссия. Несоблюдение требований законодательства влечет нарушение прав неопределенного круга лиц, в том числе обучающихся, посещающих музыкальную школу. Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просил:

Обязать руководителя ГБОУДО г. Севастополя «Севастопольская музыкальная школа № 5» выполнить пункты 7, 8, 9 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235, а именно:

- принять решение о создании комиссии по обследованию и категорированию используемых в образовательной деятельности объектов – помещений музыкальной школы, расположенных по <адрес> и <адрес> в г. Севастополе;

- определить срок работы комиссии в зависимости от сложности объектов (не более 30 рабочих дней);

- обеспечить обязательное включение в состав комиссии представителей учреждения правообладателя и собственника объекта, территориального органа безопасности и территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Гагаринского района г. Севастополя Колбина Ю.С. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – директор ГБОУДО г. Севастополя «Севастопольская музыкальная школа № 5» ФИО1, ФИО2, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления культуры города Севастополя ФИО3 возражали против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что музыкальная школа относится к учреждениям культуры, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов в сфере культуры» 22.06.2017 создана комиссия, которой проведено обследование зданий музыкальной школы № 5, составлен акт обследования, разработан паспорт антитеррористической защищенности учреждения. Приказом Главного управления культуры г. Севастополя от 13.10.2017 проведено категорирование музыкальной школы № 5.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Управления ФСБ России по Республике Крым и г. Севастополю ФИО4 в судебном заседании оставил разрешение иска на усмотрение суда. Пояснил, что требования постановления № 1235 и постановления № 176 не имеют существенных различий, в учреждении составлен паспорт в соответствии с постановлением № 176, установлена категория объекта, в него можно внести дополнения в соответствии с постановлением № 1235 сейчас или при его переоформлении, которое требуется произвести в 2020 году.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии РФ по г. Севастополю», в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежаще.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд находит, что иск прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Согласно частям 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица либо использующие принадлежащее им имущество в социальных, благотворительных, культурных, образовательных или иных общественно полезных целях, не связанных с извлечением прибыли, выполняют требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), используемых для осуществления указанных видов деятельности и находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании. Юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 5.1 Федерального закона № 35-ФЗ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации):

- организует реализацию государственной политики в области противодействия терроризму на территории субъекта Российской Федерации;

- координирует деятельность органов государственной власти субъекта Российской Федерации по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

- осуществляет иные полномочия по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

Согласно пунктам 1, 7 части 2 указанной статьи высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

- организует разработку и реализацию мер, а также государственных программ субъекта Российской Федерации в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений;

- организует выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования города Севастополя «Севастопольская музыкальная школа № 5» создано городом Севастополем на основании Постановления Правительства Севастополя от 11.12.2014, осуществляет деятельность, предусмотренную законодательством Российской Федерации по организации предоставления дополнительного образования художественно-эстетической направленности детям на территории города Севастополя.

Учредителем школы является город Севастополь в лице Правительства Севастополя. Функции и полномочия учредителя осуществляет Главное управление культуры и туризма Правительства Севастополя.

Департаментом образования города Севастополя 09.01.2017 ГБОУДО «Севастопольская музыкальная школа № 5» выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности.

Школа осуществляет свою деятельность в нежилых зданиях, расположенных по адресу: г. Севастополь, <адрес>, и по адресу: г. Севастополь, <адрес>, находящихся в собственности города Севастополя и оперативном управлении ГБОУДО «Севастопольская музыкальная школа № 5».

В соответствии с Постановлением Правительства Севастополя от 04.12.2015 № 1146-ПП «Об утверждении Положения о Главном управлении культуры города Севастополя» Главное управление культуры города Севастополя является исполнительным органом государственной власти города Севастополя, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области культуры и искусства, кинематографии, дополнительного образования, туризма.

Главное управление осуществляет контроль за деятельностью подведомственных ему государственных учреждений культуры, искусства, кинематографии и дополнительного образования.

Согласно пункту 1.2 названного постановления основными задачами деятельности Главного управления является, в том числе, проведение государственной политики в области культуры, искусства, кинематографии, дополнительного образования в указанной области и развития туристской индустрии в городе Севастополе.

В соответствии с основными полномочиями в пределах своей компетенции Главное управление выполняет следующие функции - осуществляет в пределах компетенции совместно с другими исполнительными органами государственной власти города Севастополя организацию мероприятий по противодействию терроризму в установленной сфере деятельности, контроль за состоянием антитеррористической защищенности объектов (территорий) в выделенных для размещения подведомственных учреждений (3.17).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» приказом Главного управления культуры города Севастополя от 22.06.2017 № 170 утвержден состав комиссии по проведению обследования учреждений культуры города Севастополя по вопросам антитеррористической защищенности в учреждениях культуры города Севастополя.

