ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1477/2021 от 10.11.2021 Советского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

25RS0004-01-2021-001207-86

Дело № 2-1477/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2021 года г.Владивосток,

Советский районный суд г.Владивостока, в составе председательствующего судьи Борщенко Т.А.,

при секретаре Медведевой А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Владивостока в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды», Министерству труда и социальной политики Приморского края, Правительству Приморского края о возложении обязанности обеспечить финансирование на приобретение автономных источников питания, приведение документации учреждения в соответствии со II категорией надежности

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г.Владивостока обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних к КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды», Министерству труда и социальной политики Приморского края, Правительству Приморского края о возложении обязанности обеспечить финансирование на приобретение автономных источников питания, приведение документации учреждения в соответствии со II категорией надежности, указав, что прокуратурой Советского района г.Владивостока на основании поручения прокуратуры г.Владивостока проведена проверка КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» категории надежности энергоснабжения и обеспечения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Проведенной проверкой установлено, что в учреждении проживают дети оставшихся без попечения родителей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые пребывают там постоянно на протяжении определенного периода времени. После ледяного шторма, прошедшего на территории ВГО в период <дата>-<дата> и повсеместного выхода из строя объектов энергоснабжения распределительных и сетевых организаций в учреждении отсутствовало электроснабжение, что ставило жизнь и здоровье несовершеннолетних под угрозу. В соответствии с государственным контрактом (договор энергоснабжения) № <номер> от <дата>, услуги по передаче электрической энергии КГБУСО «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» оказывает ПАО «Дальневосточная энергетическая компания». Как следует из п. <дата> государственного контракта (договора энергоснабжения) <номер> от <дата>, потребитель обязан обеспечивать поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении вне регламентных отключений, введении аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) или использования противоаварийной автоматики. Место установки, тип, мощность автономного резервного источника питания указывается в Акте об осуществлении технологического присоединения или в Приложении № 4 к настоящему контракту. В представленном приложении № 4 к данному договору какие-либо сведения о наличии у потребителя резервного источника питания в соответствующем акте не отражены. При этом, согласно акту разграничения балансовой принадлежности учреждение отнесено к III категории надежности, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания учреждение не обеспечено. По факту выявленных нарушений прокуратурой района <дата> директору учреждения внесено представления об устранении требований действующего законодательства. По результатам рассмотрения указанного представления руководителем учреждения направлены соответствующие запросы в МУПВ «ВПЭС» с целью изменения категории надежности электроснабжения в соответствии с фактическими обстоятельствами. При этом, фактически до настоящего времени допущенное в учреждении нарушение требований законодательства не устранено, до настоящего времени учреждение категория надежности не изменена. Учитывая, что требования об обеспечении учреждений с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних резервными источниками питания направлены на повышение надежности электроустановок, обеспечение требований безопасности находящихся в них несовершеннолетних детей и персонала, а также посещающих их граждан, принимая во внимание, что после ледяного шторма, прошедшего на территории городского округа в период <дата>-<дата> и повсеместного выхода из строя объектов энергоснабжения распределительных и сетевых организаций, на территории Владивостокского городского округа без электроснабжения осталось КГБУСО «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды», в целях исключения возможности аварий, пожаров, предотвращения угрозы жизни и здоровью людей, в данном случае ПУЭ подлежат применению и обязательному исполнению. Просит суд возложить на Правительство Приморского края обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов КГБУСО «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» на приведение документации учреждения в соответствии с предусмотренной II категории надежности, возложить на Правительство Приморского края обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование расходов КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» на обеспечение питания учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, возложить на КГБУСО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» в течение 6 месяцев со дня выделения финансирования на указанные цели от Правительства Приморского края обеспечить приведение документации учреждения в соответствии с предусмотренной II категорией надежности, возложить на КГБУСО «Социально -реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» в течение 1 месяца со дня выделения финансирования на указанные цели от Правительства Приморского края обеспечить питание учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

<дата> МУПВ «ВПЭС», Дальневосточное Управление Ростехнадзора привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц.

