ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1478/20 от 02.07.2020 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

32RS0027-01-2020-000298-45

Дело 2-1478/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 июля 2020 года г. Брянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Артюховой Э.В.,

при секретаре Ковалевой Е.И.,

с участием истца ФИО1,

представителя ответчика по доверенности ФИО2,

представителей третьих лиц по доверенности ФИО3 и ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Брянской городской администрации об оспаривании постановления и понуждение к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к ответчику, ссылаясь на то, что она (до замужества ФИО5) <дата> рождения, является лицом, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Ее мать Б.Т.В. умерла <дата>. Ее отец Б.В.И. умер <дата>

Согласно постановлению администрации Бежицкого района г. Брянска от <дата>№... «Об опеке над несовершеннолетними ФИО5, Б.К.В., Г.О.Г.» истец была передана под опеку бабушки - А.А.К..

Постановлением администрации Бежицкого района г. Брянска от <дата>№... «Об освобождении от обязанностей попечителя А.А.К. над несовершеннолетней ФИО5» истец была направлена в социальный приют для детей и подростков. Вместе с тем, согласно п. 2 данного постановления за истцом было сохранено право на жилую площадь по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации Бежицкого района г. Брянска от <дата>№... «Об установлении попечительства над несовершеннолетней ФИО5» попечителем истца была назначена старшая сестра истца Г.О.Г..

Решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 16.06.2014 г. истец была признана утратившей право пользования жилым помещением квартиры <адрес>.

Между тем, истцу на праве собственности принадлежит 1/4 доля комнаты, общей площадью 18,4 кв. м., по <адрес>, т.е. ей принадлежит 4,6 кв.м., что менее учетной нормы (14 кв. м, общей площади жилого помещения), утвержденной постановлением Брянской городской администрации от 25.05.2005 г. № 24-п «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на территории города Брянска».

Согласно выписке из протокола № 11 от 07.11.2019 г. заседания комиссии истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Брянской городской администрации № 4076-п от 12.12.2019 г. истцу было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 31.01.2019 г. № 220-П «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.

С вышеуказанным Постановлением Брянской городской администрации №4076-п от 12.12.2019 г. истец не согласна.

Истец полагает, поскольку она не является нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, в ее собственности имеется только 1/4 доли комнаты, общей площадью 18,4 кв. м., по <адрес>, (т.е. 4,6 кв.м., что менее учетной нормы), то у истца имеется право на оснований положений предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 г., ст.1 закона Брянской области №107-3 от 29.12.2012 г. в признании нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

Ссылаясь на ст.ст. 38,40,72 Конституции РФ, статью 5 Федерального закона от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.ст.1, 8 Федерального закона. № 159-ФЗ от 21.12.1996г., статьями 1, 2 Закона Брянской области 29.12.2012 № 107-3 «Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - ей рот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области» истец просила суд:

1. Признать незаконным Постановление Брянской городской администрации № 4076-п от 12.12.2019 г. «Об отказе ФИО1 во включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений».

2. Обязать Брянскую городскую администрацию включит ФИО1, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.

В ходе рассмотрения дела в качестве третьего лица был привлечен Департамент семьи социальной и демографической политике Брянской области.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика Брянской городской администрации по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против иска, полагая, что у истца нет право во включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.

Представитель третьего лица Департамента семьи социальной и демографической политике Брянской области по доверенности ФИО3 и представитель третьего лица Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации по доверенности ФИО4 оставили разрешения иска на усмотрение суда.

Суд, выслушав лиц участвующих при рассмотрении дела, изучи и оценив материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что ФИО1 (до смены фамилии в связи с вступлением в брак - ФИО5) <дата> рождения, является лицом, которое относилось к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать Б.Т.В. умерла <дата>. Ее отец Б.В.И. умер <дата>

Согласно постановлению администрации Бежицкого района г. Брянска от <дата>№... «Об опеке над несовершеннолетними ФИО5, Б.К.В., Г.О.Г.» истец была передана под опеку бабушки - А.А.К..

Постановлением администрации Бежицкого района г. Брянска от <дата>№... «Об освобождении от обязанностей попечителя А.А.К. над несовершеннолетней ФИО5» истец была направлена в социальный приют для детей и подростков.

Пунктом 2 данного постановления за истцом было сохранено право на жилую площадь в квартире <адрес>, принадлежащей бабушке А.А.К.

Согласно постановлению администрации Бежицкого района г. Брянска от <дата>№... «Об установлении попечительства над несовершеннолетней ФИО5» попечителем истца была назначена старшая сестра истца Г.О.Г..

После отмены состоявшегося 03.04.2012г. заочного решения Бежицкого районного суда г.Брянска, 16.06.2014 г. решением Бежицкого районного суда г. Брянска от 16.06.2014 г., вступившим в законную силу, ФИО1 по иску ее бабушки А.А.К., была признана утратившей право пользования квартиры <адрес>

Между тем, как следует из данных ЕГРН, истцу на праве собственности принадлежит 1/4 доля комнаты, общей площадью 18,4 кв. м., по <адрес> с 25.04.2011г. (т.е. 4,6 кв.м.).

Согласно выписке из протокола №11 от 07.11.2019 г. заседания комиссии истец была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.