Указанной комиссией в составе представителей Главного управления культуры города Севастополя, Управления Росгвардии по г. Севастополю, Службы УФССБ России в г. Севастополе в июле 2017 года проведено обследование состояния антитеррористической защищенности ГБОУДО «Севастопольская музыкальная школа № 5» - зданий по адресу: г. Севастополь, <адрес>, и по адресу: г. Севастополь, <адрес>.

По результатам обследования составлены два акта межведомственного комиссионного обследования, в которых в соответствии с требованиями пункта 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176, отражены сведения конструктивных и технических характеристиках объектов и территории школы, организации их функционирования, действующих мерах по обеспечению безопасного функционирования объектов (территории), потенциально опасных участках, степени угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения, а также определена категория объектов: здания по адресу: г. Севастополь, <адрес>, - 2 категория опасности; по адресу: г. Севастополь, <адрес>, - 3 категория опасности.

На основании сведений, полученных в результате комиссионного обследования, разработаны Паспорта безопасности объектов, которые утверждены 22.09.2017 и в которых определены необходимые мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) в зависимости от его категории.

Комиссионное обследование объектов музыкальной школы № 5 и разработка паспортов безопасности произведены в соответствии с Требованиями к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2017 № 176.

Постановление Правительства Российской Федерации № 1235, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного Министерства принято позже - 07.10.2017.

Постановление № 176 распространяется на комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений), систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения) и прилегающая к ним территория, правообладателями которых являются Министерство культуры Российской Федерации, его территориальные органы и подведомственные организации, а также иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры.

Постановление № 1235 применяется в отношении комплексов технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями которых являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по делам молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, находящиеся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки.

Как следует из приведенных положений, разграничение области применения названных постановлений осуществляется по правообладателю объектов – органы власти и находящиеся в их ведении учреждения или иные организации, осуществляющие деятельность в сфере культуры либо в сфере образования и науки, что обусловлено характером осуществляемой ими профессиональной деятельности.

Правообладателем объектов, в целях обеспечения на которых требований антитеррористической защищенности предъявлен иск, является ГБОУДО «Севастопольская музыкальная школа № 5».

Согласно пункту 2.3 Устава ГБОУДО «Севастопольская музыкальная школа № 5» основными задачами школы являются: выявление художественно одаренных детей и молодежи, а также обеспечение соответствующих условий для их образования, творческого развития, профессионального самоопределения; эстетическое воспитание детей и молодежи, в том числе воспитание подготовленной и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей путем приобщения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства; обучение, воспитание и развитие ребенка в интересах личности, общества и государства; реализация нравственного потенциала искусства, как средства формирования и развития этических норм поведения и морали, как личности, так и общества; формирование общей культуры; организация содержательного досуга.

Исходя из реализуемых целей и задач, ГБОУДО «Севастопольская музыкальная школа № 5» в своей профессиональной деятельности подчиняется Главному управлению культуры города Севастополя, при этом оказывает образовательные услуги дополнительного образования, имея соответствующую лицензию. Фактически учреждение осуществляет свою деятельность одновременно и в области культуры, и в области образования.

Федеральным законом № 35-ФЗ такая ситуация не урегулирована.

Однако подпунктом «в» пункта 3 Постановления № 1235, принятого позже Постановления № 176, предусмотрено, что его требования не распространяются на объекты (территории), требования к антитеррористической защищенности которых утверждены иными актами Правительства Российской Федерации.

Вопреки доводам истца указанные постановления не содержат существенных различий в установленных требованиях к антитеррористической защищенности объектов, поскольку оба постановления приняты в соответствии с положениями Федерального закона № 35-ФЗ.

Так, и постановление № 176 (пункты 7, 8, 9) и постановление № 1235 (пункты 7, 8, 9) предусматривают создание комиссии по обследованию и категорированию объекта (территории), в состав которой включаются руководитель органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории); представители органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находится объект (территория); представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории), территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).

Практически идентичны положения пункта 11 Постановления № 176 и пункта 10 Постановления № 1235, определяющие задачи и действия комиссии, в том числе связанные с определением категории объекта или подтверждением (изменением) ранее присвоенной категории, определением необходимых мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объекта с учетом его категории.

Пункт 14 Постановления № 176 и пункт 12 Постановления № 1235 одинаково устанавливают три категории опасности объектов и три критерия отнесения объекта к той или иной категории, с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения. В отношении объектов музыкальной школы № 5 применяется критерий опасности в виде прогнозируемого количества пострадавших в результате совершения террористического акта.