Представитель ответчика Правительства Приморского края в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, согласно которому, истец в своем исковом заявлении настаивает на необходимости перевода КГБУСО с третьего уровня категории надежности электроснабжения на второй. Изменение категории надежности электроснабжения возможно посредством технологического присоединения. В соответствии с п.1.1.1. ПУЭ требования ПУЭ рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки. Согласно пункту 1.1.17, слово «рекомендуется» означает, что данное решение является одним из лучших, но не обязательным. Здание КГБУСО не относится к вновь строящимся или реконструируемым помещениям. Таким образом, нормы, на которые ссылается истец, в качестве правового обоснования своей позиции относительно необходимости исполнения предмета исковых требований, носят рекомендательных характер, а не обязательный, что не дает истцу права требовать исполнения данных предписаний ответчиком. Кроме того, исполнение краевого бюджета осуществляется в соответствии ведомственной структурой расходов, в пределах лимитов бюджетных ассигнований доведенных до каждого ГРБС на цели определенные законом о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период. Требования истца к Правительству Приморского края относительно выделения финансирования для реализации мероприятий являющихся предметом рассматриваемого дела является нормативно не обоснованным, поскольку Правительство Приморского края не осуществляет функции органа, курирующего деятельность КГБУСО, и не является ГРБС по данному направлению. ГРБСом в отношении КГБУСО выступает минтруд Приморского края. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица Дальневосточного Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, представил в суд письменный отзыв, согласно которому, по требованию Генеральной прокуратуры РФ были проведены проверочные мероприятия в отношении КГБУСО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус Надежды» совместно с представителем прокуратуры Советского района г.Владивостока старшим помощником прокурора Дедковой Н.В. В результате проверки установлено, на территории КГБУСО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус Надежды» находятся три дизельгенераторные установки, каждая мощностью 30 кВт. Потребляемая мощность электроустановок зданий центра - 100 кВт. Действующим законодательство РФ установлена необходимость и обязанность руководства КГБУСО «Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «Парус Надежды» поддерживать в состоянии готовности резервные источники питания для энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности. Электроприемники второй категории -электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

В силу ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика Правительства Приморского края, представителя третьего лица Дальневосточного Управления Ростехнадзора.

В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г.Владивостока Дедкова Н.В. на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в иске. Суду пояснила, что требования об обеспечении учреждений с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних резервными источниками питания направлены на повышение надежности электроустановок, обеспечение требований безопасности находящихся в них несовершеннолетних детей и персонала, а также посещающих их граждан, принимая во внимание, что после ледяного шторма, прошедшего на территории городского округа в период <дата>-<дата> и повсеместного выхода из строя объектов энергоснабжения распределительных и сетевых организаций, на территории Владивостокского городского округа без электроснабжения осталось КГБУСО «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды», в целях исключения возможности аварий, пожаров, предотвращения угрозы жизни и здоровью людей, в данном случае ПУЭ подлежат применению и обязательному исполнению. Просит суд исковые требования удовлетворить в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика Министерства труда и социальной политики Приморского края по доверенности Сыроквашина В.Ю. возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в письменном отзыве. Суду пояснила, что изменение категории надежности предполагает дополнительные денежные средства. Министерство труда и социальной политики Приморского края не уложится в минимальные сроки исполнения, это требует гораздо больших сроков. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель ответчика КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» по доверенности Никифорова А.А., заместитель директора по административно-хозяйственной работе Рыжов И.В. возражали против удовлетворения исковых требований в полном объеме, поддержали доводы представителя Министерства труда и социальной политики Приморского края. Суду пояснили, что в случае удовлетворения исковых требований, просят обратить внимание на минимальные сроки исполнения решения, необходимо будет время.

В судебном заседании представитель третьего лица МУПВ «ВПЭС» по доверенности Бокиевец С.С. возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме, по доводам и основаниям, изложенным в письменных возражениях. Суду пояснил, что подключение идет к сетям МУПВ «ВПЭС», встал вопрос об источнике энергии. МУПВ «ВПЭС» не отвечает за линии ДРСК, у ДРСК на балансе крупные подстанции. У МУПВ «ВПЭС» нет источника электрической энергии. Истец не оспаривает 3 категорию надежности, нет доказательств со стороны истца вообще. Считает требования необоснованными. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, давая оценку всем фактическим обстоятельствам дела, всем имеющимся доказательствам в их совокупности, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте ч.3 ст.123 Конституции РФ и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (ст.67 ГПК РФ).

Согласно ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решений вопросов местного значения органы местного самоуправления создают муниципальные предприятия и учреждения, осуществляют финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.

Статьей 9.2 ФЗ от 12.01.1996 года №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

На основании ч.1 ст.23 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.

Согласно ч.2 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств получателей социальных услуг при предоставлении социальных услуг за плату или частичную плату.

