ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1477/2017 от 23.11.2017 Сургутского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

.

Дело № 2-1477/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2017 года г. Сургут

Сургутский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе председательствующего судьи Тюленева В.В., при секретаре Трофимове А.А., с участием представителя истца Жукова Р.А., представителя ответчика Султановой Э.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ханты-Мансийского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ООО «Дорстройиндустрия» о возложении обязанности исключить попадание загрязняющих веществ в грунтовые воды, почву при использовании земельного участка, понуждении к разработке паспорта на отходы

УСТАНОВИЛ:

Ханты-Мансийская межрайонная природоохранная прокуратура обратилась в суд с указанным иском, требования мотивировала тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации площадок (полигонов) для складирования загрязненных снежных масс на территории г.Сургута.

Проверкой установлено, что ООО «Дорстройиндустрия» на протяжении более 2 лет осуществляет размещение загрязненных снежных масс в районе ул.Аэрофлотская в г.Сургуте с грубыми нарушениями требований экологической безопасности.

Так, общество, на основании заключенного с администрацией г.Сургута договора №430 от 09.11.2015, арендует земельный участок площадью 8,4 га, с кадастровым номером 86:10:0101236:175, расположенный в территориальной зоне СЗО-1 по ул. Аэрофлотская в г. Сургуте, под размещение (строительство, реконструкцию, эксплуатацию) полигона для утилизации снежных масс с сортировкой твердых бытовых отходов (далее - Полигон). При этом, эксплуатация полигона осуществляется с нарушениями требований экологической безопасности.

Установлено, что за период с 01.11.2016 по 30.04.2017 на территории Полигона размещено 705 118,10 м.куб. загрязненных снежных масс.

Как показала проверка, загрязненные снежные массы, ежегодно складируемые обществом в границах арендуемого земельного участка, образованы от работ по зимней уборке дорог, внутриквартальных проездов и тротуаров г.Сургута, а также производственных баз и промышленных площадок предприятий города и содержат в своем составе такие загрязняющие вещества, как нефтепродукты, железо, цинк, никель, сульфат-ионы, фенолы, марганец, и другие.

Также, в результате таяния снежных масс на поверхности земельного участка образуются скопления загрязненных талых вод, твердых бытовых отходов, строительного мусора (доски, битый кирпич, пластиковые и стеклянные бутылки и др.) и иных отходов IV-V классов опасности. При этом, полигон для обеспечения экологической безопасности надлежащим образом не оборудован, а в результате деятельности юридического лица нарушаются требования в области охраны окружающей среды.

Согласно результатам анализа проб почвы, отобранной в ходе прокурорской проверки на полигоне специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре, установлено, что в ее содержании допущено превышение над фоном в 3 раза концентрации такого загрязняющего вещества, как свинец, в 2,6 раза - нефтепродуктов и в 2 раза мышьяка.

Проверкой также установлено, что при эксплуатации полигона не соблюдаются требования Федерального законодательства при обращении с отходами.

Так, поверхность площадки полигоне не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Временное накопление отходов по ул.Аэрофлотская в г.Сургуте осуществляется непосредственно на почве.

Таким образом, неисполнение вышеуказанных требований законодательства приводит не только к загрязнению почвы на полигоне, но и создает угрозу попадания загрязненных талых вод непосредственно в грунтовые воды.

Кроме того, несмотря на образуемые в результате таяния снежных масс отходы, меры по разработке паспортов на данные отходы обществом не предпринимаются.

Класс опасности отходов от зимней уборки улиц ООО «Дорстройиндустрия» не определен, в связи с чем, паспорт на образовавшиеся отходы не разработан.