Постановлением Брянской городской администрации № 4076-п от 12.12.2019 г. истцу было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденный постановлением Брянской городской администрации от 31.01.2019 г. № 220-П «Об утверждении списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.»

Отказ ответчика мотивирован тем, что на момент обращения с указанными требованиями истец достигла возраста 23 лет, свое право в возрасте до 23 лет не реализовала, так как с соответствующим заявлением не обращалась.

Разрешая спор, суд приходит к следующему.

В силу п. п. 1 - 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац. 2 п. 1 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац. 3 п. 1 в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 г. N 185-ФЗ, от 28.11.2015 г. N 358-ФЗ, от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, обязаны осуществлять контроль за использованием и сохранностью жилых помещений, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, за обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния жилых помещений, а также осуществлять контроль за распоряжением ими (п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в п. 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с п. 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом п. 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Порядок формирования списка, форма заявления о включении в список, примерный перечень документов, необходимых для включения в список, сроки и основания принятия решения о включении либо об отказе во включении в список, а также сроки включения в список устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Заявление о включении в список подается законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 14 лет, в течение трех месяцев со дня достижения ими указанного возраста или с момента возникновения оснований предоставления жилых помещений, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи.

Органы опеки и попечительства осуществляют контроль за своевременной подачей законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении этих детей в список и в случае неподачи таких заявлений принимают меры по включению этих детей в список.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если они в установленном порядке не были включены в список до приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет соответственно и не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями, вправе самостоятельно обратиться с заявлением в письменной форме о включении их в список (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 г. N 267-ФЗ).

Согласно пункта 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

При этом в соответствии с ч.2 ст. 4 и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ (введена в действие с 01.01.2013 г.) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу п.1 Постановления Правительства Брянской области от 19.08.2019 N 362-п "Об отдельных вопросах формирования и ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ….. и утверждения сводного и уточненного списков" установлен заявительный порядок включения в список.

Постановлением Правительства РФ от 04.04.2019 г. N 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

Согласно данным Правилам, формирование списка в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) либо органом местного самоуправления в случае наделения его соответствующими полномочиями законом субъекта Российской Федерации (далее - орган местного самоуправления).

Прием заявления о включении в список осуществляется уполномоченным органом либо органом местного самоуправления. В порядке, определяемом законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства детей-сирот, лиц из числа детей-сирот, лиц, которые достигли возраста 23 лет, прием заявления о включении в список может осуществляться подведомственной уполномоченному органу или органу местного самоуправления организацией (далее - уполномоченная организация).

Список, сформированный органом местного самоуправления, в порядке и в срок, которые установлены законом или иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не реже одного раза в полгода направляется органом местного самоуправления в уполномоченный орган, который формирует сводный список по субъекту Российской Федерации.

В список в том числе, включаются лица, которые достигли возраста 23 лет, если они относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в соответствии с законодательством Российской Федерации имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, но в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или нуждающихся в жилых помещениях и не реализовали это право по состоянию на 01.01.2013 г. или после 01.01.2013 г. имели право на обеспечение жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, но не были включены в список.

Как следует из материалов дела, на 01.01.2013г. ФИО1 исполнилось 27 лет, т.е. она уже фактически не относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Кроме того, на момент подачи соответствующего заявления в 2019г. истец так же статусом детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа так же уже не обладала, поскольку достигла возраста 34 года, т.е. она не могла быть включена в указанный список.

Согласно ранее действовавшему законодательству ч.2 ст. 57 ЖК РФ в редакции от 29.06.2012, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

Статьей 31 ЖК РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года) было предусмотрено, что заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

В силу статьи 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Таким образом, ранее действовавшее (до 01.03.2005) жилищное законодательство включало в себя обязательный принцип принятия граждан на учет нуждающихся в жилье и предоставления гражданам жилых помещений строго по очередности, в том числе для категории граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений.

Согласно действующему в настоящее время законодательству гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.

Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в установленном порядке с заявлением о постановке на учет, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа.

Доводы истца ссылающейся на постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2019 N 397, вступившее в законную силу от 18.04.2019, которым утверждены Правила формирования списка Правила постановки на учет лиц из категории детей, оставшихся без попечения родителей, которые достигли возраста 23 лет, к которым относится истец, основаны на ошибочном толковании указанного Постановления, согласно которому регламентированы Правила включения в список указанной категории граждан, которые по объективным причинам, не были включены в список, хотя имели на это право, а не потому, что они сами до достижения возраста 23 лет не реализовали свое право.

Доказательств обращения в органы местного самоуправления с заявлением о ее включении в список детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лиц из их числа, имеющих право на меру социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения, до достижения 23-летнего возраста, истцом суду не представлено.

При таком положении Постановление Брянской городской администрации № 4076-п от 12.12.2019 г. «Об отказе ФИО1 во включение в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений» соответствует закону.

В связи с указанным выводов, оснований для понуждения ответчика включит ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений, у суда не имеется.

Учитывая изложенное, исковые требования ФИО1 не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Артюхова Э.В.

Резолютивная часть решения суда оглашена 02.07.2020 г.

Мотивированное решение суда изготовлено 11.07.2020 г.