В соответствии с п.«а,д» ч.2 ст.21 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, противодействию терроризму и экстремизму, борьбе с преступностью; а также управляет и распоряжается собственностью субъекта Российской Федерации в соответствии с законами субъекта Российской Федерации, а также управляет федеральной собственностью, переданной в управление субъекту Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предусмотрено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Постановлением Губернатора Приморского края от 20.11.2020 № 166-пг «О введении на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального характера», введен на территории Приморского края режим чрезвычайной ситуации регионального характера и установлен региональный уровень реагирования. Определены границы зоны чрезвычайной ситуации в пределах территориальных границ Приморского края.

Постановление Губернатора Приморского края от 10.12.2020 № 173-пг «Об отмене на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального характера», признано утратившим силу Постановлением Губернатора Приморского края от 20.11.2020 №166-пг «О введении на территории Приморского края режима чрезвычайной ситуации регионального характера».

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Советского района г.Владивостока на основании поручения прокуратуры г.Владивостока совместно с сотрудниками Дальневосточного Управления Ростехнадзора проведена проверка КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» категории надежности энергоснабжения и обеспечения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Проведенной проверкой установлено, что в учреждении проживают дети оставшихся без попечения родителей, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, которые пребывают там постоянно на протяжении определенного периода времени.

Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что после ледяного шторма, прошедшего на территории ВГО в период <дата>-<дата> и повсеместного выхода из строя объектов энергоснабжения распределительных и сетевых организаций в КГБУСО «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» отсутствовало электроснабжение, что ставило жизнь и здоровье несовершеннолетних под угрозу.

В соответствии с государственным контрактом (договор энергоснабжения) № <номер> от <дата>, услуги по передаче электрической энергии КГБУСО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» оказывает ПАО «Дальневосточная энергетическая компания».

Как следует из п.3.1.12 государственного контракта (договора энергоснабжения) <номер> от <дата>, потребитель обязан обеспечивать поддержание автономного резервного источника питания, необходимость установки которого определена в процессе технологического присоединения, в состоянии готовности к его использованию при возникновении внерегламентных отключений, введении аварийного ограничения режима потребления электрической энергии (мощности) или использования противоаварийной автоматики. Место установки, тип, мощность автономного резервного источника питания указывается в Акте об осуществлении технологического присоединения или в Приложении № 4 к настоящему контракту.

В представленном приложении № 4 к данному договору какие-либо сведения о наличии у потребителя резервного источника питания в соответствующем акте не отражены.

Согласно акту разграничения балансовой принадлежности КГБУСО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» отнесено к III категории надежности, при этом, электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания учреждение не обеспечено.

По факту выявленных нарушений прокуратурой Советского района г.Владивостока <дата> директору учреждения внесено представление об устранении требований действующего законодательства.

По результатам рассмотрения указанного представления руководителем учреждения направлены соответствующие запросы в МУПВ «ВПЭС» с целью изменения категории надежности электроснабжения в соответствии с фактическими обстоятельствами.

В материалы дела представлено письмо КГБУСО «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» адресованное МУПВ «ВПЭС» <номер> от <дата>, КГБУСО «СРЦН «Парус надежды» является краевым государственным бюджетным учреждением социального обслуживания, осуществляющим свою деятельность на основании Устава, утвержденного департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края распоряжением № <номер> от <дата>, из которого следует, что учреждение создано для оказания услуг в сфере социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации. Учитывая изложенное, КГБУСО «СРЦН «Парус надежды» должен относиться ко второй категории электроприемников, которые в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Однако, в нарушение требований действующего законодательства, учреждение не обеспечено независимым резервирующим источниками питания и относится к третей категории электорприемников. Отсутствие независимых резервных источников энергоснабжения социально значимых учреждений ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников, персонала учреждения, посетителей учреждения в случае возникновения аварийных ситуаций на объектах электроснабжения и линиях электропередач. Просит рассмотреть настоящее обращение и принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих.

Согласно ответу МУПВ «ВПЭС» от <дата>, адресованного заместителю прокурора Советского района г.Владивостока, к электрическим сетям МУПВ «ВПЭС» подключен в том числе: центр реабилитации КГБУСО «СРЦН «Парус надежды», расположенный по адресу: <адрес>, акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от <дата> – 3 категория надежности электроснабжения.

Согласно ответу ПАО «ДЭК» от <дата>, адресованного заместителю прокурора Советского района г.Владивостока, в ПАО «ДЭК» отсутствует информация о наличии у потребителя КГБУСО «СРЦН «Парус надежды» независимых резервных источников снабжения электрической энергией. Не имеется актов согласования технологической и аварийной брони. Документы на электроустановку в ПАО «ДЭК» отсутствуют.