На основании изложенного истец просит обязать ООО «Дорстройиндустрия» в срок не позднее 01 ноября 2018 года исключить попадание загрязняющих веществ в грунтовые воды, почву, а также на прилегающую территорию при использовании земельного участка площадью 8,4 га, с кадастровым номером 86:10:0101236:175, в территориальной зоне СЗО-1 по ул.Аэрофлотская в г.Сургуте и эксплуатируемого под складирование загрязненных снежных масс. Обязать ООО «Дорстройиндустрия» в срок до 01 ноября 2018 года разработать паспорт на отход «отходы от зимней уборки улиц», образуемый в результате осуществления деятельности по складированию и накоплению загрязненных снежных масс на земельном участке площадью 8,4 га, с кадастровым номером 86:10:0101236:175, расположенном в территориальной зоне СЗО-1 по ул.Аэрофлотская в г.Сургуте.

В судебном заседании представитель процессуального истца Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры Жуков Р.А на исковых требованиях настоял.

Представитель ответчика ООО «Дорстройиндустрия» Султанова Э.Ю. в судебном заседании исковые требования считала обоснованными, но просила предоставить срок для устранения нарушений до 1 ноября 2019 года.

Выслушав представителей сторон, изучив и проанализировав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при эксплуатации площадок (полигонов) для складирования загрязненных снежных масс на территории г.Сургута.

Проверкой установлено, что ООО «Дорстройиндустрия» на протяжении более 2 лет осуществляет размещение загрязненных снежных масс в районе ул.Аэрофлотская в г.Сургуте с грубыми нарушениями требований экологической безопасности.

Так, общество, на основании заключенного с администрацией г.Сургута договора №430 от 09.11.2015, арендует земельный участок площадью 8,4 га, с кадастровым номером 86:10:0101236:175, расположенный в территориальной зоне СЗО-1 по ул. Аэрофлотская в г. Сургуте, под размещение (строительство, реконструкцию, эксплуатацию) полигона для утилизации снежных масс с сортировкой твердых бытовых отходов (далее - Полигон). При этом, эксплуатация полигона осуществляется с нарушениями требований экологической безопасности.

Установлено, что за период с 01.11.2016 по 30.04.2017 на территории Полигона размещено 705 118,10 м.куб. загрязненных снежных масс.

Как показала проверка, загрязненные снежные массы, ежегодно складируемые обществом в границах арендуемого земельного участка, образованы от работ по зимней уборке дорог, внутриквартальных проездов и тротуаров г.Сургута, а также производственных баз и промышленных площадок предприятий города и содержат в своем составе такие загрязняющие вещества, как нефтепродукты, железо, цинк, никель, сульфат-ионы, фенолы, марганец, и другие.

Также, в результате таяния снежных масс на поверхности земельного участка образуются скопления загрязненных талых вод, твердых бытовых отходов, строительного мусора (доски, битый кирпич, пластиковые и стеклянные бутылки и др.) и иных отходов IV-V классов опасности. При этом, полигон для обеспечения экологической безопасности надлежащим образом не оборудован, а в результате деятельности юридического лица нарушаются требования в области охраны окружающей среды.

Согласно результатам анализа проб почвы, отобранной в ходе прокурорской проверки на полигоне специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре, установлено, что в ее содержании допущено превышение над фоном в 3 раза концентрации такого загрязняющего вещества, как свинец, в 2,6 раза - нефтепродуктов и в 2 раза мышьяка.

Проверкой также установлено, что при эксплуатации полигона не соблюдаются требования Федерального законодательства при обращении с отходами.

Так, поверхность площадки полигоне не имеет искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки не предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Временное накопление отходов по ул.Аэрофлотская в г.Сургуте осуществляется непосредственно на почве.

Таким образом, неисполнение вышеуказанных требований законодательства приводит не только к загрязнению почвы на полигоне, но и создает угрозу попадания загрязненных талых вод непосредственно в грунтовые воды.

Кроме того, несмотря на образуемые в результате таяния снежных масс отходы, меры по разработке паспортов на данные отходы обществом не предпринимаются.

Класс опасности отходов от зимней уборки улиц ООО «Дорстройиндустрия» не определен, в связи с чем, паспорт на образовавшиеся отходы не разработан.

