ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1478/14 от 02.06.2014 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

 2-1478/14

 Р Е Ш Е Н И Е

 Именем Российской Федерации

 02 июня 2014 года г. Ставрополь

 Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

 председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

 при секретаре Умаровой А.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по иску Государственного Учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике к ФИО1 о взыскании незаконно полученной федеральной доплаты к пенсии, судебных расходов

 У С Т А Н О В И Л:

 Государственное Учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученной федеральной доплаты к пенсии, судебных расходов, обосновав свои требования тем, что в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (в ред. от 01.07.2010 г.) "О государственной социальной помощи" (вступил в действие с 01.01.2010 г.) общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ от 15.12.2001г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.4 ст. 4 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации. В целях выяснения волеизъявления пенсионеров о получении ФСД, а также уточнения факта работы пенсионера, при проведении мероприятий по подготовке к осуществлению социальных доплат к пенсии в декабре 2009 г. Управлением ОПФР по КЧР в Адыге-Хабльском районе проводилась работа по информированию граждан, которым с 01.01.2010 г. могла быть установлена ФСД, путем вручения (доставки) им Уведомлений о праве на установлении (об установлении) ФСД к пенсии. Отсутствие заявления о не желании получать ФСД от пенсионера после получения Уведомления являлось по умолчанию: доплаты; подтверждением отсутствием факта работы. На основании данных нормативных актов и указаний Пенсионного фонда РФ ФИО1 с 29.01.2010 г. была назначена федеральная социальная доплата к трудовой пенсии по старости, т. к. размер её пенсии по состоянию на 29.01.2010 г. составлял 3 816 руб. 13 коп., в соответствии с Законом КЧР от 22.09.2009 г. № 47-РЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионеров в КЧР на 2010 г." прожиточный минимум для пенсионера составил 4 190 (четыре тысячи сто девяносто) руб. Законом КЧР от 09.12.2010 г. № 179-РЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионеров в КЧР на 2011г." прожиточный минимум для пенсионера в КЧР составил 4 600 (четыре тысячи шестьсот) руб., в соответствии с Законом КЧР от 15.11.2011 г. № 68-РЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионеров в КЧР на 2012 г." прожиточный минимум для пенсионера в КЧР составил 4908 (четыре тысячи девятьсот восемь) руб. Законом КЧР от 15.11.2012 г. № 86-РЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионеров в КЧР на 2013 г." прожиточный минимум для пенсионера КЧР составил 5 129 (пять тысяч сто двадцать девять) руб. С 01 декабря 2011 г. в связи с установлением новой версии программного обеспечения АРМ-"Пенсия" территориальные органы Пенсионного фонда РФ получили возможность осуществить в массовом порядке проверку факта осуществления трудовой деятельности или иной деятельности гражданин - получателей ФСД, в период осуществления которой они подлежали обязательному социальному страхованию, в целях контроля за правомерностью расходования федеральных средств на выплату ФСД и правомерности установления указанной доплаты. В результате такой проверки УПФР в Адыге-Хабльском районе выявлено, что ФИО1 согласно выписке из индивидуального лицевого счета осуществляла трудовую деятельность в период с 01.03.2010 г. по 31.10.2010 г. в первом ЖКО, так же с 19.03.2011 г. по 31.04.2012 г. в ООО "Благоустройство". Истец просил суд взыскать с ФИО1 сумму необоснованно полученной федеральной социальной доплаты к трудовой пенсии в размере 2 696 (две тысячи шестьсот девяносто шесть) руб. 09 коп.; судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 400 (четыреста) руб.

 В судебное заседание не явился представитель Государственного Учреждения - отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, был извещен судом о дне, месте, времени слушания дела.

 Ответчица ФИО1 в суд не явилась, просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие, о чем в материалы дела представлено письменное заявление.

 Суд, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса в соответствии со ст. 167 ГПК РФ по имеющимся в деле доказательствам.

 Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о возможности удовлетворения заявления по следующим основаниям.

 Судом установлено, что в соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ (в ред.от 01.07.2010 г.) "О государственной социальной помощи" (вступил в действие с 01.01.2010 г.) общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", пенсия которому установлена в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

 В соответствии с п. 4 этой же статьи Закона федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения..., не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

 В целях выяснения волеизъявления пенсионеров о получении ФСД, а также уточнения факта работы пенсионера, при проведении мероприятий по подготовке к осуществлению социальных доплат к пенсии в декабре 2009 г. Управлением ОПФР по КЧР в Адыге-Хабльском районе проводилась работа по информированию граждан, которым с 01.01.2010 г. могла быть установлена ФСД, путем вручения (доставки) им Уведомлений о праве на установлении (об установлении) ФСД к пенсии. Отсутствие заявления о не желании получать ФСД от пенсионера после получения Уведомления являлось по умолчанию: доплаты; подтверждением отсутствием факта работы.