Согласно акту проверки прокуратуры Советского района г.Владивостока от <дата>, актом разграничения балансовой принадлежности потребителей относится к 3 категории. Схема внешнего энергоснабжения также соответствует 3 категории надежности. В ходе проверки установлено, что электроснабжение КГБУСО СРЦН «Парус надежды» осуществляется от одного источника. На территории имеется 3 дизельных генератора: один установлен возле корпуса № 6, второй - возле столовой, третий - на территории котельной. Однако, у генераторов отсутствует прямое подключение к вводному распределительному устройству объекта (ВРУ). Существующая схема ВРУ не позволяет подключить установленные дизельные генераторы без внесения изменений в ВРУ.

В судебном заседании установлено, что электроснабжение КГБУСО «СРЦН «Парус надежды» осуществляется от ТП <номер>, принадлежащее МУПВ «ВПЭС».

Из справки заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по ПК Дальневосточного Управления Ростехнадзора следует, что на территории учреждения имеется 3 дизельных генераторных установки (ДГУ), однако подключение к сетям (ВРУ потребителя по постоянной схеме отсутствует. Оборудование для стационарного подключения, с возможностью переключения на питание от ДГУ (перекидной рубильник, АВР или иное) не предусмотрено. В случае необходимости подключения (каждый раз) данных ДГУ для электроснабжения объектов необходимо изменять схему электроснабжения в ВРУ потребителя. В актах разграничения балансовой принадлежности отсутствуют ДГУ.

В силу ст.5 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии обязаны соблюдать требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации в области электроэнергетики, устанавливающих соответствующие требования к обеспечению надежности электроэнергетических систем, надежности и безопасности объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 года N 204 утверждены Правила устройства электроустановок.

Согласно п.1.2.18 Правил, в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории:

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

В силу п.1.2.20 Правил, электроприемники второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания. Для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.

В соответствии с п.5.1 «Свода правил по проектированию и строительству» СП 31-110-2003 (утв. Постановлением Госстроя России от 26.11.2003 № 194), электроустановки учреждений образования, воспитания, подготовки кадров относятся ко второй категории по надежности электроснабжения.

Исходя из п.31.6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг и п. 14(1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 года №861, отнесение энергопринимающих устройств заявителя (потребителя электрической энергии) ко второй и первой категории надежности энергоснабжения обусловлено наличием резервных источников питания, категория надежности обусловливает содержание обязательств сетевой организации по обеспечению надежности снабжения электрической энергией энергопринимающих устройств, в отношении которых заключен договор поставки электрической энергии.

Согласно п. 3.3.12 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 13.01.2003 года №6, сведения о наличии резервных стационарных или передвижных источников электрической энергии (бензиновых, дизельных, газовых), их установленная мощность и значение номинального напряжения указываются в договоре энергоснабжения и отражаются на электрических схемах.

Согласно пункту 6.1 Свода правил «Электроустановки жилых и общественных зданий, правила проектирования и монтажа» С\\ 256.1325800.2016 выпущенного в замен Свода правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий» выпущенного взамен «Электрооборудование жилых и общественных зданий. Нормы проектирования», электроприемники противопожарных устройств и охранной сигнализации учреждений образования, воспитания и подголовки кадров, отнесены к первой категории обеспечения надежности электроснабжения, комплекс остальных электроприемников данных учреждений - ко второй категории обеспечения надежности электроснабжения.

В п. 1.2.10 Правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 года №204 предусмотрено, что независимый источник питания - источник питания, на котором сохраняется напряжение в послеаварийном режиме в регламентированных пределах при исчезновении его на другом или других источниках питания. К числу независимых источников питания относятся две секции или системы шин одной или двух электростанций и подстанций при одновременном соблюдении следующих двух условий: 1) каждая из секций или систем шин в свою очередь имеет питание от независимого источника питания; 2) секции (системы) шин не связаны между собой или имеют связь, автоматически отличающуюся при нарушении нормальной работы одной из секций (систем) шин.

Из вышеприведенных норм права следует необходимость установки и поддержания в состоянии готовности резервных источников питания для энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности к каковым отнесены электроприемники учреждений социального обслуживания населения, а так же обеспечения электроснабжения систем противопожарной защиты зданий, оборудованных автоматической пожарной сигнализацией, от независимых источников питания.

Правила устройства электроустановок рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.

При этом, согласно п. 1.1.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго РФ от <дата> № 6, действующие электроустановки потребителей электрической энергии в том числе и электроустановки образовательных учреждений должны эксплуатироваться в соответствии с требованиями Правил <номер>.