Данные обстоятельства подтверждаются решением о проведении проверки, требованием об устранении нарушений, выпиской из ЕГРЮЛ, фото-таблицей к акту проверки, справкой о количестве размещенного снега на полигоне, объяснениями работников ответчика, данными в ходе проведения прокурорской проверки, договором аренды земельного участка, договором на выполнение работ по содержанию дорог, заявкой на лабораторные исследования, заключением по результатам проведения лабораторных исследований, актом отбора пробы сточной воды, протоколом КХА, протоколом биотестирования воды, актом отбора проб отходов, протоколом компонентного состава отхода, протоколом биотестирования отходов, расчетом класса опасности отхода, актом отбора проб почв, протоколом КХА почв, протоколом биотестирования почвы, постановлением о назначении административного наказания, гидрогеологической характеристикой территории, представлением об устранении нарушений, ответом на него, приказом о применении дисциплинарного взыскания, сообщением Природнадзора, справкой Природнадзора, объяснениями представителей лиц, участвующих в деле.

В ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» указано, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы. Компонентами природной среды являются, в том числе земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды (ст. 1 ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель, почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

В ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ закреплено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, загрязнения отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и другого негативного воздействия, в результате которого происходит деградация земель.

Статья 42 Земельного кодекса РФ закрепляет обязанности собственника земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков. Так, указанные лица обязаны, в том числе:

-использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

-осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

-соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

-не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно п.3 ч.9.4.8 ст.9.4 Правил благоустройства территории г.Сургута, принятых решением Думы города Сургута от 20.06.2013 №345-V ДГ, вывоз снега разрешается только на специально отведенные площадки для складирования снега. Содержание и эксплуатация каждой площадки для складирования снега возлагается на определенный хозяйствующий субъект, который обязан содержать площадку и прилегающую территорию в надлежащем санитарном состоянии.

Однако, согласно результатам анализа проб почвы, отобранной в ходе прокурорской проверки на полигоне специалистами аккредитованной лаборатории ФГБУ «ЦЛАТИ по УФО» по ХМАО-Югре, установлено, что в ее содержании допущено превышение над фоном в 3 раза концентрации такого загрязняющего вещества, как свинец, в 2,6 раза - нефтепродуктов и в 2 раза мышьяка.

Проверкой также установлено, что при эксплуатации Полигона не соблюдаются требования Федерального законодательства при обращении с отходами.

Так, приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242 утвержден федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО), согласно которому «отходы от зимней уборки улиц» (код 7312100000) относятся к отходам.

Таким образом, к «отходам от зимней уборки улиц» должны применяться требования Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В пунктах 3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003) закреплено, что временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

При временном хранении отходов на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями.

Вместе с тем, проверка показала, что полигон не отвечает ни одному из указанных требований земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства. Временное накопление отходов по ул.Аэрофлотская в г.Сургуте осуществляется непосредственно на почве. Данный полигон не имеет твердого покрытия и обваловки.

Таким образом, неисполнение вышеуказанных требований законодательства приводит не только к загрязнению почвы на полигоне, но и создает угрозу попадания загрязненных талых вод непосредственно в грунтовые воды.

По информации, представленной Департаментом по недропользованию по Уральскому федеральному округу, хозяйственно-питьевое водоснабжение на всей территории ХМАО-Югры осуществляется за счет структур первого гидрогеологического горизонта, включая подземные грунтовые воды.

На основании ст. 59 Водного кодекса РФ юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

В п. 2 ГОСТ 17.1.3.06-82 «Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране подземных вод» (утв. постановлением Государственного комитета СССР от 25.03.1982 № 1244) указано, что при осуществлении хозяйственной деятельности должно быть исключено попадание загрязняющих веществ в подземные воды из источников их загрязнения. При этом источниками загрязнения подземных вод являются: места аккумуляции коммунальных и бытовых отходов.