 На основании данных нормативных актов и указаний Пенсионного фонда РФ ФИО1 с 29.01.2010 г. была назначена федеральная социальная доплата к трудовой пенсии по старости, т. к. размер её пенсии по состоянию на 29.01.2010 г. составлял 3 816 руб. 13 коп., в соответствии с Законом КЧР от 22.09.2009 г. № 47-РЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионеров в КЧР на 2010 г. прожиточный минимум для пенсионера составил 4 190 (четыре тысячи сто девяносто) руб.

 Законом КЧР от 09.12.2010 г. № 179-РЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионеров в КЧР на 2011 г. прожиточный минимум для пенсионера в КЧР составил 4 600 (четыре тысячи шестьсот) руб., в соответствии с Законом КЧР от 15.11.2011 г. №68-РЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионеров в КЧР на 2012 г." прожиточный минимум для пенсионера в КЧР составил 4908 (четыре тысячи девятьсот восемь) руб.

 Законом КЧР от 15.11.2012 г. № 86-РЗ "Об установлении величины прожиточного минимума пенсионеров в КЧР на 2013 г. прожиточный минимум для пенсионера КЧР составил 5 129 (пять тысяч сто двадцать девять) руб.

 Об установлении федеральной социальной доплаты (далее ФСД) в соответствии с п.31 Правил обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты, утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.09.2009 г. № 805н (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.11.2009 г. № 15285) ФИО1 была уведомлена под роспись и предупреждена о необходимости безотлагательно сообщать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ об обстоятельствах, влекущих изменение размера пенсии или прекращении ее выплаты, о поступлении на работу и (или) выполнения иной деятельности, в период осуществления которой она подлежала обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера федеральной социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты.

 С 01 декабря 2011 г. в связи с установлением новой версии программного обеспечения АРМ-"Пенсия" территориальные органы Пенсионного фонда РФ получили возможность осуществить в массовом порядке проверку факта осуществления трудовой деятельности или иной деятельности гражданин - получателей ФСД, в период осуществления которой они подлежали обязательному социальному страхованию, в целях контроля за правомерностью расходования федеральных средств на выплату ФСД и правомерности установления указанной доплаты. В результате такой проверки УПФР в Адыге-Хабльском районе выявлено, что ФИО1, согласно выписке из индивидуального лицевого счета осуществляла трудовую деятельность в период с 01.03.2010 г. по 31.10.2010 г. в первом ЖКО, так же с 19.03.2011 г. по 31.04.2012 г. в ООО "Благоустройство".

 При подсчете страхового стажа, периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст.ст. 10,11 Федерального закона № 173 "О трудовых пенсиях в РФ", после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

 Следовательно, ФИО1 в период выполнения оплачиваемой работы не имела права на установление ей к трудовой пенсии по старости федеральной социальной доплаты в соответствии со ст. 12.1 ФЗ № 178-ФЗ. О факте осуществления трудовой деятельности и получения заработной платы в период, когда к трудовой пенсии по старости ответчика была назначена и выплачивалась ФСД, не сообщила, несмотря на уведомление об установлении ей ФСД и обязанности безотлагательно сообщить в пенсионный орган об осуществлении деятельности, в период которой она подлежит обязательному пенсионному страхованию.

 В соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" физические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, предоставляемых ими для установления и выплаты трудовых пенсий.

 В силу ч. 1, 2 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

 В соответствии с ч. 1 ст. 1107 ГК РФ лицо, которое неосновательно получило или сберегло имущество, обязано возвратить или возместить потерпевшему все доходы, которые оно извлекло или должно было извлечь из этого имущества с того времени, когда узнало или должно было узнать о неосновательности обогащения. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

 Учитывая вышеизложенные обстоятельства по делу, суд находит законные основания для взыскания с ФИО1 сумму необоснованно полученной федеральной социальной доплаты к трудовой пенсии в размере 2696 руб. 09 коп.

 В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчицы подлежат взысканию судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 400 руб.

 На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш ИЛ :

 Исковые требования Государственного Учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике к ФИО1 о взыскании незаконно полученной федеральной доплаты к пенсии, судебных расходов - удовлетворить.

 Взыскать с ФИО1 в пользу Государственного Учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике сумму необоснованно полученной федеральной социальной доплаты к трудовой пенсии в размере 2 696 (две тысячи шестьсот девяносто шесть) руб. 09 коп.

 Взысканные денежные средства перечислить по следующим реквизитам:

 Получатель - ГУОПФР по КЧР

 Банк получателя: ГРКЦ НБ КЧР РФ

 УФК по КЧР (ГУ-ОПФР по КЧР)

 БИК банка: --

 ИНН/КПП: --

 Расчетный счет: --

 КБК - --

 Взыскать с ФИО1 Р- П-- в пользу ГУ-ОПФР по КЧР судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 400 (четыреста) руб.

 Взысканную госпошлину направить по следующим реквизитам:

 Банк получателя: ГРКЦ НБ КЧР РФ

 УФК по КЧР (ГУ-ОПФР по КЧР)

 БИК банка: -

 ИНН/КПП: -

 Расчетный счет: -

 Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суда через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Решение отпечатано в совещательной комнате.

 Судья Коробейников А.А.

 решение суда не вступило в законную силу.