В соответствии с требованиями п. 1.2.2 Правил №6 потребитель обязан обеспечить: содержание электроустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, правил безопасности и других нормативно-технических документов (НТД), своевременное и качественное проведение технического обслуживания, планово-предупредительного ремонта, испытаний модернизации испытаний, модернизации и реконструкции электроустановок и электрооборудования.

Соответственно, согласно п.1.2.2 Правил №6, требования к эксплуатации действующих электроустановок, должны соответствовать требованиям НТД к которым относятся, в том числе, требования Правил устройства электроустановок и СП 31-110-2003, в том числе и в части обеспечения надежности электроснабжения.

В ситуации, когда противоречащие требованиям НТД проектные решения, согласованные в установленном порядке, для действующих объектов отсутствуют, эксплуатацию и содержание электроустановок должна соответствовать требованиям действующих НТД.

Если проектные решения, противоречащие требованиям НТД, имеются, то потребитель должен в соответствии с требованиями п.1.2.2 Правил №6 своевременно провести требуемую модернизацию и реконструкцию электроустановок и электрооборудования для приведения этих установок и оборудования в соответствие с требованиями действующих НТД.

При этом, фактически до настоящего времени допущенные в КГБУСО СРЦН «Парус надежды» нарушения требований действующего законодательства не устранено, до настоящего времени учреждение категория надежности с 3 на 2 не изменена.

КГБУСО СРЦН «Парус надежды» не обеспечено электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, которые смогли бы обеспечить бесперебойное электроснабжение учреждения в условиях возникновения чрезвычайной ситуации.

Учитывая, что требования об обеспечении учреждений с круглосуточным пребыванием несовершеннолетних резервными источниками питания направлены на повышение надежности электроустановок, обеспечение требований безопасности находящихся в них несовершеннолетних детей и персонала, а также посещающих их граждан, принимая во внимание, что после ледяного шторма, прошедшего на территории городского округа в период <дата>-<дата> и повсеместного выхода из строя объектов энергоснабжения распределительных и сетевых организаций, на территории ВГО без электроснабжения осталось КГБУСО «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды», в целях исключения возможности аварий, пожаров, предотвращения угрозы жизни и здоровью людей, в данном случае ПУЭ подлежат применению и обязательному исполнению.

Поскольку, согласно Уставу КГБУСО СРЦН «Парус надежды», Правительство Приморского края является учредителем и собственником имущества, закрепленного за КГБУСО СРЦН «Парус надежды», то именно Правительство Приморского края обязано обеспечить финансирование учреждения на проведение работ по обеспечению электроэнергией от двух независимых резервирующих источников питания.

Как указано в ч.1 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

На основании изложенного, суд считает необходимым возложить обязанность на Правительство Приморского края обеспечить финансирование расходов КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» (юридический адрес: <адрес>) на приведение документации учреждения в соответствии с предусмотренной II категории надежности, на обеспечение питания учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на КГБУСО «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» (юридический адрес: <адрес>) в течение шести месяцев с момента поступления денежных средств на указанные цели от Правительства Приморского края обеспечить приведение документации учреждения в соответствии с предусмотренной II категорией надежности, и в течение шести месяцев с момента поступления денежных средств на указанные цели от Правительства Приморского края и в течение одного месяца с момента приведение документации учреждения в соответствии с предусмотренной II категорией надежности обеспечить питание учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Советского района г.Владивостока в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних удовлетворить.

Возложить обязанность на Правительство Приморского края обеспечить финансирование расходов КГБУСО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» (юридический адрес: <адрес>) на приведение документации учреждения в соответствии с предусмотренной II категории надежности, на обеспечение питания учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на КГБУСО «Социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» (юридический адрес: г<адрес>) в течение шести месяцев с момента поступления денежных средств на указанные цели от Правительства Приморского края обеспечить приведение документации учреждения в соответствии с предусмотренной II категорией надежности.

Возложить обязанность на КГБУСО «Социально- реабилитационный центр для несовершеннолетних «Парус надежды» (юридический адрес: <адрес>) в течение шести месяцев с момента поступления денежных средств на указанные цели от Правительства Приморского края и в течение одного месяца с момента приведение документации учреждения в соответствии с предусмотренной II категорией надежности обеспечить питание учреждения электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Советский районный суд г.Владивостока в течение месяца, со дня изготовления решения в мотивированном виде.

Мотивированное решение изготовлено 17.11.2021.

Судья Т.А. Борщенко