В п.2.2 и п.2.3 раздела II Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 «Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 25.07.2001) закреплено, что подземные воды считаются загрязненными при обнаружении динамических тенденций изменения состава и свойств воды, обусловленного проникновением загрязнений с поверхности почвы, из водотоков, смежных водоносных горизонтов; уровнем эксплуатируемого и первого от поверхности водоносных горизонтов. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, деятельность которых оказывает или может оказать влияние на состояние подземных вод, принимают меры по предотвращению их загрязнения.

Указанные требования на протяжении длительного времени не выполняются, условия, исключающие возможность попадания загрязняющих веществ в грунтовые воды, почву, а также на прилегающую территорию в результате таяния снежных масс при использовании земельного участка под полигон ООО «Дорстройиндустрия» не созданы.

Кроме того, несмотря на образуемые в результате таяния снежных масс отходы, меры по разработке паспортов на данные отходы обществом не предпринимаются.

В п. 1 ст. 14 Федерального закона №89-ФЗ закреплено, что юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.3 Порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного Приказом Минприроды России от 05.12.2014 №541, класс опасности вида отходов определяется его химическим и или) компонентным составом и устанавливается:

- на основании сведений, содержащихся в ФККО и банке данных об отходах (далее - БДО), формируемых Федеральной службой по надзору в сфере природопользования согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 №792;

- при отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Критерии).

Согласно п. 15 и п. 17 Критериев, класс опасности отходов устанавливается расчетным и экспериментальным методами.

Кроме того, согласно п.3 ст. 14 Федерального закона №89-ФЗ на отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Вместе с тем, как показала проверка, указанные требования законодательства обществом также не соблюдены, класс опасности отходов от зимней уборки улиц ООО «Дорстройиндустрия» не определен, в связи с чем, паспорт на образовавшиеся отходы не разработан.

Экологической доктриной Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002г. № 1225-р, установлено, что стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения экологической безопасности страны. К числу основных направлений государственной политики в области экологии относится снижение загрязнения окружающей среды, сохранение и восстановление природной среды.

В соответствии со ст. ст. 41,42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства.

В преамбуле Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что основными принципами государственной политики Российской Федерации в области охраны окружающей среды являются сохранение благоприятной окружающей среды, укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

В п.7 Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30.04.2012, указано, что стратегической целью государственной политики в области экологического развития является сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Перечисленные нарушения природоохранного, земельного законодательства напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц, какими являются жители постоянно или временно проживающие в г.Сургуте, на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты нарушенного права является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

В соответствии со ст. 76 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

В соответствии со ст. 76 Федерального закона «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством,

Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда РФ от 25.02.2014 № 4-П, охрана окружающей среды является наиболее значимой сферой общественных отношений.

Доводы представителя ответчика о необходимости продления срока для устранения указанных нарушений до 1 ноября 2019 года, судом не могут быть приняты, поскольку в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ ничем не подтверждены.

При указанных обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить исковые требования Ханты-Мансийской межрайонной природоохранной прокуратуры в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ООО «Дорстройиндустрия» в срок не позднее 1 ноября 2018 года исключить попадание загрязняющих веществ в грунтовые воды, почву, а также на прилегающую территорию при использовании земельного участка площадью 8,4 га, с кадастровым номером 86:10:0101236:175, в территориальной зоне СЗО-1 по ул. Аэрофлотская в г. Сургуте и эксплуатируемого под складирование загрязненных снежных масс.

Обязать ООО «Дорстройиндустрия» в срок до 1 ноября 2018 года разработать паспорт на отход «отходы от зимней уборки улиц», образуемый в результате осуществления деятельности по складированию и накоплению загрязненных снежных масс на земельном участке площадью 8,4 га, с кадастровым номером 86:10:0101236:175, в территориальной зоне СЗО-1 по ул. Аэрофлотская в г. Сургуте.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение месяца через Сургутский районный суд.

.

.

Судья Сургутского районного суда В.В. Тюленев