В соответствии с пунктом 14 Постановления № 176 объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате совершения террористического акта на которых составляет более 500 человек, относятся к первой категории опасности; от 50 до 500 человек - ко второй категории опасности; менее 50 человек – к третьей категории опасности.

Согласно пункту 12 Постановления № 1235 объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет более 500 человек, относятся к первой категории опасности; от 100 до 500 человек - ко второй категории опасности; менее 100 человек – к третьей категории опасности.

Здание ГБОУДО «Севастопольская музыкальная школа № 5» по адресу: г. Севастополь, <адрес>, в соответствии с Постановлением № 176 отнесено ко второй категории опасности, здание по адресу: г. Севастополь, <адрес> – к третьей категории опасности.

В соответствии с Постановлением № 1235 оба здания должны быть отнесены к меньшей – третьей категории опасности.

Оба Постановления Правительства Российской Федерации содержат схожие мероприятия по антитеррористической защищенности объектов. При этом приведенная в письменных пояснениях истца сравнительная таблица содержит ссылку на правовые нормы, не относящиеся к конкретным рассматриваемым по делу объектам музыкальной школы № 5, а именно пункты 20, 21 Постановления № 1235, которые определяют общий перечень мероприятий, осуществляемых в целях антитеррористической защищенности объектов. Аналогичный перечень содержится в пунктах 21-24 Постановления № 176. А приведенный истцом пункт 23 Постановления № 1235 устанавливает мероприятия для объектов второй категории опасности, к которым объекты ответчика не относятся.

Поскольку ответчиком были выполнены действующие в тот период времени требования Постановления № 176 о создании комиссии, обследованию объектов музыкальной школы № 5, категорированию объектов и разработке паспорта безопасности, основания для удовлетворения требований прокурора о возложении на ответчика обязанности повторно создать комиссию по обследованию и категорированию объектов музыкальной школы № 5 безопасности в соответствии с требованиями Постановления № 1235 в целях последующего составления второго паспорта безопасности, не имеется.

Ни Федеральным законом № 35-ФЗ, ни иными принятыми в его исполнение законодательными актами, не предусмотрено проведение нескольких обследований объектов и составление нескольких паспортов безопасности на один объект.

Суд учитывает в данном случае и то, что до принятия Правительством Российской Федерации как Постановления № 1235, так и Постановления № 176, в ГБОУДО г. Севастополя «Севастопольская музыкальная школа № 5» были разработаны паспорта безопасности объектов в соответствии с действовавшим ранее Постановлением Правительства Севастополя от 18.12.2014 № 594 «О мерах и требованиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории города Севастополя», которое распространялось в равной степени на объекты образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры и иные объекты с массовым пребыванием граждан.

В соответствии с Федеральным законом № 35-ФЗ и Концепцией противодействия терроризма в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, общегосударственная система противодействия терроризму призвана обеспечить проведение единой государственной политики в области противодействия терроризму и направлена на защиту основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечение национальной безопасности Российской Федерации.

Одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Объявленные государством принципы единой государственной политики в области противодействия терроризму предполагают единообразные требования к объектам организаций, осуществляющих деятельность в разных сферах жизни общества, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Однако в случае, если установлены дополнительные требования к объектам определенной сферы деятельности, в данном случае к образовательным учреждениям, такие требования должны соблюдаться и другими организациями, осуществляющими такую деятельность.

Такие требования могут быть включены в разработанный в учреждении Паспорт безопасности объекта, что предусмотрено Постановлением № 176.

Так, пунктом 45 Постановления № 176 предусмотрена актуализация паспорта безопасности объекта (территории), которая осуществляется в случае изменения технических параметров объекта, уровня его защищенности, а также основного предназначения объекта (территории).

Согласно пункту 46 данного постановления актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 5 рабочих дней. В ходе актуализации в паспорт безопасности вносятся изменения, заверенные подписью руководителя организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории).

В соответствии с пунктом 48 Постановления № 176 руководителем организации в сфере культуры, являющейся правообладателем объекта (территории), по результатам актуализации паспорта безопасности объекта (территории) может быть принято решение о замене паспорта безопасности.

Указанная процедура не предполагает создание комиссии, о понуждении к организации которой, заявляет требования истец.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска прокурора Гагаринского района г. Севастополя к ГБОУДО г. Севастополя «Севастопольская музыкальная школа № 5» о понуждении к исполнению требований законодательства об антитеррористической защищенности в части создания комиссии по обследованию и категорированию помещений музыкальной школы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.2017 № 1235 «Об утверждении Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» отказать.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Севастопольский городской суд через Гагаринский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий (подпись) И.В. Сомова

Решение в окончательной форме составлено 04.06.2019.

Решение не вступило в законную силу.

Копия верна.

Судья И.В. Сомова